Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Философия Древней Индии и Древнего Китая.

  • Ведический

  • К основным положениям философии Древней Индии относят

  • К характерным особенностям философии Древнего Китая следует отнести

  • 5. Античная философия: начальный этап (натурфилософские идеи досократиков).

  • 6. Атомистический материализм в античной философии. Философия Демокрита. В V в. До н.э. Возникает новая форма материализма – атомистический материализм

  • 7. «Антропологический переворот» в античной философии: софисты и Сократ.

  • 8. Философская система Платона.

  • Платон о диалектическом методе философского познания

  • Мир вещей и мир идей у Платона ­– кратко

  • 9. Философия Аристотеля.

  • 10. Античная философия эллинистического периода.

  • 11. Философия средних веков: особенности и этапы развития. Основная проблематика и представители патристической философии.

  • Патристика (Vв н.э – IXв н.э)

  • Схоластика (Xв н.э –XIIIв н.э) .

  • 12. Средневековая схоластическая философия. Фома Аквинский и его философско-богословская система.

  • Философия вопросы. 3. Возникновение и основные этапы развития философии. Философия и мифология


    Скачать 28.92 Kb.
    Название3. Возникновение и основные этапы развития философии. Философия и мифология
    АнкорФилософия вопросы
    Дата02.06.2022
    Размер28.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия вопросы.docx
    ТипОтчет
    #565958

    3. Возникновение и основные этапы развития философии. Философия и мифология.

    Возникновение философии относится к глубокой древности. Зачатки философских знаний отчетливо обнаруживаются в VI-V вв. до н.э. в Китае, Индии и наиболее развитых странах Средиземноморского бассейна. Философия древнего Востока на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. Она развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.

    Условно можно выделить следующие этапы в развитии мировой философии:

    1. Философия Древнего мира (Индия, Китай, Греция) - космоцентризм.

    2. Философская и научная мысль эпохи Восточного Ренессанса (IX - XV вв.).

    3. Средневековая Западная философия - теоцентризм.

    4. Философия эпохи Возрождения - антропоцентризм.

    5. Философия Нового времени.

    6. Немецкая классическая философия.

    7. Философия второй половины XIX и XX веков.

    Философия и мифология - две различные формы общественного сознания - два типа мировоззрения. Но мифологический способ познания относится к эмоционально-образному, а философский - к логико-рассудочному, понятийному.

    Произойдя из общего корня, философия и мифология имеют ряд сходств и различий:

    1. Структура сознания. В мифологии сознание имеет теоретическую природу, его существование предполагается, но не подтверждается. Философия рассматривает сознание, как систему, состоящую из отдельных элементов. Они неразрывно связаны и подчиняются иерархии. Представление о сознании в философии базируется на практическом опыте.

    2. Противоречивость. Философское мышление стремится к конкретике — истина может быть только одна, у нее должно быть подтверждение, которое можно проверить. Для мифа наличие противоречия не критично. Явления и предметы могут сменять друг друга или изменять свою форму, и по ходу развития сюжета эти изменения никак не объясняются.

    3. Мировоззрение. Для мифологического мировоззрения характерна удовлетворенность увиденным или описанием. Философии требуются факты, подтверждающие теорию. Она рассматривает мир с позиции разума.

    4. Способ познания. В мифологии способ познания — передача информации от человека к человеку без критического осмысления. В философии способов познания мира несколько: от наблюдения до эксперимента. Они направлены на получение новой информации или подтверждение уже известной на практическом опыте.

    5. Генетическое родство. Мифологический взгляд на природу предполагает, что все животные произошли от одного. Философия частично подтверждает эту идею.

    6. Сакрализация. Информацию, передающуюся через мифы, нельзя подвергать сомнению. Философия отвергает такой подход. Научный взгляд требует сомнения во всех постулатах и их перепроверки.

    7. Поддержание традиций. Мифы способствовали укреплению ритуалов, передающихся от родителей к детям. Это замедляло развитие, разделяя историю на 2 периода: идеальное и аморальное общество.

    8. Происхождение. Миф — это вымысел. Он не нуждается в обосновании. Философия — результат рационального подхода.

    9. Цель. Мифы нужны для упрощения взгляда на мир. Они придавали смысл явлениям, которые в древности были необъяснимы.


    4. Философия Древней Индии и Древнего Китая.

    Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:

    • Ведический – период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.).

    • Эпический – период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.).

    • Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.).

    К основным положениям философии Древней Индии относят:

    • совершенствование внутреннего мира человека;

    • желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;

    • искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;

    • восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;

    • неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого;

    • постижение знаний путем длительного сознательного погружения;

    • подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.

    Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. По мнению китайских философов, в основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией «Ци», которая делится на два начала – женское инь и мужское ян.

    К характерным особенностям философии Древнего Китая следует отнести:

    • Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей. При этом их воздействие имело положительный характер, поскольку в задачи духов входила искренняя забота о здравствующих.

    • Тесное взаимодействие мужского и женского начала. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов Инь и Ян произошло упорядочение Вселенной и разделение ее на два единства – небо и землю. Мужское начало ян взяло под покровительство небо, а женское начало инь – землю.


    5. Античная философия: начальный этап (натурфилософские идеи досократиков).

    Кратко, отличия учения досократиков от других периодов можно определить по трем признаками:

    1. Мифологизация. Для этого направления характерно наделение стихий качествами живого существа. Помимо воды, огня, земли и воздуха к списку стихий причисляли эфир – небесное вещество, особый разреженный воздух, которым дышат боги.

    2. Хаотичность. Развитие философии досократиков происходило без четкой структуризации. Часто ее последователи противоречили друг другу, и их объединяла только принадлежность к одному историческому периоду.

    3. Дуализм. Древние философы рассматривали человека, как сосредоточие двух противопоставляемых начал: тела и сознания. Это один из главных парадоксов философии: в человеке эти начала объединены и взаимодействуют, хотя по сути они противоположны и не должны соприкасаться.


    6. Атомистический материализм в античной философии. Философия Демокрита.

    В V в. До н.э. Возникает новая форма материализма – атомистический материализм, наиболее ярким представителем которого является Демокрит.

    Согласно представлениям Демокрита, первоосновой мира является атом – мельчайшая неделимая частица вещества. Каждый атом объят пустотой. Атомы парят в пустоте, как пылинки в луче света. Сталкиваясь друг с другом, они меняют направление движения. Многообразные соединения атомов образуют вещи, тела. Душа, по мнению Демокрита, тоже состоит из атомов. Т.е. Он не разделяет материальное и идеальное как полностью противоположные сущности.

    Демокрит впервые сделал попытку рационального объяснения причинности в мире. Он утверждал, что все в мире имеет свою причину, случайных событий не бывает. Причинность он связывал с движением атомов, с изменениями в их движении и выявление причин происходящего считал главной целью познания.

    Демокрит одним из первых в античной философии рассмотрел процесс познания как состоящий из двух сторон: чувственной и рациональной – и рассмотрел их соотношение. По его мнению, познание идет от чувств к разуму. Чувственное познание – это результат воздействия атомов на органы чувств, рациональное познание – это продолжение чувственного, своеобразное «логическое зрение».

    Значение учения Демокрита:

    -во-первых, в качестве первоосновы мира он выдвигает не конкретное вещество, а элементарную частицу – атом, что является шагом вперед в создании материальной картины мира;

    -во-вторых, указав на то, что атомы находятся в вечном движении, Демокрит впервые рассмотрел движение как способ существования материи.
    7. «Антропологический переворот» в античной философии: софисты и Сократ.

    Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

    -способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

    -искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т.д.;

    -открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

    -ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

    -воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

    Основной задачей своей философии, Сократ считал оказание помощи человеку в его познании самого себя. В основе исследования человека по Сократу лежит активное самосозерцание и размышления человека о самом себе. Сократ был мастером диалога и считал наличие знания у человека важнейшей нравственной характеристикой. Безнравственный поступок – плод незнания. Знать доброе – значит следовать ему и быть счастливым.

    1. Софисты требуют проверки на прочность любого утверждения; требуют приводить доказательство; обосновывать свои суждения.

    2. Софисты впервые начали учить искусству слова (риторике, логике) и брали гонорары за обучение.

    3. Исходным принципом софистов – был принцип: человек – есть принцип всех вещей.
    8. Философская система Платона.

    Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью. Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу.

    Платон о диалектическом методе философского познания

    Подобно Сократу, Платон считает, что повседневные впечатления дают нам искажённый образ реальности. Наивно-непосредственное познание ошибочно. Прояснить его можно лишь путём усиленного размышления и применения философской диалектики, которая учит анализировать, связывать, классифицировать сбивчивые чувственные впечатления, получая из их беспорядочной массы общее понятие – и, наоборот, из общего понятия выводить идеи о родах, видах и единичных предметах.

    Мир вещей и мир идей у Платона ­– кратко

    Помимо восприятия чувственных, материальных вещей, мы имеем представление об общих, отвлечённых понятиях – идеях. Согласно философии Платона, идея – это то одинаковое, что встречается хотя бы в двух разных вещах. Но никто не может познавать несуществующего – следовательно, идеи реально существуют, хотя мы и не ощущаем их, как чувственные предметы.

    Более того – лишь мир умопостигаемых идей истинно существует, а чувственный мир вещей является только его бледным призраком. Ни один чувственный предмет не способен быть полным проявлением хотя бы одной идеи, воплотить её в себе целиком. В мире вещей истинные сущности скрыты и искажены покровом бесформенной, бескачественной материи. Вещи – не более чем слабое подобие идей – и, значит, они не являются истинным бытием.
    9. Философия Аристотеля.

    Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – мыслитель-энциклопедист – оставил сочинения по всем важным областям знания. Научная деятельность Аристотеля – это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области. Творчество Аристотеля является наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания всего древнего мышления. Ряд современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны.

    При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Сущность – это единое, обладающее самостоятельностью бытие. Первые сущности состоят из материи и формы. Они выступают чувственно познаваемым бытием. Вторые сущности – производные от первых. Они являются видовым определением (стул, стол – первичные; мебель – вторичные).

    Четыре вида причин бытия :

    материальные – то, из чего состоят вещи, их субстрат;

    формальные – в которых форма проявляет себя, образует сущность, субстанцию бытия;

    действующие, или производящие, – рассматривающие источник движения, энергетическая база формирования вещей;

    целевые, или конечные, – отвечающие на вопросы «Почему?» и «Для чего?».
    10. Античная философия эллинистического периода.

    Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов. Эллины = греки.

    Главная проблема – этика и нравственность поведения в практической жизни.

    Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре фило­софские школы: эпикурейство, скептицизм, стоицизм и неоплатонищм.

    Эпикурейство

    Выдающимися представителями эпикуреизма являются Эпи­кур (основатель) и Лукреций Кар. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени. Нравственная философия и этика. Философская школа Эпикура «Сад». Главный принцип – удовольствие = эвдемонизм = счастье. Счастье через чувственное удовольствие = гедонизм. Удовольствие – довольство необходимым. Любое желание вне необходимого порождает страдание.

    Скептицизм (пиронизм)

    Это течение возникло на основе выработанных предшествующими мыслителями идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений. В эллинистическую эпоху складываются принципы скептицизма. Скептицизм отрицал истинность любого познания. На первый план выдвигается проблема личного счастья, тогда можно достигнуть атараксии (невозмутимости духа) - это естественное состояние человека, которое позволяет ему перенести удары судьбы.

    Стоицизм

    Стоицизм как специфическое направление фил.мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в.

    1) Греческий стоицизм: Зенон Китионский, Клеанф, Хрисипп

    2)Римский стоицизм: Сенека «Письма Лукрецию», Марк Аврелий «Наедине с собой» и др.

    Были фаталистами. Считали, что над жизнью человека тяготеет судьба, задача человека – следовать судьбе.

    Принципы: Атараксия, Апатия

    Неоплатонизм

    Направление античной философии позднего эллинизма (III—IV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Спецификой неопла­тонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений. Основатель школы неоплатонизма – Плотин. Представители: Плотин, Порфирий, Ямблих.
    11. Философия средних веков: особенности и этапы развития. Основная проблематика и представители патристической философии.

    В Средние века наука пришла в упадок. Место науки заняла религия.

    Основные проблемы, которые обсуждались в средневековой философии:

    1. Теодицея – проблема оправдания Бога. Существование доброго и всемогущего Бога приходит в противоречие с существующим в мире злом. Или Бог не хочет уничтожить зло, а значит он не добр, или не может, а значит он не всемогущ.

    2. Проблема свободы человеческой воли. Принцип провиденциализма приходит в противоречие с догматом, согласно которому человек сотворён свободным.

    3. Проблема универсалий. Философы-реалисты утверждали, что универсалии (общие понятия) существуют реально в божественном разуме. Философы-номиналисты утверждали что реально существуют лишь единичные предметы, а универсалии – это имена, которые человек даёт предметам.

    Особенности:

    1. Теоцетричность – бог в центре создания мира.

    2. Понимание бога и человека. У средневековой философии было учение о человеке, согласно нему человек не только создан Богом, но и подобен ему. Однако природа чело­века двойственна. В нем есть не только нечто духовное, но и нечто телесное, гре­ховное. Для преодоления своей греховно­сти человеку и нужна постоян­ная поддержка церкви.

    3. Тотальное господство объективного идеализма (Объективный идеализм -- совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.)

    4. I этап – апологетика (Iв н.э-Vв н.э.). Его главными адептами были Квинт СептимийФлорент Тертуллиан и Климент Александрийский. Апологетические особенности средневековой философии кратко можно охарактеризовать как борьбу с языческими представлениями о мироустройстве. Вера должна быть выше разума. Что в христианстве невозможно проверить, то следует принять как истину от Бога, не высказывая сомнений или несогласия. Вера в Бога не должна быть рациональной, но она должна быть несокрушима.

    5. IIэтап - Патристика (Vв н.э – IXв н.э) . Теперь философы требуют принимать всё приходящее от Него как благословение, как чудесный и полезный дар. Средневековая философия кратко и доходчиво доносит Благую Весть до язычников через организацию крестовых походов. Кто не с христианской церковью, тот против неё, огнём и мечом выжигалось инакомыслие. Блаженный Августин Аврелий в своей «Исповеди» неверие в Бога и греховные желания человека определяет как основные проблемы средневековой философии. Он утверждает, что всё хорошее в мире от Бога, а плохое – от злой воли человека. Мир создан из ничего, поэтому всё в нём изначально задумано как добро и польза. Человек имеет собственную волю и может управлять своими желаниями. Человеческая душа бессмертна и сохраняет память, даже покинув свою земную обитель – физическое тело человека. Представители: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и другие выработали учение, положенное в основу христианского мировоззрения.

    III этап – Схоластика (Xв н.э –XIIIв н.э) .Термин обозна­чает «школьную философию», мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах. Проблемы соотношения веры и разума, единичного и об­щего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Цен­тральную проблему зрелой схоластики составляет спор об универсалиях — общих идеях, об отношении единичного к об­щему и о реальности существования общего. Представители: Иоанн Скот Эриугена, , Петр Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Росцелин.
    12. Средневековая схоластическая философия. Фома Аквинский и его философско-богословская система.

    Схоластика — система фил. мысли, зародившаяся в монастырских школах и направленная на рациональное осмысление христианского вероучения и доказательства бытия Бога.

    Для схоластики характерно восприятие Библии как нормативного текста, абсолютной истины.

    Схоласты подразделяли знание на два вида:

    • сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог в Библии);

    • естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек "расшифровать" из текста Библии, как он понялидеи Бога).

    В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления - номинализм и реализм.

    Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие — универсалии.

    Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

    Номинализм — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.

    К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, ДунсСкот.

    Фома Аквинский("Сумма теологии", "Сумма против язычников"). Томизм-официальная доктрина католической церкви. Доказательства существования Бога:

    1. Доказательство через движение. Бог оказывается первопричиной всего движения.

    2. Доказательство через производящую причину. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

    3. Доказательство через необходимость. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

    4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

    5. Доказательство через целевую причину. Существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это Бог.


    написать администратору сайта