история медицины. история ветеринарной медицины. 1. Появление и накопление ветеринарных знаний в эпоху первобытнообщинного строя в рабовладельческом обществе
Скачать 19.49 Kb.
|
1.Появление и накопление ветеринарных знаний в эпоху первобытнообщинного строя в рабовладельческом обществе. Историческая наука определяет три периода развития ветеринарии: 1. Примитивное врачевание (примитивная ветеринария). 2. Народная ветеринария. 3. Профессиональная ветеринария. Развитие охоты способствовало одомашниванию животных и появлению примитивных знаний по уходу за животными. В период патриарха появляется скотоводство и земледелие. Зарождаются новые отношения между людьми, появляется зависимость человека от растений и животных, и появляются классы. В период первобытнообщинного строя человек был полностью беспомощен перед силами природы. Мировоззрение его было стихийно – материалистическим, реальным. Примитивная ветеринария включала в этот период много фантастического, демонического в лечении, бесполезного, а часто – вредного. — Наиболее ранней формой фантастического представления о лечении был фетишизм – культ неодушевленных предметов, обладающих охранными, защитными свойствами. Это амулеты (личный или для всего племени). Первобытные люди населяли духами не только людей, но и животных – анимизм. Позднее, весь мир первобытному человеку стал представляться раздвоенным: материальным (естественный) и сверхъестественным, населенным духами. — Затем болезни стали рассматриваться, как следствие гнева богов. Все это породило суеверия — о влиянии злых духов, поражающих человека и животных карающей силой. Для лечения, изгнания их использовали амулеты, заговоры и заклинания, с верой в их магическое действие. Первобытнообщинный строй постепенно заменился рабовладельческим, и примитивная ветеринария приняла облик жреческой (храмовой) медицины. Появились первобытные служители культа — жрецы. Болезнь вызвана злым духом, наказанием. Жрецы, как посредники между людьми и богами, умеющие с помощью молитв и жертвоприношений магическим действием умилостивить богов и возвратить здоровье. Народная ветеринария (скотолечение) развивалась и обогащалась практическими навыками народных целителей с первобытно-общинного строя и передавалась поколениями, особенно в период одомашнивания животных в рабовладельческом обществе, обогащалась новыми способами и средствами. Собаки одомашнены в середине каменного периода. Предком были волки в этих странах. Кошки считались священными животными в Египте. Отсюда они попадают в Грецию, Италию. Римляне распространяли их в своей империи. Таким образом, одомашнивание животных сыграло большую роль и в становлении человека. Мощным стимулом для развития народной ветеринарии стало появление пастушества. Пастухи, ухаживая за животными, оказывали первую помощь при травмах, родах, кастрировали самцов. Применяли целебные растения: кровоостанавливающие, заживляющие раны, ускоряющие изгнание плода и т.д.. Пастухи собирали, сушили, хранили их; отличали ядовитые травы от неядовитых. Кроме лечебных трав, пастухи использовали вещества животного происхождения: жир, костный мозг, кровь, желчь, куринные яйца и т.д. Таким образом, все это обогащало сведения по медицине. Так, пастухи наблюдали действие растений на животных и переносили свои наблюдения на человека. Опыт врачевания передавался от пастухов – хозяевам животных, войнам, лечившим своих лошадей; в семье от отца к сыну. Затем появляются члены общины, которые сделали лечение животных своей профессией. Профессиональная ветеринария. Занятие врачеванием выделилось из числа других профессий. В рабовладельческих государствах появился целитель – профессионал. Эта новая профессия завоевала видное место в обществе и получила признание в государстве. Свою подготовку врачи – профессионалы получали в семье. Врачевание людей и животных на протяжении большого исторического периода профессионально не разграничивалось, только со временем происходит их разделение. Появление профессиональной ветеринарии историки относят к 4 – 3 тысячелетию до н.э. Таким образом, в странах Древнего мира в рабовладельческий период широко использовалась: народная ветеринария (лечением занимались многие члены общества); жреческая ветеринария, сосредоточенная в храмах и доступная, только обеспеченным членам общества; профессиональная ветеринария (светские врачи) и знахари. 2.Ветеринария в 9-14веках. Народная ветеринария в Древней Руси. В IX—XIV вв. лечением больных домашних животных, кроме «коневых лекарей» (коновалов), занимались волхвы и знахари. В древних рукописных сочинениях волхвы описываются как «кудесники», или «зелей-ники» (зелье—лекарственные травы). Они умели читать и писать. Народ считал волхвов премудрыми людьми с большим жизненным опытом и знанием приемов медицины и ветеринарии. Волхвы лечили больных людей и домашних животных. К ним за лечебной помощью обращались князья и бояре. Волхвы-кудесники неоднократно упоминаются в былинах. В народной ветеринарии широко использовались различные лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения. Применялись также огородные растения: лук, чеснок, укроп и др. Профессор И. П. Попов (1908), анализируя суеверия, колдовство, знахарство и коновальство в народной ветеринарии, отметил, что коновал являлся «носителем реальных лечебных средств и простых эмпирических приемов». Знания и многолетний- опыт лечения домашних животных передавались от отца сыну, от учителя ученикам. Следует отметить, что профессия коновала просуществовала до 30-х годов XX в. В XI—XIV вв. на Руси была создана отечественная и переводная, преимущественно греческая и латинская, рукописная литература естественно-исторического и медицинского направлений. В этой литературе имеются некоторые сведения по анатомии и физиологии человека и животных, фармакологии. Переводили рукописные книги обычно монахи. К числу первых переводных рукописей относится трактат «Физиолог» (XI в.) — сборник о зверях и птицах. Характерно, что в греческой рукописи описывался животный и растительный мир жаркого климата, а в русском варианте этот перевод был дополнен сведениями о животных, в том числе о птицах и растениях холодного и умеренного климата России. В рукописи «Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского» (1263) приведены некоторые сведения по анатомии и физиологии человека и др. Историк Т. И. Райнов (1940), характеризуя этот период истории научных знаний, указывает, что если до XI в. в Древней Руси господствовали богословско-мистические взгляды на природу, то уже в XI—XIII вв. мы имеем зародыши настоящей науки, т. е. элементы объективного знания материальной действительности в духе стихийного материализма. Академик С. Н. Вышелесский в 1945 г. писал, что в древние времена эпизоотии и эпидемии охватывали обширные территории, поражая огромные массы животных и людей. В короткие сроки вымирали целые поселения, а оставшиеся в живых в страхе покидали свои насиженные места. Древние русские летописцы отмечают, что чаще различные острые инфекционные болезни среди людей и домашних животных (моры) наблюдались в годы неурожаев, голода (глада) и бескормицы или войн. |