Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в Реф. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в xviii в студент группы гмв 1122(1)
Скачать 50.05 Kb.
|
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» РЕФЕРАТ Дисциплина:Всеобщая история Тема: Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в Выполнил: студент группы ГМВ – 1122(1) Ф.И.О. Стародубцев Евгений Леонидович Город: Абакан Омск 2022 Содержание Введение 3 ГЛАВА I. АБСОЛЮТИЗМ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА К АБСОЛЮТИЗМУ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. 1.1 Основные понятия абсолютизма 4 1.2 Причины перехода к абсолютизму стран Западной Европы 4 ГЛАВА 2.СТРАНЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА 2.1 Представители просвещенного абсолютизма 6 2.2 Французское Просвещение XVIIIвека 6 2.3 Немецкое Просвещение 8 2.4Просветительское движение в Шотландии 8 2.5Английское Просвещение 10 Заключение 12 Список использованной литературы 13 Введение XVIII век вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран выражалась в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах. Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Родоначальником теории «просвещённого абсолютизма» считается английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). В соответствии с теорией договорного происхождения государства абсолютная власть должна была действовать не только ради узко понимаемой «государственной пользы», но и заботиться об общем благосостоянии. Политика просвещенного монарха должна быть построена на рациональных, разумных началах, опираться на передовые идеи философов. Цель данной работы: выяснить, какую роль сыграл абсолютизм в 18 веке на развитие западноевропейских стран. Для достижения данной цели необходимо разрешить несколько задач: Определить причины перехода стран Западной Европы к абсолютизму; Распознать силы, противящиеся установлению абсолютной власти; Рассмотреть на примере нескольких стран «поведение» абсолютизма, его значение для стран в целом; Сделать выводы по изученному материалу. ГЛАВА I.АБСОЛЮТИЗМ.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА К АБСОЛЮТИЗМУ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. 1.1 Основные понятия абсолютизма Абсолютизм – форма государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть, а государство характеризуется высокой степенью централизации, разросшимся бюрократическим аппаратом, имеют место постоянная армия и полиция. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII-XVIII века.i При абсолютизме в руках главы государства – монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной, сам же он вполне самостоятельно распоряжается государственными финансами и единолично устанавливает налоги. Абсолютизм пришел на смену сословно-представительной монархии, при которой правитель, принимая решения, учитывал мнения сословий, а также знати. В период становления абсолютизма в широких слоях общества возросла заинтересованность в усилении верховной власти. Дворянство видело в ней источник доходов, предпринимательские круги - гаранта стабильности и процветания. Усиление буржуазии привело к ее соперничеству с дворянством. Это соперничество позволило монархам ряда стран править, не считаясь с сословиями. 1.2 Причины перехода к абсолютизму стран Западной Европы Выделим 3 основные причины: Ослабление влияние римской католической церкви как результат Реформации, церковь, стремясь сохранить свои позиции, стала нуждаться в поддержке монархов; Ослабление влияния местной феодальной знати, которая исторически сопротивлялась централизованной власти монарха; Увеличение роли наемных войск, использовавших огнестрельное оружие и артиллерию, требовавших серьезных финансовых затрат, которые были по силам исключительно королевским дворам. В условиях абсолютизма органы сословного представительства формально не прекращали своего влияния, но фактически стали терять свой политический вес: например, во Франции, которая стала страной классического абсолютизма, во времена правления Франциска I генеральные штаты – сословно представительский орган Франции, не созывались ни разу.ii Отметим также силы, противящиеся установлению абсолютной власти: Местная феодальная знать, которая стремилась сохранить свои привилегии. Противники абсолютизма, основывающиеся на религии. Так, например, в Англии сопротивление абсолютизму приняло религиозную форму, когда во время царствования Елизаветы 1(1558-1603) центром оппозиции стала католичка – королева Шотландии Мария Стюарт (правила с 1542 по 1567). Итог- была казнена. ГЛАВАII. СТРАНЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА 2.1Представители просвещённого абсолютизма Просвещение стало переломной эпохой в мировом развитии. На смену старым моральным и политическим авторитетам пришли новые моральные и политические принципы. Человек с помощью своего собственного разума, без каких бы то ни было религиозных или светских влияний, стал решать вопросы, возникавшие в жизни общества. Просвещение заложило основы нового взгляда на мир. Господство разума, главенство науки, стремление к универсальному братству людей стали фундаментальными ориентирами для миллионов людей на протяжении десятилетий и веков. Отметим некоторых представителей просвещенного абсолютизма в определенных странах(таблица 1):
Таблица 1.Представители просвещенного абсолютизма Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями. Далее рассмотрим каждую страну подробнее. 2.2 Французское Просвещение XVIIIвека В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни. Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе со старой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побывал в заключении в Венсенском замке (королевская тюрьма), Вольтер - в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей книги «Об уме». По цензурным соображениям не раз приостанавливалось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с 1751 по 1772 г. Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689-1755). Изучая причины возникновения того или иного государственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Главным средством обеспечения законности он считал принцип «разделения властей». Он считал, что «дух законов» того или иного народа определяется объективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, религией, численностью населения и так далее. Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественного деятеля - ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало название целому идейному течению европейского масштаба («вольтерьянству»). Большое место в творчестве Вольтера занимают исторические труды: «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Россия при Петре Великом» (1759). В трудах Вольтера политическим антагонистом Карла XII выступает Петр III - монарх-реформатор и просветитель. Для Вольтера на первый план выдвинулась независимая политика Петра, ограничившего полномочия церкви чисто религиозными делами. Жан-Жак Руссо (1712-1778) в трактате «Об общественном договоре ...» (1762) обосновал право народа на свержение абсолютизма. Он писал: «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен. Если английский народ считает себя свободным, то он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны - он раб, он ничто... В древних республиках и даже монархиях народ никогда не имел представителей, само это слово было неизвестно». «Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, - это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных», - эта мысль Руссо вдохновляла поколение революционеров конца XVIII века. Стремясь возродить утраченные добродетели, он объявлял их основным носителем - народ, трудящиеся низы общества. Так как народ не способен понять, в чем заключаются его истинные интересы, то ему нужен мудрый правитель, соответствующие законы и политика. 2.3 Немецкое Просвещение Как отмечено в таблице 1 одним из родоначальников немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724-1804 гг.), профессор университета в Кенигсберге, почетный член Петербургской Академии наук (1794 г.). Особенно значителен его вклад в разработку концепции правового государства, назначение которого он видел не в заботе о практических потребностях общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правления (республика, монархия), а в разделении властей. Многообразие путей, которыми шло Просвещение, сделало его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма, повлиявших на мировое развитие в XIX-XX вв. 2.4 Просветительское движение в Шотландии Просвещение в Шотландии характеризуется излиянием интеллектуальных и научных достижений. В восемнадцатом веке в Шотландии была сеть приходских школ в Лоулендсе и четыре университета. Культура Просвещения была основана на внимательном чтении новых книг, а интенсивные обсуждения происходили ежедневно в таких интеллектуальных местах в Эдинбурге, как «Избранное общество» и позже, «Покерный клуб». Мыслители шотландского Просвещения утверждали важность человеческого разума в сочетании с отрицанием любого авторитета, который не может быть оправдан разумом. В Шотландии эпоха Просвещения характеризовалась радикальным эмпиризмом(направление в теории познания, признающее чувственные ощущения источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте) и практичностью, где главными ценностями были улучшение, добродетель и практическая польза для человека и общества в целом. Среди быстро развивающихся областей были: Философия; политическая экономия; инженерия; архитектура; медицина; геология; археология; ботаника и зоология; право; сельское хозяйство; химия и социология. Среди шотландских мыслителей и ученых того периода были ФрэнсисХатчесон, Дэвид Хьюм, Адам Смит, Дугальд Стюарт, Томас Рид, Роберт Бернс, Адам Фергюсон, Джон Плейфэр, Джозеф Блэк и Джеймс Хаттон. Шотландское Просвещение имело влияние далеко за пределы Шотландии, не только из-за того уважения, с которым шотландские достижения ценились за пределами Шотландии, но и потому, что его идеи и взгляды распространились по всей Европе и по всему миру.iii 2.5 Английское Просвещение В Англии зародились многие идеи, характерные для всего «века Просвещения». Одной из таких идей была идея «естественного человека»,выдвинутая Гоббсом. Для просветителей же XVIII в. «естественный человек» превращается в некую абстракцию «человека вообще» – существо, в основе своей разумного, доброго и общественного. Мыслители новой буржуазной Англии как бы реабилитируют «естественного человека», высказываясь против принуждения и в политической, и в религиозной области. Англия является родиной деизма, тое есть-рационалистической веры в «верховное существо», правящее миром, сообразно созданным им «естественным» – физическим и нравственным – законам. Идея «естественного человека» в просветительском ее понимании лежит в основе философии Джона Локка (1632–1704)– первого крупного мыслителя новой буржуазной Англии. Политические взгляды Локка изложены им в «Двух трактатах о правительстве», написанных под влиянием Гоббса и в то же время в полемике с ним. Подобно Гоббсу, Локк в своей теории государства исходит из того, что современному обществу предшествовало естественное состояние и что объединение людей в общественные союзы возникло в результате их добровольного соглашения – общественного договора. Локк в основу своей теории государства кладет принцип политического суверенитета народа, признавая за ним право сменять государственную власть, если она нарушает общественный договор и посягает на естественные права человека – личную свободу и собственность. Политическая теория Локка оказала огромное революционное воздействие на общественную мысль европейского континента. Она получила дальнейшее развитие у Руссо и отразилась в законодательстве Французской буржуазной революции. В XVIII в. возникла классическая английская политическая экономия. Крупнейшим ее представителем был Адам Смит (1723–1790). Экономическое учение Смита развивается в общем русле идей английского Просвещения. В обществе свободной конкуренции А. Смит видит порядок, как бы установленный самой природой. Он верит в возможность примирения всех частных интересов и выступает против всякого вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Представителями радикально-демократического направления в английском Просвещении были Томас Пен, Прайс, Пристли и особенно Годвин, являвшийся для своего времени наиболее последовательным противником английского общественного строя. В своем труде «О политической справедливости» Уильям Годвин (1756–1836) рассматривает государственную власть лишь как неизбежное зло, которое должно исчезнуть в результате «умственного и нравственного прогресса». Единственно допустимой формой государства, по Годвину, является демократия, обеспечивающая полное равенство всех граждан перед законом. Обострение общественных противоречий во второй половине XVIII в. вызвало появление в английском Просвещении нового литературного направления – сентиментализма. Его характерной чертой является обращение к чувству как высшему началу жизни. В сентиментализме отразились первые сомнения в разумности нового строя жизни. Ранним проявлением этих настроений в английской литературе была кладбищенская поэзия Томсона, Грея, Юнга, Крабба. Особое место в английской литературе эпохи Просвещения занимает крестьянская поэзия в творчестве шотландского народного поэта Роберта Бернса (1759–1796), который прославлял труд крестьянина, осуждал религиозный фанатизм, власть денег и пороки сословного общества.iv ЗАКЛЮЧЕНИЕ «Просвещение — это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине»v,- так ответил Кант в 1784 году на вопрос о том,что такое просвещение. Человеку достаточно обратиться к своему разуму и жить своим умом, чтобы стать просвещенным, однако леность и трусость, боязнь ответственности мешают ему выйти из-под власти «опекунов». Революция не может способствовать просвещению, поскольку, устраняя отдельных недобросовестных «опекунов»-угнетателей, она не освобождает человека от его предрассудков и власти толпы. Освобождение всегда есть следствие личной смелости, выраженной в публичном использовании собственного разума. Поэтому при благотворном посредничестве просвещенного монарха, который «позволит подданным публично пользоваться своим разумом, и открыто излагать свои мысли», будет открыт путь к подлинному становлению человека как свободного и достойного гражданина. Хотя многие реформы, задуманные во второй половине XVIII века, остались нереализованными или незавершенными, они способствовали важным переменам в жизни европейского человека. Повсюду, где просвещенные правители следовали веяниям века, вступая на путь реформирования старого порядка, открывались возможности для развития новых общественных сил. Отмена или упрощение цензуры, свобода печати, создание широкой системы образования - все это способствовало становлению светской читающей публики и публичной сферы, где формируется новое явление - общественное мнение. Как отмечал Эммануил Кант, просвещенный монарх, позволив реализовать естественную для человека «склонность и потребность к свободе мысли», способствует тому, что «народ становится постепенно более способным к свободе действий». Вероятно, именно эти реформы просвещенных монархов оказали самое долгосрочное воздействие на развитие западноевропейского общества. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Каменский А. Б. Просвещение и власть // Всемирная история. Т. 4: Мир в XVIII в. / Отв. ред. С. Я. Карп. М., 2013. С. 104–132. Интернет– источники 2.https://sci.house/istoriya-vsemirnaya-scibook/istoriya-uchebnoe-posobie-standart-tretego.htmlФортунатов В. В.. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.,2012. — 464 c.: ил.. 2012- параграф 4. Справочники, ссылки i 3.https://ru.wikipedia.org/wiki/Абсолютизм_(значения) ii 4. https://cyberpedia.su/19x257c.html iii 5. https://wiki2.wiki/wiki/Scottish_Enlightenment iv 6. https://history.wikireading.ru/278240 v |