ист зачет1. 29 Движение декабристов. Декабристы
Скачать 406 Kb.
|
29)Движение декабристов. Декабри́сты — участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания. В первые десятилетия XIX века часть представителей русского дворянства считали самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития страны. В их среде складывалась система взглядов, реализация которых должна была изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:
Идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены против самодержавного режима и крепостного права. Тайные организации: «Орден русских рыцарей» (1814—1817)«Союз спасения» (1816—1818)«Союз благоденствия» (1818—1821)Южное общество (1821—1825)Северное общество (1822—1825)30) .Внутренняя политика Николая I. Теория официальной народности. Подводя итог направлению внутренней политики Николая I, следует отметить, что основное ее содержание сводилось к стремлению сохранить крепостничество, укрепить реакционный режим и подавить малейшее проявление революционной борьбы. Главные меры, к которым прибегал Николай I, были полицейско-жандармскими. Но наряду с этим официальными кругами проповедовалась также и соответствующая реакционная идеология, которая имела целью обосновать незыблемость самодержавия, крепостничества и доказать невозможность революции в России. Эта идеология получила наименование «теории официальной народности». Основоположником этой теории состояла в утверждении, что русский народ якобы не может жить без православия и самодержавия.реакционной теории был министр просвещения граф Уваров. Уваров когда-то в молодости «грешил» либерализмом и даже имел отношение к «Арзамасу»- литературной организации, близкой к декабристам и Пушкину. При Николае I он вначале служил товарищем министра просвещения. В 1832 г. после ревизии Московского университета он сформулировал свою реакционную «теорию официальной народности», после чего Николай I назначил его министром просвещения. Сущность этой 31) Революционные кружки 20-30-х гг. 19 в. "Западники" и "славянофилы" в общественно-политической жизни страны в 40-е годы 19 в. В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский. И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов, типа Великой французской революции. “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути. Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю. При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. 32) Культура России в первой половине 19 в. Факторы, которые повлияли на культуру первой половины XIX в.:1) формирование русской нации в ходе развития капиталистических отношений, складывание национальной культуры; 2) значительное расширение культурных связей России с культурой других стран и народов способствовали интенсивному развитию русской национальной культуры; 3) демократизация культуры, которая проявлялась прежде всего в изменении тематики произведений литературы, музыки, искусства. Особенно с 30-х гг. XIX в. тема простого народа получает широкое распространение. Литература Ведущей областью первой половины XIX в. являлась литература. Основные идейно-эстетические направления литературы этого периода: сентиментализм, романтизм и реализм. Ярким представителем сентиментализма в России был Карамзин. В произведениях представителей этого направления любовно изображаются (идеализируются) сельская жизнь, быт и нравы простых селян, отношения помещиков и крестьян. После Отечественной войны 1812 г. широкое распространение получает романтический стиль, для которого в России были характерны: героика, борьба за идеалы свободы и помещение действия в исторические интерьеры и др. В этот период возрастает интерес к народной культуре и отечественной истории. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» до сих пор остается одной из вершин художественной исторической литературы. Н.М. Карамзин пишет «Историю Государства Российского», которая сразу же становится предметом широкого обсуждения. Фольклор становится основой для создания многих произведений Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко. Русская народная культура вызывала глубокую заинтересованность в литературно-философских салонах и кружках (кружок графа Блудова, славянофилы). Отчасти в пробуждении интереса к истории России и русской культуре сыграла роль и продиктованная свыше теория «официальной народности». Основателем русского реализма считают А.С. Пушкина. Его роман в стихах «Евгений Онегин», который часто называют энциклопедией русской жизни, является высшим выражением реализма в творчестве поэта. Изобразительное искусство Живопись, скульптура и архитектура данного периода находились под влиянием европейского классицизма. Архитектурные шедевры А.Н. Воронихина, К.И. Росси, О.И. Бове; скульптуры И.П. Мартоса, П.И. Клодта; живописные полотна К.И. Брюллова, Ф.А. Бруни не были его бессмысленной копией. Их пронизывала патриотическая идея, пафос прославления величия Российской империи. Работы архитектора К.А. Тона представляют новое (пришедшее с Запада) архитектурное течение – эклектика, вместе с тем развиваются традиции древнерусской архитектуры, русского деревянного зодчества. В творчестве А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина сентиментализм обернулся ранее невообразимым вниманием к жизни и быту простого народа, в частности крепостных крестьян. Театр и музыка Сочетание традиций немецкой и итальянской оперы с народной музыкой России представлено в знаменитых операх М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Народные мотивы пронизывают также романсы А.А. Алябьева, А.Е. Варламова и др. 33) Отмена крепостного права и крестьянская реформа 1861 г. Буржуазные реформы 60-70-х гг. 19 в. Вопрос об отмене крепостного права ставился в российском обществе уже в середине XVIII в. Власть признавала необходимым приступить к разработке соответствующих проектов по крайней мере с начала XIX в. (деятельность Негласного комитета в начале правления Александра I, секретные комиссии по крестьянскому вопросу при Николае I). Но в качестве неотложной, требовавшей немедленного решения задачи ликвидация крепостничества была поставлена в знаменитой речи Александра II перед московским дворянством в 1856 г. Почему? Неэффективность крепостнической экономики для многих мыслящих людей, в том числе и тех, кто занимал высокие должности в государственном аппарате, была очевидной давно. Поражение в Крымской войне (1853—1856) показало уже всему обществу, что блестящий фасад империи скрывает военно-техническое отставание, хозяйственный застой, ветхость системы. Россия оказалась перед реальной угрозой утраты статуса великой державы, жизнь властно требовала решительных шагов по обновлению страны. Задача состояла в том, чтобы твердо встать на путь модернизации — отказа от крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества. В конечном счете был подготовлен компромиссный документ, в котором приоритетное отражение нашли все-таки требования помещиков. Утвержденные Государственным советом «Положения» легли на стол императора и были им подписаны 19 февраля 1861 г. Манифест об отмене крепостного права власти обнародовали двумя неделями позже — 5 марта в условиях повышенных мер безопасности. Крепостное право отменялось, крестьяне получали личную свободу и гражданские права. Они освобождались с землей, но за выкуп и на определенных условиях. Размер крестьянского надела не мог превышать установленной нормы. Если крестьянин до реформы имел в пользовании надел больший, чем тот, что ему полагался, излишки земли «отрезались» в пользу помещика («отрезки»). За землю нужно было выплатить определенную сумму помещику Реформа 1861 г. получила название «великой», Александр II — почетное звание «царя-освободителя». Значение реформы чрезвычайно велико. Освобождение миллионов крепостных, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности — все это прямые следствия реформы. Но ликвидируя крепостное право, власть более всего думала об интересах дворянства (в нем она видела основу стабильности и порядка) Земская реформа 1864 г. учреждала органы местного самоуправления — земства. Земства создавались в уездах и губерниях, имели распорядительные (земские собрания) и исполнительные органы (земские управы), они формировались на основе выборов, которые наделяли преимущественными правами дворян Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной. Старые сословные суды ликвидировались, создавались мировые и коронные суды, единые для всех сословий. Военная реформа растянулась на полтора десятка лет (1862—1874). В процессе ее проведения страна была поделена на военные округа, качественно улучшен и обновлен офицерский корпус, создана система военного образования, осуществлено техническое перевооружение армии. 34) Российская империя в 80-90-е гг. 19 в. Александр III и контрреформы Контрреформы - в России - принятое в литературе название мероприятий правительства Александра III в 1880-х гг., пересмотр реформ 1860-х гг.: восстановление предварительной цензуры (1882), введение сословных принципов в начальной и средней школе, отмена автономии университетов (1884), введение института земских начальников (1889), установление бюрократической опеки над земским (1890) и городским (1892) самоуправлением. 2 марта 1881 года вступая на престол Александр III издал манифест « О незыблемости самодержавия», данный законодательный акт, все историки связывают с началом курса контрреформ, проводимых в Российской империи в период с 1880 по 1890 гг. Итак, началом контрреформ принято называть опубликованный 29 апреля1881 г. царский манифест о незыблемости самодержавия, гласивший, что новый император верит в силу и истину самодержавной власти и берется за выполнение долга самодержавного правления. Любопытно, что за образец этого документа был взят декабрьский манифест1825 г. Николая I. Контрреформы в печати и образовании::Стремление подчинить все государственному управлению проходит красной строкой через законы о печати и реформе высшей школы. В августе1882 г. были введены новые «Временных правил о печати» (которые стали постоянными). Государственные органы получили право приостанавливать издание после третьего предупреждения. Издатели были обязаны представить издание в цензуру к 11 часам вечера накануне выхода. Другой обязанностью издателя было сообщать Министерству внутренних дел имена авторов, печатавшихся под псевдонимами. Резко усилилась цензура. Принятый в1884 г. новый университетский устав лишил их автономии «с учетом религиозно-нравственного и патриотического направления», ректор и деканы назначались министром. Это было связано с тем, что как известно высшая школа, всегда считалась и считается до сих пор местом сосредоточения вольнодумцев. 35) Российское самодержавие в начале 20 в. С. Ю. Витте и его программа реформ. К началу XX века Россия оставалась самодержавной монархией. Главой государства являлся император (царь), которому принадлежала высшая власть в империи. На протяжении веков прерогативы монарха в России базировались на обычном праве. (Сергей Юльевич Витте. Происходил из богатой семьи, удостоен титула графа. Убежденный сторонник буржуазного развития. Проявил себя талантливым бизнесменом и дальновидным политиком, умевшим прогнозировать ситуацию) С.Ю. Витте — один из самых ярких представителей России конца XIX-начала XX в., видный реформатор и государственный деятель. В 1889 г. в своей работе «Национальная экономия и Фридрих Лист» Витте обосновал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером. Но самые выдающиеся преобразования были проведены им в период, когда он в течение 11 лет, с 1892 г., занимал пост министра финансов. К его заслугам относится форсирование строительства важнейшей транспортной магистрали — Транссибирской, которая была крайне необходима для освоения богатств Сибири и Дальнего Востока. При нем было открыто несколько коммерческих учебных заведений, основной задачей которых была подготовка кадров для развивающейся промышленности. С 1895 г. он начал вводить винную монополию, распространявшуюся на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками. Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета. В ходе переговоров с представителями Китая С. Витте добился согласия на постройку в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги, что значительно сократило сроки сооружения дороги до важнейшего порта России на Дальнем Востоке — Владивостока. В 1897 г. под руководством Витте была проведена денежная реформа. Россия получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов. На посту государственного секретаря Витте выступал против попыток упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности, усилением торгово-промышленного класса, увеличением емкости внутреннего рынка. При его активном участии разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях. 8) Культура Киевской Руси. Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.В основе культуры Киевской Руси лежит славянская дохристианская культура, которая с принятием христианства подверглась влиянию Византии, Болгарии, а через них античной и ближневосточной культурным традициям. Культурный уровень определялся наличием письменности. Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.Годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) стали временем политического и культурного расцвета Киевской Руси.В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенегов, и это событие стало началом процветания великого города. В честь победы был воздвигнут собор Святой Софии, который по красоте и величию не уступал подобному собору в Константинополе.Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. "В городе было 400 церквей, въезд в него украшали золотые ворота, имелось восемь рынков. В укрепление могущества Руси, Ярослав, без разрешения на то Константинополя, своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.В правление Ярослава огромное внимание было уделено просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей. При Ярославе в Киеве было положено начало русскому летописанию.Первый летописный свод, относящийся к концу 11 в., дошел до современников в составе Новгородской летописи.Сподвижник Ярослава митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории - «Слово о законе и благодати».Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам Ярослава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии.Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот период развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение события времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр I одинович»).Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда» или «Правда Ярослава». Документ включал уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.На основании этого можно было судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени.По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных (пытки и смертная казнь отсутствовали).При Ярославе успешно развивались внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианского мира.Сын Ярослава Всеволод стал зятем императора Византии, его дочери Анна, Анастасия и Елизавета вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. |