чехов. Чехов. 1. в чем заключается противоречивость Лопахина("Вишневый сад")
Скачать 22.1 Kb.
|
1. В чем заключается противоречивость Лопахина?("Вишневый сад") Противоречивость Лопахина особенно остра потому, что его положение чрезвычайно двойственно. Ермолай Лопахин — сын и внук крепостного. Ему в память до конца жизни, наверное, врезалась фраза, сказанная Раневской избитому отцом мальчику: "Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет...". Он ощущает на себе словно несмываемое клеймо от этих слов: "Мужичок... Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках... а если подумать и разобраться, то мужик мужиком...". Лопахин глубоко страдает от этой двойственности. Он уничтожает вишневый сад не только ради наживы, да и не столько ради нее. Была другая причина, гораздо важнее первой — месть за прошлое. Он уничтожает сад, прекрасно сознавая, что это — "имение, лучше которого ничего нет в мире". И все же Лопахин надеется убить память, которая против воли всегда показывает ему, что он, Ермолай Лопахин, — "мужик", а разорившиеся владельцы вишневого сада — “господа”. Всеми силами Лопахин стремится стереть грань, отделяющую его от "господ". 2. Значение символов в "Вишневом саду" А. П. Чехов в своей пьесе в образе вишнёвого сада объединил цветущее, прекрасное и "старое". Осмысление изменений, происходящих в жизни героев, связано с описанием бытия деревьев, сада. Раневская "(Глядит в окно на сад). О моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, …и тогда он был точно таким, ничто не изменилось…Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…Если бы снять с груди и с плеч моих тяжёлый камень, если бы я могла забыть моё прошлое!". Эпитет "опять молод" говорит о том, что сад вовлечён в некий цикл. Сад — божественное, чистое пространство, которое "ангелы небесные не покинули". Вишня-символ весны, девственности; в христианской иконографии её изображают вместо яблони как плод с Древа Познания добра и зла. Иногда Христос изображается с веткой вишни в руке.. Название пьесы "Вишнёвый сад" вводит и цветовую символику. Вишнёвый — тёмно-красный, цвета крови. Всё это позволяет предположить в образе "вишнёвого сада" мотив жертвы. Вишня связана с девственностью, чистотой помыслов. Ягоды, вишня "подключают" в сознании читателя христианскую символику "запретного плода" с мотивом наказания за нарушение запрета. Цветы — символ круговращения: рождения, жизни, смерти, возрождения. Это лаконичный символ природы, обозначающий женскую красоту, молодость, краткость бытия, быстротечность мирской жизни. Практичный Лопахин "посеял маку тысячу десятин и …заработал 40 тысяч чистого". Ермолай Алексеевич по-своему чувствует прекрасное: "А когда мой мак цвёл, что это была за картина!". Символика мака связана со сном, уходом в иллюзорную реальность, с искушением, наваждением, мороком. Символизм этого цветка основан на свойствах опиумного мака. Посеянный мак и вишнёвый сад — контекстные антонимы у Чехова. Лопахин — "новый помещик" — мак. Гаев и Раневская — прежние хозяева имения — вишневый сад. Не случайно также символическое совпадение цифр: герой — "двадцать два несчастья", торги назначены на 22 августа. 3. Роль финальной сцены. ("Вишневый сад") Смысл финала в пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад" можно соотнести со смыслом всего произведения. Именно здесь ярко выражается мнение автора касательно окружающей его действительности. Изображая борьбу дворянского сословия и купеческого, он даёт понять, что видит победу за последним. Настало новое время, которое требует перемен и в первую очередь эти изменения должны коснуться социального устройства. Символична в финальной сцене и смерть Фирса, также представителя уходящего поколения. Фирс — раб, который привык, что им руководят. Но старая Россия уходит, умирает, так же как и умирает герой. Таким образом, финальный эпизод показывает, что прошлое уходит безвозвратно. Символизирует это такая деталь, как стук топора и звук лопнувшей струны. Лопнула уходящая Россия, ей больше нет места, ее вырубают, как прелестные сады, и на ее смену приходит новая эпоха. 4. Символы и их смысл в "Маленькой трилогии", "Крыжовнике", "Студенте", "Человеке в футляре" и "Ионыче" "Маленькая трилогия": "О любви": Футляр используется для чувства, для любви. Этот футляр до неба. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности "Крыжовник": Футляр — усадьба — идеал покоя, бездумного существования, крыжовник — символ плотского, физиологического счастья. "Студент": Настроение главного героя А.П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа. Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, — буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается — освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского. Образ-символ огонь - упоминаемый в самом начале огонь горит на вдовьих огородах, но ему не под силу разогнать вечернюю мглу. Затем, герой подходит к этому костру, на свет, чтобы погреться не только от тепла костра, но и от человеческого участия (Вспомним мягкую улыбку и последующие слёзы Василисы). Но в тоже время этот костёр напоминает Великопольскому другой, о котором говорится в Евангелии. Огонь евангельского костра озарил душу Ивана, становясь образом-символом душевного просветления. "Человек в футляре": Беликов прячет в футляр не только часы и перочинный нож, но и свои мысли, чувства, свое отношение к людям и жизни. Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности. "Ионыч": символ луны, связанный со смертью, когда Старцев видит кладбищенский "мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель", где "веет прощением, печалью и покоем". Город, где живут герои, Чехов назвал "С", что тало символическим названием всех небольших городов, где жили подобные герои, как в рассказе. 5. Почему Чехов назвал рассказ "Студент" своим любимы произведением? Известен тот факт, что рассказ "Студент" Чехов называл любимым рассказом. В доказательство, как правило, приводится воспоминание И. А. Бунина: "— Читали, Антон Павлович? — скажешь ему, увидев где-нибудь статью о нем. А он только покосится поверх пенсне и, вытянув лицо, ответит своим грудным басом: — Покорно вас благодарю! Напишут о ком-нибудь тысячу строк, а внизу прибавят: "…а то вот еще есть писатель Чехов: нытик…" А какой я нытик? Какой я "хмурый человек", какая я "холодная кровь", как называют меня критики? Какой я "пессимист"? Ведь из моих вещей самый любимый мои рассказ "Студент"… И слово-то противное: "пессимист". Складывается впечатление, что именно «оптимизм», продемонстрированный в рассказе героем (и автором), и составляет предмет писательской любви в "Студенте". 6. Природа мещанства и природа пошлости в "Ионыче" Пошлостью Чехов называет все низкое в нравственном отношении, то есть деградировавшее, а мещанами — людей с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитым вкусом. Такое понимание пошлости и мещанства описано в рассказе "Ионыч", в котором читатель знакомится с Дмитрием Старцевым, врачом, назначенным в уездную земскую больницу. В начале рассказа это хороший врач, прекрасно выполняющий свои обязанности: год он проводит в "трудах и одиночестве". Молодой, целеустремленный, мечтательный, с высокими идеалами, он терпеть не может "картежников, алкоголиков, крикунов" — обывателей города, которые долгое время раздражали Старцева "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом". Чехов также обличает и семью Туркиных. Это ограниченные, зацикленные на чем-то одном люди: госпожа Туркина пишет никому не нужные романы, Котик играет на фортепиано, хотя совершенно не умеет этого делать, Пава всю жизнь изображает одну и ту же пьеску. В этой атмосфере формируется "новый" доктор Старцев. Если постепенно он жиреет только физически, то потом происходит и его моральное "ожирение". Но самое страшное — то, что Старцев сам знает: он "стареет, полнеет, опускается", но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Нравственная жизнь этого человека завершена. Он стал пошлым человеком в пошлом мещанском обществе, которое с такою правдивостью и реалистичностью изображает Чехов и которое так смело обличает. |