Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Понятия: политическая свобода, национальная свобода, индивидуальная свобода.

  • Государственная свобода

  • Национальная свобода

  • Физическая свобода

  • 2.Свобода и ответственность в философии Ж.П.Сартра.

  • 3.Свобода и абсурд в философии А.Камю.

  • Социология. Казбеков Адилет ЭЭ-20-2. 1. Понятия политическая свобода, национальная свобода, индивидуальная свобода


    Скачать 0.57 Mb.
    Название1. Понятия политическая свобода, национальная свобода, индивидуальная свобода
    АнкорСоциология
    Дата08.11.2021
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКазбеков Адилет ЭЭ-20-2.docx
    ТипДокументы
    #266165

    Казбеков Адилет ЭЭ-20-2

    Тема 9.

    1.Понятия: политическая свобода, национальная свобода, индивидуальная свобода.

    2.Свобода и ответственность в философии Ж.П.Сартра.

    3.Свобода и абсурд в философии А.Камю.

    1.Понятия: политическая свобода, национальная свобода, индивидуальная свобода.

    Основные виды свободы человека определяются в соответствии с теми формами и тем образом, в которых человек существует.

    Чаще всего говорят о шести видах свободы:

    Государственная свобода – заключается в праве каждого человека жить в той стране, которую он выберет сам.

    Национальная свобода – определяется потребностью идентифицировать себя с каким-либо народом и жить на территории его проживания.

    Политическая свобода - связана с установлением определенных прав на совершение человеком определенных действий в рамках закона. Наиболее распространенными политическими свободами являются право на свободу слова, свободу выбора, владение имуществом и т.д. 

    Физическая свобода – представляет собой свободу человека заниматься тем делом, которым он хочет, и передвигаться в том направлении, куда он пожелает.

    Духовная свобода – определяется правом человека иметь собственное мнение, выражать свои мысли и жить в соответствии со своим мировоззрением. В своей самой чистой форме этот тип свободы происходит от стремления к полной идентификации с Богом (или волей Бога, или, возможно, со всем творением), чтобы достичь состояния души, которое выходит за пределы  дисгармонии с самим собой, телом и всем материально-политическим миром. 

    Внутренняя свобода - это скрытое ядро ​​человеческого существа, непостижимое для других, отличающее его от всего животного царства и других людей. 

    Кроме того социологи выделяют такие виды свободы как личная, эмоциональная, культурная, социальная, экономическая и т.д. Кроме того, в теософии выделяют формальную, реальную и идеальную виды свободы. В философии классифицируются следующие виды свободы - негативная, позитивная, индифферентная, качественная.

    Все виды свободы обладают одинаковой юридической силой, в равной мере значимы для каждого гражданина и подлежат одинаковой защите со стороны государства.



    4 вида свободы по Канту

    1 – «Свобода целеполагания» - заключается в свободе совести и свободомыслии. По определению не может регулироваться правом. Как говорил Ульпиан (древнеримский юрист), «Мысли не наказуемы». В антиутопии Оруэлла "1984" показано, как этот принцип может нарушаться в условиях тоталитарных государств .

    2 – «Практическая свобода» - регулируемая правом свобода, которая реализуется в поступке, обусловленном личным выбором человека. 

    3 – «Свобода законодателя» - другое название - трансцендентальная свобода; она освобождает волю от влияния чувственных побуждений; законодатель создает новую правовую норму и тем самым влияет на все законодательство.

    4 – «Произвол» - вид свободы, в которой отсутствуют какие-либо моральные нормы и ограничивающие правила; фактически представляет собой полное отрицание свободы, является ее противоположностью - несвободой.

    2.Свобода и ответственность в философии Ж.П.Сартра.

    Человек, вбирая в себя выработанные обществом нормативы, начинает быть самостоятельным носителем нравственных принципов, нравственных ценностей. Принятые в том или ином обществе нравственные принципы, правила поведения, идеалы и образцы «должной» жизни составляют в своей совокупности систему нравственных ценностей. Опираясь на такую систему, человек в состоянии давать выверенную нравственную оценку поступкам и действиям людей, давать самооценку своего поведения. Избранные личностью нравственные ценности воплощаются в ценностной ориентации человека, которая направляет в самых различных ситуациях помыслы и поступки человека.

    К какому бы типу личности не принадлежал человек, и какие бы роли не осуществлял в ней, он всегда должен отвечать за последствия своих действий. Но вряд ли может быть ответственным человек, не обладающий свободой. Свобода личности — это ее способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями. Условием свободы личности является возможность выбирать Свобода приходит в мир вместе с человеком. Она есть бытие человека, индивид полностью и всегда свободен.

    Сартр отождествляет свободу с выбором и временностью. Свобода в каждом человеке объявляется основанием (внутренней структурой) бытия, мира, истории, основанием всех связей и отношений в мире. Свобода человека, по мнению Сартра, состоит в праве выбирать свое отношение к сложившейся ситуации: человек свободен либо примириться со своей зависимостью от окружающей действительности, либо восстать против нее. Человек проявляет свободу не столько в том, что он может изменить мир, а, прежде всего в том, что он может изменить свое отношение к миру; может делать выбор каждого своего поступка, свободный выбор своей судьбы, выбирая свое отношение к миру, к другим людям, к себе, к жизни, любви, смерти. Свобода состоит в поисках самого себя, в выборе самого себя. Выбор в каждой ситуации зависит от ценностей и целей человека; а ценности человек выбирает сам. Человек, будучи свободным, постоянно чувствует свою ответственность перед окружающим миром и людьми. Наконец, свобода ограничивается ответственностью личности за свой выбор действий и их последствий перед другими людьми.

    Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному человеку. Личность — это мера присвоения человеком социальной сущности в данных социокультурных условиях. Каждый человек не в равной мере включает в основание своей деятельности общезначимые нормы, правила, ценности и т.п. Этот процесс связан с его индивидуальностью. Если личность есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность выражает свою общественную сущность в форме индивидуальности, которая является характеристикой конкретной личности, выражая способ ее бытия как субъекта самостоятельной деятельности. Индивидуальное «Я» составляет центр личности, ее внутреннее ядро. Личность представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования.

    3.Свобода и абсурд в философии А.Камю.



    Находясь под влиянием Кьеркегора, Гуссерля, Достоевского, Альбер Камю связывает проблему свободы с проблемой полагания границ чему-либо и выхода за них. Наиболее ярким представляется абсурд как сигнал человеку о выходе за границы истинного, реального, возможного, иначе говоря, за границы истинной свободы. Главным понятием для Камю является абсурд как «ясный разум, констатирующий свои пределы» . Он пытается использовать бессмыслицу (абсурд) как гносеологическое средство, позволяющее доказать, что в том или ином положении нет смысла, определить такое положение и тем самым опровергнуть его. Этим древним приемом задолго до Камю пользовались софисты, Сократ и эристики («спорщики»), считавшие спор искусством и заботившиеся не о выяснении истины, а о том, как победить противника.

    Абсурд — бросающийся в глаза кульминационный пункт или ориентир самосознания (сознания, мышления), сигнал человеку о приближении границ его личной компетенции. Абсурд ставит человека в известность о том, что дальше его суждения станут ложными: «Берегись, за своими границами твои суждения и умозаключения неизбежно становятся ложными. Истинность знаний твоего разума исчерпала себя».

    Свободу следует измерять не силой внешнего для нее сопротивления, а, прежде всего, исходя из нее самой, силой поднимающегося в человеке сознательного бунта против существующих условий, субъективных и объективных. Это восстание является тайным заговором индивида против самого себя как невежды. Свобода — это имманентная человеку и обществу вечная борьба со своей несвободой как ограниченностью, невежеством, догматичностью, формализмом, примитивным образом жизни, мыслей и поведения.

    Камю ввел понятие абсурда, чтобы противопоставить анти-аб- сурдному человеку абсурдного, не смиряющегося с существующим положением вещей и собственной ролью в этом мире. «Абсурдный человек» борется за свою свободу, честь, долг, право быть и оставаться таким, каков он есть «здесь и сейчас», а не в прошлом, а тем более, не в никогда не исполняющемся будущем. Он должен жить настоящей полнокровной и свободной жизнью теперь же, и он тщательно выполняет этот свой долг. «Я извлекаю из абсурда три следствия, которыми являются мое восстание, моя свобода и моя страсть».

    «Анти-абсурдный человек», напротив, лишает себя возможности непрерывного самоосвобождения и самосовершенствования. Он смирился со своим положением, не знает пределов своему невежеству и до такой степени заблуждается, что в его ложном сознании его собственное сознание кажется ему все более достоверным знанием; настоящее опрокидывается на прошлое и натягивается, подобно одеялу, на будущее. Он бесстрастен, живет в призрачном ирреальном прошлом или запланированном будущем.

    Свобода и жизнь «абсурдного человека» абсурдны. Сознание абсурда приводит к бунту, а сознание бунта — к свободе.

    Свобода есть смысл человеческой жизни, поскольку жизнь есть непрерывное творчество, немыслимое и неосуществимое без свободы. Без свободы индивидуальное и общественное бытие лишаются смысла.

    Только бунтующий человек — личность, творец. Бунтующий человек творчески преобразует себя и мир, создает их, возвращая им красоту. По мнению Камю, «красота не может служить никакой партии; она состоит на службе, долгосрочной или краткосрочной, только у страдания или свободы. Так понятая красота еще никогда не порабощала ни одного человека. Наоборот, на протяжении тысячелетий, каждый день, каждую секунду она облегчала рабство миллионов людей и иногда некоторым из них приносила полное освобождение.

    Может быть, — продолжает Камю, — именно в этом состоит величие искусства: в вечном напряжении между красотой и болью, любовью людей и безумием творчества, невыносимым одиночеством и изнуряющей толпой, отказом и согласием. Художник движется между двумя пропастями, которыми являются легкомыслие и пропаганда»

    Свобода искусства и жизни в риске. Эта свобода очень трудна. Не каждый художник находится на высоте задач, которые перед ним ставит свобода. У такой свободы есть необходимые условия (голод, отсутствие жилья, болезни и т.д.) «Эта свобода предполагает здоровье тела и души и терпеливое противостояние. Как и всякая свобода, она заключает в себе вечный риск... Свободный художник, так же как и свободный человек, не является человеком комфорта. Свободный художник... с великим трудом создает свой собственный порядок... Искусство живет лишь принуждением, которое само себе навязывает: от других принуждений оно умирает. Зато если оно само себя не принуждает, то оно впадает в бред и служит теням... Без свободы мы не осуществим ничего, без нее мы сразу потеряем и будущую справедливость и древнюю красоту. Только свобода выведет людей из изоляции...» (12). Свобода есть условие существования и результат красоты, добра, истины, справедливости.


    написать администратору сайта