Исследовательская работа. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. 1. Особенности социально политического положения берберов 4 Заключение 10
Скачать 27.73 Kb.
|
СодержаниеВведение 3 1.Особенности социально – политического положения берберов 4 Заключение 10 Список использованных источников и литературы 11 ВведениеБерберы являются коренным населением Северной Африки. Они проживали на этих землях задолго до прихода сюда арабских завоевателей. Берберы не составляют антропологически однородной массы, у них разные традиции, уклад и образ жизни и нет единого языка. Они говорят на непохожих ливийских диалектах, хотя и имеющих, «очевидно, общее происхождение с семитскими языками». Берберский вопрос в Алжире, возникший несколько десятилетий назад, сегодня обращает на себя все более пристальное внимание. Недовольство берберского населения этой североафриканской страны официальной политикой властей, не признающих прав берберов на культурную самоидентификацию, выливается в протестные движения как в самом Алжире, так и в странах Запада, в частности во Франции, где проживает многочисленная община алжирских берберов. Сложности на пути достижения компромисса привели в последние годы к появлению идеи отделения целого алжирского региона, где компактно проживают берберы-кабилы, а также к формированию Кабильского временного правительства в изгнании. Актуальность темы данной работы определяется остротой национально-этнического вопроса в Алжире и Марокко и опытом его решения. Имеющее давнюю историю движение за признание прав берберского населения Марокко отмечено в последнее время постепенным возрастанием роли берберов и их организаций в общественной жизни этих стран, что также обуславливает актуальность темы данной работы. Объектом исследования данной работы является «берберский фактор» в Алжире и Марокко; предметом – положение и проблемы берберского населения в этих государствах. 1.Особенности социально – политического положения берберовВажно отметить, что берберский вопрос ассоциируется главным образом с кабилами, хотя в действительности он имеет более широкое значение. Такая тенденция неслучайна, ведь кабилы — самая крупная и наименее арабизированная группа берберов Алжира. Они составляют около 70 % от числа всех алжирских берберов, большей частью проживают на севере страны, в историко-географической области Кабилия в восточной части Атласской горной системы. Этот регион неофициально разделен на гористую область — Большую Каби-лию (главный город — Тизи-Узу) и прибрежный район — Малую Кабилию (главный город — Беджайя). До 25 % кабилов проживают в столичном регионе. Исторически кабилы — земледельцы. Традиционное хозяйство — садоводство (разведение оливковых и фиговых деревьев) и выращивание зерновых, также распространено овцеводство. Недостаток земли заставляет горцев-кабилов уезжать в города и за границу. Среди них есть торговцы, чиновники, рабочие, часть — интеллигенция. В местах компактного проживания распространен только берберский язык тама-зиг. Численность кабилов — около 6 млн человек. Следующая по численности этническая группа берберов Алжира — шавийя. Они преимущественно населяют горный регион Орес (главный город — Батна), а также большую часть востока страны. Шавийские общины существуют в большинстве городов и провинций центра и востока Алжира. Занимаются в основном земледелием и скотоводством. На юге страны еще остаются полукочевники. В отличие от кабилов, шавийя свободно владеют и берберским, и арабским языками. Большинство из них также говорят по-французски. Их население составляет до 1/3 всех берберов страны (по данным берберских организаций — около 3 млн человек). Другие значительные группы берберского населения Алжира представлены племенными союзами мзабита (мозабитов), расселившимися на территории оазисов Северной Сахары (главный город — Гардая), и кочевниками-туарегами, проживающими на крайнем юге в районе Ахаггара (главный город — Таманрассет). Оценка численности этих двух групп весьма условна. Предположительно, их число составляет около 1 млн человек. Для того чтобы проследить причины возникновения и трансформации берберского вопроса в Алжире, совершим небольшой экскурс в историю страны. Арабское вторжение в Северную Африку в конце VII в. существенно не повлияло на этническую среду региона ни в тот период, ни позже, поскольку все иммиграционные движения в истории этой части Африки не носили массового характера: они происходили в разное время и рассеивались по всей территории. При этом, очевидно, уже с первой половины VIII в. основная масса берберов приняла ислам. Как писал Ш.-А. Жюльен, «победа ислама не повлекла за собой победы арабов: их господство над Северной Африкой в целом не продолжалось и пятидесяти лет». Однако, поскольку берберский язык состоял из множества разрозненных диалектов, арабский язык постепенно получил широкое распространение в качестве языка межэтнического общения, средства связи между различными районами Магриба. Исламизация Магриба также естественным образом содействовала распространению арабского языка — языка Корана. Между тем берберский язык сохранял жизнестойкость. Связано это было с тем, что численность арабских завоевателей была незначительной, а большинство правящих семей были берберами1. Кроме того, с приходом арабских завоевателей часть берберов переселилась с побережья в высокогорные районы страны, где сумела сохранить свою самобытность и уберечь культурно-языковые традиции от ассимилирования и забвения. Берберский язык оставался официальным языком в Алжире вплоть до османского завоевания в XVI в. В ходе становления Османской империи официальным языком был объявлен турецкий, тем не менее берберский язык п С вступления французской армии 5 июля 1830 г. в столицу Алжира открылась совершенно иная эпоха в жизни страны — эпоха ускоренной модернизации и «европеизации» жизни общества, но в то же время и ожесточенного сопротивления колониальной экспансии. Многовековой уклад алжирского общества был изменен кардинальным образом. Тяжелый удар был нанесен по так называемому «туземному обществу», его социальным и хозяйственным структурам. Французы лишили земли 60 % алжирских крестьян, среди которых большая часть была берберами. Миграция берберов в города и на равнины, их вынужденная урбанизация способствовали быстрой арабизации большой части алжирских берберов. Франция, официально объявившая Алжир французским в 1848 г., проводила в отношении берберского населения двоякую политику: с одной стороны, она жестоко подавляла вооруженные восстания берберских племен, с другой — пыталась использовать берберский фактор для внесения противоречий между ними и арабами. Французские власти поощряли берберов жить обособленно и иметь свои школы. В отношении них применялись иные правовые процедуры, чем к арабам. Все это вело к формированию в Алжире разделенного колониального общества под общим управлением французских властей. Французы предоставили берберам возможность учиться на своем языке в специальных французских школах для амазигов. Через эти учебные заведения (так называемую «франко-мусульманскую школу») внедрялась идея европейско-берберской идентичности, широко распространялась французская культура и ценности, в том числе религиозные. Париж, противопоставляя таким образом берберов арабам, рассчитывал иметь в их лице союзников на случай арабских восстаний в своей североафриканской колонии. Однако такая политика привела к противоположному эффекту. Недовольные навязыванием католицизма, западных ценностей и политикой ассимиляции берберы активно включились в антиколониальное сопротивление, по сути, возглавив сформировавшийся в 1954 г. Фронт национального освобождения (ФНО) Алжира. Берберский вопрос в Алжире встал особенно остро в 1990-е годы. Тогда в стране активизировался Фронт освобождения берберских племен в странах Магриба (ФОБПМ), созданный в Париже. Он ставил своей целью самоопределение берберов, а фактически осуществлял давление на североафриканские государства, содействуя интересам стран ЕС (прежде всего Франции) в регионе. Это берберское движение, вылившееся в акты неповиновения и столкновения с полицией, получило название «берберской весны». Президент Алжира в 1991-1992 гг. пошел на ряд уступок берберским студентам и смягчил политику арабизации, допустив преподавание берберской культуры в вузах страны. Важно отметить, что большую роль в усмирении народных волнений в восточном регионе страны сыграли объединенные усилия со стороны самих жителей, духовенства, правительства и сил правопорядка. СМИ писали, в частности, что старейшины города Хеншелы призвали молодежь к благоразумию «ради сохранения интересов страны». С 21 марта в различных провинциях при мечетях были усилены меры безопасности. Власти опасались возникновения стихийных протестов и митингов во время массовых пятничных молитв граждан. В частности, писали СМИ, провокации возможны со стороны противников выступления Селляля, а также четвертого срока Бутефлики. Протесты распространились и на соседние с регионом Орес провинции, жители которых развернули широкую кампанию поддержки населению Ореса. В том числе акции протестов прокатились по Кабильскому региону. Как мы видим, вопрос о важности национального единства и консолидации общества, особенно накануне президентских выборов, в период возможных провокаций и народных волнений, стоял довольно остро. Возможно, дело не столько в том, что потребность берберских этнических групп Алжира сохранять самобытность и развивать свои культурно-исторические традиции не находит должного отклика со стороны властей. Следует понимать, что отношения между центром и периферией, где исторически компактно проживают берберы, в Алжире складываются непросто. Растет недовольство жителей периферийных областей невниманием государства к их нуждам, в первую очередь в социально-экономическом плане. В данном контексте представляется уместным упомянуть также о волнениях в провинции Гардая, которую называют «стратегическим форпостом» и воротами к южным границам страны. В столице провинции Гардая на протяжении почти всего 2014 г. наблюдались беспорядки. Были жертвы среди мирных граждан. Население Гардаи, как и большинства регионов страны, неоднородно. Помимо арабов там проживает самая крупная в стране община берберов-мозабитов. Политологи и журналисты сходятся в том, что причины беспорядков, вылившихся в погромы торговых лавок, порчу имущества и уличные бои, крылись в социальных проблемах и отсталости региона в целом. Хотя не обошлось и без провокаций на религиозной почве. Ассоциация улемов Алжира 24 марта предостерегла молодежь Гардаи от смут и мятежа, призвав ее не поддаваться на провокации и не следовать призывам к национальной розни. В своем воззвании к алжирскому народу, опубликованном местными СМИ, Ассоциация улемов призвала алжирцев, и в частности жителей области Гардая, сохранять дух национального единства. Она подчеркнула, что действия подстрекателей несут серьезную опасность для государства, нарушение национального единства грозит смутой и расколом страны. Кандидат в президенты М. Тавати, лидер алжирского Национального фронта, посетив 25 марта в рамках своей избирательной кампании Гардаю, подчеркнул необходимость сохранять сплоченность общества и укреплять диалог между населением регионов. Он выразил убежденность в том, что если бы в Алжире была «социальная справедливость», то всего этого бы не случилось. Отвечая на требования жителей судить и наказать зачинщиков беспорядков, М. Тавати призвал их забыть слово «отмщение». Эти примеры показывают, что опасения за национальное единство страны стали главным лейтмотивом предвыборной риторики кандидатов в президенты и основной темой обсуждений алжирских политиков, политологов, журналистов и простых граждан. В этой связи хочется подчеркнуть, что радикальные проявления «берберизма», такие как кабильский автономизм и сепаратизм, действительно оцениваются как угроза целостности современного алжирского государства не только алжирскими властями, но и широкой общественностью, в то время как «берберский вопрос» в широком его понимании встречает в алжирском обществе терпимость и сочувствие. Очевидно, что, несмотря на случающиеся провокации и, как следствие, частые волнения в центральных и восточных провинциях страны, где плотность проживания берберского населения особенно высока, можно говорить не о разобщенности, а скорее о консолидированности алжирского народа в целом. При этом берберская самоидентификация в наши дни строится, очевидно, не столько на общности берберских народов, сколько на отношении к общим социально-экономическим проблемам, существующим в отдаленных регионах. ЗаключениеНа сегодняшний день берберы являются самым многочисленным меньшинством таких стран арабского Магриба как Марокко и Алжир. Берберские племена на протяжении многих веков соседствуют с арабами. Невозможно оценить вклад берберского народа в историю Алжира и Марокко: наряду с арабами, они отчаянно боролись за независимость от европейских держав и т.д. Однако сегодня мы видим, что правительство Алжира явно забыло об этом. Власти этой страны придерживаются курса на арабизацию и не хотят идти на компромисс в отношении проблем берберского населения. Несмотря на усилия берберских организаций, правительство Алжира не признает берберский язык в качестве государственного языка. И это – в стране, где берберский этнос составляет почти четверть населения. «Кабильский вопрос» - вопрос о предоставлении автономии для берберского племени кабилов, так и остается нерешенным. Этот вопрос активизировался еще в 80-х гг. прошлого века, когда призывы Фронта освобождения берберских племен стран Магриба были услышаны в Алжире, в это время был принят закон об обязательном знании арабского языка. Восстания берберов Кабилии – территории их компактного проживания – не утихают и жестоко подавляются алжирскими властями. Правительство Алжира не осознает, что подобная политика в отношении берберского этноса может привести к расколу единого алжирского государства. Властям Алжира стоит учесть успешный опыт Марокко в решении «берберского вопроса». Установление диалога и проведение правильной политики в отношении берберов поможет сохранить мир внутри государства и не допустить его раскола. Список использованных источников и литературыа) основная литература 1. Новая и новейшая история. Модуль «Новейшая история стран Азии и Африки»: методические рекомендации/ Родригес-Фернандес А. М., Никитюк В. А., Нидерман И. А.. – Изд. Прометей, 2013 – Режим доступа: http://biblioclub.ru 2. Новейшая история стран Азии и Африки : ХХ век: учебник : в 3-х ч., Ч. 2. 1945–2000.- Изд: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. – Режим доступа: http://biblioclub.ru 3. Фортунатов История мировых цивилизаций: пособ.-СПБ.: Питер, 2012,2011. – Режим доступа: http://biblioclub.ru б) дополнительная литература 1. История мировой экономики: учебник. – М., Изд: Юнити-Дана, 2012 2. История зарубежных стран Нового и Новейшего времени. Сборник студенческих работ Издатель: Студенческая наука, 2012 3. Всемирная история: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2015 |