Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Список литературы

  • 34 исторические науки роль трудов учёныхмыслителей востока в духовном возрождении общества


    Скачать 0.54 Mb.
    Название34 исторические науки роль трудов учёныхмыслителей востока в духовном возрождении общества
    Дата06.02.2022
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаrol-trudov-uchyonyh-mysliteley-vostoka-v-duhovnom-vozrozhdenii-o.pdf
    ТипСтатья
    #353233

    34
    ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
    РОЛЬ ТРУДОВ УЧЁНЫХ-МЫСЛИТЕЛЕЙ ВОСТОКА
    В ДУХОВНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ ОБЩЕСТВА
    Тишабаева Л.А.
    Тишабаева Л.А. РОЛЬ ТРУДОВ УЧЁНЫХ-МЫСЛИТЕЛЕЙ ВОСТОКА В ДУХОВНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ ОБЩЕСТВА
    Тишабаева Лола Арифовна - старший преподаватель,
    кафедраистории Узбекистана,
    Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
    Аннотация: статья поднимает проблемы воспитания современной молодёжи в духе
    патриотизма на основе национальных традиций. В данной статье раскрывается
    значение изучения истории Узбекистана в воспитании молодежи в духе идеологии
    национальной независимости. Идеи гуманизма издавна питали отечественную
    педагогическую культуру, становясь историко-культурной традицией. В развитии
    этих идей выдающуюся роль сыграли научные труды ученых и мыслителей
    средневекового Востока.
    Ключевые слова: история Узбекистана, учёные Востока, духовное наследие и культура,
    нравственное воспитание, подрастающее поколение.
    История с греч. означает рассказ о прошедшем, повествование о том, что узнано и исследовано. Историческая наука изучает прошлое человечества во всем его многообразии и конкретности, которое познается с целью понимания настоящего и определения целесообразного будущего. История как наука изучает закономерности общественного развития в определенных временных рамках и пространства.
    Общественное развитие идет по спирали, каждый завиток которой имеет свою форму свое социальное, экономическое, политическое значение и вид. В каждом завитке спираль имеет свою основу (стержень), они меняют только свою форму. Одной из актуальных проблем, стоящих перед народом Узбекистана, является задача воспитания молодежи в духе идеологии национальной независимости. Ее решение невозможно без обращения к богатейшей истории нашей страны. Определяющее место при изучении истории Узбекистана занимают произведения Первого
    Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, имеющие методологическое значение. Среди них необходимо назвать работу «Без исторической памяти нет будущего». Она нацеливает нас на глубокое всестороннее исследование исторического процесса, определяет приоритетные направления его изучения.
    Сегодня одними из основных задач, требующими глубокого первоочередного освещения на основе изучения древних источников, археологических памятников, являются история государственности, проблемы этногенеза и др. Автор предлагает историкам вернуться к глубокому изучению источников и на их базе критически пересмотреть подходы к описанию исторического процесса. Требованием сегодняшнего дня становится, таким образом, изучение студентами таких источников как «Авеста», «Кутадгу билик» и др. Историческая наука опирается на широкий круг источников. К историческим источникам относится все то, что непосредственно отражает исторический процесс. Среди них выделим вещественные, письменные, этнографические, лингвистические, устные, кино-фото-фономатериалы. В процессе обучения мы неоднократно будем обращаться к источникам, прикасаясь к живому роднику истории, становясь мудрее, нравственнее [1]. Образование представляет собой социальный институт, непосредственно разрабатывающий, закрепляющий и реализующий нормы человеческой культуры и через них – определенную систему отношений педагога с учеником. Вот почему так важно четко определить исторические корни этого процесса. Суверенное узбекское общество после приобретения независимости идёт по пути строительства демократического,

    35 правового государства. В этих условиях стремительно растет национальное самосознание и тяга к своим идейным истокам. В связи, с чем возникла возможность взглянуть по-новому на национальное, духовное наследие и культуру, образование и воспитание. История – память народа, черпая из неё мудрость, она получает новую силу для социального развития и продвижения в будущее. В этом отношении особый интерес вызывает наследие представителей восточных мыслителей как Абу Наср Фараби, Бируни, ибн Сина, Хусайна Воиза Кошифи, Алишер Навои и др [2]. Разработанные мыслителями основные принципы воспитания и обучения являются мощным стимулом в формировании национальной культуры, совершенствовании школьного образования и воспитания Очевиден тот факт, что формирование сознания подрастающего поколения без учета национального и культурного наследия народа может оказать обратное влияние на этот процесс. Изучение политических и педагогических наследия Абу Наср Фараби,
    Бируни, ибн Сина, Хусайна Воиза Кошифи, Алишер Навои проливает свет на многие стороны воспитания и обучения средневекового восточного общества. Ученые Востока в своих произведениях раскрывают внутренний мир человека и дают важные рекомендации по образованию и воспитанию. Характерной чертой системы педагогических взглядов этих мыслителей было особое внимание к гармоническому развитию личности. Изучению широкого спектра вопросов, связанных с гармонией души и тела в процессе развития личности, посвятили свои работы мыслители, обладавшие подлинно энциклопедическими знаниями. Вторым учителем после Аристотеля современники называли блистательного ученого и философа Абу Насра ибн Мухаммеда аль-Фараби
    (870-950). Ему принадлежали блестящие комментарии к трудам Аристотеля, им детально разрабатывались проблемы умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания молодежи, проблемы педагогического труда, которые тесными нитями переплетались с его философскими воззрениями. Вопросы нравственно-эстетического развития человека аль-Фараби рассматривал, связывая музыкальное искусство и науку о воспитании. Он полагал, что в формировании личности очень важно развивать способности, интеллект, моральные качества, поощрять стремление к творчеству.
    «Человек стремится всем своим существом к счастью, к прекрасному и достигает счастья только тогда, когда ему присуще прекрасное и он способен к сохранению этого прекрасного». По мнению учёных востока, человек благодаря своему разуму укрепляет свои нравственные позиции в обществе. Условием успешной деятельности человека, по их мнению, является нравственное совершенствование каждого индивидуума, простого народа, что способствует развитию и процветанию общества. Одним из эффективных требований по формированию умственного и нравственного воспитания, является приобщение подростков и молодёжи к книгам, к различным произведениям мыслителей, писателей и учёных. Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что именно история Отечества, играя важную роль в духовном возрождении общества, имеет огромное значение в воспитании и формировании полноценной, всесторонне развитой личности. Ретроспективный анализ истории педагогической мысли на Востоке показывает, что самоценность человека, восхождение к ценностям, формируемым в детстве, бережное отношение к детям являются неотъемлемой частью историко- культурной педагогической традиции. Изучение, осмысление исторического развития культурно-педагогической традиции помогает глубже осознать проблемы современности.
    Список литературы
    1. Каримов И.А. Без исторической памяти нет будущего. Ташкент, 1998.
    2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://superinf.ru/view_article/ (дата обращения: 02.10.2018).


    написать администратору сайта