Главная страница
Навигация по странице:

  • Заключение 17 Список использованной литературы 19 Введение Актуальность.

  • Степень изученности темы

  • 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Философия Возрождения

  • 2.ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

  • 3.ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА Мишель Эйкем де Монтень (1533—1592)

  • 4.СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ МЫСЛИТЕЛЕЙ

  • Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Томас Мор

  • 5.АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ГОСУДАРЬ» Н. МАКИАВЕЛЛИ Никколо Макиавелли

  • Список использованной литературы

  • Социально-политические идеи мыслителей Ренессанса. Анализ произведения Н. Макиавелли «Государь».. Социально-политические идеи мыслителей Ренессанса. Анализ произв. 1. общая характеристика философии возрождения 4 периодизация эпохи ренессанса 6


    Скачать 39.43 Kb.
    Название1. общая характеристика философии возрождения 4 периодизация эпохи ренессанса 6
    АнкорСоциально-политические идеи мыслителей Ренессанса. Анализ произведения Н. Макиавелли «Государь»
    Дата23.12.2020
    Размер39.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциально-политические идеи мыслителей Ренессанса. Анализ произв.docx
    ТипРеферат
    #163406

    Содержание

    Введение 3

    1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 4

    2.ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА 6

    3.ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА 8

    4.СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ МЫСЛИТЕЛЕЙ

    РЕНЕССАНСА 10

    5.АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ГОСУДАРЬ» Н. МАКИАВЕЛЛИ 14

    Заключение 17

    Список использованной литературы 19

    Введение

    Актуальность. Эпоха Возрождения, или Ренессанса получила свое название из-за того, что в этот период происходит возрождения духовной культуры античности. Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию. Основными предпосылками для возникновения философии и культуры эпохи Возрождения являлись кризис феодализма, совершенствование орудий труда и производственных отношений, развитие ремесел и торговли, повышение уровня образованности, кризис церкви и схоластической философии, географические и научно-технические открытия.

    Эпоха Возрождения в целом быта ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника-творца. Художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. Человек начинает искать точку опоры в себе самом - в своей душе, теле, телесности. Культ красоты выступает на первое место.

    Степень изученности темы состоит в деятельности и трудах авторов, которые занимались изучением философии в эпоху Возрождения, а именно П.В. Алексеев, А.С. Кармин и др.

    Цель работы – изучить особенности философии эпохи Ренессанса, а также проанализировать произведение Н. Макиавелли «Государь».

    Для достижения данной цели, необходимо определить и решить ряд задач:

    1. - изучить философию эпохи Возрождения;

    2. - выявить основные периоды данной эпохи;

    3. - рассмотреть ярких представителей Ренессанса;

    4. - ознакомиться с ключевыми социально-политическими идеями;

    5. - проанализировать произведение «Государь».

    Структурно работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.
    1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

    Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт + польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

    Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

    В эпоху Возрождения индивид приобретает большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

    В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

    С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

    В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе, как к несамостоятельной сфере.

    В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется [3.148].

    Натурфилософы Возрождения, например, знаменитый немецкий алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

    2.ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

    В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода:

    1. Гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром (с середины XIV в. до середины XV в);

    2. Неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени (с середины XV в. до первой половины XVI в.);

    3. Натурфилософский (вторая половина XVI в. и начало XVII в.).

    Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца. У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 — 1321). Данте был выдающимся поэтом и мыслителем. Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным изгнанием [1.78].

    Второй этап развития философии эпохи Возрождения связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Пьетро Помпонацци, Николо Макиавелли, Николай Коперник, Томас Мор. Эти деятели эпохи Возрождения внесли значительный вклад в исследование онтологической проблематики, в развитие представлений о всех формах бытия. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику.

    Так, один из крупнейших философов этого период Николай Кузанский в своих сочинениях “Об ученом незнании” (1440) и “О предположениях” (1444), “Простец” (1450) Бога рассматривает как бытийность, порождающую все сущее. Единство мира, по его мнению, заключается в Боге. Движение к истине он рассматривает как процесс. Достижение окончательных истин, по мнению мыслителя, проблематично. Человек тем не менее способен созерцать природу в той мере, в какой ему разрешено Богом. Сам же Бог для человека остается непостижимым. И все же человек благодаря разуму соединен с миром и Богом.

    Третий этап развития философии эпохи Возрождения —этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня, Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, Галилео Галилея. Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. М. Монтень написал объемное сочинение “Опыты”, которое вплоть до нашего времени служит образцом нравоучительной литературы.

    Значительное приращение философского знания с середины XVI в. шло по линии развития представления о философии природы. Синтез натур философских идей был осуществлен в сочинениях Джордано Бруно. Основными его трактатами считаются “О причине, начале и едином” (1584), “О бесконечности вселенной и мирах” (1584). Центральной категорией его философии является Единое. Оно понимается им как высшая ступень космической иерархии бытия. В едином материя совпадает с формой, множественность и единство, минимум и максимум. Материю он рассматривает как субстрат и возможность [2.133].

    3.ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

    Мишель Эйкем де Монтень (1533—1592) — выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», в которой с литературной красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека. Исходный пункт учения — скептицизм.

    В отличие от агностицизма скептицизм Монтеня не отрицает познаваемости мира. Монтень считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы. Высказывал идею равенства всех людей, идеализировал «естественное состояние» человечества, которое нарушил прогресс цивилизации. Считал, что счастье людей возможно лишь при отсутствии сословий и социального неравенства. Главный принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной [2.97].

    Николай Кузанский, настоящее имя — Николай Кребс (прозвание Кузанский получил из-за места рождения — Куза на Мозеле) — теолог (был кардиналом при папе Пии II), философ, крупный учёный, особенно значимы его исследования в области математики, астрономии и географии.

    Высказывал идею единства Бога и его проявления в природе. Предлагал гелиоцентрическую систему мира, вселенную считал бесконечной, считается, что его идеи оказали влияние на Джордано Бруно, Николая Коперника и Галилея. Подчёркивал познавательную мощь человека («человек есть его ум»), уподобляя творческие способности божественным.

    Одной из центральных тем его философии являются сомнения и противоречия. Он рассуждал о границах применимости закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.

    Галилео Галилей — итальянский физик, механик, астроном, философ, математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей — основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики.

    При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью.

    В отношении философии природы Галилей был убеждённым рационалистом. Галилей отмечал, что человеческий разум, как бы далеко он ни шел, всегда будет охватывать лишь бесконечно малую часть истины. Но вместе с тем по уровню достоверности разум вполне способен постичь законы природы. Разум у Галилея — сам себе судья; в случае конфликта с любым другим авторитетом, даже религиозным, он не должен уступать[1.23].

    Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ, один из последних представителей философии эпохи Возрождения. Придерживался пантеизма, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Призывал познавать не сверхприродного Бога, а саму природу, являющуюся «Богом в вещах».

    Разделял гелиоцентрическую теорию Николая Коперника, высказывал идею диалектического единства противоположностей (на бесконечности прямая смыкается в окружность, периферия совпадает с центром, материя сливается с формой). Единицей сущего считал монаду, в деятельности которой оказываются слиянной телесное и духовное, объект и субъект. «Монадой монад» является Бог. В этических воззрениях придерживался идеи «героического энтузиазма» и безграничной любви к бесконечности, возвышающей людей. 17 февраля 1600 г. был заживо сожжён как еретик на площади Цветов в Риме после 8-летнего заключения.

    4.СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ МЫСЛИТЕЛЕЙ

    РЕНЕССАНСА

    В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы [5.133].

    Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

    Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

    1. Человек обладает изначально злой природой;

    2. Движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

    3. Совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

    4. Для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;

    5. Правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

    6. Правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);

    7. Ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

    8. В борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

    В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты [5.123].

    Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

    Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за от­каз дать присягу королю как главе независимой от Папы Рим­ского англиканской Церкви.

    Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Утопия — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

    Согласно Т. Мору в Утопии:

    1. Не существует частной собственности;

    2. Все граждане участвуют в производительном труде;




    1. Труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

    2. Все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;

    3. В связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;

    4. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

    5. Самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;

    6. Первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически — трудовой коллектив);

    7. Все должностные лица избираются — прямо или косвенно;

    8. Мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);

    9. Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

    Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом.

    По Кампанелле, в Городе Солнца:

    1. Отсутствует частная собственность;

    2. Все граждане участвуют в производительном труде;

    3. Результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

    4. Труд совмещается с одновременным обучением;

    5. Жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;




    1. Солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;

    2. Большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

    3. Во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

    Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем [6.147].
    5.АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ГОСУДАРЬ» Н. МАКИАВЕЛЛИ

    Никколо Макиавелли — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал в правительстве Флоренции несколько должностей, самая значимая - пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал за сильную государственную власть, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославившей его книге «Государь», опубликованной в 1532 году, пережившей много изданий и неоднозначно многократно трактованной.

    В своей работе «Государь» он исследует проблему завоевания, удержания и использования власти государем. Конкретные рекомендации по решению властных проблем государем Макиавелли дает с учетом типологии государств Италии XII—XV вв. (наследственных; смешанных; новых, например гражданских; церковных). Он советует осуществлять в них по возможности прямое властное воздействие и использовать, когда это необходимо, метод принуждения (если перед человеком не стоит естественная цель, то ее перед ним необходимо поставить).

    Инновационность рекомендаций Макиавелли в том, что, говоря современным языком, при выборе режима правления государь как лидер обязан учитывать народные традиции, стереотипы и устоявшиеся образцы Политических ориентаций. Вот некоторые рецепты поведения властителя как лидера.

    1. Лидер и сторонники. Государь приобретает власть благодаря расположению народа и знати. Макиавелли делает вывод, что тактически выгоднее опираться на народ, а не на знатных людей, так как именно среди знати из-за ее близости к государю появляются его соперники, и именно знать составляет заговоры против власти. К знатным слоям общества необходимо относиться дифференцированно: кто предан, почитать, а того, кто «не примыкает», разделять на категории. Если «не примкнувшие» просто нерешительны, то их можно использовать, например, в качестве советников; но если они отъявленные честолюбцы, то их надо опасаться, как врагов. Народ же менее опасен, поскольку от власти отдален, и кроме того, его легко нейтрализовать, превратив его лояльных представителей в новых знатных вельмож.

    2. Лидер и советники. В вопросе отношения к советникам государь должен жестко контролировать ситуацию: надо отбить у советников охоту давать советы по своему почину. Вообще, по мнению Макиавелли, каков правитель, таковы и советники, ведь инициатива всегда исходит от государя. Развернутые рекомендации далее сводятся к следующему:

    1. Нельзя допускать, чтобы советник стал соперником государя (не опасен «умный» советник, а критерий отбора — выгода государя);

    2. Надо отдавать должное советнику и обязательно хорошо оплачивать его труд, чтобы советник не воровал;

    3. Необходимо опасаться льстецов, так как они скрывают информацию (в результате неосведомленный государь может вызывать лишь презрение), поэтому советник должен иметь возможность говорить правду;

    4. Государю стоит делать вид, что все полученные советы ему нравятся, но принимать решение должен государь единолично;

    5. Лучше иметь как можно более узкий круг советников, чтобы избежать колебания мнений.

    Макиавелли предложил шокирующую максиму: кто исповедует в политике веру в добро, тот погибнет. Автор исходил из посыла, что человек от природы эгоистичен, никто не может быть полностью добродетельным, и государь не способен объединять в себе лишь одни положительные качества. Поэтому государю, желающему удержать власть, надо научиться быть недобродетельным [7.89].

    «Государь» по содержанию — пособие по искусству властвования. В современном понимании книга Макиавелли есть технология властвования, демонстрирующая инструментальное отношение к политике (где все зависит от факта, а он либо средство, либо препятствие, то есть выбор метода отвечает критерию эффективности).

    Макиавелли выводит своего нового князя за сферу морали и создает «чистое технологическое поле» власти. Конечно, это тип сильной власти и жесткого руководства, неслучайно книга Макиавелли стала пользоваться успехом в эпоху абсолютизма, а затем и в период тоталитаризма.

    Макиавелли не пытался определить роль личности в истории, а стремился выявить пределы власти, сформулировать закономерности политического режима, заложить основы политического лидерства. Между эпохой Н. Макиавелли и современностью почти шестьсот лет истории, и эта история контрастно и ярко подтверждает его правоту [7.68].

    Заключение

    Эпоха Возрождения стала поворотным пунктом в развитии политической мысли. Период с 40-х годов XIV века по первое десятилетие XVI иска характеризовался решительным отходом от церковно-теологической традиции средних веков. Эпоха Возрождения явила миру невиданные достижение во всех областях культуры, стала величайшим прогрессивным переворотом.

    Основателем новой науки о политике стал итальянский общественный деятель и мыслитель Н. Макиавелли. В систематическом виде свои политические идеи он изложил в работе «Государь» На сегодняшний день «Государь» не утратил своей актуальности. Советы, которые дает Макиавелли, используются в политике и управленческой деятельности по сей день. Несмотря на то, что часто их называют антинравственными большая часть литературы, посвященной управлению и лидерству, построена именно на концепциях итальянского мыслителя. Что касается государства и его устройства, то описании Макиавелли можно увидеть много черт присущих и современным государствам. То же самое касается и кризисов. Макиавелли отказался от средневековой практики рассмотрения политической власти как некоего божественного института, дарованного богом. Он рассматривал политическую жизнь с чисто земных позиций, показал, что она не подчиняется действию религиозных догм. По его мнению, политическая власть развивается по своим собственным закономерностям, которые не совпадают и даже противоположны закономерностям, которые действуют в других сферах жизни общества. В частности, он показал то, что полезно, является «добром» для власти, может быть совсем не таким с точки зрения морали и т. д.

    При изучении данной темы можно сделать следующие выводы:

    1. -философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

    2. -в эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить 3 характерных периода: гуманистический, неоплатонический и натурфилософский.

    3. -в отношении философии природы Галилей был убеждённым рационалистом. Галилей отмечал, что человеческий разум, как бы далеко он ни шел, всегда будет охватывать лишь бесконечно малую часть истины.

    4. -в эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства.

    5. -в своей работе «Государь» Макиавелли исследует проблему завоевания, удержания и использования власти государем.



    Список использованной литературы

    1. Алексеев, П.В. История философии: учеб. / П.В. Алексеев. - М.: ТК Велби, Проспект, 2015. – 611 с.

    2. Каппони Н. Макиавелли / Пер. с англ. — М.: Вече, 2012. – 423 с.

    3. Кармин, А.С. Философия: учебник для вузов — СПб.: Питер, 2009.– 299 с.

    4. Карсавин Л. П. Джордано Бруно. — СПб.: Наука, 2016. – 387 с.

    5. Коряковцев А. А. Социальные проекты Нового времени сквозь призму методологии классического марксизма. — 2017. – 379 с.

    6. Осиновский И. Н. Эразм Роттердамский и Томас Мор: из истории ренессансного христианского гуманизма: учебное пособие по средним векам. — М.: МГПУ, 2016. – 451 с.

    7. Разуваев В. В. Комментарии к «Государю» Макиавелли. М.;Центр гуманитарных инициатив, 2014. – 522 с.

    8. Чиколини Л. С. Кампанелла. Новая философская энциклопедия: — М.: Мысль, 2012. – 390 с.



    написать администратору сайта