Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1 Понятие топоса и архитектоники в художественном произведении

  • МАБ (ЗАФИКСИРОВАТЬ, ГДЕ ПРОИСХОДЯТ СОБЫТИЯ, КАКИЕ ЛОКАЦИИ И КАК ОПИСАНЫ) 2.1 Московский топос

  • Воланд заговорил – Какой интересный город, неправда ли Азазелло шевельнулся и ответил почтительно – Мессир, мне больше нравится Рим – Да, это дело вкуса, - ответил Воланд.

  • – заговорил Воланд

  • Остоженка, 21

  • Пожарский переулок, дом № 12

  • Лаврушинский пер, д. 17.

  • ку. 1 Содержание введение глава топос в архитектонике эпического текста


    Скачать 0.62 Mb.
    Название1 Содержание введение глава топос в архитектонике эпического текста
    Дата22.01.2023
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаPDF lecture.pdf
    ТипРеферат
    #898866

    1 Содержание ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................ ГЛАВА 1. ТОПОС В АРХИТЕКТОНИКЕ ЭПИЧЕСКОГО ТЕКСТА .... 3 Понятие топоса и архитектоники в художественном произведении .................................................................................................... 3 1.2
    Топос города средства его воплощения и функции в структуре художественного текста ................................................................................... ГЛАВА 2. ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ МАБ ЗАФИКСИРОВАТЬ, ГДЕ ПРОИСХОДЯТ СОБЫТИЯ, КАКИЕ ЛОКАЦИИ И КАК ОПИСАНЫ) ................................................................................................. 8 Московский топос........................................................................ 8 2.2
    Ершалаимский топос ................................................................. 22 Городской и природный топос .................................................. ГЛАВА 3. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОРОДСКОГО ТОПОСА В АРХИТЕКТОНИКЕ РОМАНА МИМ ........................................................... ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................ ПРИЛОЖЕНИЕ ........................................................................................ 27

    2 ВВЕДЕНИЕ Сегодня мы поговорим о, несомненно, уникальном и мистическом романе М. Булгакова - Мастери Маргарита. Этот роман не был опубликован при жизни автора. Впервые он был опубликован в журнале Москва в 1966–
    1967 годах, через 26 лет после смерти Булгакова и, тов сокращенном журнальном виде. Этот роман принес автору посмертную мировую известность. Это произведение представлялось достойным продолжением этих традиций отечественной литературы, утвердившей прямое соединение гротеска, фантастики, нереального с реальным в едином повествовательном потоке. То, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, произошло благодаря жене драматурга Елене Сергеевне Булгаковой, сумевшей в трудную минуту спасти оригинальный роман. Булгаков датировал начало работы над Мастером и Маргаритой в различных рукописях 1928–
    1929 годами. Невозможно назвать романы, которые вызвали бы столько дискуссий, как Мастери Маргарита. В них обсуждаются прототипы персонажей, книжные истоки отдельных компонентов сюжета, философско-эстетические корни романа и его морально- этические принципы, кто является ключевым персонажем произведения и, наконец, в каком жанре роман написан. Последнее точно установить невозможно.
    Булгаков писал Мастера и Маргариту в общей сложности более 10 лет. Этот роман был книгой, с которой он не мог расстаться, — это роман судьбы, роман завещание. А теперь проанализируем топос города в романе Мастери Маргарита. Актуальность темы показать и рассказать о местах, где происходил роман.

    3 ГЛАВА 1. ТОПОС В АРХИТЕКТОНИКЕ ЭПИЧЕСКОГО ТЕКСТА
    1.1 Понятие топоса и архитектоники в художественном произведении
    Топос художественного текста не менее, а иногда и более важен, чем антропонимия имен персонажей. Они образуют единое хронотопическое пространство романа место и время действий героев. Поскольку действие романа Булгакова происходит в Москве х годов, топос в это время дополнительно рассматривается, поскольку топонимы как никакой другой словарь подвержены историческим изменениям (как сами предметы, таки их названия. Но поскольку это художественное пространство, то ив топос романа будут вливаться порции фантазии, вне зависимости от его неоспоримой реальности. Многочисленные столичные объекты (обозначенные личными именами или спрятанные за словами аллея, квартира, дом и многое другое. Узнаваемы и имеют надежное расположение и реальные прототипы. Как
    Санкт-Петербург обстоятельно изображен Достоевским, таки Москва изображена Булгаковым. А на карте Москвы можно буквально проследить, где происходит действие того или иного эпизода романа. А названия городских объектов (топонимы) вызывают дискуссии об их происхождении и истории. Поэтому при взгляде на топос нужно думать обо всех этих моментах историческом времени Булгакова и нынешнем названии объекта, его связи с топографией Москвы, с одной стороны, и действиях героев романе, с другой стороны, по возможности следует отметить роль того или иного топонима в романе. Попутно можно привести историю и этимологию названий. Актуальность исследования обусловлена тем, что творчество М.
    Булгакова занимает значительное место в русской литературе, романом до сих

    4 пор интересуются, так как в нем много тайн и загадок. Это также подтверждается бесчисленными экранизациями произведения. Поэтому я решил обратиться к одной из самых волнующих тем этой работы - топосу. Так что же такое топос? Топос — это (в литературе) элемент художественного пространства текста, обычно открытый, восходящий к бессознательной поэтике и служащий для оформления внепространственных отношений, идей авторской ценности. Результаты главное в произведениях авторов — топос, потому что персонажи, люди, время — все это вторично, а место, где все разворачивается,
    — главное. Два простых примера
    1. Мужчина и женщина идут и говорят о добре и зле
    2. Мужчина и женщина гуляют на Патриарших прудах, на дворе, 1930 год, осень. Все, что написано выше, очень утрировано, чтобы не расписывать в нескольких предложениях, но думаю, что суть, а точнее наглядный пример, понятен. Как только мы прочитали второй пример, в голове уже сформировалась более точная картина происходящего — это и есть топос. А теперь поговорим об архитектуре, она может быть двух видов
    1. Архитектура в классической литературе В большинстве классических произведений прослеживается плавная и гармоничная архитектура. Он подразумевает большое количество описаний, рассуждений. Диалоги там только на втором месте. Это связано стем, что большинство классических шедевров были сочинены сто и более лет назад. В то время темп жизни людей был намного медленнее. А торопиться куда-либо считалось дурным тоном. В итоге все пошло своим чередом, в том числе ив литературе. Прорыв в архитектуре текста совершил Достоевский. Он создал свой образ психологического триллера. Его история началась с середины. Действие развивалось семимильными шагами. При этом части текста неоднократно не гармонировали друг с другом. При этом сам текст выглядел более чем хорошо. За что драматург стал классиком.

    5
    2. Архитектоника в современности архитектура в литературе в настоящее время больше ориентирована на интерес и соответствие известным штампам. Большинство произведений представляют собой диалоги. Описания мало ценятся. Чуть более длинные размышления кажутся читателю скучными. Поэтому хорошая проза сегодня — это живой диалог, немного обрамленный чем-то другим. Кроме того, понятие структуры текста обычно мало используется. Так как книги имеют большое коммерческое значение. Издателям гораздо проще взять в свои руки книгу, наверное, по структуре, которая создала шум в интернете, чем книгу более строгую, но при этом не имеющую финансовой составляющей. Таким образом, исходная концепция присутствует исключительно в теории. И об этом думают только студенты, филологи или журналисты. Подведем итоги архитектуры не надо лезть в глушь, изнурять себя непонятными вещами, просто ваша книга должна быть уместной и понятной, легко читаемой. Поэтому архитектура вашего творения хороша априори. А если нетто вы либо пишете кому-то беспрецедентный неформат, либо, несомненно, что-то делаете не так. Ненужно загромождать свой мозг тяжелой и непонятной терминологией. Не пытайтесь быть ученым. Легко пишите и создавайте для других так, как хотите, чтобы писали для вас. Это важнейший архитектурный закон всех жанров.
    1.2 Топос города средства его воплощения и функции в структуре художественного текста В большинстве художественных произведений город, в котором происходят события, играет основополагающую роль. Сцена и персонажи тесно переплетены. Город становится воплощением реальности, а также фактором, всецело на нее влияющим. В связи с этим немыслимо не вспомнить поистине своеобразный роман Михаила Булгакова Мастери Маргарита, где

    6 прибывает не столько городом, а как неким тайным персонажем. Москва в представленном творении – это необычные улицы, площади, магазины, это отражение эпохи. Привычные и обыденные для москвичей улицы Арбат, Тверская, Малая
    Бронная, Остоженка, Спиридоновка, Патриаршие пруды ради немыслимых случайностей превращаются в обитель. В них царит особая и мистическая атмосфера. То одушевлены неиссякаемой толпой, то, наоборот, безлюдны, то над ними висит грязное и бескрайнее голубое небо, то цепями луны фальшивым золотым сиянием. На фоне этого очень необычного пейзажа
    Булгакову удается представить существование советских людей сих всепоглощающими буднями. Таким образом, Москва в Мастере и Маргарите стала необыкновенной призмой, через которую драматург раскрывал сущность персонажей и обличал их главные недостатки — безнравственность, двусмысленность и меркантильность. В этом романе действие происходит в х мирах в древнем Ершалаиме, в потустороннем мире ив Москве. Разберу подробнее последнюю локацию событий. Нам рассказывают о Москве х годов, о сердце России и о временах, в которые жил сам Булгаков. Таким образом, можно сделать вывод, что автор неслучайно выбрал столицу местом действия. Он подробно расписывает для нас все улицы, переулки и дома, чтобы читатели могли мысленно побродить по городу вместе с героями. Так что легко представить себе видна Патриаршие пруды, атмосферу дома Грибоедова или оживленный Арбат. Интересен, однако, тот факт, что писатель не только осознает Москву как фон событий, происходящих в романе, но и делает ее действующим героем. Как тихий и незаметный герой-наблюдатель, с которым, как и с остальными героями, что-то происходит. Если углубиться, то мы поймем, что

    7 облик города создают жители, которые в нем живут. Можно сказать, что это неведомый воплощенный образ. Москва – отражение души москвичей. Например, Булгаков, писавший, что везде в окнах горит один и тот же оранжевый свети везде слышен один и тот же единственный в своем роде полонез, показывает, что люди утратили свою идентичность, все теперь одинаковы. Как мы уже понимаем, драматург Москвой не восхищается, наоборот, он смеется над ней, разоблачает и осуждает ее. И для этого Михаил Афанасьевич помещает Воланда в Москву. Только ради возмездия. В главе «Чёрная магия и её разоблачение Булгаков особенно ясно раскрывает природу города и его жителей. Воланд устраивает выставку черной магии, на которой искушает москвичей. Он начинает свою речь с того, что смотрит на аудиторию. Заметим, что Москва, конечно, изменилась благодаря техническому прогрессу, но его больше интересует, как сатану, внутренний мир людей, их пороки и страсти. Герой видит, что душа обесценилась, они стали равнодушными, эгоистичными, для них на первом месте деньги и прибыль, и все они сплошные атеисты. И за это их наказывает
    Воланд, каждого по его заслугам, однако далеко не все москвичи были провинились перед Воландом. Таким образом, образ столицы в романе тесно связан с образами населяющих ее людей. Через этот город автору удалось прекрасно раскрыть сущность москвичей и их пороков.

    8 ГЛАВА 2. ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ

    МАБ (ЗАФИКСИРОВАТЬ, ГДЕ ПРОИСХОДЯТ СОБЫТИЯ, КАКИЕ ЛОКАЦИИ И КАК ОПИСАНЫ)
    2.1 Московский топос
    Булгаковская Москва часто вытеснена обывателями люди заменяют город. И эта замена всегда имеет негативные коннотации. Отчетливо заметен динамизм булгаковского образа москвичей. По сравнению сего ранним творчеством, когда молодому писателю часто показывали столицу в розовых, манящих красках, теперь она изменилась. У Булгакова по-прежнему толпа распадается на отдельные персонажи, но теперь они не такие веселые. Изменилось и звучание Москвы. Пение, музыка, шум города сменились стуком окон, беспокойным шелестом листьев, далеким рокотом грозы, шумом проливного дождя. Такое тревожное звучание города подчеркивает сюжет произведения, словом, чувствовалось, что вот-вот она, Москва и сейчас навалится, и охватит. Москва — огромный городи происходящие в нем события соответствуют его масштабу и величию. Так, руководствуясь старой литературной традицией, М. Булгаков сравнивает его с третьим Римом».
    Римские аллюзии не раз пересекаются в тексте романа (ив черновиках, ив окончательном варианте, но каждый раз Москва несколько уступает древней столице
    Воланд заговорил
    – Какой интересный город, неправда ли
    Азазелло шевельнулся и ответил почтительно
    – Мессир, мне больше нравится Рим
    – Да, это дело вкуса, - ответил Воланд.

    9
    – Мощное зрелище, – заговорил Воланд, - то здесь, то там повалит клубами, а потом присоединяются и живые трепещущие языки. Зелень сворачивается в трубки, желтеет. И даже ветерок здесь припахивает гарью. До некоторой степени это напоминает мне пожар Рима. (Великий канцлер. Черновая вариация романа.
    …Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг. Теперь давайте рассмотрим на места, где все это происходило Патриаршие пруды место, где начинается роман Мастери Маргарита. Начало всей истории начинается здесь. Булгаков намеренно подчеркивает это, потому что к описываемому времени уже не было названия
    - Патриаршие пруды, и не было ничего патриархального. В 1925 году в рамках антирелигиозной борьбы Пионерский пруд был переименован вместе с патриаршими аллеями и названиями улиц по расположенным на них церквям. Почему Михаил Берлиоз и Иван Бездомный встретились с Воландом именно в этом месте Нелегко найти в Москве место, более связанное с нечистью, чем с патриархальным поселением. В давние времена, когда Москва еще не была Москвой, в этом месте топили свои жертвы жрецы древнего языческого культа. В особо торжественных случаях жертве отрезали голову. Так вот почему Берлиоз умер такой экзотической смертью В средние века эту местность называли козьими болотами. Дело не в козлах, а в интригах, которые нечисть затеяла для жителей этих мест. В то время пастухи, пасшие в этом месте животных, заметили, что время от времени среди стада вдруг появлялся черный козел и временами он заходил в чей-то двор, и тогда в этом доме умирал человек. Ау коз, если попадало в стадо, молокане было. Одни считали, что под шкурой козла скрывается дьявол, другие считали, что это нерожденный сын сатаны. В любом случае, черного козла можно было заменить только крестным знамением. Из тех же заболоченных мест протекал ручей Четори вдоль стены Белого

    10 города — сегодняшнего Бульварного кольца — и впадал в Москву-реку у ворот Четори. Впервые патриарх Иоаким, вступивший в должность 26 июля
    1674 года, пробудил жившего там злого духа. В 1655 году он оставил армию и стал монахом, но сохранил воинские обычаи и решил бороться с чертями и сатаной военными средствами. В 1683 году, чтобы осушить козье болото, патриарх велел вырыть три пруда, а знаменитый ручей, неслучайно названный
    ЧУР-Ториским, велел патриарху лечь спать. Болота удалось осушить, но ручей все еще существовал. В 1832 году снова было принято решение об упразднении ручья Четори. По этой причине два из трех Патриарших прудов засыпали. Однако это ничуть не повредило ручью, ион продолжает течь посей день. Интересно, что по аллеям вокруг пруда иногда ходят два пугающих и странных человека толстяк с огромной бородавкой и мужчина в длинном кожаном пальто, с бородкой ив огромной шляпе. Многие их видели и фотографировали, но ни на пленках, ни даже на цифровых камерах их изображения не сохраняются. Некоторые считают, что это призраки двух человек из банды гипнотизеров, действовавшей примерно в 1925 и 1935 годах. Первого гражданина звали Биндер, а второго звали Орлеан. Первым был торговец из мебельного магазина. Около четырех часов дня в магазине № 4 треста «Мосмебель» в Москве появились граждане и, прибежав к продавцу, попросили продать им два шкафа. Продавец, гражданин Студеницер, объяснил гражданину Биндеру и гражданину Орлеану, что необходимые шкафчики доступны для населения по розничной цене 179 рублей, но только по предварительной записи, и запись эта введена с первого января того же тридцать четвертого года, чтобы справиться с безответственными гражданами, толпящимися в очередях в мебельных магазинах. Выслушав объяснения продавца, тот, кто носил фамилию Биндер, начал злиться и открыто пригрозил Студеницеру обращением в Моссовет. Другой, представившийся всем как Орлеан, подошел к Студеницеру и что-то прошептал ему на ухо. Студент повернулся и что-то прошептал Орлеану на

    11 ухо. Потом все трое прошли, украдкой озираясь, в заднюю комнату, где
    Биндер и Орлеан вручили Студеницеру по сорок рублей десятирублевыми купюрами. Когда гражданин Студеницер, купивший взятку и выписавший капитал
    Биндеру и Орлеану за наличные, вышел из задней комнаты, он был задержан рабоче-крестьянской полицией. На вопрос, что у него в карманах, Студеницер в присутствии очевидцев ответил, что у него в кармане восемь золотых монет, которые он получил за покраску и упаковку мебели. Шестнадцать рублей причитаются ему лично, сорок должны быть возвращены управляющему магазином гну Мездрикову, а остальные двадцать четыре приготовлены грузчикам, красильщиками упаковщикам. Когда Студеницер был вынужден предоставить свои сумки вместо золотых монет, они стали восемью марками Порта № 10, изготовленными Трестом Росглаввино. Решили арестовать на тот случай, если бывшего продавца Студенинцер через полчаса доставят в полицейский участок на полицейской машине. Забрали и Мездрикова, до этого обстоятельства управлявшего четвертым мебельным магазином. При этом задержанные
    Биндер и Орлеан, не имевшие мест в машине, были отправлены в отделение пешком в сопровождении сотрудника полиции. Однако ни Биндер, ни Орлеан, ни сопровождавший их полицейский не появились в участке до конца рабочего дня. Поиск пропавших результатов не дал. Только через три дня в Новосибирске того же милиционера, совершенно лишенного всякой элементарной причины, сняли с поезда Москва-
    Владивосток. В момент обнаружения полицейский был в оцепенении. На вопросы не отвечал, ни на какие внешние раздражители не реагировал. Часть этой истории опубликовалась в Известиях. Впоследствии в романе Булгакова появились моменты с червонцами. Вся бригада была сомкнута 14 мая 1934 года и взята в плен только в м домена Большой Садовой, ноне в й квартире, а в й.

    12 Аллея под липами справа от входа должен быть киоск с напитками, в который ворвались Бездомный и Берлиоз, когда вошли на площадь у Патриаршего пруда. Однако липовый бульвар совершенно не такой, как у М.
    Булгакова и его героев. В 2003 году Патриарший пруд отреставрировали, заменили деревья и выложили плиткой дорожки. Таким образом, вы можете увидеть, как это выглядело в 1929 году, если только не покопались в архивах или не включали воображение. Поэтому высказывание липовая аллея может быть истолковано его переносным значением – липа, то есть подделка. Неудивительно, что большинство сцен столичной экранизации романа пришлось снимать в Санкт-Петербурге. Трамвай по роману Мастери Маргарита трамвай с Малой Бронной поворачивал в Ермолаевский переулок, а по Великому Канцлеру трамвай с Садовой на Малую Бронную. Но это только булгаковское видение. Трамваи на Малой Бронной и Ермолаевском переулке никогда не ходили, а самое главное, что Берлиоз погиб под трамваем на углу Садовой и Бронной и почтив метрах от турникета на Садовую Тогда почему Булгаков не мог перенести место смерти Берлиоза на Садовую
    Во-первых, нужно было продвигаться далеко на Садовую, а в романе действие должно разгораться быстро. Во-вторых, Берлиоз должен был умереть на Патриарших прудах, ведь они альфа и омега, отсюда Иван Бездомный преследовал таинственного незнакомца, и именно сюда он будет приезжать каждый год, завлеченный весенним полнолунием. Вертушек здесь никогда не было, а для того, чтобы Берлиоз скользил, цепляясь за что-то вращающееся,
    Булгаков их придумал. Дом Мастера Дом купеческой семьи Топлениновых, друживших с Михаилом Афанасьевичем. Старший ребенок купца Топленинова — Сергей он был актером) жил в гражданском браке с дочерью архитектора Льва
    Кекушева Марией. Девушка, несмотря на протесты родных, покинула шикарный особняк на Остоженке, 21, любимый домна Мансуровском переулке, 9.

    13 Евгения Владимировна Власова, беседовавшая с Булгаковым, рассказывала, что он часто ночевал в комнате с отведенной специально для него печкой, ив этом подвале работал над своим романом Мастери Маргарита. И видимо на протяжении всего написания он "сотворил" здесь мага. Кстати, ранее этот переулок был известен как Талызинский и
    Масальский пояса. Все имена, в том числе и Мансуровский переулок, произошли от фамилий или имён владельцев разного времени. Большой Николопесковский переулок сюда прилетела Маргарита с Арбата на швабре. Именно здесь она выиграла у критика Латунского квартиру. Увлекательная история - Большой Николопесковский переулок. Назван в честь церкви Николая Чудотворца на Песках, деревянного строения XV века, стоявшего на месте дома № 6, в котором Булгаков разместил корпус Драмлита. Кстати, благодаря этой церкви хорошо известны первые упоминания о таком топониме, как Арбат. В 1493 году Арбат упоминается в летописях в связи с пожаром, охватившим всю Москву. В церкви Николая Чудотворца на Песках сохранился огонь от свечи. Может быть, поэтому Булгаков помещает здесь дом Драмлита, от разрушения которого происходит череда техногенных катастроф, порожденных персонажами Мастеров и Маргариты. Общеизвестно, что в конце XVII века здесь находилась слобода стрельцов, в которой жили стрельцы го полка, поэтому раньше этот маршрут назывался стрельцами. Почему, сказать непросто, наверное, от погребения в церкви Николая Чудотворного на Песках. Или, быть может, существование кладбища заставило Булгакова основать здесь резиденцию драматургов и писателей Ведь он вполне мог считать советских писателей живыми трупами. Но есть еще одна интересная гипотеза, связанная с названием этих мест. В конце Большого Николопесковского переулка в XVI-XVII вв. располагались дворы, в которых закапывали своры собак для царской охоты. В связи с этим это место получило название Собачья страна (кстати, Собачья страна была здесь дох годов 20 века. Таким образом, в русском языке этот

    14 питомец описывается двумя равнозначными словами словом, имеющим общий восточнославянский корень собака, и словом, заимствованным из скифского языка. Так что есть версия, что первоначальный топоним Пески произошел не от песчаной почвы, а от слова собака. Но это не более чем гипотеза. Говоря о мистике, добавлю, что с 1912 по 1915 год композитор АН.
    Скрябин. Если помните, он написал здесь одно из самых мистических произведений 20 века - "Поэму огня" (другое название "Прометей, невесомое и звуковое произведение для фортепиано, оркестра с органом, голосом и светлая клавиатура, как божественная поэма. Остается только добавить, что с 1924 года этот переулок назывался улицей Вахтангова в честь ученика
    Станиславского, актера и режиссера Евгения Вахтангова. Дом Драмлита:
    Нынешнее здание Драмлита находится в
    Лаврушинском переулке, 17 — здание стало прообразом дома Драмлита у
    Булгакова. В этом доме жил драматурги театральный критик Осаф Семенович Литовский (1892-1971), который придумали ввел термин «булгаковщина», действиями которого были запрещены многие произведения Михаила Афанасьевича. Литовец снимался в романе Мастери Маргарита под псевдонимом критика Латунского. Литовец, как и Латунский, жил в квартире
    № 84, к тому жена седьмом этаже, и детали жилплощади абсолютно соответствуют ее реальному положению. Официальное название этого здания
    — Дом писателей Москвы, но неофициальное – Дом писателя. Что-то знакомое, да Это еще одно сочетание, нона этот раз Булгаков связывает не дома, а их названия Бах Но это пишущий дом. Знаете, Бегемот я слышал много хороших и лестных слов об этом доме. Обратите внимание, мой друг, на этот дом Приятно думать о том, что целая бездна таланта прячется и зреет под этой крышей. Как ананасы в теплицах, - сказал Бегемот и, чтобы лучше полюбоваться

    15 кремовым домиком с колоннами, забрался на бетонное основание чугунной решетки. Дом Грибоедова это здание Массолита, грамотный прототип которого находится на Тверском бульваре, Булгаков называет домом письма. Но тут есть странность, в Мастере и Маргарите указано, что это восьмиэтажный дом, хотя в нем всего семь этажей, а учитывая его подобный объем башне, то девять. Дело в том, что во многих странах отсчет этажей не начинается с первого этажа первый этаж — это цокольный этаж, в котором обычно располагаются магазины, офисы и т. д. Тоже самое мы видим ив романе.
    Спасо Дом 24 апреля 1935 года посол США в СССР Уильям Буллит пригласил Булгакова и его жену на прием. Именно этот праздничный прием
    Булгаков использовал как своего рода сатану. Однако упоминание американского посольства как места проведения бала с Сатаной очень неправильно. Бал проходил не в здании посольства, а в резиденции американского послав знаменитом Спасо-Хаусе на Спасопесковской площади, 10 (бывший особняк НА. Второва). Итак, фонтаны вина и шампанского, безупречный оркестр, радующий птичий слух, — все это было у американского посла и Воланда. Особняк Саввы Морозова:
    это предполагаемый особняк Маргариты, расположенный на улице Спиридоновка, 17. Есть небольшое несоответствие с названием улицы. Дело в том, что большинство исследователей и краеведов считают, что название его происходит от названия церкви Спиридона, епископа Тримифунтского на Козьем болоте. Другие считают, что название улицы происходит от часовни св. Спиридония в церкви Рождества Пресвятой Богородицы на болоте, возведенной в XVI в. Нет даже точной даты постройки храма св. Спиридонии. Одни историки считают, что это было в 1633 году, другие – в 1627 году. Точно можно сказать, что он был разобран в 1930 году. После этого духовенство инициирует поселиться возле церкви Спиридония, которая основывает вокруг нее митрополичью слободу, который впоследствии превратился в патриархальное поселение.

    16 Между 18 и 19 веками Спиридоновка стала улицей дворянских особняков и усадеб. В конце 18 — начале 20 веков на улицах появились свежеиспеченные помещики — богатые промышленники и купцы, сметавшие бывшие дворянские поместья обедневших помещиков. Он привносит свой стиль за пределы улицы ив ее культурную жизнь. Одним из самых выдающихся творений этого места является городская усадьба Саввы Морозова, возведенная Федором Осиповичем Шехтелем. На самом деле этот особняк возник как изба, в которой должны были жить женихи невеста, нов результате прихоти Зинаиды Григорьевны здесь возник этот особняк, чем-то похожий на средневековый замок. Возводился он с 1893 погоди в народе его таки называли - особняк Морозова. Не особенно красивая, но коварная и с сильным характером, Зинаида Григорьевна, став хозяйкой дворца, который московские сплетники называли дворцом, вела откровенно светский образ жизни, из-за чего в ее доме могли побывать многие известные москвичи. Однако в 1905 году Савва Морозов при странных обстоятельствах скончался во Франции. Зинаида продает виллу купцам Рябушинским, ссылаясь на то, что призрак Саввы Морозова не расстается с жизнью, в своем кабинете по ночам слышит его шаги, кашель и движение вещей само по себе. Дальнейшая судьба Морозовского дворца достаточно шаблонна и неинтересна после Октябрьской революции он был национализирован, в нем более полувека находилась редакция издательства Наука, а ныне Дом приемов МИД. там. В 1990 году здесь случился удивительный пожар (причина возгорания не установлена, повредивший все внутреннее убранство. После пожара дворец восстановили, но пришлось перестраивать все внутреннее убранство. Малый Ржевский переулок, 6:
    это одно из предполагаемых мест расположения дома Маргариты. Гипотеза основывается на том, что на Ржевском переулке, 11, кв. 1, напротив густо затененных деревьев церкви Ржевской иконы Божией Матери, Шиловских, Елена Сергеевна (последняя

    17 жена Булгакова) и Евгений Александрович, с двумя детьми, в этом доме поселилась учительница немецкого языка и домработница. Но незадолго до этого Елена познакомилась с Сергеевной Булгаковым. Все произошло в 1929 году. Вот ответ - Михаил Афанасьевич часто останавливался возле этого особняка и гостил у Шиловского. Возможно, это и есть особняк, в котором жила Маргарита, поскольку он немного подходит под описание, а рядом находятся Патриаршие пруды, что удостоверяет достоверность этой версии.
    Остоженка, 21: это третья версия особняка, в котором, возможно, жила Маргарита. Он был построен для себя и своей семьи в 1900-1903 годах по проекту архитектора Льва Николаевича Кекушева. Дом напоминает средневековый дворец с асимметричной композицией. Здание выполнено в стиле модерн и украшено трехметровой статуей льва на фронтоне, которая была визитной карточкой архитектора. К настоящему времени утеряны многочисленные детали особняка Кекушева, в том числе статуя льва и горельефы орлов над окнами последнего этажа башни, а кроме того, крыльцо с левой стороны дома и конструкция входов. Но по сравнению с особняком
    Морозова этот дом встречается в булгаковском описании гораздо реже — здесь нет даже двора, в глубине которого должен располагаться дом Маргариты. В настоящее время здание занимает посольство Египта.
    Пожарский переулок, дом № 12: вот он - Пожарский переулок, дом № 12. Это Булгаков назвал его домом № 13, в квартире которого № 47 Иван украл свечу и икону. В этом доме с семьей жил известный филолог, один из ближайших друзей Булгакова Николай Николаевич Лямин. Жил исключительно на Остоженке, дом 7, квартира № 66. Булгаков не мог пройти мимо величайшего магического числа 7. Так как же этот дом переместился с Остоженки в Пожарский переулок Дело в том, что ранее реальное местонахождение этого дома, несомненно, было таким же, как указано выше. Нов последнее время нумерация домов резко изменилась. Можно только догадываться, почему Булгакову была

    18 выделена квартира под номером 47, а вот почему у одного из вас номер 13, догадаться, наверное, будет несложно. Справедливости ради следует сказать, что эта квартира, несомненно, такая же, так как ее вход почти бесповоротно похож на описание, данное
    Булгаковым в Мастере и Маргарите, говорят, что в коридоре до сих пор стоит обитый железом сундук.
    Пречистенская набережная как мы помним, Иванушка входит в квартиру второго этажа через парадную и выходит через черную дверь, затем решает, что профессор должен быть на Москве-реке» ив кратчайшие сроки его можно увидеть на гранитных ступенях амфитеатра Москва-река». Во многих зарисовках о Булгакове говорится, что раньше на стропилах
    Пожарского переулка был спуск к реке. Но пройти по Пожарскому до реки не получится, он покоится в Курсовой аллее. Если идти дворами или свернуть в сторону Курсовой в Зачатьевский или Соймоновский переулки, а потом на Крымский мостили Большой Каменный (там и там есть спуски к воде, то это будет долго (и не "кратчайшее время "). Рядом, правда, Патриарший мост, и у него тоже есть спуск, но он был открыт в 2004 году. А Крымский мост и Большой Каменный мост были открыты в 1938 году, то есть эта дата ускользает от мимолетных очертаний романа (роман очерчивает весну 1929 г. Правда, у обоих мостов были свои предшественники, но спуск по Большому Каменному мосту располагался совсем рядом с Кремлем, а предшественник Крымского моста был разобран за несколько лет до постройки нового. Плохая квартира № 50:
    так в каком подъезде находилась плохая квартира Приехав в Москву, Булгаков несколько дней жил на Малой
    Пироговской улице, в доме № 18. В конце сентября он переехал в квартиру № 50. Это была коммуналка, где жил в основном пролетариат. Кстати, настоящей ролью Аннушки-Чумы стала соседка Булгакова по комнате, пьяница Анна
    Горячева, которую в следующем романе переселили в квартиру № 47. Михаил Афанасьевич жил в квартире № 50 с 1921 до середины х гг. С августа

    19 переехал с женой Татьяной Николаевной Лаппой в квартиру № 34 того же дома № 10 на Большой Садовой. Две комнаты там занимал богатый банкир Артур Борисович Манасевич, третья его служанка, в четвертой жила Александра Николаевна Кибель с сыном, а в пятой жил господин Булгаков с женой. В общем, картина достаточно ясная – очередные сложности времени и пространства. Булгаков просто перевел часть квартиры № 34 в квартиру № 50. Почему это было сделано Это нелегко сказать. Может быть, это просто писательский прием. Однако стоит обратить внимание на то, что сумма цифр номера квартиры - 7 представляется большим магическим числом (Булгаков изучал нумерологию при написании романа, а число 50 выступает как сакральное число водной иудейской секте (на рассвете каждые 50 дней возносили молитву о благодати познание истины. Подругой версии, это число Пятидесятницы, в последний й день святой дух нисходит в мира по третьей — это число, обозначающее врата, через которые течет сила, способная разрушить хаос. Исчезновение людей из квартиры, скорее всего, говорит о происходящих перестройках и переездах (сам Булгаков поменял около 10 квартир в Москве, а вот "пропавшая" жена Степы Лиходеева - намек на развод Булгакова со второй женой из-за его связи. Театр Варьете от сеанса черной магии Воланда с дальнейшим изложением. Прототипом Театра Эстрады стал Московский мюзик-холл, существовавший в 1926-1936 гг. и находится недалеко от плохой квартиры на Большой Садовой, 18, ныне Московский театр сатиры, а до 1926 года здесь находился цирк братьев Никитиных, издание специально для этого цирка было возведено в 1911 году по проекту архитектор Нилуса. Цирк Никитина упоминается в Собачьем сердце. Кстати, в программе Театра Варьете несколько чисто цирковых спектаклей, таких как чудеса велосипедной технологии Джулии, прообразом которых послужили знаменитые цирковые велосипедисты и семья Полди (Подрезовых), с успехом выступавшая на сцене столичного мюзик-холл.

    20 Дом Пашкова: многие могут разговаривать об нынешнем дивном доме часами, и неудивительно, что именно тут Мессир прощается с Москвой, Леви Матвей прибывает к нему с просьбой. Вначале века в доме Пашкова собрался кружок загадочно размышляющих женщин. Они выбрали помещение для своих спиритических исследований не ненамеренно - о доме, воздвигнутом по проекту феноменального Баженова, постоянно бродили легенды. Сказки о нечистой силе завлекали в дом Пашкова начинающих ведьм участники тайных собраний мечтали о встрече с темными силами иного мира. Руководствуясь указаниями древних книг, они зажигали свечи, изготовленные по особому рецепту, и произносили заклинания, вызывая Бафомета, Астарота и других древних духов. Дамы надеялись овладеть тайными знаниями, чтобы доминировать над мужчинами. Они регулярно собирались у дома Пашкова и казалось, что они уже близки к цели, но как разв этот момент с членами кружка стали происходить загадочные происшествия. Два несчастных мага просто исчезли, одна ведьма умерла от отравления снотворным, а другая утонула. Через год после начала встреч там не осталось ни одной девушки. Этот дом, как было сказано выше, кажется, одним из самых мистических мест в Москве, в том числе готовым к диспуту с Патриаршими прудами. Здесь жил Петр Егорович Пашков - его первый владелец, любивший колдовство и магию. Кроме того, недавно обнаруженный колодец глубиной более 20 метров ведет к подземной реке, которая течет то лик Неглинной, то ли прямо к Кремлю, некоторые утверждают, что это не колодец, а подземный ход. Здесь вы найдете ночные залы юных ведьм спустя века и библиотеку Ивана Грозного, спрятанную в недрах Ваганьковского холма, на котором построен Дом Пашкова. Ну а в самом Пашковом доме, в его правом крыле, находится рукописный отдел, в котором дополнительно хранятся рукописи Михаила Афанасьевича Булгакова.

    21 Так вот - посмотреть, как Булгаков планировал будущее своих замыслов. Неудивительно, что для одной из сцен прощания он выбрал террасу на крыше этого дома. После бурного предисловия христианства это место назвали Чертополь
    (Чертолье, Черторы, Чертори или Чертов Ручей) - и говорили "На Чертополе
    - пространство дьявола. Настоятель Алексеевского монастыря даже проклял это место, когда монастырь был разрушен. Как известно, дом Пашкова стоит спиной к Кремлю. Произошло это благодаря одному любопытному рассказу. В 1775 году Екатерина II поручила придворному архитектору Баженову возвести царский дворцово-парковый комплекс в готическом или мавританском стиле. Дворец был построен в неоготическом стиле, и Баженов ждал триумфа, но Екатерина II заметила в убранстве дворца масонские символы, поэтому приказала снести дворец. Как видите, согласно этой легенде, реальное местонахождение дома
    Пашкова может быть местью императрицы за отказ от дворцового комплекса. Еще одна интересная особенность дома Пашкова, которую Булгаков использовал в своей книге Мастери Маргарита. В этом здании драматург находился, когда работал с документами помните, что после революции в публичной библиотеке были читальные залы. Таким образом, внутреннее убранство дома Пашкова оказывается гораздо просторнее и больше, чем снаружи — явно функционировала масонская геометрия архитектора Баженова, — потолки исчезают на невообразимой высоте, танцевальные залы ведут вид в гигантские оконные проемы, а лестницы извиваются сих искусные балюстрады, создающие иллюзию филигранной постройки. Это похоже на что-то? Правильно, Булгаков использовал этот эффект, когда описывал сцену входа Маргариты не в ту квартиру.

    22
    2.2 Ершалаимский топос Композиционная специфика романа Мастери Маргарита, написанного М. Булгаковым, заключается в том, что в творчестве существуют разные миры. Всего четыре главы всего романа посвящены Ершалаиму, однако сюжеты мира Ершалаима полностью переплетаются с сюжетами мира Москвы. Мир московский представляется своеобразным парированием мира ершалаимского. Но если для описания столицы используются сатирические приемы, то при описании Ершалаима они отсутствуют.
    Булгаков показывает, что жители Ершалаима рвались к власти. Тот факт, что странствующий философ был арестован, свидетельствует о том, что власти пресекали все попытки его ограничить. Для жителей Ершалаима важны материальные ресурсы. Автор романа показывает, что любой человек отвечает только за себя, беспокоится только о личном благополучии, не обращая внимания на окружающих его людей. Люди изображены драматургом Мастера и Маргариты равнодушными к чужой жизни и жестокими, любящими смотреть на кровопролитие.
    Булгаков обрисовывает Ершалаимский храм в самых общих чертах, что он очень большой, из мрамора, а крыша покрыта золотом. Все это правда. Крыша Ершалаимского храма и луна в Москве отмечены довольно зловещей печатью. Вообще есть что-то беспокойное и тревожное в описании
    Ершалаима, и прежде всего, идолов. Булгаков не ограничивается беглым упоминанием о них, а неукоснительно возвращается к ним, в результате чего идолы Ершалаима приобретают самостоятельный характер. Они управляют городом. Они взлетают над дворцом, утопающим в тропической зелени — масштабы безусловно преувеличены. В общем, Ершалаим — очень странное и довольно пугающее место.

    23
    2.3 Городской и природный топос Москва показана непосредственно как герой произведения. Мы читаем об этом в третьей главе Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчётливо была видна в высоте полная луна, но ещё не золотая, а белая. С первых страниц романа драматург проводит нас по известным местам Москвы Патриаршие пруды, Малая Бронная улица и др. Роман М. Булгакова в первую очередь рассказывает о Москве, о жизни столичных жителей, однако это также и образ всей страны, ее проблем, ценностей ее жителей. Булгаков показывает Москву сторонним наблюдателем. Мы видим столицу глазами иностранца Воланда. Наблюдая за Москвой, он обращает внимание на изменения, произошедшие в последние годы. Образ величественной Москвы в глазах читателя стал как бы меньше и смешнее. В описании гном Булгаковым Москвы в романе Мастери Маргарита мы видим некоторые приметы времени нарзан, папиросы Наша Марка, телефон-автомат, бакалея, таксомотор, контрамарка, варьете, патефон, сверхмолния и т.д. Эти слова присущи именно советской Москве, ив современном обществе они уже не употребляются людьми, они стали историзмами. Таким образом, эти знаки помогают нам представить себе облик Москвы того времени. Более того, в романе не раз упоминаются известные места Москвы Арбат, Садовое кольцо и др. Пример сцена погони Ивана Бездомного за мнимыми иноземцами, позволяющая увидеть Москву глазами булгаковского героя Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. И не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Регент … ввинтился в автобус, летящий к Арбатской площади, и ускользнул. Опять освещённая магистраль – улица
    Кропоткина, потом переулок, потом Остоженка и ещё переулок, унылый, гадкий и скупо освещённый…» (стр. 58).

    24 Все эти географические названия, безусловно, обрисовывают для нас образ столицы нашей Родины и свидетельствуют о том, что автор давно живет в столице и знает ее в достаточной степени. Москва настоящая ив тоже время мистическая предстает перед нами на страницах произведения. В романе булгаковский образ Москвы реален, осязаем ив тоже время мистифицирован. Конечно, мистификация связана с полным философским смыслом всего произведения. Относительно топоса природы скажу фразу, которая все опишет роман Мастери Маргарита называют закатным Но только ли потому, что это последнее произведение знаменитого писателя Роман начинается и заканчивается на закате Однажды весной в час небывало жаркого закатав Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. С заходом солнца, те. на закате Воланд и его свита покидают город, взяв с собой двух преданных возлюбленных — Мастера и Маргариту. А постоянно происходящие (в 10 главах из 32) закаты, рассветы, жаркие полдни - все это говорит о том, что в романе Булгакова солнце, как и луна заливает своим светом 12 глав и эпилог, как буря с грозой, неизбежно сопровождающая переломный момент в судьбе героев и переход повествования в новое качество
    — не только природные явления и эффектные декорации. Более того, они символы.

    25 ГЛАВА 3. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОРОДСКОГО

    ТОПОСА В АРХИТЕКТОНИКЕ РОМАНА МИМ Этот подзаголовок будет очень маленьким, но он немного резюмирует роль и функции городского топоса в архитектуре романа «МиМ» невообразимо велики, ведь благодаря ему мы можем почувствовать и представить, какие места и, где все действия романа происходили. Если представить, что в произведении нет топоса, то сразу все теряется, оно становится сухим, безвкусным, непонятным, нов тоже время слишком много топоса не может сослужить хорошую службу, а Булгаков в романе Мастери Маргарита сделал всё идеально. Роль и функции городского топоса в архитектонике – нереальная смысловая точка всего произведения, ведь именно топос играет главную роль

    26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мастери Маргарита — непросто уникальный роман мировой художественной классики. Мастери Маргарита — самое феноменальное и неоднозначное из всех произведений Булгакова, в котором, как нив одном другом советском романе, раскрывается противоречивый и трагический дух тоталитарной эпохи.
    Философско-религиозная концепция романа бесконечно сложна и до конца еще не расшифрована. Жанр романа до сих пор никто не может назвать точно, как бы не пытались. В нём олицетворена та сила, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Эта строчка из «Фауста» Гетте (немецкий поэт вложил в её уста своего дьявола - Мефистофеля) взята Булгаковым в качестве эпиграфа к своему роману.

    27 ПРИЛОЖЕНИЕ Большая Садовая ул, д - адрес М. Булгакова в 192 - 1924 годах. Здесь были созданы "Записки на манжетах, "Роковые яйца. Дом описан в произведениях "№13 – дом Эльпитрабкоммуна", "Самогонное озеро, Театральный роман, "Мастери Маргарита" (дом бис по Садовой улице. "Ах, до чего известный был дом. Шикарный дом Эльпит..."! До революции этот дом принадлежал "табачному королю" И.
    Пигиту. После революции вместо "классово чуждых элементов" были заселены рабочие соседней типографии и дом преобразовали в одну из первых рабочих коммун. Малая Бронная ул, Патриаршие пруды Однажды весною, в час небывало жаркого закатав Москве, на Патриарших прудах появились два гражданина. Мастери Маргарита.

    28 Перекресток Малой Бронной и

    Ермолаевского переулка брызнул яркий и красный свет загорелась в стеклянном ящичке надпись "Берегись трамвая. Тотчас и подлетел трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с
    Ермолаевского на Бронную". Мастери Маргарита. Малый Власьевский пер, д. 12.
    Маргарита Николаевна со своим мужем занимала весь верх прекрасного особняка в саду водном из переулков Арбата. Мастери Маргарита.
    Мансуровский пер, д - дом
    С.С. Топленинова. Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так бросил свою комнату на Мясницкой <...> Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Мастери Маргарита.

    29
    Лаврушинский пер, д. 17. Ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита <...> увидела, что фасад дома выложен мрамором, что двери широкие <...> и что над дверьми золотом выведена надпись "Дом
    Драмлита". Мастери Маргарита. ул. Арбат, д. 54/2 - гастроном

    №2. Через четверть часа после начала пожара на Садовой у зеркальных дверей Торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот. Мастери Маргарита. Перекресток ул. Моховая и ул. Знаменка - "Дом Пашкова", здание Государственной Библиотеки им. В.И. Ленина. На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое Воланд и
    Азазелло". Мастери Маргарита.


    написать администратору сайта