Главная страница
Навигация по странице:

  • Свойства сознания

  • Объем сознания - 16-40 элементов

  • Различительная способность сознания

  • Внимание имеет объем.

  • Ясность

  • Внимание как апперцепция

  • 17.2 Сознание и внимание в концепции Титчнера. Метафора «волны внимания»

  • Первичное внимание (пассивное)

  • 17.3 Сознание и внимание в концепции У. Джемса: метафора «потока сознания»

  • Концептуальные метафоры внимания. 17. Концептуальные метафоры. 17. 1 Сознание и внимание в концепции Вундта. Метафора зрительного поля


    Скачать 107.13 Kb.
    Название17. Концептуальные метафоры. 17. 1 Сознание и внимание в концепции Вундта. Метафора зрительного поля
    Дата21.06.2018
    Размер107.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонцептуальные метафоры внимания.docx
    ТипДокументы
    #47541

    17. Концептуальные метафоры.

    17.1 Сознание и внимание в концепции Вундта. Метафора «зрительного поля»

    • метод психологии — интроспекция

    • предмет психологии — сознание

    • по Вундту сознание — «сумма сознаваемых нами процессов» и должно описываться через его свойства, которые он представил в метафоре зрительного поля

    • Вундт считал, что изучать можно только область смутного сознания и область неясного сознания. Их можно сравнить с центром и периферией поля зрения или, если говорить о анатомии зрения, с центральной ямкой и периферией сетчатки.



    Свойства сознания:

    • определенная структура данное нам в феноменальном опыте различение ≪фокуса≫, или ≪фиксационной точки сознания≫, которая окружена зоной ≪ясного и отчетливого видения≫ (зоной внимания), и ≪периферии≫ — собственно ≪поля сознания≫.

    • Объем — количество впечатлений, которые одновременно могут быть пред ставлены в сознании как целое , вне зависимости от того, смотрим ли мы на большое живописное полотно или слу шаем музыкальный фрагмент. Чтобы измерить объем сознания можно попросить человека сравнить два набора впечатлений — это возможно только если все наборы целиком умещаются в сознании. Он измерял с помощью метронома. Объем сознания - 16-40 элементов

    • Ритмичность — любые впечатления в сознании организуются ритмически. И вообще весь организм человека ритмичен - дыхание, сердцебиение, ходьба.

    • Различительная способность сознания — сознание орагнизует элементы сознательного опыта в группы, но может дифференцировать не более четырех степеней интенсивности — это предел сознания.

    Внимание по Вундту — психический процесс, про исходящий при более ясном восприятии ограниченной сравнительно со всем полем области содержаний». В метафоре поля зрения внимание — это ограниченная часть поля вокруг точки фиксации

    • Внимание имеет объем. Объем внимания — это число простых, не связанных друг с другом впечатлений или идей, сознаваемых ясно и отчетливо в данный момент времени.

    • Ясностьсобственное свойство каждого отдельного впечатления, тогда как

    • Отчетливость — степень отличия впечатлений друг от друга.

    • Объем внимания — 4-6 элементов. Измерялся с помощью тахистоскопа (предъявлялись очень быстро картинки с разными знаками (буквы, цифры и др) и из низ осознавалось лишь ограниченное количество — это и есть объем внимания.

    Внимание как апперцепция

    • процесс вхождения чего-либо в сознание — перцепция — пассивен и зависит от физической интенсивности объекта

    • попадание элемента в центральную зону сознания, в поле внимания — процесс активный

    • процесс сосредоточения внимания на элементе — апперцепция

    • вследствие апперцепции элементы наделяются ясностью и отчетливостью

    • на периферии сознания апперцепция сопровождается усилием, чувством деятельности

    17.2 Сознание и внимание в концепции Титчнера. Метафора «волны внимания»

    • Титчнер — верный последователь Вундта

    • но решил добавить в его метафору поля еще два измерения:

    1. Элементы в поле сознания и внимания различаются по интенсивности или субъективной ясности, которой они даны наблюдающему

    2. Элементы находятся в поле внимания в течение некоторого времени, потом уходят на периферию, а потом исчезают

    • После этого Титчнер придумал свою метафору «волны внимания»



    Волна дает срез сознания или (как говорил Титчнер) «сечение через душевный поток». Фактически это сумма всех психических процессов и состояний в указанный момент

    • элементы внимания находятся на гребне волны

    • элементы сознания находятся ниже, у подножия волны

    • место элемента в волне зависит от ее интенсивности

    • области сознания (по Вундту - центр и перифирия) превратились в два уровня сознания: в верхнем уровне впечатления ясные, в нижнем смутные

    • волна не статична, она двигается вперед и одни элементы падают вниз, а другие попадают на гребень, обретая сенсорную ясность в сознании

    • Титчнер —пример представителя теории эффекта, так как не считает внимание отдельным процессом, сенсорная ясность — не причина чего-то, а следствие работы НС

    • по Титчнеру внимание — «степень сознательности, которая обеспечивает нашему умственному труду лучшие результаты

    Титчнер выделяет три вида внимания, которые одновременно три ступени его развития:

    • Первичное внимание (пассивное)— результат воздействия таких стимулов, что «не мы на них обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом» (короче непроизвольное)

    Факторы такого внимания:

    • интенсивность стимула — Громкий звук упавшего стула, яркая вспышка молнии, сильная боль непременно привлекут к себе внимание помимо нашего желания

    • особые качества стимула

    • внезапное появление стимула — если музыка резко перестанет играть в наушниках мы обратим на это внимание

    • новизна стимула — новые объекты привлекают внимание, если кто то поставит вам на стол цветы, вы обратите на них внимание

    • движение — мы можем не заметить птицу, но заметим, когда она взлетит

    • согласованность с наличным состоянием —мы замечаем то, о чем думаем. Врач замечает симптомы болезни у друзей

    • повторение одного и тоже стимула — когда что-то происходит долго и навязчиво мы это замечаем. Например, сначала не замечаем протекающий кран, но когда он все кпеает и капает и капает мы обращаем на это внимание.

    • Вторичное внимание (обычно именно его называют ≪активным ≫) наблюдается в таких ситуациях, когда не впечатление привлекает наше внимание, а мы сами, прилагая некоторое усилие, удерживаем внимание на этом впечатлении.

    • Ты сидишь в библиотеке, и не хочешь читать, но заставляешь себя.

    • Производное первичное внимание — по сути возвращение обратно к первой стадии. Однако содержанием ее будет тот материал, который человек сумел удержать в фокусе внимания на стадии вторичного внимания.

    • Здесь посетителя библиотеки настолько увлекает чтение статьи, что ни суетливый библиотекарь, ни звуки грозы уже не могут его отвлечь.

    • Движение элементов в сознании —гребня волны— определяется двумя процессами:

    • аккомодация —подготовка волны к тому, что на ее гребне окажется новое впечатление. Коротко — если вам предоставляется два стимула, то в внимания сначала достигнет тот, что больше согласуется с содержанием сознания. (подробнее стр 69, учебник Фаликман, там эксперимент)

    • инерция — его задержка на впечатлении, которое уже достигло гребня «волны внимания», прежде чем на гребне окажется новое впечатление

    • Мерой для оценивания интенсивности впечатлений в сознании является сила раздражителя, посредством которого человека можно отвлечь от данного впечатления (про это тоже есть эксперименты, их долго описывать и я не уверена, что есть смысл, so стр 72, Фаликман)

    17.3 Сознание и внимание в концепции У. Джемса: метафора «потока сознания»

    • Сознание — не сумма отдельных элементов, а «поток», подобный ручью, который течет по широкому цветущему лугу или реке, про которую никак нельзя сказать, что она «состоит исключительно из стаканов, кварт, ведер, бочек и иных мер емкости»

    • Джемс выделил четыре свойства сознания:

    • индивидуальность —всякая мысль или представление принадлежат данному человеку, связаны с его мыслями и представлениями и не принадлежат в том же самом виде никому другому.

    • изменчивость и неповторимость —сознания постоянно сменяют друг друга, и ни одно из них не может быть воспроизведено в точности — так же, как, согласно древнегреческому мудрецу, «нельзя войти дважды в одну и ту же воду».

    • непрерывностьПодобно реке, текущей то по равнине, то по камням, поток сознания не прерывается даже тогда, когда чело век засыпает и вновь пробуждается.

    • избирательность сознание не может вместить весь окружающий мир и внутренний мир человека, как бегущий по лугу ручей не может заполнить весь луг. Любой поток всегда обладает направленностью, всегда избирает направление, в котором будет течь.

    У.Джемс выделил принцип направленности сознания — способность выделять тот или иной предмет или представление в качестве объекта внимания

    • У.Джемс относится одновременно и к теории эффекта и к теории внимания:

    Внимание как эффект: наука показывает, что выбор объекта внимания предопределен деятельностью НС в трех аспектах:

    1. Приспособление органов чувств - обеспечивает отчетливость восприятия благодаря повороту головы, направления взора и т.д.

    2. Идеационное возбуждения определенного центра в мозгу— чтобы обратить внимание на объект нужно заранее сформировать в голове его идею и образ — преперцепция. Однако это при произвольном внимании. При непроизвольном внимании возбуждение кортикального центра происходит по восходящим путям, и только в последующих обследованиях объекта внимания может быть задействован механизм «преперцепции»

    3. Приток крови к соответствующему мозговому центру.

    Внимание как причина: отказ от понятия внимания = отказ от признания свободной воли, а для Джемса это неприемлемо . Более того, для него внимание — частный случай одного из типов волевой решимости


    написать администратору сайта