Бытие и материя. Тема 9 Бытие и материя. 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
Скачать 24.61 Kb.
|
1.Понятие бытия. Основные формы бытия Понятие «бытие» объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Философия объединяет их в различные группы. Бытие вещей . «Первая» природа существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека, независимо от его воли и субъективных желаний. «Первая» природа является реальностью объективной и первичной. Человек, не удовлетворенный тем, что ему дает «первая» природа, соединяя свой труд с веществом природы, создает «вторую» природную – комплексную (природно-духовно-социальную) реальность. Она также объективна, воплощает в себе, опредмечивает человеческие идеи, цели. Бытие человека . Бытие отдельного человека – единство тела и духа. Существование человека не надприродное, но и не только природно-телесное. Специфика существования человека в переплетении, взаимодействии трех разных бытийственных измерений заключается в том, что: 1) отдельный человек реально существует как данная мыслящая и чувствующая вещь (тело); 2) человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo Sapiens и взятая на данном витке его эволюции; 3) человек существует как социально-историческое существо. Бытие духовное . Различают два вида. Индивидуализированное духовное бытие включает в себя сознание и бессознательное. Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут отделяться от него самого, и тогда возникает объективированное (внеиндивидуальное) духовное бытие. Оно материализируется в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков (книги, чертежи, формулы, проекты, ноты и звучание музыкальных инструментов). Бытие социальное . Включает в себя и материальную, и духовную жизнь общества (общественное бытие и общественное сознание). Основу социального бытия составляет практика как специфически человеческий способ бытия в мире, суть которого в преобразовании материального мира как природного, так и социального. 2.Понятие материи. Развитие представлений о материи в философии. Основные формы движения материи. Материя есть абстракция по отношению к конкретным вещам. Материя это не реальная возможность всех форм и вещей, а действительное их бытие. Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека. Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией). Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты).Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную. Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер. Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты). Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи. В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта: логический – материя как философская категория; онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность; гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение; заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений. В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов: материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения; материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека; материя – это то, отражением чего является сознание, мышление. Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения: в неорганической природе, пространственное перемещение; движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.; движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции; изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое; геологические процессы; изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.; в живой природе, обмен веществ, саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах; взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли; внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования; надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию; в обществе, многообразные проявления сознательной деятельности людей; все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности. Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими. 3.Движение – способ существования материи.Мир находится в постоянном движении. Быть – значит быть в движении, изменении. Движение неотъемлемое свойство материи. Под движением понимается изменение вообще, т.е. любое изменение, как качественное, так и количественное. Движение есть атрибут материи, и, как и материя, несотворимо, неуничтожимо, не привносится извне, а присуще самой материи. Причиной движения материи признаётся взаимодействие противоположных начал. Внутренняя противоречивость материи определяет её способность к саморазвитию. Движение есть способ существования материи. Нет материи без движения, а движения без материи. С понятием движения соотносится понятие покоя, обозначающее моменты устойчивости и равновесия в потоке материальных изменений. При этом движение абсолютно, а покой относителен. Тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отсчёта, условно принятой за неподвижную, или систему отсчёта. Так здание неподвижно относительно Земли, но движется вместе с ней, вращающейся вокруг своей оси и вокруг Солнца. В непрекращающемся движении сущего всегда присутствуют момент устойчивости. Как бы ни изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определённость. Река не перестаёт быть рекой из-за того, что она течёт: бытие реки и заключается в её течении. Обрести абсолютный покой, значит перестать существовать. Бесконечно превращение одних форм движения в другие. Выделяют количественные и качественные изменения. Количественные изменения не предполагают изменения структуры объектов. Качественные изменения связаны с преобразованием внутренней структуры объекта. Последовательные, необратимые качественные изменения называются развитием. Развитие может быть прогрессивным и регрессивным. Прогресс – развитие, сопровождающееся повышением уровня организации объекта или системы, переход к более совершенному. Регресс – развитие, сопровождающееся понижением уровня организации объекта или системы. Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи, взаимосвязанных и, при определённых условиях, переходящих друг в друга. Каждая из форм движения связана с определёнными материальными носителями. Механическое – с движением макротел; Физическое – с движением атомов; Химическое – с движением молекул; Биологическое – с белками; Социальное – с человеческими индивидами и социальными общностями. В современной философии естествознания принято выделять три основные группы движения материи. В неорганической природе – пространственные перемещения – движение элементарных частиц и полей, превращения атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические процессы, изменения космических объектов; В живой природе – обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции и воспроизводства, экологические системы и т.д.; Общественные формы движения материи – все многообразие форм деятельности людей. 6). Пространство и время – это предельно общие философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи.Философские категории пространства и времени являются абстракциями высокого уровня и характеризуют особенности структурной организации материи. Пространство и время – это формы бытия материи, верно и обратное – материя невозможна вне пространства и времени. Пространство есть всеобщая форма координации сосуществования материальных объектов, обладающих протяженностью (длина, ширина, высота), занимающих место и положение относительно друг друга (сбоку, внизу, вверху, сзади, спереди и т. д.). Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образуют структуру пространства. Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше другого. Всё это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время есть всеобщая форма координации смены объектов или их состояний, длительности материальных процессов, смены этапов и стадий развития. Время имеет одно измерение, одно направление и необратимо. Пространство и время взаимосвязаны. То, что совершается в пространстве, происходит и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Свойства пространства: протяжённость (определённое местоположение), изотропность (равномерность всех возможных направлений), однородность (отсутствие каких-либо выделенных точек), трёхмерность (положение определяется тремя независимыми величинами: длина, ширина, высота). Свойства времени: длительность (продолжительность существования), одномерность (положение объекта во времени описывается единственной величиной), необратимость (однонаправленность от прошлого к будущему), однородность (отсутствие каких-либо выделенных объектов). Специфика пространства и времени выражается в различии их мерности и некоторых соответствующих свойств: пространство – трехмерно, время – одномерно; пространство обратимо, время необратимо; пространство соотносимо с устойчивостью, время текуче и соотносимо с изменчивостью. Современная философия и наука признают абсолютность и относительность пространства и времени. Абсолютность пространства понимается в том смысле, что любой предмет, структура, любое нечто обладает пространственной упорядоченностью и временной последовательностью. Относительность же – в смысле качественной определённости систем и мерности их взаимоотношений. Для изучения свойств пространства и времени большое значение имела теория относительности А. Эйнштейна. В 1905 г. им была создана специальная теория относительности (СТО). В её основе лежат два утверждения: постоянство скорости света в вакууме (300 000 км/сек.) и одинаковость течения и описания различных физических процессов в инерционных системах. Эйнштейн показал зависимость течения времени, массы объекта и его линейных размеров от скорости движения системы. При приближении скорости системы к скорости света течение времени замедляется, масса объекта увеличивается, а его линейные размеры сокращаются в направлении движения. Таким образом, выявляется взаимосвязь определенных мер движения, материи, пространства и времени. В 1916 г. А. Эйнштейн сформулировал общую теорию относительности (ОТО). Здесь он опирался на идеи неевклидовой геометрии, разработанные Н.И. Лобачевским и Б. Риманом. Результатом их работы была идея кривизны пространства. Идея кривизны пространства учитывает гравитационные взаимодействия, которые в мегамире проявляются существенным образом. Согласно ОТО, структура пространства-времени определяется распределением масс материи, то есть раскрываются новые стороны зависимости пространственно-временных отношений от материальных процессов. Проще говоря, вблизи гравитационных масс пространство искривляется. Свет далёкой звезды вблизи таких масс отклоняется. Пространство и время нашего мира имеют различные измерения. Согласно релятивистской теории современная наука оперирует четырёхмерным пространством-временем, которое измеряется тремя координатами пространства и одной – времени. Разговор о пространстве и времени содержит ещё один интересный вопрос, требующий философского решения, это бесконечноеиконечное.В философских словарях бесконечное и конечное определяются как философские категории, отображающие противоположные, но взаимосвязанные стороны существования и развития материального мира в пространстве и времени. Конечное присуще отдельным конкретным вещам, состояниям, процессам, формам движения. Но мир в целом, природа, вселенная существует вечно во времени и бесконечно в пространстве. Однако эта бесконечность и вечность проявляются через существование отдельных вещей здесь и сейчас, в этом и выражается связь между конечным и бесконечным. 4.Пространство и время как атрибуты материиМатерия, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь - абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная пли актуализированная). Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение. Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (явлений) в их соотношении с другими объектами и явлениями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных объектов и явлений в их соотношении с другими материальными объектами и явлениями. Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения. Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время - самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее .Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется, и свойства сохранятся. Получается, что пространство - это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, - а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают как реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному миру. Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношении, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Их геометрические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойств от характера движения материальных систем. Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств. Общие свойства пространства - времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств, практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время - это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют. Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность. Специфические свойства времени: длительность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость. Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности. |