Право в первобытном обществе. Можно ли говорить о праве в первобытном обществе — копия. 1!!!!Власть и социальные нормы в первобытном обществе
Скачать 20.62 Kb.
|
Можно ли говорить о праве в первобытном обществе? Источник - studme.org , ru.wikipedia.org , www.grandars.ru 1!!!!-Власть и социальные нормы в первобытном обществе — различные формы институтов власти и общеобязательных норм поведения, сформировавшиеся на первобытной стадии развития общества. Для этого периода существования человечества характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным Члены первобытного общества были равны, они не делились на управляющих и управляемых. Однако властные институты всё же существовали: члены первобытного общества подчинялись старейшинам, вождям или предводителям, но это подчинение было основано на авторитете этих людей, подкреплённом возможностью силового воздействия на отказавшегося подчиниться. Такая власть называется потестарной (лат. potestas — мощь, сила). ru.wikipedia.org 2!!!!-Жизнь в первобытном обществе (добыча пищи, брачно-семейные и иные отношения между людьми) не была хаотичной, она подчинялась определённым обычаям и традициям, в которых закреплялись ритуалы, обряды, табу (запреты совершать определённые действия) и другие правила поведения людей в определённых жизненных ситуациях. Обязательность выполнения этих норм обеспечивала община. Их нарушение могло повлечь наказание, вплоть до изгнания из общины (которое практически неминуемо приводило к смерти изгнанного) ru.wikipedia.org 3!!!!-Первоначально в первобытном обществе главным источником конфликтов был различного рода ущерб, нанесенный непосредственно человеку, затем, с развитием дарообменных отношений, важным источником конфликтов стал имущественный ущерб. При этом отношение к проступкам родичей или членов своей общины коренным образом отличалось от реакции на действия чужаков. Внутри рода или общины конфликты старались решить мирным путем. Но всё же встречалось даже убийство сородичей. В этом случае наказанием обычно было изгнание. В случае же убийства, совершённого чужаком, родичи убитого жестоко мстили убийце и его близким, чаще всего устраивая вооруженное нападение. Лишь в редких случаях можно было откупиться определенными материальными ценностями. Если даже убийство можно было компенсировать таким образом, то тем более возможной была компенсация за прочие виды ущерба: ранения, увечье, насилие, оскорбление и т.п. Однако принятие выплаты не было обязательным, и потерпевшая сторона могла предпочесть кровную месть. ru.wikipedia.org 4!!!!!-Юристы-позитивисты не признают систему социальных норм первобытного общества правом. Учёные других направлений рассматривают эту нормативную систему как право (см.: Общинное право) или протоправо. Так, по мнению В.П. Алексеева и А.И. Першица, неправомерным является использование понятия обычного права применительно к первобытным обществам. С их точки зрения нормами социальной регуляции первобытного общества были мононормы. www.grandars.ru Мононорма — норма, соединяющая в себе правило поведения общесоциального, религиозного и правового характера. Существовала ранее по крайней мере в некоторых догосударственных обществах. Например, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужем и женой, взрослым и ребёнком рассматривалось одновременно как производственный обычай, как норма морали и как веление религии. В мононормах права и обязанности человека сливаются как бы воедино. В качестве письменных примеров мононорм рассматриваются [кем?] свод законов Хаммурапи, Ману-смрити, законодательство Моисея. ru.wikipedia.org-- – социальная норма Термин «мононорма» был введен известным советским этнографом А. И. Першицом в 1970-х годах[1]. На Западе теория Першица о мононормах не получила широкой поддержки, поскольку была основана на марксистско-ленинской философии и устаревших взглядах на первобытное общество[2]. ru.wikipedia.org Общинное право – нормативный и институциональный порядок, определяющий взаимные отношения людей в общине, общеобязательность которого обеспечивается этой общиной самостоятельно без участия государства[1]. К источникам общинного права относятся: правовые обычаи, то есть нормы, которые формируются в ходе многократного применения единообразных юридически значимых действий в сходных ситуациях; правовые установления органов власти общины (общинные нормативно-правовые акты); юридические прецеденты, возникающие в практике общинных судов и иных органов; нормы государственного права, признаваемые данной общиной и применяемые ее органами; нормативные договоры; религиозные тексты и др. Общинное право возникло в позднепервобытном обществе и было исторически первым типом права. В дальнейшем оно сосуществовало с государственным и иными типами права (см.: правовой плюрализм). В настоящее время широко применяется в развивающихся странах, особенно у коренных народов. Правоприменительная практика в рамках общинного права имеется у религиозных общин, в экопоселениях (поселениях родовых поместий), в соседских общинах (дачные поселения). Нетрудно было заметить, что отмеченные нами выше формы архаичного общества имели нормативный характер, следовательно, уже были правовыми формами. Вопрос только в одном: насколько они были совершенными? При ответе на этот вопрос даются два противоположных ответа. Первый сводится к тому, что при диком состоянии общества право может быть только диким. Позволим себе процитировать наиболее яркого сторонника этой точки зрения: «К племенному праву (tribal law) не применимы общепризнанные схемы, употребимые в юридическом дискурсе. Право представляет собой целое, каждая часть которого последовательно сформировалась посредством долгого употребления, освящена религией и инстинктивным подчинением ее нормам всех членов племени. На этой стадии культуры точно таким же образом, как имя является сущностной частью индивидуальности, так и право является сущностной частью племени. Здесь неуместно задаваться вопросом о пользе или цели такого права. Каждая его часть является равнообязательной и происходит из одного и того же источника, каждая его часть равно составляет традицию племени и представляет собой священное наследие предков. Право — проявление жизни племени, причем жизни настолько нераздельной, насколько нераздельной бывает сама жизнь. Можно с полным основанием сказать: здесь нет места изменениям и законодательствованию» [Hartland, 1970, р. 8]. Аналогичным образом мы можем противопоставить вышеприведенному мнению мнение другого авторитета в области антропологии — Бронислава Малиновского, который, наоборот, считал первобытное право настолько совершенным, что в нем уже находилось место осознанным действиям человека, определяемым его материальной выгодой либо чувством тщеславия. Человек в условиях первобытного общества подвержен тем же искушениям, что и человек в XX в. по Р. X. «Всякий раз, — пишет Малиновский, — когда дикарь может избежать исполнения своих обязательств без ущерба для собственного престижа или без существенной потери прибыли, он это делает так, как это привык делать цивилизованный бизнесмен» [Malinowski, 1959, р. 30]. Надо признать, что последний автор более близок к истине, чем первый. Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов. Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. https://studme.org/ |