Главная страница
Навигация по странице:

  • «АХМЕТ БАЙТУРСЫНОВ»

  • история реферат. Ахмет байтурсынов


    Скачать 28.34 Kb.
    НазваниеАхмет байтурсынов
    Дата30.09.2021
    Размер28.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория реферат.docx
    ТипБиография
    #239453

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    КАРАГАНДИНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра

    Истории Казахстана

    «АХМЕТ БАЙТУРСЫНОВ»

    Выполнил учащийся

    Группы ГД 21-2С

    Швецов Е.Е
    Руководитель

    Нурлегенова З. Н
    2021

    СОДЕРЖАНИЕ


    1 Биография

    3-3

    2 Общественная деятельность

    4-5

    3 Литературно-научная деятельность

    6-6

    Список используемой литературы

    7


    1 БИОГРАФИЯ
    Биография видного общественного деятеля Казахстана, выдающегося лингвиста и литературоведа началась в крестьянской семье в Тургайском уезде (Тосынская волость) в 1872 году.

    Первоначальное образование мальчик получил в родном ауле у мулл. Затем в 1886 году поступил в Тургайское училище, а после его окончания в 1891-м пошел учиться в учительскую семинарию просветителя Ибрая Алтынсарина в Оренбурге. Сразу после окончания семинарии в 1895 году Ахмет Байтурсынов стал работать учителем.

    Вот где преподавал Ахмет в те годы:

    Кустанайский уезд;

    Актюбинск;

    Каркаралинский уезд.

    Учительская деятельность в Кустанайском уезде стала судьбоносной для Байтурсынова. В то время он проживал у местного лесника, где познакомился с его дочерью — красавицей Александрой. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре решили пожениться. После заключения брака девушка взяла имя Бадрисафа Мухаметсадыковна Байтурсынова.

    Еще год после свадьбы молодожены жили в Кустанае. Затем семья переехала в Омск, а позже в Каркаралинск, где Байтурсыновы жили до 1909 года. Свои дети у пары так и не родились, но они воспитали 3-х приемных.

    В 1905 году А. Байтурсынов начал активную политическую деятельность, вошел в число авторов «Каркаралинской петиции», в которой наряду с другими требованиями декларировались такие запросы:

    не экспроприировать земли у казахского народа;

    учредить народные земства;

    остановить поток переселенцев.

    Спустя два года полиция впервые арестовала великого казахского просветителя за критику царского аппарата, а еще через два года он вторично попадает в заключение и проводит в семипалатинской тюрьме восемь месяцев.

    С приходом советской власти Байтурсынов вступает в ряды партии большевиков и продолжает в ее рядах отстаивать права собственного народа. В 1929 году его арестовывают уже соратники по партии. Казахский ученый и просветитель сидит в кызылординской тюрьме, а затем до 1934-го живет на поселении в Архангельской области.

    Но на воле он проводит не более трех лет: в 1937 году его вновь арестовывают, приговаривают к смерти как врага советского народа. Выдающийся казах был реабилитирован спустя 51 год после расстрела.

    2 ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Классовую несправедливость Ахмет Байтұрсынов увидел еще в детстве. Когда мальчику было 13 лет, он стал свидетелем жестокого погрома аула полицейскими, возглавляемыми полковником Яковлевым.

    Байтурсын Шошак-улы (отец Ахмета) и трое его старших сыновей не смогли стерпеть унижения — они избили жестокого полковника, за что были сосланы в Сибирь на долгих 15 лет. Это трагическое событие навсегда запечатлелось в памяти будущего просветителя.

    Политическая и общественная деятельность Байтурсынова начиналась так: Петиция, составленная Байтурсыновым вместе с соратниками в 1905-м, в которой царскому правительству выдвигались требования по признанию прав и свобод казахского народа, обернулась для него восьмимесячным тюремным заточением.

    Затем последовала ссылка в Оренбург. В этот период Байтурсынов познакомился с единомышленниками: его соратниками стали Алихан Букейханов и Мыржакып Дулатов.

    Вместе они организовали издание газеты «Казах» (1913‒1918), в которой освещали политические вопросы, а также занимались просвещением.

    Октябрьская революция, как казалось нашему герою, открывала перед казахами невиданные возможности:

    они могли стать хозяевами на собственной земле; выстроить собственное свободное государство, основанное на принципах социального равенства; развивать свою культуру и язык;

    строить собственную экономику.

    Эти идеи подвигли Байтурсынова и группу казахских активистов к созданию национальной партии «Алаш», а также к провозглашению казахского государства Алаш-Орды (1917).

    В 1920 году эта государственное образование переходит под контроль Советского Союза и ликвидируется новой властью. Родоначальники автономии были амнистированы, но уже через 10 лет в живых из них остались единицы.

    До того времени Ахмет был принят в партию. Казалось, что ему ничего не грозит. Он обращался с письменными предложениями к Ленину, занимал руководящие должности в административных органах. Однако такой статус Байтурсынова, как и многих национально сознательных интеллигентов того времени, не спас от маховика репрессий:

    Обвинение в распространении антисоветских идей, в подготовке вооруженного переворота в КазССР оборачивается для ученого арестом и смертным приговором.

    В камере смертников великий казахский просветитель провел три года.

    Затем смертный приговор заменили 10 годами тюрьмы, а годом позже власти отправили Байтурсынова в ссылку.

    По ходатайству Екатерины Пешковой — супруги Максима Горького — в 1934 году казахского общественного деятеля выпустили на свободу. После возвращения из ссылки семья Байтурсынова возвращается на родину и селится в Алма-Ате.

    В 1937 году он попал под второй виток политических преследований: в начале зимы казахского политика и ученого казнили.

    3 ЛИТЕРАТУРНО-НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Ахмет Байтурсынулы возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Байтурсынулы создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий.

    Арабское письмо при использовании его без обозначения гласных представляло определенные неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынулы предложил проект реформирования арабского алфавита. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой.

    В своей статье «Основные формы графической революции в турецких письменностях СССР» знаменитый лингвист, профессор САГИ Е. Д. Поливанов назвал этот проект «гениальным». «Нет сомнения, — писал Поливанов, — что если бы вопрос о казахском письме… мог бы решаться „вне времени и пространства“ — без необходимости считаться с графикой соседних народностей…, то казахская школа вполне могла бы удовлетвориться „орфографией“ 1924 года». Но проекту Байтурсынулы не суждено было сбыться, началась латинизация (1928) и кириллизация (1940) тюркских языков в СССР.

    Ахмет Байтурсынулы внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 годах. Байтурсынулы провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества.

    Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. Байтурсынулы принадлежат тезисы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные в 1926 году Ахмет Байтурсынулы написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие» (1912), «Пособие по языку» (1914), «Азбука» (1924), «Новая азбука» (1926—1928), и методическое пособие «Баяншы» (1926).

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1 «Календарь дат и событий Костанайской области», Костанайская областная универсальная научная библиотека им. Л. Н. Толстого, Информационно-библиографический отдел, 2010, стр. 29 — 34

    2 Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. – Астана. – 2017

    3 «Казахстан. Национальная энциклопедия» (1998—2007)


    написать администратору сайта