пед деятельность. 5. педагогическая деятельность и теория к. Д. Ушинского
Скачать 1.28 Mb.
|
5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ К.Д. УШИНСКОГОКонстантин Дмитриевич Ушинский (19 февраля 1823 -22 декабря 1870)знаменитый русский педагог, родился в Туле. В родной семье получил хорошее воспитание.«Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека» Основная цель воспитания, согласно К.Д. Ушинскому, – воспитание совершенного человека, обладающего следующими качествами: гуманность, трудолюбие, образованность, патриотизм, религиозность. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1844 г. – окончил юридический факультет Московского университета 1844-1849 гг. – работа на должности профессора камеральных наук в Ярославском юридическом лицее 1854-1859 гг. – работа в Гатчинском сиротском институте 1859-1862гг. – работа на должности инспектора классов Смольного института благородных девиц 1860- 1861 гг. – работа на должности инспектора классов Смольного института благородных девиц Основные работы«О пользе педагогической литературы» «Труд в его психическом и воспитательном значении» «Три элемента школы» «О необходимости сделать русские школы русскими» «Письма о воспитании наследника русского престола» «Родное слово» «Детский мир» «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Основные педагогические идеи Идея народности воспитания Связь теории и практики Родной язык-средство воспитания О воспитании О воспитании нравственности О женском воспитании Педагогика и другие науки Реформирование народной школы Труд –основа воспитания О личности педагога Идея народности воспитания «Воспитание созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» Реформирование народной школы «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» Труд - основа воспитания «Человек рожден для труда ; труд составляет его земное счастье, труд лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека» Женское образование « Если смотреть на женщину по - другому, утверждал наш великий педагог, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником « успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества » ЗаключениеВелико значение К. Д. Ушинского в развитии отечественной школы и педагогики. С его именем связано создание русской народной школы и оформление в России педагогики как науки. Его классические труды «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и многие другие произведения получили широчайшую известность и вошли в золотой фонд русской и мировой педагогической литературы. Он внес ценнейший вклад развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов. Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России. Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье и практическими предложениями по их улучшению. Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. |