Главная страница
Навигация по странице:

  • 25.Материальное бытие и его атрибуты: время, пространство, движение и развитие.

  • Философский словарь 1. Бытие

  • 3. Движение

  • 7. Необходимость

  • 10. Структурный уровень организации материи

  • 12. Дуализм

  • 19. Мышление

  • онтология. Блинова_Онтология. 4 Бытие социальное а бытие человека б бытие человека в обществе


    Скачать 24.6 Kb.
    Название4 Бытие социальное а бытие человека б бытие человека в обществе
    Анкоронтология
    Дата13.03.2022
    Размер24.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБлинова_Онтология.docx
    ТипДокументы
    #394378

    Вопрос 1. Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в нескольких формах.

    1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено в двух формах а)бытие вещей и состояний природы, кот.большинство людей воспринимают как объективеую реальность, кот.сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б)Идеалистич. позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека.

    2)Бытие человека. а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь); б)специфич.человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум).

    3)Бытие духовного, идеального. а) индивид.духовное (сознание индивида). Структура бессознательного рефлексы, подсознат, интуиция. б) объективно-существующее духовное - то, что материализованно в культуре.

    4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

    Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент. принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие – самое широкое (абстрактное) понятие, термин “быть” означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообраз-х вещей окружающего мира, природы и общ-ва, самого чел явл первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает сущ. влияние на мировозр. чел-ка. П. Бытие (сущее) противостоит категория “ничто”. У Демокрита – пустота, у Платона – чистая возможность, пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы – связан с признанием единства мироздания. Чел в своей повседневной жизни, практич деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существования природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют мд людьми, вещами, мд общ-м и природой, итд. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Все многообразие вещных и духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего сущ-я. И именно благодаря факту своего сущ-я они образуют целостное единство мироздания. Единое – начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее. Существование и сущность В истории философии П. существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. П. Сущность в настоящее время понятие существования обычно отождествляют с бытием, а П. сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории субстанции. На основе категории бытия в Ф дается самая общая хар-ка мироздания все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок. Противоречия мд Ф школами – что служит объединяющим началом мироздания.

    25.Материальное бытие и его атрибуты: время, пространство, движение и развитие.

    Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Жизненно-ориентирующая направленность философии, по существу, ставит проблему бытия в центр любой философской концепции.

    Время трактовалось как:

    - длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах) или форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс, Ленин);

    - форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин, Гегель);

    - абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной (Ньютон);

    - относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц);

    - форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).

    Пространство понималось как:

    - абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);

    - протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);

    - порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);

    - комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).

    Своеобразный итог данным спорам подвел Аристотель. Он дает классификацию видов изменения, среди которых выделяются возникновение, уничтожение и собственно движение, понимаемое как осуществление сущего в возможности, переход его в действительность. Частным видом движения является механическое перемещение тела из одного места в другое, «движения помимо вещей не существует»

    Метафизические концепции движения сводили движение к одной из его форм или сторон. Ньютон, например, писал, что абсолютное движение есть перемещение тела из одного абсолютного пространства в другое. Сведение движения только к механическому перемещению неизбежно вело к признанию внешнего источника движения, хотя бы в виде первотолчка, который мог осуществить бог, мировой разум, абсолютный дух и т.д. Метафизические представления о движении значительно упрощали понимание движения, редуцируя все его формы к простейшим, но были исторически оправданы, так как компенсировали глубину исследования познанием реальных связей и отношений

    В диалектической концепции движение рассматривается как атрибут материи, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире, будь то природа, общество или мышление. Как отмечал Гегель, «точно так же, как нет движения без материи, так не существует материи без движения». Всякое изменение в свою очередь есть результат взаимодействия предметов, событий или явлений через обмен материей, энергией, информацией.

    В постоянном изменении пребывает и структура «покоящихся» вещей, ибо состоит из элементарных частиц, находящихся в непрерывном движении. Внешними проявлениями такого движения являются температурные колебания, изменения химического состава и т.п. Более того, сами атомы и молекулы - результат эволюционных процессов во Вселенной, возникнув лишь после Большого взрыва, положившего начало развития нашей метагалактики. К тому же, современная география доказала факт перемещения континентов по отношению друг к другу.

    Итак, движение вечно и неучтожимо, неотрывно от материи и абсолютно. Покой же относителен и имеет преходящий характер. Движение абсолютно потому, что оно обладает всеобщим значением и при этом (в отличие от покоя) безотносительно к чему бы то ни было другому, внешнему, от чего бы оно зависело. Во всяком случае ничто с очевидностью не указывает на такую зависимость. С рациональной точки зрения оно вечно, так как в мировом масштабе не обнаруживает ни начала, ни конца и осуществляется как самодвижение любой реальности, в основе которого лежат две силы: притяжение и отталкивание
    Вопрос 2. Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

    Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

    Факторы, которые определяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

    Выделяют следующие факторы происхождения сознания:

    • Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов.

    • Вторым источником сознания является социокультурная среда, мораль, этика и эстетика, нормы

    • Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний

    • Четвертый источник сознания -- мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания.

    Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата - головного мозга и в системе надличностных форм обществен.

    Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание-- это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений сознания.

    Идеал - образец, норма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса. Творчество по идеалу, формирование вещества природы на основе идеала представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, отличающую ее от деятельности животных. В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни - социальной, политической, нравственной, эстетической и т.д. Категория идеала обладает огромным социальным значением. На протяжении веков прогрессивные классы в борьбе против отживших форм общественных отношений черпали свой энтузиазм в высоких идеалах свободы, равенства, братства.Проблема идеального проходит через всю историю философии. Поскольку концепция сознания входит во все философские течения, развиваясь вместе с концепцией сущности мира, постольку проблема идеального так или иначе решается в каждой философской системе.

    Основной смысл проблемы идеального связан с пониманием природы человеческого сознания. На этом основании можно согласиться с утверждением, что «употребление понятия идеального в смысле "совершенного", "идеала" выражает его частное значение».

    Наиболее остро проблема идеала была поставлена в немецкой классической философии. Кант, связал проблему идеала с проблемой внутренней цели, рассмотрел ее в анализе эстетической способности суждения. Согласно Канту, явления, не имеющие цели, которая могла бы быть представлена образно, не имеют и идеала, например, естественно - природные ландшафты. Также не могут иметь идеала и предметы, имеющие свою цель «вне себя», как, например орудия труда, инструменты и прочие.

    Кант утверждал, что идеал как состояние достигнуто совершенства человеческого рода, представляемое нами уже сегодня, характеризуется полным преодолением противоречий между индивидом и обществом, т.е. между индивидами, составляющими общество. Кант считал свою миссию в истории, состоящей в том, что он в своих сочинениях впервые осознал этот идеал и теоретически.

    Однако при таком толковании этот идеал оказывается как раз чем-то абсолютно недостижимым или достижимым лишь в бесконечности. Идеал, как горизонт, все время отодвигается в будущее по мере приближения к нему. Из этого понимания идеала развелись эстетические и философско-теоретические концепции Фихте, Шеллинга, и Шиллера.

    Маркс и Энгельс подвергли критики буржуазную ограниченность как кантовского-фихтеанского, так и гегелевского понимания идеала с позиции пролетариата, они материалистически переработали и использовали классические идеалистические учения об идеале. Человек отличается от животного не «мышлением» и не «моральностью», а трудом. Он деятельно преобразует природу и самого себя. В этом и заключается его подлинная «природа». Этим исторически определяется и высшая цель, т.е. идеал человеческой деятельности. Человек является самоцелью только как субъект предметно-практического преобразования природы и общественных отношений, а не как мыслящая или моральная личность. В понимании этого факта и был найден ключ к проблеме идеала.
    Используемая литература

    1. УрГПУ. Онтология/https://sdo.uspu.ru/mod/lesson/view.php?id=17857&forceview=1

    2. Философский смысл понятия бытия/https://zinref.ru/000_uchebniki/01200filosofia/001_lekcii_filosofia_06/378.htm

    3. Онтология/https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/n8z7bv35xu/direct/175214674


    Философский словарь

    1. Бытие - Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

    2. Время - это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами.

    3. Движение — понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение; в механике — изменение положения во времени и в пространстве.

    5. Детерминизм(determinare — определять, ограничивать) - учение, утверждающее, что все явления связаны причинной связью с более ранними явлениями.

    6. Индетерминизм (от in — не и determinare — определять) - учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана. Противоположен детерминизму.

    7. Необходимость — явление, определённое некоторой областьюдействительности и однозначно предсказуемое в рамках знания о ней. Необходимость противопоставляют случайности.

    8. Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность, абсолютное начало всего сущего.

    9. Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу).

    10. Структурный уровень организации материи – многообразие качественно своеобразных материальных форм различной степени-сложности.

    11. Монизм - философский принцип, утверждающий в качестве исходного начала мира одну субстанцию: материальную или духовную. 

    12. Дуализм - философское учение, признающее основой бытия два независимых противоборствующих начала - дух и материю.

    13. Плюрализм - учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей.

    14. Редукционизм (от reductio) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым.

    15. Эволюционизм (также эволюционное учение и эволюционистика) — система идей и концепций, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной.

    16. Идеальное — философская категория, противоположность материального, реального. Идеальное в идеалистической традиции понимается как самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени

    17. Сознание— состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

    18. Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, переживаний, действий.

    19. Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.

    20. Разум (лат. ratio), ум (греч. νους) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения

    21. Эмоция (от emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.


    написать администратору сайта