Главная страница

МУЗЫКА 7 КЛАСС. урок 23. Бетховен. Светская музыка. Соната 8 (Патетическая) Л. Бетховена. Тип урока углубление в тему. Цель урока


Скачать 44.95 Kb.
НазваниеСветская музыка. Соната 8 (Патетическая) Л. Бетховена. Тип урока углубление в тему. Цель урока
АнкорМУЗЫКА 7 КЛАСС
Дата26.04.2022
Размер44.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаурок 23. Бетховен.docx
ТипУрок
#497743

«Светская музыка. Соната №8 (Патетическая) Л. Бетховена».

Тип урока: углубление в тему.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с музыкальным жанром "соната", научиться определять разделы сонатной формы, проследить за главной и побочной темой и уметь определять драматургию музыкального произведения. Работа над вокально-хоровыми навыками.

Задачи: включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать коммуникативные взаимодействия; развивать  умение  учащихся  воспринимать  музыкальные   произведения с ярко выраженным  жизненным  содержанием, определение их  характера  и настроения; оценить собственную деятельность на уроке, познакомиться с понятием сонатная форма.

Ход урока

1.Организационный момент.
Встало солнце рано - рано:

Добрый день!

Плещут волны океана:

Добрый день!

Поднимается пшеница,

И звенят задорно птицы:

Эй, ребята - малышата,

Добрый день!

Улыбаются озёра:

Добрый день!

С высоты кивают горы:

Добрый день!

И в твоё окошко ветер

Постучится на рассвете:

Просыпайся, поднимайся

Добрый день!

Над родною стороною

Добрый день.

И с тобою и со мною

Добрый день.

А страна у нас такая

Нету ей конца и края!

Мы ей тоже дружно скажем:

Добрый день!

Добрый день!

Добрый день!

Звучит песня «Как здорово» О. Митяева.

- Какое настроение у этой песни?

-О чем поется в этой песне?

(2 мин.)

Учитель приветствует: здравствуйте ребята!

Психологический настрой на урок

А теперь я задам вопрос, а вы кивните головой, отвечая на него.

Вы готовы к работе на уроке?

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха пронзит тугую высь
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

Как отблеск от заката костер меж сосен пляшет
Ты что грустишь бродяга а ну-ка улыбнись
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним
Чьи имена как раны на сердце запеклись
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха пронзит тугую высь
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

Учитель комментирует: “Создание фильма 1975 г., время, когда человек впервые вышел в космос.Слайд№3. Отсюда и характер песни – певуче – лирический настрой, черты русского характера – романтика, мечтательность, умение преодолевать трудности, написана в форме вальса (романтическая направленность).

Первым человеком, сделавшим шаг в космос, стал советский космонавт Алексей Леонов. Слайд№4. Он не только ощутил, как мала наша планета, но и осознал ответственность каждого человека за судьбу мира.

Давайте ещё раз посмотрим на нашу планету, но только глазами художников разных эпох”.

2.Повторение ранее изученного материала.

Мотивация к уроку

Учитель: На протяжении последних уроков вы знакомились с примерами камерной музыки. Посмотрите на слайд. Какие определения вам уже знакомы?

                   Пьеса

                   Романс

                   Камерная музыка

Учитель:  Назовите особенности, приведите примеры.

Учитель: Ребята, как вы думаете, зачем нам нужна музыка? (Через музыку можно передавать не только своё настроение, но и более глубокие чувства, мысли и рассказывать о важнейших событиях). Я надеюсь, что именно это свойство музыки поможет нам понять одно музыкальное познание. Сегодня мы познакомимся еще с одним примером камерной музыки.  Сейчас я предлагаю послушать одно известное музыкальное произведение.

(звучит «Лунная соната» Л.Бетховена).

Учитель: Я не случайно начала урок с Лунной сонаты Бетховена, Как вы думаете, о каком музыкальном жанре мы будем с вами сегодня говорить? Вспомним, какие основные музыкальные жанры бывают (по способу исполнения: вокальные и инструментальные). Давайте определим тему нашего урока. (Соната).

Тема урока: Соната.

Учитель: Давайте вспомним, что же такое соната? (Это многочастное циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей, предназначенное для одного или двух инструментов).

Учитель: Какая музыка называется камерной? (Это музыка, написанная для небольших инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов и предназначенная для исполнения в небольшом помещении).

Учитель: И что такое циклические формы в музыке? (Циклические формы в музыке — музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла).

3.  Этап погружение в тему урока

Учитель:Термин соната возник еще в 16 веке. Он произошел от слова sonare, что в переводе означает – звучать. Первоначально сонатами называли любое инструментальное сочинение, а все вокальные сочинения назывались кантатами (т.к. cantare в переводе - это петь). Но позже соната стала одним из жанров инструментальной музыки. Соната - это многочастное циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей, предназначенное для одного или двух инструментов.

Учитель:Мы подошли с вами к такому понятию, как сонатная формаСонатная форма. Классическая соната состоит из 3-4 частей.

Это:

        Экспозиция

        Разработка

        Реприза

         Часто после этих трех основных частей следует кода.

Учитель:Экспозиция, основные музыкальные темы - главная и побочная - либо противопоставляются друг другу или дополняют одна другую. Главная партия отвечала за демонстрацию первой темы в сонатной форме и носит определяющую функцию для характера музыки. Она задает импульс мелодии. Пока побочная партия приводила развитие к уравновешенному состоянию и лирически сосредотачивала, затормаживая процесс. Она во всем противостоит главной, часто длится дольше, чем главная партия, но при этом не перевешивает её по смысловой нагрузке.

 Разработка, название говорит само за себя: здесь представленные в экспозиции темы развиваются и изменяются; Мелодия как правило, медленная, лирическая. . Эта часть обычно наиболее драматичная, кульминационная для всего произведения, приносит напряжение.

Реприза  повтор первой части (экспозиции), при этом все присутствующие темы звучат в единой тональности. Темы возвращаются в своем первоначальном виде. 

Кода усиливает ощущение завершенности, законченности произведения, утверждает основной образ.

Учитель: Что такое кода?

Кода - окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.

Учитель:Какой мы можем сделать вывод? (сонатная форма -  музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция).

Учитель:Существовали и церковные сонаты . Как вы думаете, где их можно было услышать? (В церквях).

Учитель:  Всё верно, их можно было услышать в церквях. Это произведения, которые писали специально для сопровождения богослужения.

Как вы думаете, сонаты писали только для одного инструмента или для нескольких? (Одного или двух).

Учитель: Интересно то, что композиторы пишут сочинения не только для одного инструмента – например для фортепиано и для 2- х инструментов, например для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано. Вот, например, Бетховен писал сонаты только для фортепиано и написал он 32 сонаты.

У Моцарта 17 сонат и они тоже все написаны для одного инструмента- фортепиано.

У Фридерика Шопена всего 4 сонаты, написанные для фортепиано.

У С.С.Прокофьева 9 сонат и тоже для фортепиано.  (показ портретов)

Учитель: Ребята, как вы думаете, можно ли сравнить музыкальный жанр сонату с литературным жанром повестью или романом? Почему?

Потому что, как и повесть, роман соната делиться на несколько «глав» т.е. - частей. Как и повесть или роман соната населена различными «героями» - музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.

Учитель: Особое место жанр сонаты занимал в творчестве великого немецкого композитора и пианиста Людвига Ван Бетховена. Родился он в 1770 году в г. Бонн в семье музыкантов. Свое первое публичное выступление в концертном зале он дал в возрасте 7 лет.

Бетховен стал законодателем классической фортепианной сонаты. Он пытался показать в сонатах, как человек идет к своей победе, преодолевая борьбу, трудности и лишения. Одна из самых ярких его сонат – “Патетическая”, так назвал ее сам композитор.

Учитель: Чаще всего сонаты обозначаются номерами и не имеют названий. Иногда композиторы давали названия своим сонатам. Например, у Бетховена мы можем услышать «Лунную сонату» (сонату №14), «Патетическую сонату» (соната №8). «Патетическая» - страстная, взволнованная, полная воодушевления.

Учитель:


Учитель:  Послушайте вступление сонаты и скажите, какое душевное состояние передает музыка?

Молодцы, я согласна с вами. Бетховен сочинил эту сонату в самые трудные годы своей жизни, когда он почувствовал первые признаки страшной болезни - глухоты.
В «Патетической сонате Бетховен словно говорит слушателям, что готов сражаться с недугом. Если начало сонаты исполнено печально, то дальше следует настоящий взлёт духа и решимости.

Соната №8 состоит из 3-ёх частей.

Первая часть – в быстром темпе и напряжённая. В музыке проявляется борьба человека с судьбой. Трагическая безысходность, усталое изнеможение…

Главная тема (c-moll) имеет героический характер. В её основе – восходящее движение по гамме гармонического минора.

Побочная партия – лирическая и скорбная. Но с главной партией похожи - устремленностью, бурной порывистостью, взволнованная страстность), подчеркнутое общей минорной окраской.

Разработка строится на противопоставлении главной темы и темы вступления (её лирического, «молящего» варианта). Монолитности разработки способствует единая ритмическая пульсация (из главной темы). Этот "бурлящий" ритм не даёт ослабеть энергии движения ни на миг.

Последняя конфликтная ситуация возникает в коде. Но в заключительном диалоге «последнее слово» остаётся за героической главной темой, звучащей безоговорочно утвердительно.

Учитель: Послушайте 2 и 3 части.

                     Как меняется состояние героя в каждой из них?

                     В какой части музыка скорее выражает напряжение мысли, а в какой передаёт движение?

                     Каким предстает в этой музыке человек?

                     Какие чувства переживает герой?

Звучит 2 часть.

(Медленно, певуче – мажор)

Учитель: Музыка, лирико-философского склада, воспринимается как осмысление событий I части, как необходимый момент самоуглубления, внутренней сосредоточенности.

Тема лишена «вздохов» (задержаний), орнаментальных украшений, в ней подчеркнута строгая, мужественная простота.

Особую уравновешенность Adagio придает форма рондо с двумя эпизодами. Эпизоды контрастируют и рефрену, и друг другу. В первом эпизоде (f-moll) лирика становится более открытой. Раздвигается диапазон, мелодия обогащается песенными интонациями. Второй эпизод (as-moll) отличается большей взволнованностью, драматизмом. В его основе – напряжённый диалог в "глубоком" миноре, приводящий к кульминации всей части. Однако эти контрасты находятся в пределах одной образной сферы. Последнее проведение рефрена проходит на беспокойном триольном фоне предшествующего эпизода

Звучит 3 часть.

Финал

Учитель: Финал сонаты, в целом умеряет драматизм сонатного Allegro. Его характер более объективен, в нём больше народности, жанровости (танцевальный оттенок в главной теме). Следовательно, трагедия «рока» разрешается в «Патетической» в оптимистическом ключе. В рондосонатной форме финала велика роль среднего эпизода. Своим уверенным, энергичным характером, волевыми квартовыми интонациями он подготавливает жизнеутверждающий вывод коды.

Учитель: Какую мысль в целом утверждает композитор, прибегая к рондообразности построения финала? (Борьба, не останавливаться – идти вперёд, достигать своих целей…)

4.  Распевание и дыхательные упражнения.

Закрепление темы урока.

Работа над песней В. Вавилова «Город золотой»

Самостоятельная работа с самопроверкой.

«А музыка звучит…». Она всегда звучала
В Природе родилАсь, в Гармонии начало.
Гармония, - есть суть законов всей Вселенной.
У Господа Она, как Инструмент нетленный.

Гармония Любви, гармония Процессов,
А музыка и стих рождают чудо - песни.

С чего всё началось? Конечно, не случайно.
Гармония была, но это было тайной.

И древний
 человек, услышав птицы пенье
И шум прибоя, свист от дуновенья.
Он сам пытался тоже, осторожно.
Ему тогда всё было очень сложно.

Не всем давалось; - слух, талант был разный,
Но кто сумел, - тем жизнь была прекрасной.
Бывали битвы, - в плен друг друга брали.
И музыкантов тоже. Их не убивали.

И кто бы ни был, - вождь или работник,
Ребёнок, женщина и воин, и охотник.
Они с восторгом музыке внимали.
Как волшебство, как тайну принимали.

А время шло, - пласты тысячелетий.
И музыка растёт, как дерево и ветви.
Вот тетива от лука пригодилась; -
Струна возникла! В ней такая сила!

Она хранит все голоса людские.
Гитара, скрипка; - нам близки, родные.
Но было трудно. В памяти хранили.
В наследство музыку, как ценное дарили.

Как стало просто всё! С улыбкой вспоминаю
Тот старый патефон, - пластинки я меняю.
Записан звук! Теперь звучит повсюду.
Какое качество и как волнует душу!

Но не всегда; - лишь там, где благозвучье,
Где мысли глубина, Любовь в основе чувства.
Да, ноты терпят всё. Их не было вначале,
Пришла пора, и грамоту создали.

Одиннадцатый век, - впервые записали.
Не слыша музыку, но прочитав, поняли!
Какая простота! Читают все народы!
А композитор впишет чувства в эти ноты.

И сколько их! И сколько ещё будет!
Создали классику; - её не позабудут.
Немного грустно, - я-то не играю,
Не знаю нот, на кнопки нажимаю.

Я часть Природы, - мне не безразлично.
Гармония для всех, но принимаю лично.

Душа трепещет в радостном волнении
Или готова в бой, участвовать в сражении.
И беды, боли, думы усмиряет,
И видеть Красоту, и к Богу приближает.

Я попытаюсь словом передать,
Что смог Бетховен музыкой сказать.
И, как Вивальди, - «Летнюю грозу»,
Хотя бы часть того, что я пойму.


  1. Включение их самостоятельной творческой работы в единый творческий проект. Закрепление изученного материала.

Прошу вас выполнить задание на стр.91 и написать в своей творческой тетради вступительное слово к одному из полюбившихся вам произведений камерной музыки

  1. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

Возникает множество линий сопоставления произведений на уроке:

русская – зарубежная музыка,

светская-духовная,

истоки (хорал – знаменный распев),

вокальная-инструментальная музыка,

исполнительские составы,

особенности оркестровки и хорового пения,

полифоническое-гомофонное изложение музыки.

В результате у нас получилось хронологически выявить интонационно-выразительный смысл каждого из произведений и ваше личное отношение к этой музыке.Как задумчиво светит вечер

Голубыми глазами звёзд

Вот бы взять нам на память ветер,

Тот, что песенку вдаль унёс

Вот бы взять нам на память ветер,

Вот бы взять нам на память ветер,

Вот бы взять нам на память ветер,

Тот, что песенку вдаль унёс

А гитара прибою вторит,

А дорожка бежит к луне

Вот бы взять нам на память море

Хоть всего по одной волне,

Вот бы взять нам на память море,

Вот бы взять нам на память море,

Вот бы взять нам на память море,

Хоть всего по одной волне

Вечера догорают быстро,

Приближая прощанья час

Вот бы взять нам на память искры,

Чтоб всегда согревали нас

Вот бы взять нам на память искры,

Вот бы взять нам на память искры,

Вот бы взять нам на память искры,

Чтоб всегда согревали нас.

Цель этапа: сформировать у обучающихся представление о духовной и светской музыке на основе творческих сообщений групп учащихся по данной теме.

Задачи этапа: систематизировать представления учащихся об основах православной и католической духовной музыки;

- формировать познавательные мотивы учения, умение осуществлять поиск новой информации в
Интернете, справочниках и оценивать её качество;

- развивать креативные способности учащихся через подготовку и представление творческой
работы на заданную тему;

Методы и приёмы, способствующие решению поставленных целей и задач:

Метод художественного исполнения;

Словесн

ый метод;

Репродуктивный метод (активное восприятие информации);

Наглядно-иллюстративный метод;

Метод формирования познавательного интереса

Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному.

Приём: показ творческих работ в группе

В 1-й половине XVIII в., когда клавирное искусство достигло своего расцвета, сюиты превратились в музыку для слушания. Их стали предварять прелюдии, в них включались инструментальные арии. Возникли сюиты, состоящие из программных пьес-картинок.

Во 2-й половине XVIII в., во времена Гайдна. Моцарта, Бетховена сюита уже воспринималась как нечто старомодное. Хотя легкие развлекательные оркестровые сочинения венских классиков (дивертисменты, серенады) написаны в форме cюит например знакомое вам «Рондо» из «Малеленькой ночной серенады» В.-А. Моцарта.

В XIX в. мода на сюиту возродилась, русские композиторы XIX в. также сочиняли сюиты. Вам знакомы отдельные пьесы из фортепианной cюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского, симфонической сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, сюиты для оркестра «Моцартиана» Чайковского. У него же впервые появились сюиты из музыки балетов. Они стали звучать независимо от театра, как самостоятельные симфонические произведения. В XIX в. возникли сюиты из кинофильмов.

«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке является еще одним примером «путешествия во времени». Она состоит из пяти частей: 1) Пастораль; 2) Балет; 3) Менуэт; 4) Фуга; 5) Пантомима. Композитор, уделяя особое внимание танцевальности и пластике движений по новому обобщает жанровую основу сюиты.

  • Послушайте «Сюиту е старинном стиле» А. Шнитке. Запишите в «Творческую тетрадь» особенности музыкальных образов каждой из этих частей. Что их делает не похожими друг на друга? Что между ними общего?

  • Как строится диалог солирующей скрипки и аккомпанирующего ей фортепиано? Сравните, как они взаимодействуют в «Сюите в старинном стиле», а как в «Concertogrosso».


Слушаем песню «Память» из мюзикла «Кошки»

Память. Блики лунного света.
Уведи меня, память,
В полуночную синь.
Там я встречу потерянное счастье свое,
Новой жизни новый день.

Я одна в лунном свете
Снова грежу о прошлом,
О былой красоте.
Вижу растаявшее счастье свое,
Каждый прошлый светлый день.

Дымный вечер злого дня,
Прогорклый утра запах.
Бледнеет ночь,
И новый день тихонько
Бредет на мягких лапах.

Утро. Юный свет новой жизни.
Я должна ждать рассвета
И подняться с колен.
И с рассветом, я знаю, станет памятью ночь
И начнется новый день.

Источник teksty-pesenok.ru
Солнце блещет в летних листьях
И блестит и тает...
Лепестками на краю рассвета
Память облетает

Боже! Как легко меня бросить
С этой памятью горькой
что крадется как тень
Дай мне силы
Чтоб вновь вернулось счастье мое...

Пусть начнется новый день...

Вокально-хоровая работа.

Переходя к следующему этапу нашего урока предлагаю выполнить несколько упражнений на дыхание (дыхательная гимнастика- физ. минутка по методу Александры Николаевны Стрельниковой). Комплекс из трех упражнений.

 Эти упражнения не только оказывают общее оздоровительное воздействие на наш организм, а и помогают нам подготовить голосовой аппарат для пения.

Вокальные упражнения- распевки (плавное певучее звучание и контрастное- отрывистое). Арпеджио в восходящем и нисходящем движении от Си малой октавы распеваем на разные слоги: Ма, До, Ля, Ми.

«Песенка на память» Музыка М. Минкова, Слова П Синявского.

Разучивание   текста и мелодии песни. При разучивании обращается внимание на точность исполнения мелодии, фразировку, дикцию, дыхание. Обращаю внимание на ошибки и неточности- исправляем сразу.

Песенка на память                                                                                                                                     слова М. Минкова, музыка П. Синявского

Как задумчиво светит вечер

Голубыми глазами звёзд

Вот бы взять нам на память ветер,

Тот, что песенку вдаль унёс

Вот бы взять нам на память ветер,

Вот бы взять нам на память ветер,

Вот бы взять нам на память ветер,

Тот, что песенку вдаль унёс

А гитара прибою вторит,

А дорожка бежит к луне

Вот бы взять нам на память море

Хоть всего по одной волне,

Вот бы взять нам на память море,

Вот бы взять нам на память море,

Вот бы взять нам на память море,

Хоть всего по одной волне

Вечера догорают быстро,

Приближая прощанья час

Вот бы взять нам на память искры,

Чтоб всегда согревали нас

Вот бы взять нам на память искры,

Вот бы взять нам на память искры,

Вот бы взять нам на память искры,

Чтоб всегда согревали нас.

Закрепление нового материала.

Возвращаемся к эпиграфу нашего урока:

 «Чем чище музыка любви, Тем громче музыка печали.

Чем громче музыка печали, Тем выше музыка любви».

- Когда музыка бывает вам необходима?

- Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?

Сейчас я исполню для вас песню «Замыкая круг». Она впервые прозвучала в новогодней программе Нового 1988 года. Музыка К.Кельми, текст песни М.Пушкиной. Простая мелодия, замечательные слова, идущие от сердца к сердцу, повлияли на любовь исполнителей и слушателей к этой песне.

Показ песни.

- Какое впечатление произвела на вас песня?

- Современна ли эта песня?

- Почему?

- О чем она? Какова ее главная мысль?

Разучивание   первого куплета песни. При разучивании обращается внимание на:

-точность исполнения мелодии;

-фразировку;

-дикцию.

Физминутка

«Варвара»
Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперёд.

Тут немного отдохнёт;

Шея не напряжена

И расслаблена…
А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, дальше всех!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена…
А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена…

Исполнительская деятельность.

Баллада о гитаре и трубе

Две дороги степные,
А кругом ковыли…
Там гитара с трубою
Разговор завели…
Начинала гитара –
Тара, тара, та-тара…
Тра-папапапапа!!! –
Отвечала труба.

Сколько было привалов,
Сколько было атак…
Всё гитара с трубою
Не поладят никак…
Начинает гитара –
Тара, тара, та-тара…
Трапапапапапа!!! –
Отвечает труба…

А две пули, две пули –
Чуть пониже плеча…
И одна в гитариста,
А одна в трубача…
И вздохнула гитара –
Тара, тара, та-тара…
Тра-папа-папапа!!! –
Отвечала труба.

Две дороги степные –
Только ветер в упор…
Всё гитары с трубою
Не кончается спор…
Две дороги, две песни,
Две тропы, две судьбы…
И нельзя без гитары,
И нельзя без трубы.
(караоке «Пусть всегда будет солнце»).

Солнечный круг, небо вокруг
Это рисунок мальчишки
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке

Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я

Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я

Милый мой друг, добрый мой друг
Людям так хочется мира
И в тридцать пять сердце опять
Не устаёт повторять

Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я

Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я

Тише солдат, слышишь солдат
Люди пугаются взрывов
Тысячи глаз в небо глядят
Губы упрямо твердят

Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я

Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я

Против беды, против войны
Станем за наших мальчишек
Солнце навек, счастье навек
Так повелел человек

Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я

Валентина Толкунова - Одинокая бродит гармонь

 В избранное

Снова замерло всё до рассвета,
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь,
Только слышно - на улице где-то
Одинокая бродит гармонь.

То пойдёт на поля, за ворота,
То обратно вернётся опять, -
Словно ищет в потёмках кого-то
И не может никак отыскать.

Веет с поля ночная прохлада,
С яьлонь цвет облитает густой...
Ты признайся - кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой.

Может, радость твоя недалёко,
Да не знает - её ли ты ждёшь...
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даёшь?
Учитель: На примере сонаты №8 «Патетической» Бетховена мы подробно познакомились с сонатной формой в музыке. Музыка Бетховена наполнена образами борьбы, стремлением не сдаваться, именно этому учит нас музыка, которая была написана уже около 250 лет назад.

Учитель: Подведем с вами итог.

                     С какой формой мы познакомились? (Сонатная форма.)

                     В какой части жанра сонаты встречается эта форма? (В 1 части)

                     Из каких разделов состоит эта форма? (Экспозиция, разработка, реприза, кода.)

                     Какое произведение мы послушали? (соната №8 «Патетическая» Бетховена.)

4. Подведение итогов урока.

- Понравилось вам размышлять о музыке?

- Какое искусство мы называем классическим?

- Какая музыка нужна современному человеку?
1.Какая была тема урока?

2. Какое произведение изучали?

3. К какому жанру оно относится?

4. Для чего нужны такие произведения слушателям?

О чём мы сегодня говорили на уроке?

Что вам понравилось на уроке?

Давайте оценим работу на уроке мы достигли заданной цели? Как вы считаете?

мы получили нужный результат и каким путём?

Взаимооценка: Давайте сейчас попробует поставить себя на место учителя. Вам предстоит оценить работу на уроке своего товарища.

Выставление оценок

Домашнее задание: составить программу концерта классической музыки из знакомых произведений.


написать администратору сайта