Реферат Структурная схема невербального поведения. 1 Понятие о невербальном поведении
Скачать 37.14 Kb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Невербальное поведение играет значительную роль в процессе взаимодействия людей. Поэтому сегодня так актуальна проблема изучения особенностей невербального поведения человека. Невербальное поведение считается многими исследователями той частью невербального общения, которая трудно поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Психологическую суть невербального поведения как сложно опровергнуть, так и нелегко подтвердить. Поэтому в культуре складываются, главным образом, требования, касающиеся речевого поведения. Человек несет ответственность за сказанное слово, но не за свое невербальное поведение, которое не имеет безусловных формальных характеристик и остается как бы «невидимым» как для субъекта, так и для партнера, но оказывает заметное влияние на все стороны общения. Невербальное поведение, в отличие от невербальных коммуникаций, это не просто средство информации, средство, улучшающее ориентировку одного человека в другом, не просто внешнее сопровождение психических явлений. Если и можно говорить о невербальном поведении как инструменте познания внутреннего мира человека, то только потому, что оно и есть часть этого мира, форма его существования. Невербальное поведение – это не маска, которую можно снять или надеть, это сама личность во всех ее проявлениях. Цель работы: изучить структурную схему невербального поведения В соответствии с целью можно поставить следующие задачи: дать характеристику понятия невербального поведения; охарактеризовать элементы структурной схемы невербального поведения 1 Понятие о невербальном поведении Рассмотрим невербальное поведение Невербальное поведение связано с внутренним миром личности. Функция его не сводится к сопровождению её переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения – это ещё один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высшие характеристики голоса, его временная и пространственная организация. В основу выделения подструктур невербального поведения положены основные характеристики невербальных средств (движение, пространство, время), а также системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная. С той подструктуры, которая создает основные её свойства – движение - и отражает с помощью оптической системы субъекта. Такой подструктурой невербального поведения является кинесика. Кинесика – это зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении, кинесика – это не только язык тела (жесты, мимика, позы, взгляд), но так же манера одеваться, причесываться и т.д. К кинесике также относится движения, которые связаны с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк. Кинесика – понятие, использующиеся для обозначения различных движений человека, но чаще всего при изучении движений рук и лица. Многие исследователи в этом случае применяют следующие понятия: экспрессия, паралингвистика, выразительные движения. Экспрессия определяется как выразительное поведение человек. Все явления экспрессии подразделяются на следующие области изучения: выразительные движения и физиогномику. Физиогномика – это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей. Под выразительными движениями понимаются и широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм (мимика, пантомимика). Ещё одной подструктурой кинесики является движения глаз или «контакт глаз». Способы обмена взглядом в момент беседы, организация визуального контакта в каждом отдельном случае – время фиксации – широко используется при исследовании так называемой атмосферы интимности в межличностном общении, взаимных установок общающихся лиц. Согласно структурной схеме невербального поведения следующая система отражения невербального поведения человека – акустическая многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. Основная нагрузка в процессе восприятия голосовых изменений человека ложится на акустическую систему общающихся партнеров. Характеристики голоса человека принято относить к просодическим и экстралингвистическим явления. Просодика и экстралингвистика изучаются паралингвистикой, которая рассматривает свойства голоса, не входящие в систему собственно фонологических и замещающих сферу несловесных коммуникаций. К просодической структуре относятся явления высоты, тона, длительности, силы звука, ударения, тембра голоса. Просодика – это общее название таких ритмико-интонациональных сторон речи, как высота, длительность, громкость голосового тона. Экстралингвистическая система – это включение в речь паузы психофизических проявлений человека (плач, кашель, смех, вздох, шёпот и т.д.). В качестве подструктуры просодической и частично экстралингвистической структуры невербального поведения выступает интонация (мелодия речи, её ритм, интенсивность, темп, тембр, фразовое и логическое ударение). Следующая система отражения невербального поведения – тактильно-кинестезическая. Тактильно-кинестезические данные поступают от сенсорных рецепторов, находящихся в коже, мышцах, сухожилиях, суставах и во внутреннем ухе. Тактильно-кинестезическая система дает менее точную информацию о внешнем мире, о другом человека по сравнению со зрением. Начиная с раннего возраста, физический контакт в виде прикосновений является важным источником взаимодействия личности с окружающим миром. Далее рассмотрим использование в общении ольфакторной системы отражения, позволяющей выделить такую структуру невербального поведения, как запахи: естественные и искусственные. Система запахов, являясь невербальным индикатором индивида, может служить дополнительной характеристикой складывающегося о нём образа. С незапамятных времён известна «культура запахов» как специфическое средство социальной стратификации, как источник межличностных контактов, как характеристика функционально-ролевых отношений индивидов, как способ идентификации, установлении тождества, принадлежности к одной микро- или макро группе. Невербальное поведение личности в общении в межличностном познании выполняет функции: создает образ партнера по общению; выполняет функцию опережающей манифестации психологического содержания общения (относительно речи); выступает в качестве способа регуляции пространственных параметров общения; поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися; выступает в качестве маскировки «Я - личности»; является средством идентификации партнёров по общению; выполняет функцию социальной стратификации; выступает в качестве показателей статусно-ролевых отношений; выражает качество и изменение взаимоотношений партнёров по общению, формирует эти отношения; является индикатором актуальных психических состояний личности; выполняет функцию экономии речевого сообщения; выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного. 2 Изучение акустической системы невербального поведения человека Темпо - ритмические особенности речи при говорении относится к числу достаточно сильных психодиагностических показателей, с давних времен и до наших дней интересующих многих исследователей. Высказываются предположения, зачастую экспериментально подкрепленные, что речевая динамика определяется свойствами нервной системы, темпераментом, активностью и эмоциональностью говорящего. Эти предположения приобретают даже парадоксальную форму о совпадении темпа речи и темпа жизни. С этой точки зрения скорость речи оказывается константной характеристикой, и в криминалистике, например, она входит в перечень опознавательных признаков. Можно сознательно ускорить или замедлить скорость речи, но как только представится возможность, каждый говорящий вновь переходит на персональный, свойственный ему и комфортный для него темп. Достаточно много и более сдержанных, осторожных замечаний типа связи скоростных особенностей речи со сложностью излагаемой темы, степенью осведомленности о тех или иных вопросах (вряд ли в этом можно усомниться, слушая на экзамене ответы плохо знающего материал студента), знаниям языковой структуры (сравните скорость собственной речи на родном и неродном языке), эмоциональном состоянием (медленная тягучая речь в состояниях тоски и печали и быстрая, оживленная – при радостном оживлении). Речь, связанная с активным использованием языковых средств в акустической модальности, чрезвычайно разнообразна по видам, состоянием (спокойная - взволнованная речь), степеням владения языком (грамотная - неграмотная), условиям (межличностное или публичное выступление). На основе наблюдений построены различные классификации говорящих типа: красноречивые - косноязычные, говорливые - молчуны, дельные - пустомели, бесцветные - яркие, равнодушные - душевные. По активности и частоте использования разных языковых знаков можно разделить всех говорящих на многословных, предпочитающих речевые способы коммуникации («язык без костей», «рот не закрывается») и молчаливых, использующих речь мало и неохотно («слово клещами не вытянешь»). Это типично для выделения экстра - и интровертированных личностных особенностей. При диагностике могут быть использованы и голосовые особенности. Так, говорящие громко и четко обычно воспринимаются как люди уверенные, занимающие высокие статусные позиции, иногда даже - как агрессивные. Говорящие тихо и медленно соотносятся с людьми робкими, нерешительными, социально малозначимыми. Темп речи, помимо продолжительности звучания слогов, включает в себя и паузы между словами и предложениями. Они могут быть нормальными лингвистическими маркерами, отделяющими один сегмент от другого. В таких случаях их длительность не превышает 250 мс. Если же продолжительность пауз увеличивается, то они приобретают другое значение и становятся паузами нерешительности, заполненными посторонними звуками типа «м-м-м», «эээ» или даже ненужными словами типа «в общем», «ну это» и т.д. Могут быть молчаливые паузы, свидетельствующие о собственных проблемах говорящего. Обычно быстро говорящие делают более короткие паузы, иногда их речь даже воспринимается как слишком плотная, без пропусков, а потому и более трудная для восприятия. В клинике встречается даже патология динамики речи, как «болезненная поспешность речи», свойственная многим весьма одаренным людям. Медленно говорящие, напротив, растягивают паузы. Их речь становится тягучей, к ней достаточно трудно приспособиться, создается представление о намеренном затягивании времени. Существует достаточно обширная литература психоакустического характера, позволяющая делать выводы на базе точных акустических замеров. Например, установлено, что мужчины говорят в пределах 85-200 Гц, женщины - в пределах 160-340 Гц. Изменения по частоте в сторону повышения или понижения свидетельствует об изменениях в эмоциональных состояниях: голос взволнованный, испуганный, радостный, торжествующий, тоскливый, убитый, глухой. По громкости диапазон голоса: от 20 дБ - шёпот, 25 дБ - слабый голос, 40-60 дБ – средний голос, 60-70 дБ – громкий голос, 80-85 дБ – крик. Усиление громкости свидетельствует об изменениях в эмоциональной сфере, как и в случае с высотными показателями: гневные, агрессивные голоса звучат слишком громко, а печальные тусклые голоса - слишком тихо. Очень интересно проявляются в речи показатели тревожности, особенно в ситуациях публичного выступления. Обычно даже опытные выступающие - лекторы, артисты, политики - испытывают определённое волнение, связанное с ответственностью, желанием проявить себя с положительной стороны, боязнью насмешек, неудач, провала. Это волнение иногда принимает запредельные формы, может закрепиться как стиль поведения, например, в виде логоневрозов, логофобий, даже логонемоты (открываю рот - не могу сказать ни слова от страха). 3 Оптическая, тактильно-кинестезическая и ольфакторная система невербального поведения человека Элементом кинесической подструктуры невербального поведения является поза. Поза - это положение человеческого тела, типичное для должной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тела, около 1000. Одним из первых указывает на роль позы человека, как одного из невербальных средств общения, регуляции процесса межличностного отношения, А. Шефлен. В целом позы могут выполнять в общении две функции: расчленять поток речи на единицы и регулировать межличностные отношения в диаде. Именно с помощью поз можно создать относительно окружающих мысленный барьер, определить ориентацию партнёров относительно друг друга. Изменение позы, их синхронизация свидетельствует об изменениях отношений между общающимися. Ещё одним элементом кинесической подструктуры невербального поведения являются жесты. Под жестом обычно понимают движения рук или кистей. В психологии сложилась традиция изучения жестов как паралингвистических средств. Но жест в процессе общения не только сопровождает речь. На основе жестов можно заключить об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Жест может также сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека. Жесты могут быть типичными для данного человека и совсем нехарактерными для него, выражать его случайные состояния. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания. Особая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состоянии человека. Обычно мимику анализируют: по линии её произвольных и непроизвольных компонентов; на основе её физиологических параметров; в социальном и социально-психологическом плане; в феноменологическом плане («топография мимического поля») в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют Н.И. Смирнов на основе сопоставительного анализа мимику, жестов, поз русских и англичан предлагает следующую классификацию: Коммуникативные жесты, мимика, телодвижения, т.е. выразительные движения, замещающие в речи элементы языка. Это - приветствия и прощания, жесты, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные жесты и телодвижения, дразнящие, утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; а также жесты, встречающиеся в различных других ситуациях межличностного общения. Например, жест, передающий желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, жест, означающий конец работы, победы и т.п. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении. Группа жестов – это описательно-изобразительные, подчеркивающие. Они сопровождают речь и без речевого контекста теряют смысл. Группа – это модальные жесты. Их с полным основанием можно отнести к выразительным движениям, т.к. они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К модальным жестам относят: жесты одобрения, неудовольствия, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращения, радость, восторг, удивление. Данная классификация жестов предложена и к анализу поз и выражений лица человека. Следующий элемент невербального поведения человека, его кинесической подструктуры – походка. Она имеет ряд черт: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. В феноменологическом плане походка обычно трактуется как «ровная», «плавная», «уверенная», «твёрдая», «виноватая» и т.д. Характер походки связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом, с состоянием человека. Походка является для индивидуума значимым признаком и входит в структуру образа о другом человека. Во взаимоотношениях людей она выполняет ряд функций: индикативную (свидетельствует о текущем состоянии субъекта), коммуникативную (регулирует пространство общения). Походка существенно дополняет наши представления о другом человеке. Попытки найти связь между чертами личности и её походкой принесли огромное количество результатов. Эти результаты получены при сопоставлении физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов. Например, по мнению ряда исследователей, большие шаги малорослого человека означают стремительность, граничащую с напористостью и энергией. Следующий элемент кинесической подструктуры является физиогномика. Физиогномика рассматривает психические свойства в связи со строением лица и черепа, а также туловища и конечностей. Соотношение строения тела и психики человека исследовалось в науке Э.Кречмером и было опубликовано в его капитальном труде «Строение тела и характер». Физиогномика является основанным на опыте учением об особенностях длительных, статических, физический проявлений человека, если они могут быть истолкованы как признаки его характерных психических особенностей. Согласно физиогномике общий вид лба дает представление о моральных качествах человека и его характере. По строению, высоте и степени выпуклости делают вывод об основополагающей предрасположенности человека. Относительно положения и формы глаз в физиогномике имеются свои толкования. Например, близко расположенные друг к другу глаза должны означать «идеализм, доходящий до фанатизма». Форма носа в физиогномике считается тесно связанной с врожденными склонностями, силой и темпераментом. Рассмотрим элемент кинесической подструктуры - контакт глаз. Зрительный контакт представляет собой коммуникативный мостик к слушателю. Согласно выражению глаз, он свидетельствует о проявлении внимания и уверенности говорящего. Он даёт возможность наблюдать за реакцией слушателя или за отсутствием проявления у говорящего внимания. В качестве мета-сигнала он может выделять или изменять значение высказывания. Прикосновения в виде поглаживаний выполняют в общении функцию одобрения, эмоциональной поддержки. Использование личностного в общении такесической системы невербального поведения определяются многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства. Такесическая структура выполняет в общении роль индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся, поэтому неадекватное использование личностью такесической структуры невербального поведения может привести к многочисленным конфликтам. Наиболее часто встречаемой интерпретацией касательных контактов со своим телом является желание почувствовать защищенность, заботь и нежность. Рассмотрим использование в общении ольфакторноц системы. Система запахов не обладает такой дифференцирующей силой, как кинесическая, просодическая, такесическая структуры вербального поведения, т.к. обоняние в общении с людьми имеет приниженное значение, чем оптическая и акустическая системы отражения. Ольфакторная система проявляет свою дифференциальную силу только при специфических обстоятельствах: интимное общение между мужчиной и женщиной, уход матери за ребёнком, в ситуации врач - больной. Эта структура невербального поведения человека является показателем общего уровня культуры человека. Психологи не располагает достаточными данными о том, как влияют особенности запаха индивида на формирование образа и понятия о нём. Система запахов также мало изучена в контексте невербального поведения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Развитие невербального поведения человека сопряжено с различными аспектами его жизнедеятельности и, отражая их, оно (поведение) свидетельствует о сложности структурной организации человека. Поведение человека, так же, как и сам человек, представляет собой достаточно сложное системное образование, которое может рассматриваться в различных аспектах. Невербальное поведение, являясь составной частью целостного поведения личности, несет на себе его основные характеристики. Ядро невербального поведения составляют такие движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с меняющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру, с ситуацией общения, и которые рассматривают в качестве экспрессивного поведения. Невербальное поведение, являясь частью поведения личности, несет на себе его основные характеристики. Невербальное поведение становится более понятным при рассмотрении его на пересечении психологии личности и психологии общения. В этом и заключается суть структурной схемы невербального поведения, которая разделяет на элементы всё сущность невербального поведения. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Бороздина, Г.В. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 463с. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА- М. 2009. –192 с. Горелов, И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный знак мысли: Рассказы о невербальной коммуникации. - М.: Мол. гвардия, 1991 Горянина, В.А. Психология общения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Горянина – 4-е изд., стер. – М. : Идательский центр «Академия», 2007. – 416 с. Зельдович, Б.З. Деловое общение: учебное пособие. – М: Издательство Альфа-Пресс, 2007. – 456 с. Непп, М. Невербальное общение: Пер. с англ. Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 384 с. Психология общения: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с. Морозов, В. П., Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. – 189 с. |