Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.1. «Слово о полку Игореве»

  • История нахождения

  • Очень необычна композиция «Слова...».

  • Язык произведения

  • Русские летописи «Повесть временных лет»

  • Тренировочные тестовые задания к разделу 3

  • 3. Из древнерусской литературы. 3. Из древнерусской литературы Знать


    Скачать 31.35 Kb.
    Название3. Из древнерусской литературы Знать
    Дата01.10.2022
    Размер31.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла3. Из древнерусской литературы.docx
    ТипДокументы
    #708630

    3. Из древнерусской литературы

    Знать: • образную природу словесного искусства в древнерусской литературе;

    • содержание изученных литературных произведений древнерусской литературы.

    Уметь: • воспринимать и анализировать художественный текст;

    • выделять смысловые части художественного текста, идею, проблематику изученного произведения;

    • давать характеристику героев древнерусской литературы;

    • выражать свое отношение к прочитанному;

    • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


    3.1. «Слово о полку Игореве»

    Тяжко голове без плеч, беда телу без головы...

    «Слово о полку Игореве»

    «Слово о полку Игореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова») — самый известный памятник древнерус­ской литературы. В произведении рассказывается о неудачном походе на полов­цев, предпринятом новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 го­ду. Предположительно «Слово» было написано в конце XII века, вскоре после описываемого события.

    Особенностями этого произведения являются необычная композиция, образ­ный язык, глубокое идейное содержание. «Слово...» написано талантливым не­известным автором.

    История нахождения

    Известный любитель и собиратель русских древностей граф А. И. Мусин- Пушкин в начале 90-х годов XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Яро­славля старинный рукописный сборник. В числе других текстов, известных и по другим рукописям, в сборнике было «Слово...» — уникальный памятник словес­ного творчества, доселе не встречавшийся в древних книгах.

    По поручению А. И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста. В 1800 году «Слово...» было издано. Пуб­ликация этой чудесной находки вызвала сразу же большой интерес.

    В 1812 году сборник, включавший «Слово...», сгорел во время пожара Мо­сквы вместе с бесценным собранием древнерусских рукописей в доме А. И. Му­сина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная ко­пия «Слова...», выполненная для Екатерины II. Сюжет

    «Слово» начинается со вступления. Автор обращается к великому певцу древ­ности Бояну, расхваливает его манеру исполнения: вещий Боян, когда начинал песнь, растекался мыслью по древу, мчался серым волком по земле, парил си­зым орлом под облаками... Автор же говорит, что он хочет писать по-другому, просто, «по былинам сего времени». Повесть его разворачивается «от старого Владимира» (Мономаха) «до нынешнего Игоря», который задумал в одиночку, с немногими родичами, вернуть Руси землю половецкую до самого Черного моря.

    В начале похода Игоря происходит затмение солнца. Князь пренебрегает этим знамением. В его сердце — желание «искусить Дона Великого», снискать себе боевую славу в битве с половцами. Он идет в поход, ведя за собой храбрую дружину. Автор описывает, как все противится этому походу: солнце ему тьмой путь заступало, ночь, стонавшая грозою, птиц разбудила, звери ревели, закри­чал с вершин деревьев языческий бог Див. Половцы готовятся встретить полки Игоря, идут наперерез к Дону: скрипят телеги в ночи, как испуганные лебеди. Раздается трагический рефрен произведения: «О, Русская земля! Уже ты за холмом!»

    Утром в пятницу русские полки победили половцев, взяли богатую добы­чу — красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие аксамиты.

    На следующее утро происходит основное сражение: внезапно подошли глав­ные силы половцев. «Кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца» (четырех русских князей). Сражение происхо­дит на реке Каяле (где она находится, неизвестно, есть предположение, что эта река — метафора необходимости покаяния Игоря в своих тщеславных помыс­лах). Кровавая битва, какой не видано было во времена самых страшных войн на русской земле, продолжается два дня. Храбрей всех сражался брат Игоря Буй-Тур Всеволод. На третий день к полудню пали Игоревы стяги. «Тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую». Игорь попал в плен.

    Автор не описывает плен Игоря, а делает большое лирическое отступление: невеселое время настало, потому что сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И начали князья про малое говорить: «Это великое» — и сами на себя крамолу ковать». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю русскую.

    Игорева храброго полка не воскресить. Великая печаль настала по всей рус­ской земле: «Игорь-князь погубил то, чего добился отец его Святослав Ольго- вич, пленивший половецкого хана Кобяка. Побежали поганые на русскую зем­лю, брали дань по беличьей шкурке от двора».

    Действие переносится в Киев, в котором князь Святослав видел смутный сон: одевали его черным покрывалом на кровати тисовой, черпали синее вино, с го­рем смешанное, сыпали пустыми колчанами крупный жемчуг на грудь. Всю ночь с вечера серые вороны граяли и понеслись к синему морю. Святослав узна­ет об Игоревом поражении.

    Святослав произносит златое слово, со слезами смешанное. Он упрекает Игоря и Всеволода: рано начали они половецкую землю воевать, а себе славы искать. Далее Святослав перечисляет подобные «подвиги» других русских князей, которые ослабляли русскую землю, разъединяли ее целостность и единство.

    Он упоминает междоусобицы, за которыми следуют всегда нападения врагов на ослабленные княжества.

    Святослав призывает потомков Ярослава Мудрого прекратить враждовать ме­жду собой.

    Действие снова переносится в другое пространство: Ярославна, жена князя Игоря, плачет в Путивле на городской стене, ее голос слышится на Дунае. «По­лечу, — говорит, — кукушкой по Дунаю, омочу рукав в Каяле реке, утру кня­зю кровавые раны на изможденном теле». Ярославна жалуется ветру — что он ее веселье по степи развеял? Просит Днепр-Славутич: «Верни, господин, моего любимого ко мне». Взывает к светлому и трисветлому солнцу: «Всем ты тепло и красно, почему же простерло горячие свои лучи на княжьих воинов?»

    Плач Ярославны построен в форме заклинания стихий, которые могут вер­нуть ей князя Игоря.

    Дальнейшие события разворачиваются стремительно: заклинание оказалось действенным. Прыснуло море в полуночи, идут смерчи облаками. Игорю Бог ка­жет путь из земли Половецкой на землю Русскую, к отеческому золотому столу. Игорь спит и не спит — меряет мыслью поля от великого Дона до малого Донца.

    Описывается возвращение Игоря в Киев. «Солнце светится на небе — Игорь- князь в Русской земле. Девицы поют на Дунае — развеваются голоса до Киева. Игорь-князь едет по Боричеву взвозу к храму святой Богородицы Пирогощей. Страны рады, грады веселы. Слава Игорю Святославичу, Бую-Туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Князьям слава и дружине! Аминь».

    Тема

    Описание неудачного похода новгород-северского князя Игоря и брата его, курского князя Всеволода, на половцев в 1185 году и последствий этого похода для русских земель.

    Идея

    Автор передает свою тревогу за судьбы родной земли, обращаясь ко всем рус­ским князьям. Он призывает к защите Отечества, к прекращению княжеских усобиц перед лицом общей опасности вражеского нашествия.

    Поэтика

    «Слово о полку Игореве» считается величайшим памятником литературы Древней Руси XII века. А. С. Пушкин говорил об этом произведении: «Слово...» одиноким курганом возвышается на равнине нашей древней словесности», — настолько выдающимися казались поэту достоинства этого произведения.

    Очень необычна композиция «Слова...».

    О походе князя Игоря рассказывается не линейно, с соблюдением строгой последовательности событий. Автор смело перемещается в повествовании во времени и пространстве. Картины, которые он описывает, даны то широким планом, с дальней экспозицией, то рассмотрены детально на близком расстоя­нии. Это создает эффект целостной картины жизни, где каждый элемент значим и участвует в общем процессе.

    Поход начинается с затмения. Этот образ дан в нескольких значениях, в том числе и метафорических. Описано затмение астрономическое, реальное, произо­шедшее в мае 1185 года, которое действительно предшествовало походу Игоря.

    В то же время затмение прочитывается как знамение, поведение птиц и жи­вотных во время него — предупреждение Игорю о неудаче. Но и ум князя также находится в затмении: его амбиции вступили в столкновение с доводами рассуд­ка, и он не решает вернуться. Далее описано затмение четырех солнц: пленение половцами князей Игоря и Всеволода и их сыновей.

    Автор использует также прием контраста: он не дает описания первой по­бедной битвы. Говорит только, что русичи взяли богатую добычу.

    Вторая же трагическая битва описывается со всеми подробностями. Особенно ярко автор «Слова...» показывает образ Всеволода. «Куда ты, буй-тур, поска­чешь, повсюду лежат поганые половецкие головы». Всеволод выглядит в этой сцене как былинный богатырь.

    На этом линейное движение сюжета прекращается. Автор не рассказывает по­дробностей пленения Игоря, его потерь и переживаний. Важнее для автора ока­зывается описание того, сколько горя принес этот поход русской земле. Дальше он перечисляет подобные походы «за славой» других русских князей, их споры между собой, ведущие к тому, что на русских землях хозяйничают враги.

    Это лирическое отступление оканчивается тем, что мы переносимся в Киев, где киевский князь Святослав тяжело переживает и осознает поражение князя Игоря.

    Эпизод произнесения Святославом золотого слова занимает центральное ме­сто в композиции произведения и служит для выражения авторской позиции. Святослав вспоминает всех князей, которые «крамолу ковали», то есть зани­мались междоусобной борьбой. Он призывает русских князей к объединению. Слова Святослава сливаются с авторской речью — становятся их общим «мани­фестом».

    Далее мы вслед за авторской фантазией оказываемся в Путивле, на город­ской стене, где горькую судьбу мужа оплакивает княгиня Ярославна. Плач Яро­славнывершина художественного мастерства автора «Слова...». Героиня обращается с заклинаниями к стихиям огня (солнцу), воды (Днепру), воздуха (ветру), чтобы они вернули ей ее «ладо» — князя. Этот эпизод в «Слове» очень поэтичен. Сила заклинаний Ярославны такова, что «Бог ее мужу путь указыва­ет» — Игорь бежит из плена.

    Завершается «Слово...» возвращением князя Игоря в Киев, его покаянием — приходом в храм Богородицы Пирогощей — и славой, возглашаемой в его честь.

    Выстраивая произведение таким образом, автор подчеркивает, что задача его — не повествование о походе князя, тем более не его прославление, а подве­дение читателя к мысли о пагубности подобных княжеских действий и необхо­димости единения всех русских княжеств.

    Язык произведения

    Произведение написано образно-поэтично. Автор использует разные вырази­тельные средства:

    • несколько раз рефреном повторяется строчка: «О, Русская земля! Уже ты за холмом» — это не только восприятие Игоря, это поэтическая метафора, образ родины, находящейся в опасности;

    • природа в «Слове» одушевлена, все силы мира (животные, птицы, стихии, древние божества) участвуют в действии, находятся во взаимодействии с миром людей;

    • во сне Святослава важны метафоры, которые поддерживают печальную тему поражения похода Игоря;

    • затем народно-поэтические образы сменяются современной публицис­тикой — Святослав произносит пламенную речь о бедах, которые несут княжеские усобицы;

    • в плаче Ярославны автор использует поэтику народных заклинаний, ритмически и образно организуя речь, здесь используются и эпитеты, и повторы, и олицетворения.

    Все эти средства нужны для того, чтобы передать общее впечатление от событий, эмоционально воздействовать на читателя, донести свою мысль.

    В произведении используются поэтические приемы, редкие в древнерусской словесности того времени, что говорит о художественном мастерстве автора.

    В «Слове о полку Игореве» совмещены жанры ораторского произведения, воинской исторической повести, героической песни. Это делает произведение синтетическим, многоплановым.

    Нельзя назвать это произведение стихами, но в нем все же очень много поэтического: образы, построение, ритмы, хотя отсутствует сплошной стихотворный метр. Это лирическая проза. «Слово...» представляет собой чередование прозаических и стихотворных песенных фраз.

    Поэты двух веков переводили «Слово...» и использовали его образы в своих произведениях. Отголоски «Слова...» есть в произведениях В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. А. Заболоцкого, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой,

    А. Блока. По сюжету «Слова...» написана опера А. П. Бородина «Князь Игорь». Образы «Слова...» широко использовались в живописи. «Слово...» переводили

    А. Жуковский, А. Н. Майков, Л. А. Мей, подготовительные материалы к переводу оставил А. С. Пушкин. «Слово» стало явлением мировой поэтической культуры.

    Русские летописи

    «Повесть временных лет»

    «Повесть временных лет» — один из первых памятников древнерусской литературы. Это наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов начала XII века.

    Время и история написания

    По предположению исследователей древнерусской литературы, «Повесть временных лет» была написана в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах.

    Автором произведения является монах Нестор. Позже летопись дописывалась и перерабатывалась другими авторами. В основу этого произведения положен первый летописный свод, названный Древнейшим, который был составлен в Киеве в 1037 году. Также источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные документы.

    Нестор переработал более древние летописи, расширил историческую основу и привел русскую историю в рамки традиционной христианской историогра­фии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввел допол­нительные исторические предания, сохраненные в устной традиции.

    Название этого летописного свода возникло из начала его первой фразы: «Се повесть времянных лет...»

    Тема

    В «Повести временных лет» описываются события, происходящие на Руси с незапамятных времен до того времени, когда создается этот летописный свод, а именно период от библейских времен до 1117 года. Летописец повествует о том, «откуда есть пошла русская земля», рассказывает о племенах, населяв­ших славянские земли, о начале государственности, о возникновении русских княжеств, о русских князьях и их деяниях. В события исторические, информа­цию о которых летописец черпает из более древних хроник, в том числе и ино­странных, вплетаются легенды, взятые из народной памяти.

    Главная мысль (идея)

    По словам академика Д. С. Лихачева, «летописец сравнил книги с реками: «Се бо суть рекы, напаяюще вселеную». Это сравнение летописца как нельзя более подходит к самой летописи. Величавое и логическое изложение летописью русской истории действительно может быть уподоблено торжественному и мо­гущественному течению большой русской реки».

    Целью летописца было не только изложить исторические факты и описать события, а также дать им интерпретацию в соответствии с «политикой князя», при этом стараясь сохранить объективность изложения. В «Повести...» отража­ется взгляд людей XII века на историю, на роль и место в ней человека, пони­мание добра и зла, греха и достоинства.

    Д. С. Лихачев: «Это произведение, отразившее в себе и идеологию верхов фео­дального общества, и народные воззрения на русскую историю, народные о ней думы и народные чаяния, произведение эпическое и лирическое одновремен­но — своеобразное мужественное раздумье над историческими путями нашей родины».

    Поэтика

    Жанр «Повести временных лет» — летопись. Можно также отнести это про­изведение к жанру исторической хроники.

    «Повесть...» написана на старославянском (или церковнославянском) языке, являвшимся в то время языком книжным, в отличие от разговорного древнерусского языка. Традиция создавать произведения на этом языке сохранялась в русской литературе до XVII века.

    Летописи присущ особенный тон неторопливого повествования. Оценка ле­тописцем описываемых событий сдержанна, он старается быть объективным и бесстрастным в своем повествовании. И тем не менее сам отбор событий, ко­торые оказываются в центре внимания автора, более подробное описание неко­торых эпизодов жизни исторических лиц по сравнению с беглым упоминанием других эпизодов позволяют говорить о том, что автор высказывает тем самым свою позицию, дает исподволь свою оценку событиям.

    Можно сказать, что «Повесть...» содержит в себе как эпическое, так и лири­ческое начало.

    Повествование ведется в соответствии с хронологией событий. В начале про­изведения звучит пересказ библейских сказаний о праведнике Ное и его сыновь­ях, именно от одного из них, Яфета, и ведут свое происхождение славяне, как утверждает летописец. Для него очень важно это утверждение древнего корня славян, обоснование места в мире славянских племен. Трудно говорить о стро­гой достоверности этих сказаний, но для автора это несомненно.

    Далее следует описание многочисленных эпизодов догосударственной жизни славянских племен: полян, древлян, кривичей, вятичей. Сведения летописец, очевидно, берет из более древних свидетельств о жизни славянских племен. Первой упомянутой датой в летописи является 852 год, когда начала называть­ся Русская земля.

    С призвания варягов на княжение и установления правления Рюрика в 862 го­ду летописец описывает княжескую борьбу за власть и формирование русской государственности. С этого момента в летописи большое место отводится опи­санию русских князей (Олега, Святослава, Игоря, княгини Ольги и др.) и их деяний.

    Некоторые эпизоды, которые описывает автор, имеют фольклорную основу, как считают исследователи. Например, такие эпизоды, как рассказ о смерти Олега от коня, рассказ о мести Ольги древлянам, рассказ о юноше и печенеге и др.

    Другие эпизоды «Повести...» имеют документальную основу: упоминание по­литических договоров X века, описание похода Олега на Византию в 907 году, рассказ о поездке Ольги в Царьград в 955 году, описание спора о вере и др.

    Одно из центральных мест произведения занимает рассказ о выборе князем Владимиром веры. По версии летописца, выбирая между мусульманской, иудей­ской и христианской (католической или православной) верой, Владимир выбрал христианство греческого образца, основываясь в том числе и на описании красо­ты богослужения. Так автор «Повести...» высказывает свое понимание святости и правильности выбранного Владимиром пути государства.

    Для автора «Повести...» очень важны идеи единства русского государства, его укрепления, развития. Можно сказать, что это произведение проникнуто духом любви к родине. Д. С. Лихачев пишет: «Повесть временных лет» — произве­дение родное для всякого русского человека. Она повествует о начале Русской земли, о начале русского народа голосом далеких и вместе с тем близких нам русских людей XI — начала XII вв.».


    Тренировочные тестовые задания к разделу 3

    Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.

    ...Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле, Игорь ждет милого брата Всеволода. И сказал ему Буй-Тур Всеволод: «Один брат, один свет светлый — ты, Игорь! Оба мы Святославичи! Седлай же, брат, своих борзых коней, а мои готовы, уже оседланы у Курска. А мои куряне бывалые воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути им ведомы, яруги известны, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли наточены. Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю — славы».

    Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что от него тенью все его войско прикрыто. И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; так сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон».

    Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого заслонило ему предзнаменование. «Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».

    Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмой путь преграждало, ночь стенаниями грозными птиц пробудила, свист звериный поднялся, встрепенулся Див, кличет на вершине дерева, велит прислушаться земле неведомой, Волге, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутороканский идол. А половцы непроторенными дорогами устремились к Дону великому: скрипят телеги в полуночи, словно лебеди встревоженные.

    Игорь к Дону войско ведет. Уже гибели его ожидают птицы по дубравам, волки беду будят по яругам, орлы клекотом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты.

    О Русская земля! Уже за холмом ты!

    Долго темная ночь длится. Заря свет зажгла, туман поля покрыл, щекот соловьиный затих, галичий говор проснулся. Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю — славы...

    «Слово о полку Игореве...», перевод с древнерусского Д. С. Лихачева

    1. Как автор произведения объясняет намерения князя Игоря во что бы ни стало выйти в поход против половцев?

    2. Какие силы пытаются помешать князю Игорю выйти в поход?

    3. Как описывается боевой дух русского войска?

    4. Какую роль в «Слове...» играет затмение солнца? В каких значениях упомянуто затмение в произведении?

    5. Каков смысл неоднократного повторения в произведении слов: «О Русская земля! Уже за холмом ты!»?

    6. Как автор «Слова...» изображает характер князя Игоря?

    7. Какие поэтические приёмы использует автор в создании образов «Слова...»? Можно ли отнести это произведение к поэтическому жанру?


    написать администратору сайта