Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы и задания

  • 4.9. Техника и архитектура Древнего Рима

  • Изобразительное искусство и литература Древнего Рима.

  • Рим. 1603022587_Сем. Рим. 4 Рим политический строй и религиозные культы


    Скачать 33.43 Kb.
    Название4 Рим политический строй и религиозные культы
    Дата25.10.2020
    Размер33.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1603022587_Сем. Рим.docx
    ТипДокументы
    #145458

    4.8. Рим: политический строй и религиозные культы

    Римская община в начале республиканского периода была одним из полисов Апеннинскогого полуострова. Гражданами общины были лишь местные уроженцы, владевшие земельными участками. Пришельцы и иноземцы, а тем более рабы не имели права владеть землей и потому не являлись гражданами. Граждане должны были служить в ополчении, принимать участие в народных собраниях.

    Исполнительная власть исправлялась выборными "магистрантами". Коллектив граждан решал политические дела на народных собраниях и защищал границы своего небольшого государства, собираясь в ополчение. Над гражданином не было давления бюрократии; сама государственная машина не представлялась ему чем-то чуждым и страшным. Гражданин вместе со своими рабами обрабатывал свой участок, голосовал в народном собрании и выбирал магистратов, с оружием в руках отстаивал родной город от врагов. Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы, сознательного выбора своих действий. Если нужно было идти в поход, то гражданин знал, что это не прихоть должностного лица, а суровая необходимость борьбы с врагом; если народное собрание решало обложить граждан налогом, то это вызывалось необходимостью, а не произволом правительства. Главные поступки и меры представлялись жителю города-государства понятными, реальными. К тому же принимались эти меры на народном собрании, в котором участвовал сам гражданин. Подобный порядок порождал чувство свободы, собственного достоинства, уверенности в своих силах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отношения. Поскольку все политические и военные вопросы решались коллективно на народном собрании или в ополчении, то это формировало чувство коллективизма, гражданской общности, мешало развитию индивидуализма.

    Отдельная личность, ее мысли и интересы растворялись в гражданском коллективе. Для Рима на раннем этапе было характерно стремление к обособленности и замкнутости. Граждане, обрабатывая свои земельные участки, вели натуральное хозяйство и мало нуждались в посторонней помощи. Со стороны соседей могла исходить опасность земельных захватов, поэтому граждане античных городов-государств обычно находились в натянутых отношениях как раз с ближайшими соседями. Эта натянутость еще более усиливала замкнутость общины, ее враждебность, направленную вовне, ее агрессивность. Этим, в частности, объясняется тесная связь гражданской и военной организации в Риме.

    Граждане общины, мелкие землевладельцы, занятые тяжелым сельскохозяйственным трудом, стремились к сохранению дедовских нравов и обычаев, с опаской относились ко всему новому, иноземному. Привязанность к своему местному, дедовскому, исконному - одна из ярких особенностей идеологии аграрного полиса. Кризис общинного строя полиса начался с проникновения в среду гражданства пришлых элементов, которые стояли вне общинной политической и военной организации. Развивающееся рабство и социальное расслоение самого гражданства разлагали полисные порядки и учреждения. Постепенно, по мере развития римских завоеваний римская община, город-государство, расположенное на Тибре, сменилось громадной державой, включавшей весь Апеннинский полуостров и многие заморские территории с многомиллионным населением, многими городами, сложным хозяйством, разными классами, постоянной армией, сложным государственным аппаратом.

    Разложение античного полиса привело к кризису и идеологии его гражданства. Наблюдается отход от коллективизма и рост индивидуализма, противопоставление отдельной личности коллективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность. Старинные дедовские нравы подвергаются осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы, иноземная идеология и религия.

    Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либору, Прозерпину - богиню растительности и преисподней и Либора - бога вина и веселья.

    Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения. Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей - жрецы - наблюдали за культом отдельных богов, за ·порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой. Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы.

    В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса - Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха - Диониса. Широкое проникновение греческого влияния во II в. до н. э. привело не только к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений.

    Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги - это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как необходимое средство управления народом. Распространение мистических восточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии у аристократии подрывали официальную римскую религию.

    Бурные события гражданских войн, частые конфискации, проскрипции вели к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы - Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо.

    С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима . На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами. Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры.

    Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов, – цереалии – в честь Цереры, виналии – праздник виноградного сбора, консуалии - .праздник жатвы, сатурналии – праздник посевов, терминалии – праздник межевых камней, луперкалии – праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима , земледельцев н пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения. В конце III – начале I I в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии – в честь богини Флоры. Их устройством ведали курульные эдилы. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата. Игры длились от 14 – 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 – 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году. Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерций, Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых - З80 тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму. Из 76 праздничных дней около 30 дней отводилось на театральные представления.
    Вопросы и задания:

    1. Опишите особенности политической системы Древнего Рима.

    2. На какие сферы римской культуры оказала влияние Греция?

    3. В чем особенности религиозных представлений римлян? Назовите важнейшие религиозные праздники. Какими культурными мероприятиями они были отмечены?


    4.9. Техника и архитектура Древнего Рима

    Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя чужие достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и последующее развитие Европы.

    Римляне, переняв у греков их сельскохозяйственные орудия, существенно их совершенствовали. Они добавили к плугу колеса, резец и отвальную доску, изобрели жатку, стали использовать молотильные цепи и серпы современной формы. Рим - родина оконного стекла. В Помпеях найдены бронзовые рамы с остатками стекла размером 100 х 70 см. Римские мастера усовершенствовали колесный транспорт: повозку дополнили поворотный передок и оглобли.

    В римской архитектуре большое значение играло жилое строительство. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Главные типы жилых построек – домусы – городские дома римской знати, виллы – богатые загородные дома и инсулы – многоквартирные многоэтажные здания. Количество этажей в них доходило до восьми, пока в середине первого века н. э. не был издан специальный закон, в целях пожарной безопасности запрещавший строить в Риме дома, высота которых превышает 18 метров.

    Кроме частного, в Риме велось и широкое общественное строительство. Общественные сооружения римлян порожают монументальностью и размахом. К ним относятся театры, амфитеатры, стадионы, термы (общественные бани), базилики (административные сооружения). Дворцы императоров и знати отличались не меньшим размахом и еще большей роскошью. име Риме

    Этрусские традиции в архитектуре определили использование таких конструктивных элементов, как арки, своды и купола. Римские строители широко использовали бетон – этот материал, отличавшийся дешевизной и прочностью, как никакой другой, отвечал духу римского практицизма. Использование бетона заметно расширило конструктивные возможности архитектуры. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т. д. Многие их этих сооружений и сейчас находятся в прекрасном состоянии и продолжают приносить пользу.

    Из бетона был сооружен и фундамент знаменитого амфитеатра Флавиев - Колизея. Невиданные размеры дали название этому сооружению (колоссальный). Колизей, предназначенный для гладиаторских боев и прочих ярких зрелищ, поражает не только смелым архитектурным решением, но и инженерными замыслами. Достаточно сказать, что арена по большим праздникам превращалась в громадный бассейн, размеры и глубина которого позволяли разыгрывать небольшие корабельные баталии.

    Почти целиком из бетона построен и Пантеон (II в.), купол которого диаметром 43 метра сохранялся неповрежденным до середины ХIХ века. Цилиндрическая форма и купольное перекрытие, восходившие к традициям этрусского зодчества, передавали главную идею этого сооружения – идею единства. Пантеон был сооружен в то время, когда Римская империя достигла предела своего территориального расширения – Европа, Азия, Африка – три части света объединились в границах одного государства. Смешение верований, языков, традиций ставило проблему объединения, ассимиляции. Храм, посвященный «всем богам», должен был стать «духовным пристанищем» для всякого римского гражданина, независимо от его происхождения. Построенный в период правления Адриана, Пантеон был оформлен со свойственной римскому искусству пышностью – стены изнутри облицованы дорогими породами камня, рельефные квадраты – кессоны – на потолке по центру были первоначально украшены золотыми цветами – розетками. Снаружи облик храма более суров – гладкие стены не имеют окон (в соответствии с традициями римского зодчество помещение освещается единственным отверстием в потолке), вход предваряет пышный колонный портик. Скульптурные украшения, вносившие некоторое разнообразие в строгое решение экстерьера, не сохранились.

    Несущим элементом в римских постройках, как правило, являлась стена,

    Колонны выполняли лишь декоративную функцию. В храмовом строительстве Чаще всего использовался пышный коринфский ордер, а также тосканский - гладкие колонны, которые, так же как ионические, имели базу. В императорский период возникают комбинации различных типов капителей. Древнейший тип римского храма - круглый.

    Бетон обладал замечательной прочностью, но низкими художественными достоинствами, поэтому здания в Риме принято было облицовывать – покрывать сверху другим материалом. В республиканском Риме для облицовки чаще всего использовался кирпич, начиная с эпохи Августа строители переходят на мрамор и другие породы камня, обладающие декоративными свойствами. Ордерная система, взятая римлянами у греков, так же переосмысливается, как чисто декоративная (начало этому было положено еще в эллинистическом искусстве). Несущим элементом в римских постройках, как правило, являлась стена, колонны выполняли лишь декоративную функцию. В храмовом строительстве распростроняется тип ложного периптера, стены которого декорировались приставленными к ним полуколоннами. Излюбленным ордером в Риме становится коринфский, а так же его усложненный вариант – композитный ордер.

    Особого размаха римское строительство достигает во II – III веках. В этот период уделяется внимание провинциям – на территории Европы до сих пор сохранились римские мосты и триумфальные арки. Эти специфические сооружения воздвигались по случаю военных побед. Наиболее известным памятником является арка Титав Риме (I в.). Она отличается благородством и строгостью пропорций, умеренностью декора. В поздний период арки становятся тяжеловесными, массивными (арка Севера).

    В эпоху Империи «облицовывание», в основе которого лежит стремление «выдать одно за другое», становится принципом не только в архитектуре, но и в декоративно-прикладном искусстве и, даже, в живописи. Конструкция и декор существуют в римском искусстве достаточно автономно – простые традиционные формы предметов служат основанием пышному, иногда причудливому, декору.

    Изобразительное искусство и литература Древнего Рима.

    Римская монументальная живопись так же стремилась к созданию видимостей, иллюзий. Не случайно ее развитие начинается с имитации дорогих пород мрамора. В начале нашей эры круг тем значительно расширяется и от имитации мрамора живописцы переходят к созданию сложных композиций, имитирующих иногда несуществующие архитектурные элементы и целые пространства – выход в сад, открывающуюся панораму и т. д. Примером могут служить росписи дома Ливии.

    Несомненным успехом римской скульптуры можно считать портрет. Начало этому жанру положили этруски, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом; в этой традиции - не только стремление сохранить память об облике человека, но и отношение к личности как социально значимому идеалу. Резкая индивидуализация черт исключала возможность сглаживания, идеализации формы, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты внутренней - духовной. Поскольку духовные, нравственные идеалы в обществе подвергались постоянному пересмотру, эволюционировал и портрет. Скульптурным образам республиканской эпохи свойственны лаконичные формы, резкость линий. Императорский Рим Августа вернулся к художественным идеалам Греции, привнеся в них постепенно свою рассудочность, парадность и помпезность. В дальнейшем эти две тенденции соединились и родился новый жанр - смелые обобщенные портреты, которые передавали индивидуальные черты и в то же время создавали целостный образ личности. Римский портрет эпохи Антонинов сделал доступным для созерцания сложный внутренний мир человека.

    Скульпторы в этот период отказались от фронтальных композиций и постепенно – от излишней детализации: в лице выделялось самое характерное, скупые линии и крупные формы делали портрет монументальным и экспрессивным одновременно. Изменялся портрет и по передаваемому настроению: от силы и жестокости до созерцательности и самоуглубленности. Особое внимание уделялось изображению глаз как средоточия внутренней жизни образа. Именно в эпоху Антонинов скульпторы, работавшие, преимущественно в мраморе, стали использовать прием процарапывания окружности глазного яблока и высверливания зрачка. Игра светотени в углублении создавала эффект глубины и особой выразительности взгляда. Состояние задумчивости, внутренней сосредоточенности прекрасно передано в портрете императора-философа Марка Аврелия. Меланхолической грустьюпроникнут и образ негра Мемнона, любимого ученикафилософа Геродота Аттика. К времени правления Септимия Севера относится портрет его супруги Юлии Домны, в котором выразительность облика и острота взгляда граничат с гротеском.

    Начало римской литературе положили греки своими переводами на латынь «Одиссеи» и других произведений классики (Ливий Андроник, Луцилий). Первым действительно выдающимся литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров, создавая классические сюжеты комедии положений. Более психологичны характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его «серьезная» комедия представляет собой переработку греческой (например, Менандра). Но если в «родных» комедиях зрителю все было известно с самого начала и его забавляло неведение персонажей, то Теренций ставил зрителя в такое же положение, что и героев пьесы, появился элемент непредсказуемости. Однако современники ценили Теренция более как стилиста - за чистоту языка.

    Различие культур греческой и римской проявлялось в стадиях развития и в качестве личностного сознания. Ориентации на греческие культурные эталоны Сципионов противостояла италийская ориентация Катона. В своем творчестве он не только упорно сохранял приемы народного красноречия, но и защищал римский уклад жизни от эллинской изнеженности роскошью. Воспринимая литературу прежде всего как средство передачи социально значимой информации, Катон не понимал общее гуманитарное содержание греческой культуры.

    Формирование личностного сознания на римской почве началось лишь в период разложения республики. Как мы убедились на примере греческой культуры, признаком этого процесса является появление лирики, которое свидетельствует об интерес к внутреннему миру человека.

    Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои духовные переживания они облекали в готовые эллинистические формы. Первым из плеяды выдающихся лириков был Катулл. Как и другие поэты его круга, он писал большие «ученые» произведения и легкие небольшие стихотворения. И в тех, и в других особое внимание он уделял отделке формы. Содержание составляли вариации на темы малоизвестных мифов, которые позволяли развивать любовную тематику.

    В течение последующих лет расцвет литературы был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к формализму и легкость сменяются углублением содержания и обращением к классической гармонии. Интерес к художественной литературе возрастал в Риме по мере угасания политической борьбы, которая в республиканский период поглощала духовные силы общества.

    Август стремился управлять литературным процессом, поставить литературу на службу государственным интересам. Как исполнение государственного заказа можно расценивать создание Вергилием «Энеиды» - эпической поэмы о мифическом предке римской аристократии и самого Августа. Как «Илиада» - осмысление единства греческой нации, так «Энеида» - это осознание единства Рима. Именно в «Энеиде» чистой нотой зазвучал римский патриотизм.

    Поэты лирики продолжали катулловское направление, стояли в оппозиции Вергилию и Горацию (последний стал теоретиком официозного классицизма). У Овидия сама мифология служит стилистическим приемом, который поднимает любовную игру до уровня обожествления (а значит, выше государственного). В условиях, когда Август провозгласил возврат к суровым обычаям предков, любовные элегии расценивались как кощунство - остаток жизни Овидий провел в ссылке.

    Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматургии Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе «нового стиля»: затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.

    Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман.

    Исторические повествования, ставшие весьма распространенными в Риме, были призваны компенсировать отсутствие собственной мифологии. Развитие личного лирического начала в литературе, а такое преобладание обыденного утилитарного сознания в духовной жизни породили интерес к вполне земным приключениям и любовным переживаниям («Дафнис и Хлоя» Лонга). Заметная деградация личности и чувств нашли отражение в литературе, переживании ее героев - это страдания собственника, лишенного собственности.

    Вершиной античной прозы можно назвать роман сатирический, роман-пародию (Лукиана, Апулея, Петрония).

    В эпоху империи все больше распространялись различные учения мистического характера - неопифагореизм, неоплатонизм, которые постепенно приближали рациональную философию к религии. Весьма популярными были религии Востока, египетские культы. Поисками единственно необходимой религии была занята большая часть населения огромной империи.

    Бытовая утварь римлян была более разнообразна, чем в Греции – широко использовалась бронзовая и стеклянная посуда. Были специальные приспособления для подогрева воды и отапливания помещений, принципом действия напоминающие самовар. Одежда, как и в Греции, была не сшитая (у мужчин - туника и тога, у женщин - туника и стола); широкое распространение получили разнообразные плащи.

    Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху Cредневековья.

    Вопросы и задания:

    1. Назовите наиболее развитый жанр римской скульптуры? Какие религиозные представления инициировали его появление?

    2. Перечислите жанры римской литературы. Какова была ее социальная роль?

    3. Какие римские сооружения до сих пор используются в практических целях?

    4. Назовите элементы характерные для римской архитектуры.


    написать администратору сайта