Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнил: ст. гр. ______ _______________________ Проверил: _____________ 2019

  • Мировоззрение

  • Проблемы мировозренческого самоопределения. Презентация 2.2 Проблемы мировозренческого самоопределения. Актуальность


    Скачать 0.55 Mb.
    НазваниеАктуальность
    АнкорПроблемы мировозренческого самоопределения
    Дата02.11.2019
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаПрезентация 2.2 Проблемы мировозренческого самоопределения.pptx
    ТипДокументы
    #93153

    Проблемы мировоззренческого самоопределения

    Выполнил: ст. гр. ______

    _______________________

    Проверил: _____________

    2019

    Актуальность

    • Мировоззрение современной российской молодежи обладает своими особенностями, потому что его формирование шло без активного идеологического вмешательства со стороны государства. Это позволяло молодежи расширить поле для самореализации и мировоззренческого самоопределения, но одновременно породило определенные трудности, связанные с необходимостью самостоятельной переоценки ценностей, осмысления опыта предшествующих поколений. Было сформировано собственное видение мира. В ходе изучения проблемы мы постарались выявить наиболее характерные тенденции и определяющие факторы формирования мировоззрения у личности в современных условиях развития.

    Задачи

    • Цель – выявить факторы, влияющие на формирование мировоззрения, определить основные мировоззренческие проблемы.

    Задачи:

    • Обосновать проблему мировоззренческого самоопределения
    • Рассмотреть мировоззрение исторических личностей, мнения авторов художественных произведений, мнения известных психологов.
    • К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся следующие:
    • - предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основе консенсуса их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности;
    • - преодоление возрастающего разрыва в уровнях экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, устранение во всем мире экономической отсталости, ликвидация голода, нищеты и неграмотности, в которые ввергнуты сейчас несколько сотен миллионов людей;
    • - обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами, как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, сырье и источники энергии;
    • - преодоление экологического кризиса, порождаемого катастрофическим по своим последствиям вторжением человека' в биосферу, сопровождающимся загрязнением окружающей природной среды — атмосферы, почвы, водных бассейнов — отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;
    • - прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва»), осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах, а также преодоление демографического кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости значительно ниже уровня, обеспечивающего простую смену поколений, что сопровождается резким постарением населения и угрожает этим странам депопуляцией;
    • - своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и рациональное, эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.
    • Мировоззрение формируется всей системой понятий и представлений, сложившихся в данном обществе и отражающих определенный способ жизни людей. На этой основе складывается определенное воззрение на мир.
    • Мировоззрение – общественное самосознание человека, в котором действительность отражается сквозь призму его (человека) целей и интересов.
    • Наиболее распространенными жизненными стратегиями являются:
    • • стремление «адаптироваться любой ценой». Оно побуждает человека менять место работы или учебы, осваивать престижные на сегодняшний день профессии, независимо от того, есть ли у него к этому склонности и способности;
    • • стратегия «игрока», который рассчитывает на везение, счастливую случайность, быстрый крупный выигрыш. Люди такого типа вкладывают деньги в сомнительные аферы, игра-ют на бирже или в казино, хотя успех отнюдь не гарантирован. Напротив, «игрок» может потерять все;
    • • «криминализация»: вполне законопослушные граждане, которые пытаются решить свои материальные проблемы или одержимы жаждой обогащения, вовлекаются в «теневые» и криминальные структуры, охватившие в последнее время весь мир;
    • • попытки «бегства» от общества. Люди, выбирающие эту стратегию, обычно критически относятся к обществу или просто не могут занять в нем подобающее место, а потому стремятся максимально изолироваться от внешнего мира и всех проблем. Эта задача решается разными способами. Например, в наши дни и на западе, и в России растет число людей, которые не желают работать и живут на дивиденды или на скудное пособие по безработице, мирясь с бедностью. А самыми крайними формами «бегства» являются алкоголизм и наркомания.

    В зависимости от решения (сознательного или стихийного) основного вопроса мировоззрения возможны два типа мировоззрения:

    • В одном случае мировоззрение духовно осознаётся людьми через перенесение на него явных и неявных качеств и форм человеческой жизни.
    • В другом случае люди осознают себя через природу, перенося на себя качества.
    • При этом в мировоззрении первого уровня следует различать (с точки зрения формы) мировоззрение, выраженное в несловесных образах ‒ в образах музыки, живописи, скульптуры и архитектуры ( если, разумеется, эти образы имеют глубокое мировоззренческое значение), мировоззрение, выраженное в словесных формах (литература).
    • Второй уровень мировоззрения (мировоззренческая часть выше часть идеальные настройки) ‒ всегда словесно-знаковый.

    Мировоззрение ‒ не просто большая, а то и кажущаяся исчерпывающей совокупность взглядов человека на окружающий его естественный и искусственный мир и на самого себя как творца искусственного мира, а такая совокупность образов и представлений или понятий и категорий, которая подчинена основному вопросу мировоззрения.

    Обычно же мировоззрение состоит из смеси знаний и заблуждений, выдаваемых (разумеется, не обязательно сознательно) за знания

    Ценность личности и вектор активности человека

    • Идеалы и ценности ориентируют человека среди объектов внешнего мира, определяя личностную значимость его потребностей, интересов, стремлений в контексте развития
    • Идеал направляет человека в ходе его деятельности, является организующим началом самопознания, придает человеку целеустремленность, динамизм и видение жизненной перспективы и тем самым выступает стимулом духовного развития.
    • Ценности выступают как критерии, стандарты, на основании которых индивид или группа оценивает какой-либо предмет или явление, оправдывает и защищает сделанный поведенческий выбор; или как некие концепции желаемого, которые характеризуют индивида или группу и определяют выбор типов, средств и целей поведения
    • Над вопросом цели и смысла жизни рассуждал Л.Н. Толстой. В результате он пришел к выводу, что и то и другое заключается в самосовершенствовании личности.
    • Вместе с тем для него было ясно, что смысл жизни отдельной личности нельзя искать отдельно от смысла жизни других людей.
    • Однако все это еще не говорит о том, что Толстой в конце концов разрешил для себя эту проблему. «Одна тайна всегда останется для человека, только одна: зачем я живу? Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем Он этого хочет? Это – тайна» - таков окончательный вывод Толстого.
    • В своем развитии индивид ощущает социально детерминированую потребность быть целостной личностью, т.е. видеть себя гармонически развитым, реализуя себя в социально значащей деятельности
    • Перед ним встает актуальный вопрос:
    • Что лучше? Быть как все, или проявить свои лучшие способности и умения и таким образом восстать против своего окружения, породить негативные проявления человеческой натуры к себе, а именно: зависть, агрессивность, злость.
    • Что лучше? Быть со своим социальным окружением в теплых, дружеских отношениях или породить холодную атмосферу вокруг себя, ощущать себя одиноким и страдать от этого.
    • Что лучше? Оказывать содействие общественному прогрессу в целом, жертвуя своим счастьем, или стараться быть счастливым самому, помня, что наибольшая ценность на земле - это человек и общественные явления, в том числе и общественный прогресс - для него, но не он для них.
    • Бурный рост численности человечества в XX веке (с 1 млрд до 6 млрд человек) привел в глобальному хозяйственному использованию земли и выходу «за пределы» ее экологической устойчивости. В XXI веке прогнозируется рост численности еще на 3–4 млрд человек. Продолжение хозяйствования по сложившейся природоразрушительной модели, помноженное на природные (хищнические) человеческие качества, «скорее всего», приведут человечество к катастрофе уже в текущем столетии.
    • Прежде всего, мы «машины» (или автоматы). Гурджиев Г. И.
    • Второе – даже если бы мы и хотели, нам «некогда думать». В значительной части это связано с тем, что мы почти все время заняты обеспечением себя и ближайших нам людей необходимыми для существования средствами.
    • Человек – это животное (причем хищное). Поэтому в нем сильны инстинкты «эгоизма, потребления и насилия» Ласло Эрвин, Стивен Хокинг
    • Мы входим во все более опасный период нашей истории. Наша популяция и использование ограниченных ресурсов планеты Земля увеличивается в геометрической прогрессии наряду с нашими техническими возможностями изменить окружающую среду в лучшую или худшую сторону. Но наш генетический код до сих пор несет в себе эгоизм и агрессивные инстинкты, которые помогли нам выжить в прошлом. Будет очень сложно избежать беды в следующие сто, тысячу или миллион лет. Наш единственный шанс на долгосрочное выживание – не смотреть внутрь планеты Земля, а распространиться в космосе
    • Второй сценарий давно ассоциируется с личностью американца Рэя Курцвейля и связан со скорым наступлением «технологической сингулярности». В этой «сингулярности», достигнуть которой мы вполне можем примерно к 2045 году, человеческая личность сможет быть «перенесена в компьютер» – и это будет означать «конец эры человека».
    • Киборгизация – третий известный мне сценарий «ближайшего будущего». За несколько десятков лет – к тому же 2045 году – возможно создать полностью искусственное «тело человека», которому будут нипочем отсутствие атмосферы на Земле, еды, воды и прочие проблемы.

    Переоценка ценностей на данном этапе

    • Интеллект, наделенный свойствами разума, способен создать построения, вероятность возникновения которых в рамках чисто стохастического процесса практически равна нулю… Только разум, раз возникнув, не может погибнуть в силу того, что он способен совершенствовать формы своего существования… Таким образом, абсолютно необходимым условием развития является увеличение интеллектуальной части человечества
    • Для самой России – это будет проект восстановления цивилизационной сущности и преображения, основанный не на голом прагматизме, а на разумных началах и геополитическом потенциале Отечества. В противном случае мы, Россия, станем третьеразрядной азиатской страной (по Бжезинскому) или вообще уйдем из исторического процесса.
    • Для разработки и продвижения российского проекта прежде всего необходимо сконцентрировать научный потенциал страны и освоить метод геополитического анализа, геополитического прогноза, геополитического планирования мира.

    Переоценка ценностей для формирования нового образа жизни и нового отношения к жизни

    • В основу проекта предлагается положить геополитическую доктрину России, в которой:
    • – дать объективный анализ мировых процессов, доказать неосуществимость и катастрофичность для человечества как западного, так и мондиалистского (транснационального) проектов;
    • – выявить позитивный потенциал человеческой цивилизации, способный при его разумной реализации сохранить все народы мира, дать импульс их всестороннему развитию;
    • – отразить желаемые для России (и для всего человечества) тип цивилизационного устройства, геополитическую конфигурацию мира и систему принципов поведения мирового сообщества;
    • – заявить о претензии России на роль Евразийского геополитического центра и о геополитических союзниках России, не называя конкретные страны и цивилизации, а ограничившись лишь принципами определения союзных сил и идейно-религиозных систем;
    • – предложить мировому сообществу соб­ственное видение содержания и смысла человеческого бытия, роль и функции экономики и финансов как средства развития культуры, науки, образования, социальных коммуникаций, а не средства наживы и сверх­обогащения;
    • – предложить миру систему международной безопасности, основанную на принципах межцивилизационного баланса сил, заложенных в обновленный Устав ООН, поощряющий развитие систем коллективной безопасности, исключение военных действий как средства разрешения споров и конфликтов.

    Выводы

    • Мировоззрение, его структура и содержание ‒ не статичны и изменчивы.
    • Существуют различные уровни, формы и типы мировоззрения.
    • Интерес и желание к познанию мира приводит к развитию личности.
    • Каждый человек постоянно стремится актуализировать уникального себя, которого только он сам может субъективно оценить.

    Список литературы

    • Философия: уч. для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. В.Ф. Голубь (и др.); под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников. – 4-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – С. 713-334.
    • Кузнецов Б. Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 2018.
    • Человек и общество в нестабильном мире: материалы международной научно-практической конференции (Омск, 27 февраля 2015 г.) / отв. ред. Г.И. Тюменцева ; Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская юридическая академия». – Омск : Омская юридическая академия, 2015. – 202 с.
    • Огнев А.Н. Ценностный смысл и проблема мировоззренческого самоопределения личности в свете онтогносеологического подхода // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXIX междунар. науч.-практ. конф. № 10(67). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 31-39.
    • Крикун Е. В. Мировоззренческие проблемы современной молодежи (на примере Белгородской области) // АНИ: педагогика и психология. 2017. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovozzrencheskie-problemy-sovremennoy-molodezhi-na-primere-belgorodskoy-oblasti (дата обращения: 01.11.2019).
    • Московский В.В. Актуальные проблемы формирования мировоззрения и психологическая целостность человека // Архивариус. 2016. №10(2). C. 57-59.
    • Белозерова И.А. Отражение русской идеи в характере современного россиянина // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Россия и Европа: связь культуры и экономики» (27 февраля 2015 г.) Отв. редактор Уварина Н.В. Прага, Чешская республика: Изд-во WORLD PRESS s. r. o., 2015. С. 477-479.


    написать администратору сайта