Ибн Сина. Абу Али Хусайн ибн Абд Аллах Ибн Сина
Скачать 37.83 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАРАГАНДИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Е.А.БУКЕТОВА ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ Р Е Ф Е Р А Т По дисциплине: История Арабо-мусульманской философии На тему: Абу ‘Али Хусайн ибн ‘Абд Аллах Ибн Сина (Авиценна) Выполнил: Хайроллаев Ельдияр Студент 2 курса Группа Ф-22 Преподаватель: Жармакина Фарида Мухтаровна Караганда, 2021 Содержание Введение………………………………………………...3 Биография……………………………………………… 3-5 Философские взгляды…………………………………. 5-10 Наследие……………………………………………….. 10-11 Критика…………………………………………………. 11 Память………………………………………………….. 12-13 Заключение…………………………………………….. 13-14 Использованная литература……………………………15 Введение Расцвету схоластики в Западной европе в 13 веке предшествовало прогрессивное развитие арабской, среднеазиатской и еврейской филосоии. Поворотным пунктом в развитии в философии стало освоение учения Аристотеля в соответствии с новыми историческими задачами и достижениями науки, в особенности математики, астрономии и медицины.Золотой век ислама пришелся на период Средневековья. Европа была полностью погружена в религиозный догматизм и недалеко продвинулась в области философии. В исламском же мире она процветала в основном благодаря трудам Авиценны. Авиценна считается одной из самых значительных фигур этого исторического периода, и именно он познакомил исламский мир с работами Аристотеля, а также идеями неоплатонизма. Целью нашего исследования станет “Князь философов”. Целью моего реферата станет изучение биографии, философских идеи, и наследие такой личности как Авиценна . Трудно перечислить все таланты великого человека. Можно сказать что природа явила нам выдающегося человека в лице иранского философа. И все же многие страны считают его своим достоянием из них можно перечислить Туркестан, Узбекистан и Турция. Но его присутствие ощущается и в культуре Европы уже с 12 века о нем шла молва. Авиценна является человеком всемирной известности, и остается таким по сей день. О нем написаны огромные тома книг а ученые и по сей день пользуются его мыслями, обычные люди же учатся его мудрости. Он оказал огромное влияние на классическую литературу перечисленных мною стран. Одной из знаменитых его повестью была повесть «Живой сын Бодрствующего». Некоторые ученые считают что именно его повесть была двигателем на создание Данте его Божественной комедии. Биография Абу ‘Али Хусайн ибн ‘Абд Аллах Ибн Сина родился в селении Афшана, в окрестностях Бухары, в месяце сафаре 370/августе 980 г. (при переводе его трудов на латынь в XII в. Испанское произношение его имени «Абен» или «Авен Сина» превратилось в Авиценну, под этим именем он и известен на Западе ). Его отец был крупным чиновником в бюрократическома аппарате Саманидов. Благодаря автобиографии Авиценны, дополненной его „fаmulus” и преданным учеником Джузджани, нам известны наиболее важные вехи его жизни. В детстве он был не по годам развитым ребенком. Его образование было энциклопедическим, включавшим в себя грамматику и геометрию, физику и медицину, юриспруденцию и богословие. Авторитет Ибн Сины был столь высок, что в возрасте 17 лет он был приглашен саманидским эмиром Нухом ибн Мансуром в качестве врача и успешно вылечил его. При чтении «Метафизики»Аристотеля он столкнулся с непреодолимыми трудностями; он сорок раз перечитывая ее ничего не мог понять. «Шоры упали с его глаз» после прочтения одного из трактатов Фараби, который случайно попался ему. Он с удовольствием написал об этом своем открытии. К 18 годам он получил представление практически обо всех науках, ему лишь оставалось углублять свои знания в них. После смерти отца Ибн Сина начал путешествовать по Хорасану, однако этот среднеазиатский иранец так и не выехал за границы иранского мира. Сначала он жил в Гургане (на юго-восточном побережье Каспийского моря), где дружба эмиром Абу Мухаммадом Ширази позволила ему начать преподавать и приступить к созданию своего медицинского «Канона» (Канун), который служит основой для изучения медицины на Востоке до наших дней, а на Западе служил таковой в течение нескольких веков. После пребывания в Рее (городе, часто упоминаемом в данной книге, в нескольких километрах от современного Тегерана), Где философ находился на службе у правительницы-регентни Саййиды и ее юного сына Маджд ул-Давла, Авиценна переехал в Казвин, а затем в Хамадан (на западе Ирана). Вначале хамаданский правитель Шамс ал-Давла который предложил ему должность визиря, однако философ столкнулся со значительными трудностями в своих отношениях с военными и отказался от должности. Когда правитель, которого он лечил, во второй раз настойчиво предложил его занять эту должность, он согласился. Ученик Ибн Сины, Джузджани именно в это время попросил учителя прокомментировать работы Аристотеля. В Хамадане был осуществлен впечатляющий план работы. Поскольку день был полностью и «Всеобъемлющая книга по медицине». Однако эти труды страдали общими недостатками. Изложенные в них сведения не были в достаточной степени систематизированы, результаты наблюдений переплетались с явным вымыслом, рекомендации дополняли посвящены политическим делам, то серьезным занятиям он посвящал ночь. Джузджани вычитывал листы физики «Шифа» («Книга излечения», большая сумма философии), другой его ученик вычитывал «Канун» (медицина). Работа длилась допоздна, потом следовал небольшой отдых: беседа на свободные темы, немного вина, музицирование. После смерти правителя Хамадана Авиценна начал секретную переписку с исфаханским эмиром “Ала ал-Давла; эта опрометчивость стоила ему тюремного заключения, во время которого он сочинил первую из своих мистических повестей «Повесть Хаййа ибн Йакзана». Сумев освободиться, он достиг Исфахана, где стал приближенным местного эмира, и вновь вместе со своей «командой» стал вести прежний, изнуряющий образ жизни, как в Хамадане. В 421/1030 г. (за семь лет до смерти Авиценны) сын Махмуда Газнави Массуд захватил Исфахан. Вещи шейха были разграблены. Исчезла также огромная энциклопедия, названная им «Китаб ал-инсаф» («Книга беспристрастных суждений», 28 000 вопросов в двадцати томах), где он сопоставлял трудности, возникающие при прочтении философов, со своей собственной философией, обозначенной им как «восточная философия» (хикмат машрикийа). От нее остались лишь несколько фрагментов (либо сохранившихся после разграбления, либо восстановленных автором). Среди них – часть комментария к «Книге Теологии», приписываемой Аристотелю, комментарий к «Книге Лямбда Метафизики», заметки на полях книги 40 душе» и, возможно, «тетради», известные под названием «Логика восточных философов». Сопровождая своего эмира в походе на Хамадан, Авиценна тяжело заболел и, несмотря на весьма энергичное самолечение, умер в расцвете сил в возрасте 57 лет в 428/1037 г. Вблизи Хамадана. Он умер весьма поучительной смертью, как благочестивый мусульманин. Во время торжественного празднования тысячелетия со дня его рождения в апреле 1954 г. (с небольшим опозданием, ведь 1370 г.х. соответствует 1950 г. Христианского летоисчисления) на его могиле в Хамадане заботами «Общества национальных памятников Ирана» был сооружен красивый мавзолей. При жизни Ибн-Сины большой известностью пользовался обширный труд основателя и руководителя госпиталя в Багдаде Али ибн-Аббаса под названием «Царская книга». Одним из непосредственных предшественников «Канона» был 30-ти томный труд Абу Баккара-ар-Разись мистическими истолкованиями. Построение книг было очень нечетким, а изложение настолько сложным, что пользоваться ими мог только достаточно опытный врач. Ибн-Сина, работая над книгой, поставил перед собой задачу избежать ошибок своих предшественников и справился с ней, создав один из крупнейших в истории медицины энциклопедических трудов – “Канон врачебной науки”. «Канон врачебной науки» - одна из самых знаменитых книг в истории медицины. По существу – это целая медицинская энциклопедия, в которой предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Этот капитальный труд, включающий в себя около 200 печатных листов, уже в двенадцатом веке был переведен с арабского языка на латинский и разошелся во множестве рукописей. Латинский текст «Канона врачебной науки» был издан впервые в 1473 году, а арабский – в 1543 году. Точная дата завершения работы над «Каноном» не установлена. Предположительно это 1020 год. «Канон врачебной науки» состоит из пяти книг. Все медицинские знания, которые накопили к тому времени люди, вмещают эти книги. Философские взгляды Как философ Ибн Сина принадлежал к направлению «фалсафы», восточного перипатетизма. Много сделал для выработки философского словаря на арабском и персидском языках. Отстаивая и развивая философскую систему Аристотеля, Ибн Сина уделял в своих трудах значительное внимание логике, учению о причинности, первой причине, материи и форме, познании, категориях, принципах организации мысли и знания. В учении Ибн Сины постоянно присутствуют два подхода в описании мира: физический и метафизический. Когда он рассуждает как «физик», то рисует картину сущего в категориях движения, пространства, времени, естественного детерминизма, располагает сущее в порядке от простого к сложному, от неживого к живому и заканчивает наиболее сложным организмом, наделенным разумом, – человеком. В этой картине разум рассматривается как тесно связанный с телом, с материей: «Души возникают тогда, когда возникает телесная материя, годная для того, чтобы ею пользовалась душа» (Книга о душе). Эта материя – мозг, разным отделам которого соответствуют разные психические процессы. «Хранилище общего чувства есть сила представления, и она расположена в передней части мозга. Вот почему, когда эта часть повреждена, сфера представления нарушается. Хранилищем того, что воспринимает идею, является сила, называемая памятью, и она расположена в задней части мозга. Средняя часть мозга создана в качестве места силы воображения». Рассматривая разные психические состояния и явления: сон, сновидения, способность внушения, предсказания, пророчества, размышляя о таинствах и чудесах, Ибн Сина призывал «раскрыть причину всего этого, исходя из законов природы». Когда же Ибн Сина рассуждал как метафизик, то строил картину мира, начинающуюся с предельных, наиболее общих понятий: первичной, непосредственно данной идеи бытия и понятия Единого (Бога), дающего в наиболее общем виде представление о существующем и выражающего монистический взгляд на сущее в целом. «Первое не имеет ни подобия, ни противоположности, ни рода, ни видового отличия, ни определения. Нельзя указать на него, кроме как при помощи гносиса (Указания и наставления).» Концепция строго упорядоченного мира, подчиненного законам детерминизма, является одним из центральных пунктов философии Авиценны. Ряд причинной зависимости, восходящих одна к другой порождающих причин заканчивается первой причиной, которая, являясь активным началом (воля), высвобождает свою потенциальность, в результате чего, опосредованный рядом ступеней, возникает множественный тварный мир. Решая проблему не только действительности мира, но и его независимости от Творца, Ибн Сина главное внимание уделял теме возможного и необходимого. Основная идея арабоязычных перипатетиков – идея мира, в возможности уже содержащегося в Едином и в силу этого совечного Творцу. Придерживаясь перипатетической традиции в учении о причинности, Ибн Сина отказался от жесткого детерминизма: существование возможносущего не является необходимым само по себе и становится таковым в результате изменения воли необходимосущего как Первой причины, дающей начало последующему ряду сущих и делающей их необходимыми. Первое, Первоначало – это единственное, что изначально необходимо само по себе. Все остальное является производным от него и потому лишь возможным. Но поскольку имеется причина, реализующая возможность, последняя становится в свою очередь необходимостью и как таковая – необходимой причиной следующего порождения. Таким образом, Первая причина является только первым толчком, в дальнейшем мире сущего определяется причинной зависимостью внутри него самого. Другим важным пунктом философии Ибн Сины является учение о душе. Отмечая непременную связь разума с телесной материей, Ибн Сина, в отличие от Аристотеля, интересовался разумом также и как особой, нетелесной субстанцией, которая, существуя в теле, отлична от него и доминирует над ним; она не просто форма, существующая в телесном субстрате, она не присоединяется к телу, а (в терминологии перипатетизма) создает человеческое тело как творец, является причиной тела. «Потенциальный» разум благодаря обучению, овладению знаниями становится «актуальным». Достигая высшей ступени, постигая абстрактные формы, приобретая силу «активного» интеллекта, он становится «приобретенным».На этой ступени работа разума может уже не зависеть от внешних впечатлений и даже состояния тела; мышлению о мышлении связь с телом, с материей скорее мешает. Такой разум не нуждается в изучении умопостигаемых сущих – он постигает их непосредственно, интуитивно. «В приобретенном разуме человеческая потенция уже уподобляется первым началам всего сущего» (О душе). Человек – свободное, суверенное существо. Его разум не только восприемник внешних впечатлений, но и целенаправленный субъект, проецирующий идеи. Независимость разума от тела Ибн Сина доказывал его неделимостью, а также способностью к деятельности и даже ее усилением при ослаблении деятельности тела, чувств и пр. Ярким аргументом в пользу нетелесности разума является описанный Ибн Синой интроспективный опыт, образ так называемого «парящего человека». «Если представить, что твоя сущность сразу создана со здравым разумом и совершенной формой, и допустить, что ее части скрыты от взора и члены не соприкасаются, а отделены друг от друга и висят некоторое время в открытом воздухе, то тогда ты найдешь, что она забывает обо всем, кроме утверждения своей индивидуальности», состоящей в разуме (Указания и наставления). В этом переживании человек сознает, что «я есть я, даже если я не знаю, что у меня есть рука, нога или какой-либо иной орган», «я оставался бы я, даже если бы их не было» (О душе). В качестве нетелесной душа бессмертна, в качестве внутрителесной – индивидуальна, и притом навечно (концепция индивидуального бессмертия). Соответственно и знание человека о самом себе (интроспекция) неустранимо индивидуально. На такое понимание Ибн Синой разума и форм познания оказал влияние суфизм и личный опыт «тариката» (суфийского пути к Богу). Это нашло отражение и в его чисто «суфийских» сочинениях: Трактат о Хайе, сыне Якзана, Послание о птицах, Салман и Абсаль и др. Метафизика Авиценны: сущность и существование Авиценна утверждал, что сущность (Mahiat) независима от существования (Wujud), вечна и неизменна. По Авиценне, сущность первична по отношению к существованию, а последнее носит случайный характер. Следовательно, всё начинает существовать по воле сущности. Эта концепция похожа на теорию идей Платона (у всех вещей есть сверхчувственные причины, источник их реальности в этом мире – идеи; даже когда сами вещи перестают существовать, их прообразы остаются). При этом Авиценна утверждал, что Аллах (первая реальность) единственное, чему не предшествовала сущность; необходимое сущее, которое человек не может определить. Если человек попытается определить Аллаха, возникнет противоречие. Например, если бы человек сказал: «Аллах прекрасен», это также означало бы: «Аллах не уродлив». Но это невозможно, потому что всё происходит от Аллаха. Логика Авиценна, как истинный мусульманин, верил, что логику и разум можно использовать для доказательства существования Бога. Очень часто он применял положения логики в интерпретации Корана. Авиценна утверждал, что логику можно использовать для оценки концепций, полученных на основании четырех способностей разума: оценки (wahm), запоминания (al-khayal), чувственного восприятия (al-hiss al-mushtarak) и воображения (al-mutakhayyila). Воображение очень важно, поскольку позволяет человеку сравнивать новые явления и концепции с уже существующими. Авиценна также считал, что логику можно использовать, чтобы приобретать новые знания, делать заключения, оценивать истинность утверждения, а также делиться знаниями с другими. Он верил: чтобы добиться спасения души, человек должен получать знания и совершенствовать ум. Эпистемология и теория десяти интеллектов В теории создания, предложенной Авиценной, многое позаимствовано из теории другого известного исламского философа аль-Фараби (872–950). Согласно ей, за Первым интеллектом последовало создание мира. Из него исходит в эманации Второй интеллект. Когда тот занимается созерцанием своего происхождения от Бога, возникает Первый дух, который затем создает Вселенную, известную как Сфера сфер. Когда Сфера сфер созерцает, что она обладает потенциалом к существованию, она создает материю. Эта материя наполняет Вселенную и создает Сферу планет. Из этого тройного созерцания возникают ранние этапы существования. Постепенно создаются две небесные иерархии как результат продолжения интеллектов: Низшая (которую Авиценна называет «Ангелы великолепия») и Высшая – херувимы. По Авиценне, ангелы, отвечающие за пророческие видения у людей, лишены сенситивного восприятия. При этом они обладают воображением, и оно позволяет им желать получить тот интеллект, из которого они произошли. Стремление ангелов воссоединиться со своим интеллектом создает вечное движение на небесах. Следующие семь интеллектов и созданные ими ангелы соответствуют разным небесным телам в Сфере планет. Это Юпитер, Марс, Сатурн, Венера, Меркурий, Солнце и Луна (которая ассоциируется с архангелом Гавриилом, или просто Ангелом). Человек возник из девятого интеллекта (поэтому он обладает сенсорными функциями, отсутствующими у ангелов). Авиценна утверждает, что десятый интеллект – интеллект человека. Сам по себе человеческий разум не способен к абстрактному мышлению. Человек обладает лишь потенциалом интеллекта, а реализоваться он может только через просвещение от Ангела. Степень просвещения может быть разной: например, пророки обладают рациональным интеллектом, воображением и способностью передавать информацию другим людям, а степень просвещения других людей достаточна для того, чтобы обучать, писать, делиться информацией и издавать законы. У третьих степень просвещения еще меньше. По сути, Авиценна утверждает, что человечество обладает коллективным разумом. Наследие Научное наследие Ибн-Сины огромно. Им было написано более двухсот сочинений, часть которых до нас не дошла. Еще при жизни Ибн-Сины были потеряны написанные им двадцатитомная философская энциклопедия «Справедливость» и произведение под названием «Восточная философия», в которых наиболее подробно излагались его философские взгляды. Огромный научный интерес представляют «Книга исцеления», «Книга спасения», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания» и многие другие. «Книга исцеления» — эта, можно сказать, энциклопедия философских наук насчитывает 18 томов. Она состоит из четырех разделов (логика, физика, метафизика и математика). «Книга исцеления» целиком дошла до наших дней, хотя полностью не переведена ни на один язык. «Книга спасения» содержит три части (логика, физика и метафизика) и является сокращенным изложением «Книги исцеления». В «Книге знания» излагаются логика, метафизика и физика. Из других философских произведений Ибн-Сины можно упомянуть сочинения «О разделении наук», «Получаемое и достигаемое» (в 20 томах), «Хай ибн-Якзан» и многие другие произведения по логике, психологии, этике и политике. Большой популярностью как на Востоке, так и на Западе пользовался его капитальный «Канон медицины», переведенный на латинский язык уже в XII в. После изобретения книгопечатания он был опубликован в Европе в 1433 г. В Венеции. «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») – произведение, в котором подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца. «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»). «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») – самый короткий трактат Ибн Сины. «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»). «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»). «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»). «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») – описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений. «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») – описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда. «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»). «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»). «Рисола-йи жудия» - описывается лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны. Критика Вокруг философских взглядов Авиценны велась острая борьба между сторонниками и противниками его идей. Суфии резко выступали против рационализма Ибн Сины, ставя его философии в вину то, что она не даёт возможности человеку приблизиться к Богу. Тем не менее многие из суфиев переняли философский метод Авиценны и его идею об эволюционном характере ступеней эманации по линии восхождения. Мухаммад Аль-Газали в своей известной книге «Опровержение философов» пытался опровергнуть философию Ибн Сины во всех аспектах. Выступал против учения об изначальности и вечности мира и его атрибутов, поскольку это, по мнению Аль-Газали, приводит к дуализму, который противоречит монотеизму ислама. Аль-Газали отвергает также принцип эманации, согласно которому Бог творит мир не по собственной воле, а в силу естественной необходимости. Не разделял он также выдвинутых Ибн Синой идей о причинности и невозможность телесного воскресения. Позже линию Аль-Газали продолжили мыслители XII века Мухаммад Шахрастани в своём труде «Китаб аль-Мусараа» и Фахруддин Рази. С защитой идей восточного перипатетизма в XII веке выступил Ибн Рушд в своей книге «Опровержение опровержения». Впоследствии взгляды Ибн Сины защищал Насир ад-Дин ат-Туси. Память В 1980 году в Узбекской ССР отмечалось 1000-летие со дня рождения Ибн Сины и был издан «Канон врачебной науки» в 5 томах. 4 июля 2006 года постановлением правительства Таджикистана пик Ленина был переименован в пик имени Абу Али ибн Сины. В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния. В Таджикистане в честь Авиценны названы Таджикский государственный медицинский университет и горная вершина, ранее носившая название «пик Ленина». В Душанбе в его честь названа площадь и установлен памятник работы азербайджанского скульптора Омара Эльдарова. В июне 2009 года Иран подарил отделу Организации Объединённых Наций в Вене (Австрия) Павильон персидских учёных, размещённый на центральной площади Мемориала Венского международного центра. Павильон персидских учёных включает в себя статуи четырёх известных учёных: Авиценны, Бируни, Закарии Рази (Рейз), Омара Хайяма. В селе Афшана в Узбекистане существует музей Авиценны. В Бухаре в 1990 году открыт медицинский институт, названный в честь Абу Али ибн Сина. В Риге, в парке больничного комплекса Гайльэзерс, в 2006 году был открыт памятник Абу Али ибн Сины работы скульптора Джалалиддина Миртаджиева. Именем Ибн Сины назван астероид Авиценна, открытый 26 сентября 1973 года советским и российским астрономом Людмилой Ивановной Черных. В честь Ибн Сины назван кратер на Луне. В честь Ибн Сины названа программа Авиценна (Avicenna), созданная IBM для автоматического исследования кардиограмм и рентгеновских снимков молочной железы. В Ташкенте именем Авиценны названы два жилых массива — Ибн-Сина −1 и Ибн-Сина-2. Именем Ибн Сины названы улицы: в Самарканде, Бухаре,Усть-Каменогорске,Учкургане (Узбекистан), Донецке,и в Ташкенте. В художественной литературе «Абугалисина» (тат. Әбүгалисина) — повесть-сказка об Ибн Сине на татарском языке Каюма Насыри. Ной Гордон в своём романе «The Physician» (1988), рассказывает историю молодого англичанина, обучающегося медицине, который выдаёт себя за еврея, чтобы учиться врачебному искусству у самого Ибн Сины, великого мастера своего времени. В 2011 году испанский писатель Эсекьель Теодоро опубликовал роман «Рукопись Авиценны» («El Manuscrito de Avicena»), который воссоздаёт некоторые моменты из жизни персидского врача. В кинематографе Фильм «Авиценна» (1956), режиссёр К. Я. Ярматов. Фильм «Юность Гения» (1982), снятый киностудиями Узбекфильм и Таджикфильм, посвящён детским и юношеским годам Авиценны. Режиссёр фильма Эльёр Ишмухамедов. Иранский телесериал «Авиценна» («Bu-Ali Sina») 1987 года повествует о жизни учёного с детства до самой смерти. В 2013 году вышел фильм Филиппа Штёльцля[de] «Лекарь: Ученик Авиценны» («The Physician») по книге Н. Гордона. Заключение Ибн Сина является величайшей фигурой в мировой истории, и его творчеству посвящены сотни фундаментальных научных исследований, статей и монографий. Его наследие столь обширно и многогранно, что является практически неисчерпаемым. Оно охватывает почти все области науки: философскую, естественнонаучную, медицинскую социально-политическую и др. Настоящая работа посвящена анализу антропологических воззрений в творчестве Ибн Сины. Актуальность исследования данной темы обусловлена тем обстоятельством, что динамическое развитие науки и техники на рубеже второго и третьего тысячелетий породило ряд проблем, угрожающих существованию человека как биологического вида и способствующих его вырождению. Философская мысль должна искать ответы на эти вопросы не только исходя из настоящего, но и опираясь на мудрость и жизненный опыт минувших эпох. Творчество Ибн Сины, особенно его антропологическое учение, как раз и способствует нахождению ответов на вопросы, возникающие в процессе познания некоторых аспектов природы и сущности человека, и частично на глобальные вызовы современного мира, ибо в нем ставятся и решаются вечные вопросы бытия человека. Проблемы природы, происхождения и сущности человека, а также смысла его жизни и совершенствования являются важнейшими антропологическими проблемами, поскольку они затрагивают бытийные основы его существования. Феномен человека предстает и в наши дни не только как многоплановая и, можно сказать, неисчерпаемая научная проблема, но и как актуальная практическая задача, связанная с сохранением человеческого рода на Земле, дальнейшим его существованием и развитием. Следует констатировать, что ряд выдвинутых Ибн Синой научных положений и концепций о сущности и природе человека, его биологических, физиологических, психологических и познавательных возможностях не утратили своего значения и в настоящее время. Они имеют не только теоретический, но и прикладной характер. Необходимо подчеркнуть, что некоторые из них на столетия вперед предвосхитили научные открытия ученых последующих эпох и поколений, как на Востоке, так и на Западе. В русле этого следует отметить актуальность тех идей Авиценны, которые лишь теперь осмысливаются и становятся объектом исследования современных наук. Например, представляют интерес практиковавшиеся Авиценной в медицине средства лечения страшной болезни всех времен и народов – раковой, онкологической болезни, перед которой зачастую пасует даже современная медицина. Гуманистическая направленность философского учения Ибн Сины выдержала испытание временем, поскольку в нём была попытка согласовать между собой два противостоящих мировоззренческих начала – разум и веру, философию и теологию, науку и религию. Актуальность этой проблемы в творчестве Авиценны отмечает известный французский учёный-авиценновед А.М.Гуашон: «В своём философском учении он (т.е. Авиценна. пытался согласовать разум и веру, что как раз составляло цель всей западной схоластики». Это противостояние двух «истин» не ограничивалось рамками теоретических споров или интеллектуальных «столкновений» различных философских и теологических школ и направлений. Разрешение этой коллизии, возведённое в ранг государственной политики, особенно в эпоху Средневековья, основывалось на силе и крови. «Авторитеты» теологии, как на Востоке, так и на Западе, подвергали гонению тех, кто осмеливался посягнуть на «святая святых» их религиозного сознания веру. Мировоззренческое противостояние между разумом и верой продолжилось и в последующие столетия, изменяя лишь форму и средства борьбы идеологических противников за умы и сердца людей. С такой же ненавистью к инакомыслию в XX веке «философский разум» марксизма под флагом воинствующего атеизма обрушился на религию и её ценности. Данная проблема является актуальной и в наши дни, когда радикально настроенные экстремистские группировки и фундаменталисты различного толка пытаются силой навязать обществу социальные порядки и «ценности» прошедших веков. Поэтому важным фактором, определяющим актуальность исследования философско-антропологического учения Ибн Сины, является то, что учение восточного мыслителя демонстрирует возможность совмещения и взаимообогащения двух идеологий и их мирного сосуществования в рамках единого монотеистического общества. В идее Авиценны о «двух истинах» вырисовываются контуры новой этики современности: рассматривающей мир сквозь призму общечеловеческих ценностей, гуманистических идеалов и толерантности во всех её проявлениях. Использованная литература А.А.Калдыров, У.Т.Саипов “Великие ученые-медики средневековья” https://studfile.net/preview/6188616/page:3/ А.В.Сагадеева // Избранные произведения мыслителей Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961, сс.219-260 https://ru.m.wikipedia.org › wiki Ибн Сина – Википедия Анри Корбен “История исламской философии” М.: Прогресс-Традиция, 2010.- 360 с. Перевод с французского А.А.Кузнецова Бертран Рассел “История Западной философии” Москва, издательство иностранной литературы 1959 |