Вопрос 19.. 19. От сословнопредставительной монархии к самодержавию
Скачать 4.63 Mb.
|
19. От сословно-представительной монархии к самодержавию. Сословно-представительная монархия - форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировала в современные парламенты. Самодержавие - это система правления, в которой верховная власть над государством сосредоточена в руках одного человека, решения которого не подчиняются ни внешним правовым ограничениям, ни упорядоченным механизмам народного контроля (за исключением, возможно, скрытой угрозы государственного переворота или других форм восстания). Территория и население В XVII в. продолжалось расширение территории России за счет включения новых земель Сибири, Южного При- уралья и Левобережной Украины, дальнейшего освоения Дикого поля.Территория страны делилась на уезды, число которых достигло 250. По-прежнему уезды разбивались на станы и волости. Центром станов было село. На землях, которые включались в состав России недавно, административная система сохранялась прежней. Численность населения составила в конце XVII в. 10,5 млн человек. Социальная структура XVII Переход основных классов в классы-сословия. Сословие — социальная группа населения, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. В XVIIв. был принят царский указ, в соответствии с которым поместья могли преобразовываться в вотчины. В результате изменялась структура феодального землевладения. Шел процесс постепенного сближения правового статуса поместий и статуса вотчины. Консолидация класса эксплуатируемых проходила противоречиво, но в соответствии с основными группами крестьяновладельцев: феодальное государство, церковь и ее организации, правящая династия как вотчинник, отдельные феодалы. Крестьяне подразделялись исходя из этого на государственных крестьян, экономических, дворцовых и помещичьих.Прослеживается тенденция к замкнутости сословий — удельный вес податного населения в конце XVII в. увеличился до 91,3%. Происходит консолидация городского населения; в XVII в. утвердилось его название — посадские люди. В это время сложилась иерархия городского населения: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежом государства); суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы); слободы (ремесленные кварталы и цехи). Гости осуществляли финансовую службу: заведовали таможнями, распределяли статьи доходов и расходов, занимали должности голов и дьяков в присутственных местах, взимали пошлины с иностранных купцов, торговали государственными товарами. В XVII в. в России множественность торговых пошлин заменили единой рублевой пошлиной; в целях защиты русских купцов от конкуренции иноземных был принят Новоторговый устав. «Черные» посадские люди проживали на земле, являвшейся государственной собственностью. На них возлагалось тягло в пользу государства. Свои земельные участки, на которых они проживали, они могли продавать только другим «чернотяглым» людям. Слободы- это отдельные поселения или группа поселений, население которых временно (частично) освобождалось от местных повинностей ( «слобода» — свобода, то есть «свободное поселение»). В XVIIв. происходит укрепление феодально-крепостнического строя России, по существу окончательно оформляется общегосударственная система крепостного права. Завершающий этап закрепощения крестьян в России наступил в 1649, когда: Соборное Уложение окончательно отменило Юрьев день. Закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями. Зависимость частновладельческих крестьян от феодалов и государства усилилась. Землевладельцам предоставлялись широкие крепостнические права. Государственное управление: Общая тенденция развития государственной системы России во второй половине XVII — переход от самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от сословно-представительной монархии — к абсолютной. Абсолютизм — это форма государственного правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Боярская дума: Большую роль в управлении государством играла в начале столетия Боярская дума. Считалось, что царь на Руси правит страной вместе с Думой. В Думу входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. На заседаниях Думы обсуждались по указанию царя наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона, спорные вопро- сы по представлению приказов, по жалобам отдельных лиц. Решение Думы становилось законом или его разъяснением, и Дума являлась законодательным, распорядительным и контролирующим органом. XVIIв. был периодом существенного роста роли Боярской думы, поскольку царская власть в период Смутного времени была ослаблена и шла борьба за русский престол. Особенно повысилось значение Думы, когда на престоле был Василий Шуйский (1552—1612). Он подчинился требованиям бояр и принял от них крестоцеловальную грамоту. После его низложения на Руси даже был период, когда вся полнота власти временно перешла к Боярской думе. Она состояла тогда из семи влиятельных бояр, поэтому получило в истории название семибоярщины В эти годы Русь была на грани утраты своей государственности, т.е. государственной самостоятельности. В середине XVIIв. роль Боярской думы постепенно снижается, что было одним из признаков движения России к абсолютной монархии. |