Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Условия формирования культуры Киевской Руси

  • 2. Архитектурные памятники

  • 4. Крупнейшие центры древнерусской культуры 4.1 Культура Ростово-Суздальской земли.

  • 4.2. Культура Новгорода.

  • Список использованной литературы

  • Культурные центры Древней Руси. История реферат. 1. Условия формирования культуры Киевской Руси Архитектурные памятники


    Скачать 33.57 Kb.
    Название1. Условия формирования культуры Киевской Руси Архитектурные памятники
    АнкорКультурные центры Древней Руси
    Дата28.08.2021
    Размер33.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория реферат.docx
    ТипРеферат
    #228177

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    1. Условия формирования культуры Киевской Руси

    2. Архитектурные памятники

    3. Живопись

    4. Крупнейшие центры древнерусской культуры

    4.1 Культура Ростово-Суздальской земли

    4.2. Культура Новгорода

    Заключение
    Список использованной литературы


    Введение

    Центрами древнерусской культуры были города с их ремесленным производством. В IX — X вв. насчитывалось 25 городов, в XI — 89, к концу ХП в. — 224. В городах жили и трудились ремесленники разных специальностей. Большие успехи были достигнуты в выплавке и обработке металлов. Железо выплавлялось из болотных руд в сыродутных “домницах”. В городах было налажено массовое производство железных орудий: топоров, серпов, лопат и др. Своим мастерством славились русские оружейники. В Европе высоко ценились кольчуги и прямые русские мечи. Древнерусские ювелиры наладили массовое производство различных украшений. Археологи обнаружили в Киеве целую мастерскую по изготовлению стеклянных браслетов. Много ремесленников занималось обработкой кожи и дерева, изготовлением тканей, одежды и обуви.

    Существовало в Древней Руси и школьное образование. Школы для детей бояр создавались при Владимире. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Имелись школы и для подготовки к государственной и церковной деятельности. В них наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, географические и естественные науки.

    После принятия христианства на Руси развивается монументальное каменное зодчество. Принципы строительства каменных храмов были заимствованы из Византии. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X века (она была разрушена монголами в 1240 году). В 1031 —1036 гг. в г. Чернигове был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Вершиной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве, построенный греческими и русскими мастерами. Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи — мозаика, фреска и иконопись.

    1. Условия формирования культуры Киевской Руси

    IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы — рождается молодое сильное государство. Образование Киевской Руси принято относить к призванию на княжение в Новгород в 862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а конец — к правлению Владимира Мономаха (1113—1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси — середина IX-начало XII века.

    Рюриковичи, династия русских князей — великих князей киевских, владимирских, московских и русских царей (конец IX—XVI вв., последний Рюрикович — царь Федор Иванович), считавшихся потомками Рюрика. К Рюриковичам принадлежали также некоторые дворянские роды до начала XX века, потомки удельных князей.

    В культурологическом плане начало нового этапа следует связывать с принятием Русью христианства. Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое демократическое городское рыночное общество. В период наивысшего расцвета в XI веке ее население достигло 7—8 млн. человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Это было самое большое и населенное государство Европы.

    Ученые спорят сегодня и спорили в прошлом веке о том, позитивно или негативно сказалось на дальнейшей истории России заимствование византийской культуры. Некоторые полагают, что тем самым она навсегда отгородила себя от католического Запада и, как следствие, отстала в экономическом развитии. Однако не стоит забывать и о том, что именно Византия дала человечеству христианство как высший религиозный закон и систему мировоззрения. Таким образом, выбрав Православие, Древняя Русь черпала нравственно-религиозные принципы из первоисточника.

    Византийское наследие означало для России способ приобщения к культуре эллинизма, а через нее - к истокам культуры латинского Запада, Ближнего Востока и Древнего Египта. Контакты с Византией продолжались и в более позднее время. На протяжении веков культура и образование в России в значительной мере строились по византийскому образцу, что проявилось а создании в конце XVII века при непосредственном участии греко-византийских просветителей, братьев Лихудов, Славяно-греко-латинской академии. Православные книги впитали в себя искусство греческой риторики, минуя латинское посредничество.

    Крещение Руси происходило по византийскому образцу. Согласно летописи, двор киевского князя Владимира, крестившего Русь, посещали многие религиозные посольства и предлагали ему принять их веру: “немцы” (католики) от папы, болгары (мусульмане), хазарские евреи и др. Владимир, по совету своей дружины, послал своих послов в разные страны. Вернувшись, они с особым восторгом рассказывали о виденном ими православном богослужении в константинопольском храме Св. Софии. Предпочтение, отданное византийскому православию, объяснялось не только красотой богослужения, но и социально-политическими причинами.

    Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, не был случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Многообразные торговые и политические отношения связывали Древнюю Русь с Западной и Центральной Европой, с одной стороны, Византией и Азиатским Востоком — с другой. Уже в Х веке Древняя Русь оказалась в центре транзитных торговых путей, соединявших ее западных, восточных и южных соседей — из Северной Европы в Византию. В IX—Х веках был известен и Волжский путь, по которому восточные товары и монеты поступали через русские земли в Западную Европу, а также дорога по Дону, Нижней Волге и Каспию до Багдада, которой пользовалось население южных областей восточнославянского мира. Однако, несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира.

    2. Архитектурные памятники

    До нас дошло очень мало памятников древнерусского искусства, но и того, что осталось, достаточно, чтобы получить представление о художественном вкусе и направленности художественного" замысла. Самыми замечательными памятниками этой эпохи являются заложенный в 1037 г. храм Софии в Киеве, который можно считать одним из шедевров византийско-русского стиля XI в., и не менее величественный храм Софии в Новгороде, построенный в 1045—1050 гг. (разграблен и сильно повреждён немцами).

    Одновременно с постройкой больших храмов в Киеве и Новгороде строились храмы в Полоцке (св. Софии), Чернигове (Спасский собор, построенный Мстиславом Владимировичем) и Тмутаракани. Храмы украшались замечательной живописью и мозаикой. В киевском Софийском храме — живопись не только религиозного характера, но и бытового. Таковы фрески на лестнице, ведущей “а хоры, с изображением княжеской охоты, княжеских музыкантов и скоморохов. В самом храме две стены украшены портретным изображением семьи Ярослава.

    Известны также архитектурные памятники и нецерковного характера. Археологам удалось открыть фундамент княжеского Дворца X в. По остаткам мраморов, мозаики, художественных изразцов, фресок, найденных в мусоре развалившегося здания, можно составить некоторое представление о самом Дворце, большом, богато украшенном здании.

    Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, до конца ХVII столетия, дает целостную картину развития достаточно устойчивых и постепенно эволюционирующих стилистических черт и признаков. Параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры. Причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался для строительства всех видов сооружений – жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий, церквей. Город Древней Руси вплоть до ХVII пека оставался в основном деревянным. В деревянных постройках объемно-планировочная структура определялась бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами; однако при всей "жесткости" деревянной строительной системы народные мастера-зодчие умели композиционно ее разнообразить и пластически оживить. В результате возникает очень широкая композиционная "амплитуда" от простейшей крестьянской избы-сруба до сложнейших объемных решений, типа шатровых и ярусных храмов.

    С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное строительство. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся.

    В культовом каменном строительстве на века утвердился тип кубического храма, внутреннее пространство которого определилось наличием параллельных нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов, поддерживающих своды и купола; число последних составляло от одного до пяти. При наличии сходной объемной и конструктивной структуры, русские культовые сооружения дают картину чрезвычайного разнообразия размеров, объемных форм и средств декоративной обработки сооружений. Подавляющее большинство сооружений до ХIV века включительно отличается органичностью и единством объемной композиции и конструктивного решения, их внутренняя структура четко и последовательно выражается во внешних формах.

    3. Живопись

    Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и к ее живописи. Уже в “Истории государства Российского” Н.М. Карамзин упоминает о древнерусских художниках, приводит почерпнутые из летописи сведения об их произведениях. Эти сведения привлекают внимание, становятся предметом изучения и для более молодых историков, но настоящее приобщение к древнерусской живописи, открытие ее подлинных сокровищ произошло много позже, чем это случилось со словесностью и музыкой.

    Древнерусская живопись – одна из вершин мировой культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – “воплотить слово”, воплотить в образы христианское вероучение.

    В течение долгих веков живопись византийского православного мира, в том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

    Доска, на которой должна быть написана икона, покрывалась загрунтованной тканью – паволокой, и само изображение наносилось на паволоку темперой, т.е. минеральными красками. А сверху изображение покрывалось прозрачной олифой. Олифа хорошо проявляет цвет и, что еще важнее, прекрасно предохраняет живопись от повреждений. Но при этом олифа обладает свойством со временем темнеть, и за 70 – 100 лет она темнела настолько, что почти совсем скрывала находящуюся под ней живопись. В древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы, т.е. способы “расчистки” древней живописи. Но способы эти были достаточно трудоемки, и со временем иконы стали не расчищаться, а “поновляться”, т. е. поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Зачастую на древних иконах делалось в течение веков несколько таких поновлений – первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей, верхний из которых также был покрыт олифой.

    4. Крупнейшие центры древнерусской культуры

    4.1 Культура Ростово-Суздальской земли.

    В связи с развитием феодальной раздробленности и падением политической роли Киева литературная и художественная жизнь в самом Киеве с XII в. постепенно приходит в упадок. Но при этом выдвигаются многочисленные новые феодальные центры со своей культурной жизнью, широко развивающиеся в XII—XIII вв. Памятники этой местной культуры менее величественны по своим масштабам, но дают нередко значительно более глубокое и полное выражение национальной культуры на местной народной основе. Летопись сохранила свидетельства об интенсивном строительстве и росте местной культурной жизни Чернигова, Холма (Галицко-Волынское княжество), Владимирской Руси, Новгорода. Особенно яркие памятники XII в. сохранились во Владимирской земле и в Новгороде.

    Ростово-Суздальская земля оставила значительное культурное наследие — памятники письменности и памятники строительства. Уже в середине XII в. на северо-востоке велось летописание при епископском дворе в Ростове. При Андрее Боголюбском возникло княжеское летописание во Владимире-на-Клязьме. В начале XIII в. появляется своё летописание и в Переяславле-Залесском, при князе Ярославе Всеволодовиче. Отличительной чертой владимиро-суздальского летописания является общерусский масштаб в оценке исторических событий.: Если Киевская Русь положила прочное основание политическому и культурному объединению всего восточного славянства и многих неславянских народов, если культурным наследством Киевской Руси долго жила вся Русь, то в период феодальной раздробленности Руси нигде так настойчиво, как во Владимиро-Суздальской земле, не поддерживалась мысль о единстве всей Руси. Тут, на северо-востоке, зарождалась концепция общерусской власти владимирского князя, которая и отразилась на великокняжеских владимирских летописных сводах, общерусских по своей конструкции и идеологии. Это так называемый “Владимирский полихрон”, первая редакция которого относится к. концу XII в. Показателен и здесь народный эпос, сберёгший до наших дней киевские былины, забытые на юге.

    До нас дошли замечательные памятники ростово-суздальского строительства — палаты Андрея в Боголюбове, Дмитровский собор во Владимире, построенный Всеволодом, Успенский собор во Владимире, Покровская церковь на реке Нерли, близ Боголюбова, Спасский собор в Переяславле, Георгиевский собор в Юрьеве Польском. Эти памятники, а также заставки и миниатюры рукописей свидетельствуют, что Северо-Восточная Русь, развивая мотивы Киевской Руси, входила в близкое общение и с Западной Европой и с Востоком, в частности с Грузией.

    4.2. Культура Новгорода.

    С ростом внутренней жизни Новгородской земли широко расцветает в XII в. и культура новгородская. Развивается возникшее в XI в. новгородское летописание. Новгород создаёт и свой местный былевой эпос со своей особой тематикой (былины о Садко-богатом госте, о Василии Буслаевиче). Но особенно выделяются памятники новгородского зодчества и живописи. На первом месте среди них надо поставить церковь Спас-Нередицу (уничтожена немцами), поблизости от города, и собор в Юрьевом монастыре. Нередица была замечательна своей росписью конца XII в., сделанной, несомненно, местными новгородскими мастерами. Новгородские мастера —строители, ювелиры, литейщики получают в дальнейшем широкую известность в Ростово-Суздальской Руси. Многочисленные реставрационные работы, проводившиеся в Новгороде в годы, предшествующие началу Великой отечественной войны, обнаруживали всё новые произведения новгородской живописи. Памятники новгородской архитектуры XI—XIII и позднейших веков составляли грандиозный комплекс огромного научного и историко-культурного значения. К сожалению, большое число этих памятников погибло или сильно пострадало в результате варварства немецко-фашистских оккупантов в 1941 — 1944 гг.

    Заключение

    Русская культура XI—XIII вв. имела одну особенность, отличавшую её от западноевропейской. В Киевской Руси было сравнительно мало центров высокой культуры по сравнению с величиной территории. Вот почему удар, нанесённый монголами по этим очагам, имел столь серьёзные для дальнейшей истории русской культуры отрицательные последствия, сказывавшиеся в течение ряда веков.

    Средоточие культуры было в городах. В городах XII века значительно развилось ремесло, появились мастера самых различных специальностей; их изделия продавались не только в городах, но и шли в деревню. К этому времени сильно расширилась территория городов. По сравнению с X— XI вв. города выросли в 3—4 раза.

    Кругозор горожан, простых посадских людей, был несравненно шире, чем у сельских пахарей, привязанных к своей небольшой общине. Горожане видели иноземных купцов, ездили сами в другие земли, нередко были грамотны, знали секреты различных ремесел, умели хорошо считать. Грамотность горожан подтверждается большим количеством новых археологических находок. Берестяные грамоты новгородцев XI—XII вв. говорят о широком применении письменности: писали жалобы, приглашения, распоряжения о мелких хозяйственных делах, извещения о приезде, о ценах и многом другом. Кроме берестяных писем, о грамотности горожан говорят многочисленные надписи на вещах в разных городах Руси. Гончары писали по сырой глине на своих изделиях, кузнец выковывал свое имя на изготовленном им мече, девушки надписывали пряслица своих веретен, чтобы не перепутать их на посиделках. Много надписей сделано горожанами на стенах церквей. Здесь мы слышим как бы живые голоса древних киевлян, смолян, новгородцев: то запись странника-богомольца, то эпиграмма на соседа, заснувшего во время церковной службы, то запись о каком-либо событии.

    Список использованной литературы

    1. Карамзин Н.М. Предания веков. – М.: Правда, 1987

    2. Клибанов А.И. Русское православие. – М.: Политиздат, 1987

    3. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. М., 1988.

    4. Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2001.

    5. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Петрозаводск, 1996.


    написать администратору сайта