Усиление позиций дворянства в политической и экономической жизни страны. тема 6. 2 Усиление позиций дворянства в политической и экономической жизни страны
Скачать 30.56 Kb.
|
2) Усиление позиций дворянства в политической и экономической жизни страны; На рубеже XVII – XVIII вв. в России начались радикальные и крупномасштабные преобразования, инициированные Петром I. В стране происходили грандиозные перемены в самых разных областях жизни. Дворянство в ходе этих реформ выступало в качестве основной силы, на которую опиралась царская власть для достижения поставленных Петром I целей. Реформы, как правило, проводились таким образом, чтобы дворянство в ходе их проведения ещё более укрепляло своё социально-экономическое положение и политическую власть. В XVIII в. дворянство превратилось в сильное, сплочённое, ясно осознающее свои общие политические интересы, привилегированное сословие. Этому способствовала отмена местничества и другие преобразования Петровской эпохи. Особую роль для дворянства имела Табель о рангах, вступившая в силу в 1722 г. Этот документ ликвидировал старинную систему местничества при прохождении государственной службы. Титул и звание становились результатом продвижения по служебной лестнице. В Табеле о рангах приводился перечень гражданских, придворных и военных чинов (морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских). Всего устанавливалось 14 классов чинов. Достигнув чина определенного класса, военный или чиновник, не входивший в дворянское сословие, мог получить личное (14–9-й классы) или потомственное (с 8-го класса) дворянство. Все высшие руководящие должности в государственном аппарате занимать могли только дворяне. 26 января 1718 Пётр I издал Указ о подушной переписи. Этим указом ещё более закреплялось привилегированное положение дворянства. Оно освобождалось от налогов и провозглашалось неподатным сословием. Отсюда, кстати, вошло в русский язык и выражение подлец, подлый люд. Так дворяне противопоставляли своё благородное сословие тем неблагородным, которым подлежало выплачивать царёвы подати и налоги. В целом ряде законодательных актов, издававшихся при Петре I, Анне, Елизавете, Петре III и Екатерине II устанавливалось и закреплялось исключительное монопольное право дворян на владение земельными угодьями на правах собственности. С учётом уже существовавших на протяжении нескольких столетий крепостнических порядков, запрещавших крестьянам покидать свои места жительства без разрешения помещика, эти указы и другие законодательные акты фактически даровали дворянам не только права землевладельцев, но и право на крепостных крестьян. Это сближало их положение с положением классических рабовладельцев. Они так же получили право покупать и продавать крестьян. Юридически было запрещено продавать крестьян без земли, если они не являлись дворовыми слугами. Но дворню можно было продавать буквально почти как скотину. Да и в отношении остальных крестьян дворяне легко обходили этот запрет. Их крайне редко за это хоть как то наказывали. Указ Петра I 1714 г. о единонаследии фактически уравнял боярское вотчинное землевладение дворянское помещичье. Но одновременно он вводил систему майората. Когда всё недвижимое имущество и земля могло передаваться по наследству только одному наследнику. Такая система со средневековой эпохи практиковалась в Англии и в некоторых других странах. Пётр I стремился не допустить дробления дворянских землевладений. Введение майората при наследовании вызвало упорное сопротивление и недовольство дворянства. И в 1731 г. в начале своего правления императрица Анна, стремясь укрепить свою поддержку со стороны дворянства, правило майората отменила. При её вступлении на престол высшие придворные сановники пытались ограничить самодержавную власть монарха. После смерти от оспы, находившегося на престоле 14-летнего внука Петра Великого Петра II высшие сановники, объединившиеся в Верховном тайном совете предложили взойти на престол племяннице Петра I Анне Иоанновне, вдове герцога Курляндского, взяв с неё обещание, ограничить права монарха и поделиться ими с Верховным тайным советом. Нечто подобное произошло в этот период в Швеции, заложив основы переходу там к конституционной монархии. Но русская история пошла по иному пути. Вступив на престол и заручившись поддержкой дворянства, императрица Анна официально объявила, что не намерена выполнять данные ею «верховникам» обещания и будет строго придерживаться самодержавного способа правления. Верховный тайный совет был распущен, его члены были подвергнуты опале. А роль дворянства, в особенности столичных офицеров гвардии ещё более усилилась. На протяжении всего XVIII в. именно позиция столичных гвардейцев имела решающее значение в кризисных ситуациях, когда решался вопрос о престолонаследии. Политический строй, сложившийся в России к XVIII в., порой называют самодержавием, ограниченным дворцовыми переворотами. (Эти политические традиции не утратили всей своей актуальности и по сей день. Проявлялись они и в советский период, когда политическая роль дворянства перешла к привилегированному слою так называемой партхозноменклатуры). Фактическое освобождение дворянства от государственной службы к концу XVIII в. При тех порядках, что были установлены в царствование Петра I, служба для дворян была, если не каторгой, то весьма трудным и нелёгким делом, часто в разъездах в дали от родных мест. На этой службе запросто можно было потерять и жизнь и здоровье. И комфортные бытовые условия при прохождении службы гарантированы были не всегда, а в зависимости от множества обстоятельств. Царёва служба считалась обязательной и пожизненной. В 1730 г. при императрице Анне условия службы дворян несколько облегчились. Срок службы ограничен до 25 лет. Начинать службу теперь можно было не в 15, а в 20 лет. Один из мужчин в дворянской семье получил право вовсе не служить и заниматься общим семейным хозяйством. Но подлинный прорыв в закреплении дворянских привилегий и сведения к минимуму их обязанностей произошёл в 1762 г. Император Пётр III, остававшийся на престоле лишь около одного года, успел издать манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Согласно ему все дворяне вовсе осовбожждались от обязательной военной и государственной службы. Она становилась для них делом добровольным. Этот манифест, стал по мнению многих историков, одной из причин Пугачёвского бунта, по сути дела гражданской войны конца XVIII в. Хотя в историографии и не принято её называть таким термином, чаще называют крестьянской войной 1773-1775 гг. До этого манифеста можно было говорить об определённой логике крепостнических помещичьих порядков. Крестьяне служат помещику, обеспечивают его всем необходимым, чтобы тот мог добросовестно служить царю и государству. Манифест 1762 г. резко ломал эту логику. Крестьяне не понимали, почему теперь они должны служить помещику, если теперь он мог становиться по сути дела бездельником. При Екатерине II Пугачёвское восстание было жестоко подавлено. Между тем до Великой Французской революции 1789 г. Екатерина II проводила политику просвещённого абсолютизма. Она исходила из идеи о том, что постепенно права и свободы людей должны расширяться. Поскольку только свободный человек способен проявить себя в творческой созидательной деятельности в полной мере. Но необходимое условие для этого – просвещение и образование. Иначе права и свободы могут быть использованы во зло. А наиболее просвещённым сословием в России в тот момент были дворяне. В 1785 г. Екатерина II издала Жалованную грамоту дворянству. В этом документе императрица подтвердила свободу дворян от обязательной службы, уплаты налогов и выполнения различных повинностей. К дворянам запрещалось применять телесные наказания. Были узаконены официальные сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания, формировавшиеся на выборной основе. 3) Новая политическая сила – гвардия – и ее роль в решении судеб престолонаследия; Создавая в 1692 году гвардию, Петр хотел противопоставить ее стрельцам – привилегированным пехотным полкам московских царей, которые к концу XVII века стали вмешиваться в политику. «Янычары!» – так презрительно называл их Петр. У него были причины для ненависти – навсегда он, десятилетний мальчик, запомнил жуткий стрелецкий бунт 1682 года, когда на копьях стрельцов погибли его ближайшие родственники. Гвардия – первое и, может быть, наиболее совершенное создание Петра. Эти два полка – шесть тысяч штыков – по боевой выучке и воинскому духу могли потягаться с лучшими полками Европы. Гвардия для Петра была опорой в борьбе за власть и в удержании власти. По свидетельству современников, Петр часто говорил, что между гвардейцами нет ни одного, которому бы он смело не решился поручить свою жизнь. Гвардия для Петра была «кузницей кадров». Гвардейские офицеры и сержанты выполняли любые поручения царя – от организации горной промышленности до контроля за действиями высшего Генералитета. Гвардия всегда знала свой долг – была так воспитана. Она казалась Петру той идеальной моделью, ориентируясь на которую он мечтал создать свое «регулярное» государство – четкое, послушное, сильное в военном отношении, слаженно и добросовестно работающее. А гвардия боготворила своего создателя. И недаром. Дело было не только в почестях и привилегиях. Петр сумел внушить семеновцам и преображенцам ощущение участия в строительстве нового государства. Гвардеец не только был, но и осознавал себя государственным человеком. И это совершенно новое для рядового русского человека самоощущение давало петровскому гвардейцу необыкновенные силы. Важно и то, что у гвардейцев было преувеличенное представление о своей роли в жизни двора, столицы, России. Петр I создал силу, на протяжении XVIII века выступающую главным вершителем судеб монархов и претендентов на престол. Гвардейские полки, дворянские по составу, являлись ближайшей опорой трона. Они представляли ту реальную вооруженную силу при дворе, которая могла содействовать и возведению на престол, и низложению царей. Поэтому правители всячески старались заручиться поддержкой гвардии, осыпали ее знаками внимания и милостями. Между гвардией и монархом устанавливались особые отношения: гвардейская казарма и царский дворец оказывались тесно связанными друг с другом. Служба в гвардии не была доходна – она требовала больших средств, но зато открывала хорошие карьерные виды, дорогу политическому честолюбию и авантюризму, столь типичному для XVIII века с его головокружительными взлетами и падениями «случайных» людей. И тем не менее часто оказывалось, что «свирепыми русскими янычарами» можно успешно управлять. Лестью, посулами, деньгами ловкие придворные дельцы умели направить раскаленный гвардейский поток в нужное русло, так что усатые красавцы даже не подозревали о своей жалкой роли марионеток в руках интриганов и авантюристов. Впрочем, как обоюдоострый меч, гвардия была опасна и для тех, кто пользовался ее услугами. Императоры и первейшие вельможи нередко становились заложниками необузданной и капризной вооруженной толпы гвардейцев. И вот эту зловещую в русской истории роль гвардии проницательно понял французский посланник в Петербурге Жан Кампредон, написавший своему повелителю Людовику XV сразу же после вступления на престол Екатерины I: «Решение гвардии здесь закон». И это было правдой, XVIII век вошел в русскую историю как «век дворцовых переворотов». И все эти перевороты делались руками гвардейцев. 28 января 1725 года гвардейцы впервые сыграли свою политическую роль в драме русской истории, сразу после смерти первого императора приведя к трону вдову Петра Великого в обход прочих наследников. Это было первое самостоятельное выступление гвардии как политической силы. Когда в мае 1727 года Екатерина I опасно занемогла, для решения вопроса о преемнике собрались чины высших правительственных учреждений: Верховного тайного совета, Сената, Синода, президенты коллегий. Среди них появились и майоры гвардии, как будто гвардейские офицеры составляли особую политическую корпорацию, без содействия которой не мог быть решен такой важный вопрос. В отличие от других гвардейских корпораций – римских преторианцев, турецких янычар – русская гвардия превращалась именно в политическую корпорацию. Гвардия выбирала не просто царствующую особу, она выбирала принцип. Причем выбирала гвардия не между петровской и допетровской Россией, а она делала свой выбор в январе 1725 года между двумя тенденциями политического реформирования страны – умеренного, но несомненного движения в сторону ограничения самодержавия и неизбежного при этом увеличения свободы в стране, с одной стороны, и дальнейшего развития и укрепления военно‑бюрократического государства, основанного на тотальном рабстве, – с другой. Гвардия в 1725 году выбрала второй вариант. 4) Рост городов и изменения в социальной стратификации городского населения; В первой четверти XVIII в. наблюдаются существенные изменения в составе и численности городского населения. Рекрутские наборы и рост государственных повинностей вызвали временную убыль городского населения, бежавшего, подобно крестьянам, за окраины. В то же время в таких городах, как Казань, Тула и особенно Москва, где насчитывалось около 30 мануфактур, среди населения увеличивалась прослойка работных людей. С развитием мануфактур связано появление новых типов населенных пунктов, ставших позже городами, — Екатеринбург на Урале, Петрозаводск в Карелии, Липецк в Воронежской губернии и др. В 1703 г. был основан Санкт-Петербург. Его строили в тяжелых условиях десятки тысяч солдат и крестьян, согнанных со всей страны. Новый город заселялся ремесленниками и купцами, принудительно переводившимися из других торгово-промышленных центров. От старых городов, беспорядочно застраивавшихся деревянными зданиями, Петербург отличался строгой планировкой улиц, каменными домами, мостовыми и уличным освещением. С переездом сюда царского двора в 1712 г. Петербург стал официальной столицей государства; он являлся морским портом, «окном в Европу», культурным и торгово-промышленным центром. На Адмиралтейской верфи в Петербурге, крупнейшем предприятии России, было занято свыше 10 тыс. рабочих. Города получили новое административное устройство в 1720 г. с образованием Главного магистрата в Петербурге и магистратов в городах. Регламент Главного магистрата отражал изменения в социальной структуре городского населения, но оформил эти изменения по-феодальному. Он делил жителей посада на «регулярных» граждан в составе двух гильдий, к которым были отнесены купцы и цеховые, ремесленники, и «нерегулярных», или «подлых», людей, т. е. чернорабочих и работных людей мануфактур. Последние представляли обездоленную массу городского: населения, лишенную права участвовать в выборах органов самоуправления. Социальные различия резко сказывались и среди «регулярных» граждан. Общепосадские сходы, на которых происходили выборы городских органов, представляли арену ожесточенной борьбы между верхушкой нарождавшейся буржуазии и мелким ремесленным людом. Правительство ориентировалось на богатые слои горожан, предлагая избирать в городские органы «дельных и лучших в купечестве людей». Таким образом, в социальном строе русского общества наряду со старыми классами-сословиями — крестьянством и дворянством — начали складываться элементы новых классов: рабочие мануфактур (предпролетариат) и буржуазия (мануфактуристы, верхушка ремесленников, купечество и т. п.). Последняя получила сословную организацию с весьма существенными привилегиями, отгораживавшими ее от «подлого» народа. В результате реформ, ускоривших темпы социального, экономического и культурного развития, Россия в значительной мере преодолела свое отставание от передовых государств Западной Европы, сильно сказывавшееся в XVII в. Но ее успехи следует признать относительными. Так, численность городского населения, являющаяся одним из показателей уровня общественного разделения труда, по данным первой ревизии, достигала лишь 3%. 5) Изменения в положении крестьянства. Дискуссии о возможности отмены крепостного права при Екатерине II; Законодательство Екатерины о пространстве помещичьей власти над крепостными людьми отличается той же неопределенностью и неполнотой, как и законодательство ее предшественников. Вообще оно было направлено в пользу землевладельцев. Мы видели, что Елизавета в интересах заселения Сибири законом 1760 г. предоставила помещикам право «за предерзостные поступки» ссылать крепостных здоровых работников в Сибирь на поселение без права возврата; Екатерина законом 1765 г. превратила это ограниченное право ссылки на поселение в право ссылать крепостных на каторгу без всяких ограничений на какое угодно время с возвратом сосланного по желанию к прежнему владельцу. Далее, в XVII в. правительство принимало челобитья на землевладельцев за жестокое их обращение, производило сыски по этим жалобам и наказывало виновных. В царствование Петра был издан ряд указов, запрещавших людям всех состояний обращаться с просьбами на высочайшее имя помимо правительственных учреждений; эти указы подтверждались преемниками Петра. Однако правительство продолжало принимать крестьянские жалобы на помещиков от сельских обществ. Эти жалобы сильно затрудняли Сенат; в начале царствования Екатерины он предложил Екатерине меры для полного прекращения крестьянских жалоб на помещиков. Екатерина утвердила этот доклад и 22 августа 1767 г., в то самое время как депутаты Комиссий слушали статьи «Наказа» о свободе и равенстве, издан был указ, который гласил, что если кто «недозволенные на помещиков своих челобитные наипаче ее величеству в собственные руки подавать отважится», то и челобитчики и составители челобитных будут наказаны кнутом и сосланы в Нерчинск на вечные каторжные работы с зачетом сосланных землевладельцам в рекруты. Этот указ велено было читать в воскресные и праздничные дни по всем сельским церквам в продолжение месяца. Предложение Сената, утвержденное императрицей, было так составлено, что прекращало крестьянам всякую возможность жаловаться на помещика. Далее, и при Екатерине не были точно определены границы вотчинной юрисдикции. В указе 18 октября 1770 г. было сказано, что помещик мог судить крестьян только за те проступки, которые по закону не сопровождались лишением всех прав состояния; но размер наказаний, каким мог карать за эти преступления землевладелец, не был указан. Пользуясь этим, за маловажные проступки землевладельцы карали крепостных такими наказаниями, которые полагались только за самые тяжкие уголовные преступления. В 1771 г. для прекращения неприличной публичной торговли крестьянами издан был закон, запрещавший продажу крестьян без земли за долги помещиков с публичного торга, «с молотка». Закон оставался без действия, и Сенат не настаивал на его исполнении. В 1792 г. новый указ восстановил право безземельной продажи крестьян за помещичьи долги с публичного торга только без употребления молотка. В «Наказе» Екатерина припомнила, что еще при Петре был издан указ, по которому безумных или жестоких помещиков отдавали «под смотрение опекунов». Екатерина говорит, что этот указ исполнялся, насколько он касался безумных, но его постановление о жестоких помещиках не приводилось в исполнение, и она выражает недоумение, почему было стеснено действие указа. Однако она не восстановила его в прежней полной силе. Наконец, в жалованной грамоте дворянству 1785 г., перечисляя личные и имущественные права сословия, она также не выделила крестьян из общего состава недвижимого дворянского имущества, т. е. молчаливо признала их составной частью сельскохозяйственного помещичьего инвентаря. Так, помещичья власть, лишившись прежнего политического оправдания, приобрела при Екатерине более широкие юридические границы. Вот и все важные, заслуживающие внимания распоряжения Екатерины о крепостных людях. Неполнота этих распоряжений и закрепила тот взгляд на крепостных людей, который, помимо закона, даже вопреки ему, утвердился в дворянской среде в половине XVIII столетия. Этот взгляд состоял в признании крепостных людей частной собственностью землевладельцев. Законодательство Екатерины утвердило этот взгляд не столько тем, что оно прямо говорило, сколько тем, о чем умалчивало, т. е. что молчаливо признавало. Какие способы определения отношений крепостного населения возможны были в царствование Екатерины? Мы видели, что крепостные крестьяне были Прикрепленные к лицу землевладельца [как] вечно-обязанные государственные хлебопашцы. Закон определял их крепость к лицу, но не определил их отношений к земле, работой над которой и оплачивались государственные повинности крестьян. Можно было тремя способами разверстать отношения крепостных крестьян к землевладельцам: во-первых, их можно было открепить от лица землевладельца, но при этом не прикреплять к земле, следовательно, это было бы безземельным освобождением крестьян. О таком освобождении мечтали либеральные дворяне времен Екатерины, но такое освобождение едва ли было возможно, по крайней мере оно внесло бы совершенный хаос в народнохозяйственные отношения и, может быть, повело бы к страшной политической катастрофе. Можно было, с другой стороны, открепив крепостных от лица землевладельца, прикрепить их к земле, т. е., сделавши их независимыми от господ, привязать их к земле, выкупленной казной. Это поставило бы крестьян в положение, очень близкое к тому, какое на первое время создало для них 19 февраля 1861 г.: оно превратило бы крестьян в крепких земле государственных плательщиков. В XVIII в. едва ли возможно было совершить такое освобождение, соединенное со сложной финансовой операцией выкупа земли. Наконец, можно было, не открепляя крестьян от лица землевладельцев, прикрепить их к земле, т. е. сохранить известную власть землевладельца над крестьянами, поставленными в положение прикрепленных к земле государственных хлебопашцев. Это создало бы временнообязанные отношения крестьян к землевладельцам; законодательство в таком случае должно было определить точно поземельные и личные отношения обеих сторон. Такой способ разверстки отношений был всего удобнее, и на нем именно настаивали и Поленов и близкие к Екатерине практические люди, хорошо знавшие положение дел в селе, как, например, Петр Панин или Сиверс. Екатерина не избрала ни одного из этих способов, она просто закрепила господство владельцев над крестьянами в том виде, как оно сложилось в половине XVIII в., и в некоторых отношениях даже расширила ту власть. Благодаря этому крепостное право при Екатерине II вступило в третий фазис своего развития, приняло третью форму. Первой формой этого права была личная зависимость крепостных от землевладельцев по договору - до указа 1646 г.; такую форму имело крепостное право до половины XVII в. По Уложению и законодательству Петра это право превратилось в потомственную зависимость крепостных от землевладельцев по закону, обусловленную обязательной службой землевладельцев. При Екатерине крепостное право получило третью форму: оно превратилось в полную зависимость крепостных, ставших частной собственностью землевладельцев, не обусловливаемой и обязательной службой последних, которая была снята с дворянства. Вот почему Екатерину можно назвать виновницей крепостного права не в том смысле, что она создала его, а в том, что это право при ней из колеблющегося факта, оправдываемого временными нуждами государства, превратилось в признанное законом право, ничем не оправдываемое. 6) Общие итоги социокультурного развития России в 18 столетии. Рост социальной поляризации и обособленности сословий. В XVIII столетии в России происходили радикальные изменения во всех сферах общественной жизни. Основным содержанием Нового времени стало разрушение традиционного уклада и создание основ модернизации, проведение реформ «сверху», ускорявших европеиза- цию России. В области социально-экономических отношений изменения вы- ражались в разложении феодального хозяйства, формировании в не- драх патриархального уклада капиталистических отношений. В политической сфере основные усилия государства и власти были направлены на европеизацию элементов политической структу- ры. Однако проведение радикальных преобразований в сжатые сроки потребовало сверхконцентрации усилий, а следовательно, централи- зации и бюрократизации власти. Возникло противоречие между тен- денцией демократизации социально-политических институтов в соот- ветствии с требованием времени и абсолютизацией власти в условиях форсированной модернизации. Укрепляя свою власть, российская монархия, опиравшаяся на дворянское сословие, вынуждена была усилить крепостничество. Отсутствие цивилизованных механизмов разрешения возникших противоречий вызвало мощные выступления социальных низов. Значительные изменения происходили в системе ценностей российского общества. Разрушение патриархальных отношений и, соответственно, формирование новых буржуазных, либеральных цен- ностей являлось ведущей тенденцией в развитии общественного соз- нания. Однако она не определяла жизнь и сознание всего российского населения. Укорененная в аграрной сфере часть общества – и дворян- ства, и простого народа – оставалась в пространстве традиционной, патриархальной культуры. И все же в общественном сознании, не- смотря на очевидные противоречия, присутствовала основа для кон- солидации. Важнейшую роль в этом отношении играла православная система ценностей, которая на долгие годы оставалась прочной осно- вой общественной жизни. Общественно-культурная жизнь России в XVIII в. отличалась богатством и противоречивостью содержания, разнообразием форм, направлений и стилей. Развивались наука, книгоиздательское дело; формировалась система образования; происходило становление про- фессиональной художественной литературы и искусства; создавались новые социокультурные учреждения. Развитие буржуазных отноше- ний, ценностей, с одной стороны, и сохранение дворянского уклада, сословных границ – с другой, отражали противоречивость социо- культурного развития. Во второй половине века раскол между евро- пеизированной дворянской и традиционной народной культурами по- степенно стал преодолеваться. Формировалась единая общенацио- нальная культура. Значительное влияние на этот процесс оказывала общественная мысль, развивавшаяся под воздействием европейского Просвещения. Такие идеи, как «естественные права» человека, принадлежащие всем людям без различия вероисповедания, национальной принадлежно- сти, пола и возраста, получили широкое распространение в россий- ском обществе, особенно страдавшем от крепостнических отношений и других пережитков феодальной эпохи. Для наступавшего Нового времени были характерны нарастаю- щий динамизм, напряженность социокультурного развития, обуслов- ленная форсированными темпами преобразований, противоречиями между «почвой» и «цивилизацией». Появлялись новые художествен- ные стили и направления, «иноземное» происхождение которых не только не мешало, но, напротив, обогащало русскую национальную культуру. В центре ее внимания был Человек, почитаемый как Лич- ность, его насущные проблемы, стремление к справедливости, к дос- тойному существованию. |