Словарь по фольклору. 1. синкретиЗМ, синкретизма, мн нет, муж. (греч sygkretismos соединение)
Скачать 34.01 Kb.
|
1.СИНКРЕТИ́ЗМ, синкретизма, мн. нет, муж. (греч. sygkretismos - соединение). 1. Недифференцированность, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, впоследствии расчленяющаяся в самостоятельные ряды (научн.). Синкретизм первобытного искусства. 2. В истории философии и религий - разновидность эклектизма, отожествляюще-го и соединяющего разнородные начала, игнорируя различия (филос.). (Толковый словарь Ушакова) 3. ЗАГА́ДКА, -и, жен. 1. Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадать, отгадать загадку. Говорить загадками (намёками, чего-то недоговаривая). 2. перен. Нечто необъяснимое, непонятное. Где он пропадает это з. Загадки природы (её необъяснённые явления). Этот человек для меня з. (Толковый словарь Ожегова) 4.ДЕ́ТСКИЙ ФОЛЬКЛО́Р — специфич. область устной традиц. культуры, включающая 2 осн. пласта. 1) Фольклор, исполняемый взрослыми для детей (колыбельные песни, пестушки, потешки), 2) Фольклор, функционирующий непосредственно в дет. среде, в некрой своей части дифференцированный по возрасту и полу его носителей. Наряду с жанрами, целиком принадлежащими дет. среде (дразнилки, страшилки, считалки), здесь значит. место занимают освоенные детьми виды и произв. "взрослого" фольклора: обрядовые, сатирич., скоморошные, небыличные песни, сказки, рассказы, загадки, пословицы, прибаутки. В произв. Д. Ф. нередко сохраняются архаич. мотивы и образы, мифологич. следы. Д. Ф. в широком понимании не может быть ограничен рамками словесного поэтич. творчества, он включает также разнообразные вербальные формы, не получающие завершенного худож. выражения (разл. виды словотворчества, "тайный язык", прозвища, поддевки и др.). Гл. особенность Д. Ф. — неразделенность словесного и акционального, поведенческого начала: словесные тексты обнаруживают свои значения в контексте живой деятельности детей, в т. ч. творческой: музицирование, рисование, изготовление разного рода поделок, игры без слов или с минимальным словесным элементом и др. Д. Ф., сохраняя в своем составе значит. традиционный пласт, постоянно обогащается за счет новотворчества детей, в чем проявляются существенные особенности дет. психологии, миропонимания и этики, взаимоотношений в дет. мире. (Российский гуманитарный энциклопедический словарь) 5.ФОЛЬКЛО́Р,а, муж. Народное творчество; совокупность народных обрядовых действий. Словесный ф. Музыкальный ф. Танцевальный ф. Древнерусский ф. (Толковый словарь Ожегова) 6. ЖАНР, -а, муж. 1. Вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Лирический, эпический жен. Вокальные, хоровые жанры. Ж. пейзажа, портрета. 2. Живопись на бытовые сюжеты (спец.). Пейзаж и ж. 3. перен. Манера, стиль. В новом жанре. | прил. жанровый, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). (Толковый словарь Ожегова) 7. СКАЗ, -а, муж. 1. Народное эпическое повествование. С. о народных героях. 2. В литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. Сказы Лескова. • Вот (тебе) и весь сказ (разг.) сказано окончательно, нечего больше разговаривать. | прил. сказовый, -ая, -ое. (Толковый словарь Ожегова) 8. БЫЛИ́НА, -ы, жен. Русская народная эпическая песня сказание о богатырях. | прил. былинный, -ая, -ое. Б. склад. (Толковый словарь Ожегова) 9. ЛЕГЕ́НДА, -ы, жен. 1. Поэтическое предание о каком-н. историческом событии. Средневековые легенды. 2. перен. О героических событиях прошлого (книжн.). Человек из легенды (человек со славным прошлым). Живая л. (о человеке с героическим славным прошлым). 3. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Л. резидента. 4. Поясняющий текст, а также свод условных знаков при карте, плане, схеме (спец.). | прил. легендарный, -ая, -ое (к 1 знач.). Л. жанр. (Толковый словарь Ожегова) 10. ПРЕДА́НИЕ, -я, ср. Переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. Народное п. Семейное п. (Толковый словарь Ожегова) 11. ФОЛЬКЛОРИ́СТИКА, -и, жен. Наука о фольклоре. | прил. фольклористический, -ая, -ое. (Толковый словарь Ожегова) 13. БА́СНЯ, -и, род. мн. -сен, жен. 1. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. 2. обычно мн. Вымысел, выдумка. | уменьш. басенка, -и, жен. (к 1 знач.). | прил. басенный, -ая, -ое (к 1 знач.). (Толковый словарь Ожегова) 14. ГЕРОЙ (ήρως) в греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера Г. обычно именуется отважный воин (в «Илиаде») или благородный человек, имеющий славных предков (в «Одиссее»). Впервые Гесиод называет «род героев», созданный Зевсом, «полубогами» (ήμίθεοι), Opp. 158-160). В словаре Гесихия Александрийского (6 в.) понятие Г. разъясняется как «мощный, сильный, благородный, значительный» (Hesych. v. ήρως)- Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень ser-, вариант swer-, wer-, ср. лат. servâre, «оберегать», «спасать»), а также сближая с именем богини Геры - Ήρα. История Г. относится к т. н. классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (2-е тыс. до н. э., расцвет - сер. 2-го тыс. до н. э.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли - Геи, создают поколения Г., вступая в брак с родом смертных. Известны т. н. каталоги Г. с указанием их родителей и места рождения (Неs. Theog. 240-1022; frg. 1-153; Apoll. Rhod. I 23-233). Иногда Г. не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги (см. Тесей). (Энциклопедия мифологии) 15 Э́ПОС, эпоса, мн. нет, муж. (греч. epos - слово) (лит.). 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики). 2. Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т.п. Былевой эпос. Гомеровский эпос. Сербский эпос. Животный эпос. (см. животный). (Толковый словарь Ушакова) 16. МИФ, -а, муж. 1. Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. М. о Прометее. 2. перен. Недостоверный рассказ, выдумка. М. о пришельцах. 3. То же, что вымысел (в 1 знач.). Вечная любовь миф. | прил. мифический, -ая, -ое. (Толковый словарь Ожегова) 17. Героический эпос как особый жанр - в Западной Европе и за ее пределами - продолжает традиции архаического повествовательного фольклора. Первоначально он возникает на основе взаимодействия богатырской песни-сказки и первобытных мифологических сказаний о первопредках - «культурных героях». Мифологические предания о творении мира, мифологизированные картины природы часто остаются фоном повествования. Следы панегириков или собственно исторических преданий в ранних, еще архаических формах Г.ого Э.а очень слабые. Г.ий Э. развивается в ходе этногенеза и расселения племен. Он создается еще в форме устной традиции, сохраняет следы устной импровизационной техники. Характерная для самых древних повествований смешанная форма (передача песней или стихами лишь речей и некоторых описаний, а остального прозой) удерживается также и в ранних образцах Г.ого Э.а. Героические характеры богатырей, часто олицетворяющих родоплеменной коллектив, иногда наделяются шаманскими чертами. В архаических эпосах встречаются мотивы богоборчества. (Словарь средневековой культуры) 18. СКА́ЗКА, -и, жен. 1. Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина. 2. Выдумка, ложь (разг.). Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пренебр.). 3. сказка. То же, что чудо (в 3 знач.) (разг.). Костюм получился с.! • Ни в сказке сказать, ни пером описать в народной словесности: о ком-чём-н. очень хорошем, красивом. | уменьш. сказочка, -и, жен. (к 1 знач.). | прил. сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С. жанр. Сказочные герои. II. СКА́ЗКА, -и, жен. Список лиц, подлежащих обложению подушной податью. Ревизские сказки (составлявшиеся при ревизии). (Толковый словарь Ожегова) 19.ВАРИАТИ́ВНОСТЬ в фольклористике — одно из качеств фольклора как культурного феномена. На уровне синхронии В. проявляется в том, что фолькл. тексты, мотивы, образы, эл-ты поэтич. языка одноврем. существуют в разнообразии конкретных выражений — вариантов. В. порождает длительность создания фолькл. произв., не закрепленного в едином завершенном тексте и бытующего в устной традиции. (Российский гуманитарный энциклопедический словарь) 20. МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) — способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев. В М. Космос предстает как единое целое, образованное взаимодействием и взаимопревращениями живого и мертвого, сознательного и стихийного, человека и окружающей среды. Это достигалось путем переноса на природу связей и зависимостей, характерных для первобытного общества, т.е. путем ее одушевления. (Философская энциклопедия) |