Главная страница
Навигация по странице:

  • Источники права. Законы царя Хаммурапи

  • 2. Преступление и наказание по законам Хаммурапи

  • Преступления против личности

  • Преступления против собственности

  • Преступления против семьи и семейных укладов

  • Список литературы

  • реферат. История зарубежных стран, реферат. 2. Уголовное право и судебный процесс по Законам Хаммурапи


    Скачать 52.01 Kb.
    Название2. Уголовное право и судебный процесс по Законам Хаммурапи
    Анкорреферат
    Дата24.07.2021
    Размер52.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория зарубежных стран, реферат.docx
    ТипЗакон
    #225264





    Содержание
    Введение………………………………………………………………………….3
    1. Источники права. Законы царя Хаммурапи…………………………………3

    2. Уголовное право и судебный процесс по Законам Хаммурапи……………7


    3. Преступление и наказание по законам Хаммурапи……………………..…12

    Заключение………………………………………………………………………17

    Список литературы………………………………………………………………18

    Введение

    Хаммурапи - царь Вавилонии. Точное время правления Хаммурапи до сих пор не установлено. Ранее его царствование относили к XXI в. до н. е., но затем эту дату перенесли на более позднее время - от 1950 г. до н. е., 1700 г. до н. е. или даже еще позже. Считают, что Хаммурапи был шестым монархом Аморрейских династии. При нем Вавилон был столицей великой империи, которая простиралась от Персидского залива на север и запад вплоть до Средиземного моря. Хаммурапи был выдающимся полководцем и властителем, однако его имя более известно благодаря созданным им законам. Текст законов, выбитый на каменной плите, был найден археологической экспедицией в Сузах (Иран) в 1902 г. Отдельные статьи этих законов касались частной собственности, недвижимости, торговли, деловых связей, семьи, условий труда. Многие из наказаний, которые предусматривались этими законами, были очень жестокими: они опирались на принцип «око за око, зуб за зуб».

    Источники права. Законы царя Хаммурапи

    Источником права в Вавилоне был обычай. Наряду с нравами довольно рано появляется закон, необходимость которого объяснялась стремлением смягчить противоречия, возникающие в обществе. Правления царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг до н.э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил ее еще в начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления: это был год, когда царь "установил право стране". Эта кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

    Эти законы были выбиты на большом, черном базальтовом столбе, который в 1901 году нашла французский археологическая экспедиция при раскопках г. Сузы (восточнее Вавилона).

    Сверху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором сидит верховный бог Вавилона Мардук. В руках Хаммурапи жезл - символ судебной власти, вручил царю бог.

    Текст состоит из трех частей: вступления, 282 статей и заключения. Во введении Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притиснув слабого, вдову и сироту". Далее следуют благодеяния, которые были предоставлены Хаммурапи городам своего государства. После вступления идут статьи законов, которые заканчиваются заключением.

    При составлении сборника в его основу был положен обычное право, шумерийских судебники, новое законодательство.

    Законы несовершенны с точки зрения их полноты и своей категоричностью они не предусматривают различных явлений жизни.

    Тексты составлены в основном в казуистические форме. Поконы не содержат общих принципов, нет системы в выналожение, хотя определенная логика присутствует.

    Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить устройство государства, господствующей силой в котором должны быть мелкие и сещие рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суворих наказаниях, сохранении принципа талиона, прини ордалий.

    Законник не может считаться все охватывающим. В нем не упоминается много государственных и религиозных преступлений, основные виды убийств и др. Есть основания полагать, что дела о таких преступлениях рассматривались согласно нормам обычного права.

    Право собственности. В годы правления Хаммурапи частная собственность значительно развилась. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь. Это было важным источником доходов. Значение царского хозяйства было велико и в сфере торговли и обмена. Во времена Хаммурапи интенсивно развивается частная собственность на землю в связи с расширением сети каналов. Частное землевладение различались по своим размерам, большие землевладельцы использовали труд рабов и наемных работников, мелкие - самостоятельно обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю приводил к сокращению общинных земель, упадка общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничений со стороны общины в источниках не упоминается.

    Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку) (ст. 26 - 36).

    Обязательственном праве. В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, которая играла, очевидно, вели-ка роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась, как правило, трети урожая. Сад, который давал больше прибыли, сдавался в аренду за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавались еще не освоенные земли. Законодательство, определяющее отношения между собственником земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был заплатить владельцу земли арендную плату соответственно объему урожая, который вырастили соседи (ст. 42 - 46).

    Кроме аренды сада, поля, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае утери или загибели нанятого имущества (ст. 120, 124, 244, 245, 249). Широко распространенным был договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных работников, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного, строителя, если дом разваливался) (ст. 215 - 223; 228 - 232; 257; 274).

    Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи является стремление к защите должника от кредитора, предотвращая долговой кабале. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного с ним обращения (ст. 113; 115; 116; 117).

    В условиях существования частной собственности, как на движимое, так и недвижимое имущество большое развитие получил договор покупки - продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (илку), считался недействительным (ст. 9 - 13; 36).

    Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения, поручения (ст. 120, 124).

    Законам Хаммурапи были известны обязательства, возникают вследствие причинения вреда (ст. 53 - 54; 199; 231; 245).

    Брачно-семейное право. Брак считался разновидностью договора, который обычно заключался между родителями жениха и невесты. Согласия последних не требовалось.

    Будущий зять платил тестю за невесту выкупную плату, обменивался с ним подарками. Дочери принадлежал приданое. Закон уже не квалифицировал брак как сделку купли-продажи. Приданое и подарки от жениха давали будущей жене некоторые гарантии материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в ненадлежащем образе жизни или безрассудный поведении) (ст. 138; 141).

    Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми. Мужчина - авилум, оставляя ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Она могла выйти замуж вторично по своему желанию. Это пример одного из древнейших видов алиментных обязательств.

    Жена могла уйти к другому мужчине, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств существования. Однако если он возвращался, то жена была обязана вернуться к нему, а дети "должны были идти за своими родителями". Но если мужчина-авилум оставлял семью и убегал со своей поселения, а потом возвращался, его жена не была обязана возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она не могла родить детей. В этом случае ей возвращался выкуп и приданое или мина серебра (ст. 138) (1 мина - 504 гр.). Мушкенум при таком разводе платил пол мины. При бездетной семье муж имел право привести в дом наложницу, но не мог этого делать, если жена привела рабыню, которая народит ему детей. Мужчина-авилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте в письменной форме она не была от этого защищен.

    Закон говорит о некоторой правоспособность замужней женщины. Жена авилум имела право распоряжаться своим домом, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела широкую гражданскую дееспособность.

    Закон устанавливал тяжкие наказания за супружеское предательство, но это касалось только жены. Жену предстояло утопить в реке, если она во время пребывания мужа в плену вела себя аморально и "вошла в дом другого" или "была схвачена лежащей с другим мужчиной".

    Законы Хаммурапи усугубляли положение женщин-вавилонянок сравнению с законами шумеров. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе она считалась блудницею, а в ее изнасилование виновный мог быть освобожден от ответственности, если клялся в том, что принял ее за таковую. Если дочь не замужем, отец мог передать ее храму на положения блудницы (жрицы любви), что не считалось позорным.

    Законник закреплял почти неограниченную власть отца над детьми.

    Наследственное право. Законы Хаммурапи различают наследствования по закону и завещанию. Преобладающим способом является спад-ковка по закону. Наследниками могли быть: дети (сыновья, дочери), усыновленные дети, внуки, дети от рабыни, если отец признавал их своими. Отец мог лишить сына наследства, перед этим получив санкцию суда.

    Уголовное право. Как и другие древние кодификации, Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными. Ничего не упоминается в законах Хаммурапи о государственных и религиозных преступлениях, всегда карались смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

    Среди преступлений против личности называется неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится), к таким приступлений, например, относятся действия строителя, построившего дом, который рухнул, и повлек смерть хозяина (ст. 229 - 231). Таким образом, будет отвечать и врач, повлекший смерть человека во время операции. Подробно в Законах говорится о различные телесные повреждения: повреждение глаза, зубов, костей. В этих случаях при определении наказания действует принцип талиона - "равным за равное". Однако он действовал лишь среди лиц, равных по су-общим положением. В случае нанесения побоев из преступных эта взимался определенный штраф (ст. 198; 199; 201 - 209; 211 - 214).

    К имущественным преступлениям, указанным в Законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие рабского знака относятся к преступным действиям. Как отдельный зло-чин Законы называют грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень строго: смертная казнь, членовредительство, штраф. В случаях неуплаты штрафа наступала смерть.

    Среди преступлений против семьи Законы называют прелюбодеяние (но только со стороны жены), кровосмешение. Названы преступными и действия, подрывающие отцовскую власть (ст. 192; 195).

    Наказание - смертная казнь применяется в различных вариантах: сожжение, утопление, поражения на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка; штрафы, изгнание. Цель наказания - возмездие.

    2. Уголовное право и судебный процесс по Законам Хаммурапи.


    В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Клятва могла освободить от преследования человека, "не удержавшего беглого раба", пастуха, не сохранившего стадо по не зависящим от него причинам, разрешить спор между арендатором и арендодателем о взыскании убытков, снять все обвинения с женщины, оклеветанной мужем, и пр. Отказ от дачи клятвы в суде означал потерю спорной вещи или суммы, отказ от ордалии — признание вины. Ордалия здесь часто выступала как средство проверки клятвы, а отказ от нее был равносилен не только признанию вины, но и самопроклятию. Клятва давалась перед жрецами, клялись именем царей, богов, святилищ. Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставляться до 6 месяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений: - против личности; - имущественные; - против семьи. К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись: -смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол; -членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; -штрафы; -изгнание. Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца. право носило ярко выраженный классовый характер. Судебный процесс был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским. Суды были нескольких уровней и разных юрисдикции: на уровне общины, храмовые и царские суды. Часть разбирательств начиналась принесением клятвы в стенах храма, здесь же заверялись некоторые свидетельства для предъявления в суде. Богиней справедливости считалась Китту, дочь бога Солнца, справедливости и предсказаний Шамаша. Китту посвящались многие храмы на территории царства. Верховные судебные полномочия принадлежали суду царя. Царские суды разбирали дела в отношении авилумов и "царских людей" (мушкенумов), осуществляли помилование по некоторым категориям дел, в том числе могли помиловать любовника жены, если согрешившая жена была прощена своим мужем. В противном случае обоих ожидала смертная казнь через утопление. Очень важную роль в судебном разбирательстве играли письменные свидетельства. Письменная фиксация документов, в том числе юридических (торговых, брачных и др.), имела большое значение в сохранении и воспроизводстве политической и правовой культуры древнего общества. Таким образом, сборник Законов Хаммурапи в целом был продуктом зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сложились устойчивая классовая структура, упорядоченные отношения между социальными группами жрецов, воинов и земледельцев. Право собственности При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские; - храмовые; - общинные; - частные. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Группа статей, касающихся собственности, - едва ли не самая большая в судебнике. Признавая собственность как институт (воры и укрыватели либо покупатели краденого наказывались), законы вместе с тем основную свою цель видели в ее регулировании и ограничении. Прежде всего, они строго запрещали отчуждение в любой форме пожалованных царем наделов, особенно наделов воинов. Статьи обстоятельно регламентировали условия найма и размер платы за наемный труд; скрупулезно рассматривались все случаи аренды и норма арендной платы, условия залога имущества. Самым распространенным видом хозяйствования было мелкое землевладение. Крупные землевладельцы прибегали к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенов) либо сдавали землю мелкими участками в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату, вносимую заранее. Крестьянин-общинник мог менять, закладывать и сдавать в аренду свой участок, а кроме того, передавать его по наследству вместе с другой недвижимой собственностью. Все эти правомочия утрачивались, если он выходил из общины. Каждый земледелец обязан был поддерживать в исправности оросительные сооружения и нести ответственность за нерадивое или неумелое с ними обращение перед соседями, которые понесли вследствие такой нерадивости ущерб. Арендатор земли должен вносить плату в 2/3 урожая и возвращать землю обработанной. Наемные сельские работники получали плату серебром или хлебом. За невыращенный хлеб полагался штраф, равно как за кражу семян или изнурение скота. Штраф выплачивался зерном. Неуплата штрафа влекла за собой наказание смертью: неплательщика разрывали на части при помощи тяглового скота (быков). Должник вынужден был отдавать свою землю в обеспечение долга либо отдавать в кабалу детей, других членов семьи. В заслугу Хаммурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга; Так, торговый агент (тамкар), выдавший кредит, не мог брать больше 20% при займе серебром и свыше 33,5% при займе зерном. В случае завышения этого процента тамкар рисковал не получить всю долговую сумму. Устанавливался запрет забирать в покрытие долга поле или сад. Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок — на время посевных работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течение всего периода работы по найму. Особое регулирование получила работа профессионалов (людей, высокой квалификации) — врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребителей услуг, например, хирург получал разную кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкенума и раба. Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялось письменно. Нарушение этого ритуала и формы было сопряжено с ответственностью для обеих сторон. Характерными были отношения между крупными и мелкими торговыми агентами — между тамкарами и шаммалумами соответственно. Последние были партнерами-помощниками тамкаров и несли определенную ответственность за недополучение торговой прибыли. Если прибыль не получена, шаммалум возмещал ее тамкаpy в трехкратном размере. Если продажа была удачной и прибыль получена, шаммалум обязан был передать прибыль с надлежащими документами тамкару. В случае непредставления документа сделка считалась недействительной, прибыль утаенной и шаммалум обязывался возмещать прибыль в трехкратном размере. В случае несправедливости обвинения в утаивании прибыли шаммалумом, тамкар обязывался компенсировать несправедливое общение в размере, превышающем размер прибыли в 6 раз. Обязательственное право Обязательственное право знает: а) договорные обязательства; б) обязательства из причинения вреда. Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку. Законодательству Хаммурапи известны договоры: - аренды; - имущественного найма; - личного найма; - займа; - купли-продажи; - хранения; - товарищества; - мены; - поручения. При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения: - ограничение максимального срока отработки долга тремя годами; - ограничение процентов, взимаемых ростовщиком; - ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями: - продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях; - продавцом мог быть только собственник вещи; - продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной. Брачно-семейное право и наследственное право Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т.к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания. Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): "Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена". Неверность со стороны жены каралась смертью. Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода. При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: "Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна". Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью. Правда, эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин. Муж же, наоборот, мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми. Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь. Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, "ходить из дома в дом", то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца. В определенных обстоятельствах: болезнь жены, женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей, плохое поведение жены - муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков. Весьма интересна в семейных отношениях статья: "Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, - он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня". Слова "станет разорять свой дом" могут свидетельствовать о том, что замужние женщины в древнем Вавилоне могли наравне с мужчинами заниматься торговыми делами и распоряжаться средствами семьи по-своему усмотрению, естественно на благо семьи. В этом же случае она могла, так сказать, копить свои собственные заначки по вполне понятным причинам. Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос о имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе, о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака, об имуществе жены. Женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел. Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей

    2. Преступление и наказание по законам Хаммурапи

    закон хаммурапи преступление наказание

    Уголовное право по законам Хаммурапи основывали свои требования на двух принципах:

    1) наказывается то, что нарушает установленный традицией порядок;

    2) наказывается том, что нанесло вред человеку или его подвластном. Согласно уголовному взысканию мог подвергаться любой, хотя мера этой ответственности зависела и от социального положения преступника, и от сословного статуса потерпевшего. Преступление, совершенное рабом, расценивался законами как более тяжелый, чем такая же действие, совершенное свободным. Преступление, совершенное в отношении мушкенума, наказывался в меньшей степени, чем относительно общинников. Вместе образа человека "высшего по положению" имела следствием наказания и более тяжелое по форме, и к тому же позорное для того, кто обидел. Бывали случаи, когда за преступление отвечала вся община (например, если на землях произошло ограбление или убийство, а конкретного преступника не найдено или община его не выдает).

    Правовая мысль Месопотамии не достигла такого уровня развития, при котором было бы возможным закрепление в законодательстве общинных принципов уголовного права, абстрактно сформулированных норм, касающихся таких понятий, как форма вины, обстоятельства, отягчающие или смягчающие наказание, соучастие, покушение и др. . Однако определенные упоминания об этих понятиях есть в законах Хаммурапи: например, понимание разницы между умышленным и непреднамеренных преступлением, о чем свидетельствуют следующие параграфы (§ 206: "Если человек ударит человека в драке и нанесет ему рану, то этот человек должен поклясться:" Я ударил его неумышленно ", а также оплатить врача"; § 207: "Если и умрет от ее побоев, то он должен поклясться, а если пострадавший любой из людей, она должна отвесить 1 / 2 мины серебра").

    Соучастие может проявляться в форме недоносительство, о чем свидетельствует § 109: "Если в доме корчемници сговариваются преступники и она не схватит этих преступников и не приведет во дворец, то эту корчемницю предстоит убить", либо сокрытие, о чем свидетельствует § 16: «Если человек скроет в своем доме беглого раба или рабыню, принадлежащих дворцу или мушкенуму и не выведет их на клич глашатая, то хозяина дома предстоит убить ". Что касается обстоятельств, отягчающих преступление, то нанесение в драке побоев, повлекших смерть свободного человека, наказывалось штрафом, сумма которого определялась в зависимости от того, кем был пострадавший: авилум или мушкенум. Эта норма была исключением из общего правила обычного права: убийство человека, умышленное или непреднамеренное, наказывается смертью преступника или его родственника. Непредумышленное нанесение раны в драке по законам Хаммурапи освобождало от наказания свободного человека.

    С особой жестокостью - немедленным сожжением - каралась кража во время пожара, о чем свидетельствует § 25: "Если в доме человека вспыхнет огонь и человек, который пришел погасить его, обратит свой взор на имущество хозяина дома и возьмет себе что-нибудь из имущества хозяина дома, то этого человека предстоит бросить в этот огонь ", соучастие женщины в убийстве своего мужа, о чем свидетельствует § 153:" Если жена позволит умертвить своего мужа из другого мужчины, то эту женщину принадлежит посадить на кол ".

    Вместе правовые источники Месопотамии свидетельствуют о закреплении архаических норм первобытнообщинного строя, самосуд, о чем свидетельствует § 129: "Если жену человека застанут лежащей с другим мужчиной, то их следует связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своему рабу ". Эта статья, как видим, не предусматривает судебного разбирательства. О коллективной общинной ответственность свидетельствует § 23: «Если грабитель не будет схвачен, то ограбленный человек должен клятвенно показать перед богом все, что исчезло у нее, а община и рабианум, на земле и в рамках которой осуществлен грабеж, должны возместить ей то, что у нее пропало ". Об объективном отношении повинности, т.е. наказание без вины, свидетельствуют § 229: "Если строитель построит дом и выполнит свою работу некачественно, в результате чего этот дом рухнет и повлечет смерть его хозяина, то такого строителя предстоит убить" и § 230: "Если он вызовет смерть сына хозяина дома, то следует убить сына этого строителя".

    Общая черта месопотамского законодательства - его жестокость, что было характерно для законов Хаммурапи, в которых около 30 преступлений карались смертной казнью, которая применялась и по принципу талиона не только в случае умысла преступника, но и по неосторожности.

    Смертная казнь предусматривалась в форме сожжения, утопления, посадки на кол, применялись членовредительские наказания: отсечение руки, пальцев, отрезание ушей, языка, в том числе по принципу талиона (око за око, зуб за зуб), если потерпевший и преступник были равными по социальным положением. Эти наказания имели место наряду с другими: обращением в рабство, изгнанием из общины и семьи, штрафом (композицией), принудительным трудом, клеймением, битьем палками подобное.

    Штраф в виде взыскания многократной стоимости похищенного был равнозначен смертной казни. Заведомо непосильность таких штрафов, как, например, 30-кратная стоимость похищенного из дворца или храма вола, ладьи и др.., Приводила к неизбежной смерти преступника.

    Размер штрафа (как и тяжесть членовредительские наказаний) зависел от социального положения преступника и потерпевшего.

    Важное место в Законах Хаммурапи отведено преступлениям и наказаниям. Относительно общих понятий уголовного права они почти нераскрытые. Лишь кое-где принято во внимание намерение лица, совершившего преступление, обстоятельства, исключающие, смягчающие или усиливающие ответственность.

    Все преступления, упоминаемые в сборнике, можно разделить на несколько групп:

    1) преступления против личности (убийство, причинение телесных повреждений, оскорбление, клевета);

    2) преступление против собственности (повреждение или уничтожение имущества, кража, грабеж, разбой);

    3) преступления против семьи (супружеская измена, блуд, половые отношения с близкими родственниками);

    4) должностные преступления (злоупотребление служебным положением);

    5) преступления против правосудия (лжесвидетельство, подкуп свидетелей);

    Преступления против личности

    Если попытаться как-то систематизировать все составы преступлений, которые закреплены в законах Хаммурапи, то следует выделить прежде всего так называемые преступления против личности. Это - умышленное или не умышленное убийство (убийство женой мужа) (§ 153: "Если жена позволит умертвить своего мужа из другого мужчины, то эту женщину принадлежит посадить на кол»); неудачная операция врача, повлекшая смерть больного (218: "Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть этому человеку или снимет бельмо человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, то ему предстоит отрезать пальцы "); доведение до смерти голодом должника в доме кредитора (§ 116:" Если залогодатель умрет в доме того , кто взял в залог, от побоев или дурного обращения, то хозяин залогодателя должен разоблачить своего тамкара; если лицом, взятым в залог, есть сын человека, то следует убить его сына, а если - раб человека, то он должен отвесить 1 / 3 мины серебра. МРИ этом он теряет все, что дал в долг "); телесные повреждения (§ 196:" Если человек повредит глаз любого из людей, то принадлежит повредить ее глаз "; § 197:" Если она сломает кость человека, то принадлежит сломать ее кость "; § 198:" Если она повредит глаз мушкенума или сломает кость мушкенума, то он должен отвесить одну мину серебра "); оскорбление словом (§ 127:" Если человек протянет палец против энтум или жены человека и не докажет обвинения, то этого человека принадлежит повергнуть перед судьями, а также побрить ей виски "); действием (§ 130:" Если человек изнасилует жену человека, который еще не тронутая и живет в доме своего отца, и ляжет на ее ложе, а его схватят , то этого человека предстоит убить: эта женщина освобождается от ответственности "); лжесвидетельство (§ 1:" Если человек начнет разоблачать под клятвой человека, обвиняя ее в убийстве, и не докажет этого, то того, кто обличает, предстоит убить "; § 2: "Если человек обвинит человека в колдовстве и не докажет этого, то обвиненный в колдовстве должно пойти к Реке и броситься в нее. Если Рика овладеет им, то тот, кто обличал его, может забрать его дом; а если Река этого человека очистит и она останется невредимой, то того, кто обвинял ее в колдовстве, принадлежит убить; человек, бросилась в реку, получает дом того, кто обвинял ее "; § 3:" Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлении и не докажет сказанных ею слов, то, если это судебное дело касается жизни, этого человека следует убить"; § 4:"Если же она выступила для показания в судебном деле о хлебе или серебро, то он должен нести наказание, предусмотренное в таком судебном деле"); клевету (§ 131: "Если жену опорочить под клятвою ее муж, а лежащей с другим мужчиной ее не застали, то она должна поклясться перед богом и может вернуться в свой дом")

    Преступления против собственности

    Другую группу составляли преступления против собственности. Воры и перекупщики краденого у частных лиц сурово наказывались, но особо охранялась, о чем уже говорилось выше, собственность дворца или храма. Вопреки общему правилу, такой состав преступления, как посягательство на собственность дворца или храма, был сформулирован в § 6 законов Хаммурапи в абстрактной форме: "Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека принадлежит убить; а также того, кто примет из его рук украденное, принадлежит убить ".

    К имущественным преступлениям, кроме кражи и грабежа, относились снятие с раба знаков рабства, о чем свидетельствуют § 226: "Если цирюльник без ведома хозяина раба голыми рабский знак не своего раба, то этому цирюльнику принадлежит отрезать пальцы" и § 227: "Если человек обманет цирюльника и тот голыми рабский знак не своего раба, то этого человека принадлежит убить и закопать в его воротах; цирюльник должен поклясться: "Я сбрил неумышленно", и быть освобожденным от ответственности; повреждение и уничтожение чужого имущества, в частности затопление по небрежности чужого поля водой из своего арыка или плотины, о чем свидетельствуют § 53: "Если человек поленится укрепить плотину своего поля, и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена обработанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который она уничтожила "и § 54:«Если она не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной земли общины, хлеб которых снесла вода ".

    Преступления против семьи и семейных укладов

    Третья группа - это преступления против семейных укладов: кровосмешение, неверность жены, о чем свидетельствует § 129: "Если жену человека застанут лежащей с другим мужчиной, то их следует связать и бросить в воду.

    Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своему рабу"; ее развращенная поведение, о чем свидетельствуют § 143: "Если она недобропорядочные, ходит из дома, разоряет свой дом, позорит своего мужа - этой женщине следует бросить в воду" и § 130: "Если человек изнасилует жену человека, который еще не тронутая и живет в доме своего отца, и ляжет на ее ложе, а его схватят, то этого человека принадлежит убить; эта женщина освобождается от ответственности"; похищение и подмена ребенка, о чем указывается в § 14: "Если человек украдет малолетнего сына человека, то ее следует убить", а также бегство женщины от мужа; укрывательство беглянки; вывоз замужней женщины подобное. Определяя наказание за эту группу преступлений, учитывали не только социальное положение преступника и потерпевшего, но и их пол, семейное положение.

    Законы Хаммурапи совершенно не упоминают о государственных и религиозных преступлениях. Речь идет только о сокрытии лиц, посягающие на государственный строй. Законодатель, очевидно, замалчивает эти тяжкие преступления только потому, что смертная казнь за них считалась очевидной.

    Заключение

    В данной работе освещены основные принципы уголовного права и система преступлений и наказаний за Законами Хаммурапи. Система власти, управления, суда, сложившихся за царя Хаммурапи усилили эксплуатацию и угнетение простых общинников, мушкенума, всех бедных людей. Общая черта месопотамского законодательства - его жестокость. Цель наказания - прежде всего, устрашение. Правонарушителя, как правило, старались не перевоспитать, а отомстить ему, и, по возможности, возместить убытки потерпевшему.

    Из того, что приведено в двух главах можно сделать вывод, что чрезмерное вмешательство чиновников в дела общества мешает прогрессу.

    Государство сложный механизм. На его устройство влияют разнообразные факторы: политика господствующего класса, хозяйственная система, географическое положение, формы собственности, господствующая религия. Суть государства и права заключение определяется общественно-экономической формацией.

    Список литературы

    1. Глиняный В.П. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособие. / 5-е изд., Перераб. и допов. - К.: Истина, 2005. - 768 с

    2. Орленко В.В. История государства и права зарубежных стран: пособн. для подготов. к экзаменам / 4-е изд. стереотип. - М.: Паливода А.В., 2010. - 244 с.

    3. Страхов Н.Н. История государства и права зарубежных стран: Учебник для студентов медицинских специальностей высших учебных заведений. - Харьков, 2002.

    4. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 2004. С. 178-180.

    5. Якобсон В.А. Законы Хаммурапи // История древнего мира: Ранняя древность. М., 2002. С. 103-108.

    6. Белявский В.А. Тайны Вавилона. – М.: Вече, 2001

    7. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. – М., 2006

    8. Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. – М.: Азбука, 2003

    9. «История государства и права зарубежных стран» / Пд ред. Н. А. Крашенинниковой. - М., 2004

    10. История государства и права зарубежных стран. \ Под ред. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А.Жидкова. – М., 2006


    написать администратору сайта