Главная страница
Навигация по странице:

  • Кальвинизм

  • политология. Сухов Андрей Ж. Кальвин. 4. Первый подъем политической науки в эпоху Возрождения и Реформации (Н. Макиавелли, Ж. Боден, М. Лютер, Ж. Кальвин)


    Скачать 24.93 Kb.
    Название4. Первый подъем политической науки в эпоху Возрождения и Реформации (Н. Макиавелли, Ж. Боден, М. Лютер, Ж. Кальвин)
    Анкорполитология
    Дата08.11.2021
    Размер24.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСухов Андрей Ж. Кальвин.docx
    ТипБиография
    #266062

    4. Первый подъем политической науки в эпоху Возрождения и Реформации (Н. Макиавелли, Ж. Боден, М. Лютер, Ж. Кальвин).

    Жан Кальвин

    • Краткая биография

    Жан Кальвин (фр. Jean Calvin), выдающийся деятель Реформации и основатель кальвинизма, родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. Он получил образование в лучших учебных заведениях Парижа и Орлеана, изучая теологию, искусство и право.

    Детство и образование

    К. происходил из семьи уроженца севера Франции Жерара Ковена († 1531), к-рый был сыном бедного ремесленника, однако сумел стать влиятельным провинциальным церковным чиновником. Отец К. выполнял различные адм. и юридические поручения епископов Нуайонских Шарля д'Анже (до 1525) и его племянника Жана д'Анже (с 1525), а также капитула кафедрального собора Нуайона (Gordon. 2009. P. 5). Мать К., урожд. Жанна Лефранк, скончалась, когда К. был ребенком (ок. 1515); впосл. его отец женился еще раз. У К. было 4 брата (Шарль († 1537), ставший священником и впосл. отлученный от католич. Церкви за ересь; Антуан, вместе с К. переехавший в Женеву; еще один Антуан и Франсуа, умершие в юном возрасте) и 2 сестры (Ibid. P. 4; ср.: Bèze. 1869. P. 8).

    Семья К. была близка к католич. Церкви и весьма религиозна; он с детства посещал храм, участвовал в богослужениях и паломничествах к святыням (Greef. 2008. P. 2). Начальное образование К. получил в католической школе при капитуле Нуайона (Collège des Capettes); он также присутствовал на домашних уроках вместе с детьми Луи д'Анже, брата епископа Нуайонского. Благодаря тому что его отец был в хороших отношениях с епископом, К. получил свой 1-й бенефиций в 1521 г.: ему было дано право на часть доходов от одного из алтарей Нуайонского собора. Т. о., уже в возрасте 12 лет он формально стал католич. клириком (Ganoczy. 1987. P. 57). Позднее К. получил еще 2 бенефиция (приход Сен-Мартен-де-Мартевиль в окрестностях Нуайона и приход в Пон-л'Эвек), доходами от которых он пользовался в годы учебы (Cottret. 2000. P. 11). По свидетельству К., отец с детства готовил его к церковной карьере и ожидал, что он станет священником, поэтому при первой возможности отправил его для продолжения образования в Париж (CO. Vol. 31. Col. 21-22).

    К. прибыл в Париж в авг. 1523 г. (см.: Ganoczy. 1987. P. 57; Т. Паркер выступал за более раннюю датировку - 1520 или 1521 г.; см.: Parker. 2006. P. 192-198) вместе с сыновьями Луи д'Анже, брата Нуайонского епископа. Вскоре К. начал учебу в коллеже Ла-Марш, где слушал курс наук тривиума и квадривиума (см. ст. Artes liberales); здесь его преподавателем латыни был известный педагог М. Кордье († 1564). Гуманистический педагогический метод Кордье, по-видимому, произвел значительное впечатление на К.; впосл. он посвятил Кордье свое «Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам» (см.: CO. Vol. 13. P. 525-526) и пригласил его преподавать в Женеву (Ibid. Vol. 21. Col. 349). В Париже К. по примеру ренессансных гуманистов сменил свою франц. фамилию Cauvin на лат. Calvinus, от к-рой впосл. была образована новая франц. фамилия Calvin.

    Вскоре по настоянию воспитателя детей д'Анже, прибывшего вместе с ними в Париж и распоряжавшегося в т. ч. и учебными занятиями К., он перешел в более известный и престижный коллеж Монтегю (подробнее см.: Ganoczy. 1987. P. 57-60). Здесь в преподавании господствовал традиц. схоластический метод, вместе с тем достаточно сильным было влияние номинализма и «нового благочестия» (см. ст. Devotio moderna). Подробные сведения о неск. годах пребывания К. в коллеже отсутствуют. Возможно, он слушал лекции известного испан. диалектика А. Коронеля, мог учиться у англ. философа и теолога Джона Мейджора (Ɨ 1550), также мог быть знаком с основателем ордена иезуитов Игнатием Лойолой, однако документальных подтверждений этого нет (Ganoczy. 1987. P. 61-62; Cottret. 2000. P. 19).

    К. успешно закончил обучение в коллеже в кон. 1527 или в нач. 1528 г., получив магистерскую степень (Müller. 1905. S. 195; Ganoczy. 1987. P. 63). Примерно в это же время отец К. вступил в затяжной конфликт с капитулом кафедрального собора в Нуайоне; по-видимому, опасаясь того, что это может плохо отразиться на церковной карьере К., отец рекомендовал ему вместо теологии получить докторскую степень по праву, занятие к-рым впосл. обеспечило бы К. надежный доход (ср.: CO. Vol. 31. Col. 21-22). В Париже преподавалось лишь католич. каноническое право, поэтому в нач. 1528 г. К. переехал в Орлеан, где начал изучение церковного и светского права у известного юриста П. де Л'Этуаля, а затем весной 1529 г. отправился в Бурж, где учился у итал. юриста А. Альчати. Во время обучения в Орлеане и Бурже у К. появляются неск. верных друзей: Ф. Даниель, Ф. де Коннан, Н. Дюшмен. Большой интерес у К. в этот период вызывали идеи ренессансного гуманизма: он читал сочинения классических лат. и греч. авторов и произведения их комментаторов, в частности трактаты Эразма Роттердамского († 1536). В Орлеане К. изучал греч. язык у Мелькиора Вольмара; возможно, он также брал начальные уроки евр. языка (Ganoczy. 1987. P. 67-68). Первый этап получения юридического образования К. завершил к нач. 1532 г.; в датируемом этим временем документе он именуется «магистр Иоанн Кальвин, лиценциат права» (см.: Parker. 2006. P. 196-198). Вероятно, К. принял решение совместить дальнейшее изучение права в Орлеане с получением классического гуманистического образования в Париже, в недавно открытом Коллеж-Руайаль (ныне Коллеж-де-Франс).

    С целью продемонстрировать свою близость к гуманистическим научным идеалам К. создал в 1531 г. 1-е крупное произведение - комментарий к трактату античного лат. философа Сенеки (I в. по Р. Х.) «О милосердии» (De clementia; крит. изд.: Calvin's Commentary on Seneca's «De clementia». 1969; подробный анализ содержания трактата и метода работы К. с текстом см.: Ibid. P. 3*-140*). Сочинение К. ничем не выдает наличие у него в это время интереса к идеям протестантизма, хотя и выдвигались предположения, что выбор именно этого трактата Сенеки был не случаен: возможно, что рассуждения о милосердии и великодушии, обращенные Сенекой к рим. имп. Нерону, К. неявно переадресовывал франц. кор. Франциску I (1515-1547), от к-рого протестанты ждали справедливости и великодушия по отношению к ним (Greef. 2008. P. 65-66). Однако в целом трактат К. имеет строго филологический характер. С философско-богословской т. зр. интерес в нем представляют лишь рассуждения К. о параллелях между стоической и христ. этическими системами, наиболее важными точками соприкосновения к-рых К. считал учение об управляющем миром божественном Промысле и представление о том, что естественный закон изначально заложен в человеческой совести (Ibid. P. 66-67). Уже в этом раннем произведении заметен особый стиль герменевтики К., характерный впоследствии для его комментариев на Свящ. Писание: строгое следование букве комментируемого фрагмента, сопровождающееся парафразами содержания, служащими для лучшего выявления смысла разбираемого текста, и историко-филологическими замечаниями, задающими необходимый для правильной интерпретации контекст (Ganoczy. 1987. P. 73-74; Gordon. 2009. P. 26).

    Сочинение К. было опубликовано в апр. 1532 г., однако не произвело ожидаемого К. впечатления на парижских гуманистов и осталось почти не замеченным (Ganoczy. 1987. P. 74). Несмотря на это, К. не сразу отказался от своего намерения стать ученым-гуманистом. Известно, что он изучал сочинения классических авторов и читал лекции по своему трактату о Сенеке в Париже в 1533 г., однако уже к концу этого года его интерес к гуманистическим исследованиям угасает на фоне возрастания его увлеченности протестант. религ. деятельностью (Gordon. 2009. P. 37).

    Первый теологический трактат был написан им в 1534 году, а уже в 1536 году он опубликовал свое основное произведение «Наставления в христианской вере», в котором дал систематическое изложение теологического обоснования Реформации.

    В своих теологических изысканиях Кальвин в отличие от духовных лидеров ранней Реформации переносил центр внимания с Нового на Ветхий Завет. Он разработал учение об абсолютном предопределении, согласно которому все люди по непознаваемой божественной воле делятся на избранных и осужденных.

    Вместо заботы о спасении души Кальвин предлагал придерживаться нравственно-этических принципов мирского аскетизма, что позволяло человеку и даже обязывало его в земной жизни все свои силы посвящать трудовой деятельности.

    В Женеве Кальвину удалось провести церковную реформу на основе выдвигаемых им идей. Он добивался, чтобы новая Церковь следила за религиозными и общественными нравами жителей города, а светские власти неукоснительно выполняли соответствующие церковные предписания.

    Борьба между протестантскими фракциями в женевском магистрате вынудила Кальвина в 1538 году покинуть Женеву на 3 года, но уже в 1541 году Кальвин возвращается, и с удвоенной энергией берется за строительство новой Церкви. Он добивается строгого и неукоснительного соблюдения религиозно-нравственных предписаний, создает диктатуру реформатской консистории и подчиняет ей городской магистрат.

    С этого момента начинается эволюция Кальвина к догматизму и крайней нетерпимости в отношении идейных и политических противников. К 1555 году Кальвин физически уничтожает, подчиняет или изгоняет из города оппозицию и становится непримиримым «женевским папой» Реформации.

    Он ввел строгую дотошную регламентацию религиозной, общественной и даже личной жизни горожан. Нарушение дисциплины каралось различными мерами наказания вплоть до смертной казни. Были запрещены многие светские развлечения, громкий смех на улице, введены ограничения в еде и одежде.

    В 1559 году Кальвин основал в Женеве университет, в котором начали готовить протестантских теологов-проповедников для всех европейских стран. Благодаря деятельности Кальвина Женева превратилась в духовный центр и оплот европейской Реформации.

    Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости.

    Умер Жан Кальвин 27 мая 1564 года в Женеве (Швейцария).

    • Политические взгляды

    К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин (1509—1564). Обосновавшись в Швейцарии, он опубликовал там богословский трактат «Наставление в христианской вере» (1536). Сердцевина кальвинского сочинения — догмат о божественном предопределении. Согласно Кальвину, Бог заранее твердо определил одних людей к спасению и блаженству, других — к погибели. Люди бессильны изменить волю Бога, но могут догадываться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность (ее предуказывает Бог) идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным Богом), значит, Бог благоволит к ним.

    Пробуржуазный характер носила и произведенная Кальвином коренная реформа устройства церкви. Церковные общины стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные функции как служебные обязанности. Пресвитеры вкупе с проповедниками составляли консисторию, которая ведала всей религиозной жизнью общины. Идея подобного переустройства церкви, воспринятая в учениях о политике, в своем дальнейшем развитии явилась концептуальной базой для разработки республиканских и даже республиканско-демократических программ.

    Сам Кальвин, однако, в вопросах о государстве был очень осмотрителен. Осуждая феодально-монархические круги за творимые ими насилия, произвол, беззакония и предрекая за это правителям Божью кару, орудием которой могут стать их собственные подданные, он в то же время всякую власть объявлял божественной. Право сопротивляться тирании Кальвин признавал только за подчиненными государю органами власти, церковью, представительными учреждениями. Открытое неповиновение и свержение тирана допустимы, на его взгляд, лишь тогда, когда использованы все способы пассивного сопротивления, исчерпаны все легальные формы борьбы. «Наихудшей формой правления» была для Кальвина демократия. Предпочтение он отдавал олигархической организации управления государством.

    Отличительное свойство кальвинистской доктрины — заключающаяся в ней религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянскоплебейским ересям. Зловещую суровость доктрины дополняла и завершала не менее свирепая политическая практика Кальвина, который в 1541 — 1564 гг. руководил Женевской консисторией. Эта консистория фактически подчинила себе магистрат города. За горожанами была установлена слежка, чуть ли не всеобъемлющей регламентации подверглись самые разные стороны общественной жизни, за малейшее нарушение предписанных норм назначались тяжкие наказания, вошли в обыкновение казни тех, в ком усматривали еретиков.

    В 40-е годы XVI в. Женеве зарождается новое протестантское радикальное течение - кальвинизм. Кальвинизм – одно из основных течений протестантизма, названное по имени его основателя Ж.Кальвина. Важнейший догматическое положение кальвинизма – доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог изначально еще до грехопадения человека и даже до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, других - к вечным мукам в аду. При этом вера и благочестивая жизнь не являются основанием для спасения, а лишь являются признаком избранности человека. Избранность человека проявляется в успешной мирской, профессиональной деятельности. Отчетливо выражена протестантская этика: культ трудолюбия, предприимчивости, деловая честность, личный аскетизм. Кальвинизм получил распространение во Франции, Швейцарии, Нидерландах, ряде областей Германии, Шотландии, Англии, Венгрии и др.

    . По мнению Кальвина, государство может иметь любую форму, если она установлена Богом. Из политических режимов наихудшим он считал демократический, а наилучшим – аристократический или олигархический. Оптимальной формой организации политической власти реформатор считал аристократическую республику, которая во многом аналогична модели самоуправляющейся религиозной общины, которая была положена в основу устройства протестантской общины в Женеве.

    Отличительное свойство кальвинистской доктрины - заключающаяся в ней жестокая религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям. Зловещую суровость доктрины дополняла и завершала не менее свирепая политическая практика Ж. Кальвина, который в 1541- 1564 гг. руководил Женевской консисторией. Эта консистория фактически подчинила себе магистрат города. За горожанами была установлена слежка, чуть ли не всеобъемлющей регламентации подверглись самые разные стороны общественной жизни, за малейшее нарушение предписанных норм назначались тяжкие наказания, вошли в обыкновение казни тех, в ком усматривали еретиков.


    С точки зрения Кальвина, государственная власть (administratio politica) также есть одно из орудий благодати. Возникновение государства есть не просто следствие первородного греха, но результат исполнения благодетельной Божьей воли. Его функции состоят в защите законности и порядка, понимаемых как соблюдение десяти заповедей. Кальвин настаивает на том, что христианин должен принимать участие в государственной жизни. Он должен оказывать послушание властям, а иногда даже терпеть несправедливость со стороны несправедливых властей. Однако примечательно, что и тем, кто занимает низшие ступени в государственной иерархии, Кальвин оставляет право сопротивляться. Отсюда в позднейшем кальвинизме был выведен общий закон о праве человека постоять за себя.


    написать администратору сайта