Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение

  • Целью исследования

  • Структура работы

  • 1.1 Детство и юность

  • 1.2 Начало творчества

  • 2. Творчество Александра Блока

  • 2.2 «Постреволюционный» Александр Блок

  • 2.4 Поздняя лирика Александра Блока

  • Александр Блок. Александр Блок поэт волею Божьей


    Скачать 46.57 Kb.
    НазваниеАлександр Блок поэт волею Божьей
    АнкорАлександр Блок
    Дата20.03.2022
    Размер46.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАлександр Блок.docx
    ТипРеферат
    #406133


    Реферат на тему:

    Александр Блок - «поэт волею Божьей»

    Выполнила: ученица 11 класса

    Тулемисова Мадина Сериковна

    2018

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Биография Александра Блока………………………………………………….4

    1.1 Детство и юность……………………………………………………………4

    1.2 Начало творчества…………………………………………………………..5

    2. Творчество Александра Блока………………………………………………...7

    2.1 Творчество во время революционной эпохи……………………………..7

    2.2 «Постреволюционный» Александр Блок………………………………...11

    2.3 Новый поворот …………………………………………………………….13

    2.4 Поздняя лирика Александра Блока……………………………………….16

    2.5 Смерть поэта……………………………………………………………….19

    Заключение……………………………………………………………………….20

    Список литературы………………………………………………………………21

    Введение

    Актуальность. Проблема

    Любое литературное произведение - создание не всего общества или государства, а одного, иногда - нескольких талантов. В нем могут рассматриваться важнейшие проблемы эпохи и изучаться острые социальные и философско-нравственные конфликты времени, но подход к одному и тому же вопросу у нескольких представителей человечества будет разным.

    Автор произведения излагает свою точку зрения на проблему, он субъективен в оценке действительности, и особенности его мировосприятия выявляются через изображение им событий, личностей, поступков, отношений и чувств с помощью выбранных им художественных средств и приемов. В стихотворение вводится лирический герой - своеобразное “эго” поэта, одно из обозначений его целостного существования в литературе.

    Начало XX века разрушало традиционные для русской классической прозы и поэзии каноны, наполняло атмосферу творческой жизни многообразием красок и звуков. Создавались оригинальные композиции и формы, яркие образы и сложные для понимания идеи и теории. Стать новатором казалось невозможным, но, несмотря на это, произведения студента Блока сразу обратили на себя внимание творческой интеллигенции - Д. Мережковского, Зинаиды Гиппиус, Бориса Бугаева. Молодого поэта порой осуждали за “косноязычие” в первых стихотворениях, но его лирический герой, с его особенным характером, искренностью и мечтами, околдовал и заворожил их.

    Целью исследования является жизнь и творчество Александра Блока.

    Задачи исследования:

    - рассмотреть биографию Александра Блока;

    - показать творчество поэта.

    Структура работы: введение, две главы и семь параграфов, а так же заключение и список литературы.

    1. Биография Александра Блока

    1.1 Детство и юность

    Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 г. в Санкт-Петербурге. Родители будущего поэта были очень образованными людьми, принадлежащими к интеллигенции.

    Его отец, Александр Львович Блок, преподавал в Варшавском университете в качестве профессора, а мать, Александра Андреевна Бекетова, работала переводчицей.

    Однако их брак просуществовал недолго и официально был расторгнут Святейшим синодом. После этого, маленький Саша жил со своей мамой, которая вскоре вышла замуж за офицера гвардии Кублицкого-Пиоттуха.

    Все свое детство Александр Блок провел в доме деда и через всю свою жизнь пронес теплые воспоминания о проведенном там времени.

    Отношения между Блоком и его матерью были очень теплыми и открытыми. Именно благодаря Александре Андреевне, Саша смог ознакомиться с трудами Бодлера, Фета, Верлена и прочих известных поэтов.

    Мама и ее юный сын совместно осваивали новые направления в философии и поэзии, а также вели увлекательные беседы относительно политических и культурных новинок.

    В результате этого, именно матери Блок изначально показывал свои стихи и интересовался ее мнением, касательно собственного творчества.

    В 1889 г., будучи подростком, Саша учился в Введенской гимназии. Когда ему исполнилось 16 лет, он вместе с мамой отправился на немецкий курорт Бад-Наугейме.

    Будучи еще подростком, Блок однажды увидел Ксению Садовскую и влюбился в нее с первого взгляда. Но поскольку этой женщине было 37 лет, об их отношениях не могло быть никакой речи.

    Однако Садовская настолько сильно впечатлила юного Блока, что в будущем стала для него настоящим музой, благодаря чему поэту удалось написать множество своих произведений.

    Кстати в биографии Блока образ женщины и России постоянно переплетается, и, так или иначе, встречается во многих его произведениях.

    В 1898 г. Александр Блок закончил обучение в гимназии и поступил в Петербургский университет на факультет юриспруденции. Через 3 года он решил перевестись на историко-филологическое отделение.

    В 1906 г. Блок закончил учебу в университете, и познакомился с Сергеем Городецким, Алексеем Ремизовым и Сергеем Соловьевым, который приходился ему троюродным братом.

    1.2 Начало творчества

    «Поэт волею Божьей»

    Так образно, но очень точно М. Горький охарактеризовал Александра Блока — последнего великого поэта старой, дооктябрьской России, которому суждено было завершить искания русской литературы XIX века и открыть новую страницу отечественной поэзии века XX. Его роль на рубеже двух столетий во многом оказалась аналогичной роли Пушкина, синтезировавшего поэтические достижения России конца XVIII — начала XIX веков. Как и Пушкин, Блок прожил короткую жизнь — всего 40 лет, но его творчество не только с необыкновенной яркостью, глубиной и искренностью отразило сложнейшие годы в судьбе России, но и приобрело всемирную известность, стало «эхом мира», по словам М. Горького. Уже современники называли Блока «совестью русской поэзии», «певцом добра и света».

    Первые свои произведения Блок написал еще в пятилетнем возрасте. Это и неудивительно, ведь с самого детства он непрерывно читал книги, посещал театры и интересовался искусством. Будучи еще подростком, он вместе со своими братьями занимался написанием рукописного журнала.

    В 1903 г. Александр Блок женился на Любови Менделеевой, которая была дочерью знаменитого ученого – Дмитрия Менделеева. Пылкая влюбленность практически сразу после свадьбы улетучилась.

    Отношения между супругами были довольно напряженными, практически так же, как и у Льва Толстого с женой.

    Впрочем, после Первой мировой войны отношения в семье Блоков наладились.

    Началом активного творчества Блока является период с 1900-1901 гг. В это время Александр становится истинным поклонником творчества Афанасия Фета и Владимира Соловьева, сыгравшего немалую роль в биографии Блока вообще, и формировании его личности в частности.

    Помимо этого, Блоку довелось повстречаться с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, в издательстве которых, под названием «Новый путь», Александр Александрович впервые начал печататься.

    В начале творческого пути Блок испытывал интерес к литературному символизму. Это направление, повлиявшее на все виды культуры, отличалось новаторством, стремлением к экспериментам и любовью к таинственности.

    После того, как Блок стал печататься в «Новом пути», его произведения начали опубликовывать и в московском альманахе «Северные цветы».

    Блок постоянно посещал кружок молодых почитателей Владимира Соловьева, проходивший в Москве. В роли своеобразного руководителя данного кружка был молодой поэт Андрей Белый.

    Все члены литературного кружка восхищались творчеством Блока, с которым очень сильно сдружился и сам Белый. Впрочем, это и неудивительно, ведь он был горячо влюблен в жену Александра Блока.

    В 1903 г. печатается целый цикл произведений Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Три стиха молодого поэта были включены в сборник произведений воспитанников Императорского Санкт-Петербургского университета.

    В своих трудах, Блок рассматривал женщину, как источник чистоты и света. Также он рассуждал над тем, насколько подлинное любовное чувство может сближать отдельного человека с мировым целым.

    2. Творчество Александра Блока

    2.1 Творчество во время революционной эпохи

    Новый этап творчества Блока связан с годами подготовки и свершений первой русской революции. В это время выходит сборник «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), создаются стихотворения, позже вошедшие в книги «Нечаянная Радость» (1907) и «Снежная маска» (1907), трилогия лирических драм («Бала-ганчик», «Король на площади», «Незнакомка) -- 1906). Начинается работа поэта в области критики и художественного перевода, возникают литературные связи, преимущественно в символистской среде. Имя Блока приобретает известность.

    В 1903-1906 гг. Блок чаще и чаще обращается к социальной поэзии. Он сознательно уходит из мира лирической отъединенности туда, где живут и страдают «многие». Содержанием его произведений становится действительность, «повседневность» (хотя и истолковываемая порой сквозь призму мистики). В этой «повседневности» Блок все настойчивее выделяет мир людей, унижаемых бедностью и несправедливостью. В стихотворении «Фабрика» (1903) тема народного страдания выходит на первый план (ранее она лишь брезжила сквозь образы городской «чертовщины» - «По городу бегал черный человек...», 1903). Теперь мир оказывается разделенным не на «небо» и «землю», а на тех, кто, скрытый за желтыми окнами, принуждает людей «согнуть измученные спины», и на нищий народ. В произведении отчетливо звучат интонации сочувствия «нищим». В стихотворении «Из газет» (1903) социальная тема еще заметнее соединена с ярким сочувствием страдающим. Здесь рисуется образ жертвы социального зла - матери, которая не смогла вынести нищеты и унижения и «сама на рельсы легла». Здесь же впервые у Блока появляется характерная для демократической традиции тема доброты «маленьких людей». В стихотворениях «Последний день», «Обман», «Легенда» (1904) социальная тема поворачивается еще одной стороной - рассказом об унижении и гибели женщины в жестоком мире буржуазного города.

    Произведения эти очень важны для Блока. В них женское начало выступает не как «высокое», небесное, а как «падшее» на «горестную землю» и на земле страдающее. Высокий идеал Блока отныне становится неотделимым от реальности, современности, социальных коллизий. Произведения на социальные темы, созданные в дни революции, занимают в сборнике «Нечаянная Радость» значительное место. Они завершаются так называемым «чердачным циклом» (1906), воссоздающим - в прямой связи с «Бедными людьми» Достоевского - уже вполне реалистические картины голодной и холодной жизни обитателей «чердаков».

    Для Блока, как и для других символистов, характерно представление, что чаемая народная революция - это победа новых людей и что в прекрасном мире будущего нет места его лирическому герою и людям, близким ему но социально-психологическому складу.

    Вот они далёко,

    Весело плывут.

    Только нас с собою,

    Верно, не возьмут!

    Гражданская лирика была важным шагом в осмыслении мира художником, при этом новое восприятие отразилось не только в стихотворениях с революционной темой, но и на изменении общей позиции поэта.

    Дух революционной эпохи Блок ощутил, прежде всего, как антидогматический, догморазрушающий. Не случайно именно в 1903--1906 гг. поэт отдаляется от мистицизма В. Соловьева и сам определяет новую фазу своей эволюции как «антитезу» по отношению к соловьевской «тезе». Изменяется не только направленность поэтического внимания («голоса миров иных»), но и представление о сущности мира. Поэтическое царство Прекрасной Дамы ощущалось Блоком как вечное и «недвижное» в основах: меняются лишь суетливые дела мирские, а Душа Мира-«в глубинах несмутима». Новый поэтический символ, характеризующий глубинную природу бытия, - «стихия» - возникает в тесной связи с настроениями и взглядами других русских символистов, и прежде всего со взглядами Вяч. Иванова. «Стихия» воспринимается Блоком с 1904 г. как начало движения, всегдашнего разрушения и созидания, неизменное лишь в своей бесконечной изменчивости. Если контрасты в «Стихах о Прекрасной Даме», при всем их разнообразии, укладывались в платоновскую идею «двоемирия» и составляли в целом царство высокой гармонии, то теперь жизнь предстает как дисгармония, как иррационально сложное и противоречивое явление, как мир множества людей, событий, борьбы:

    Есть лучше и хуже меня, И много людей и богов, И в каждом - метанье огня, И в каждом - печаль облаков.

    «Стихия» (в отличие от «Души мира») не может существовать как чистая идея: она неотделима от земных воплощений. Материальная воплощенность «стихийного» мира реализуется в важнейшей для Блока «Нечаянной Радости» теме земной страсти, сменившей мистическое поклонение «Деве, Заре, Купине». Героиня новой лирики, которой восхищен поэт, - не только земная, но и шокирующе «посюсторонняя» женщина. Быть может, эта героиня, как и лирический герой «Нечаянной Радости», когда-то «небо знала». Однако в своем сегодняшнем воплощении - это «падшая звезда» (и «падшая женщина»). Встреча с «ней» происходит «в неосвещенных воротах», в «змеином логовище», в хмельном чаду загородного ресторана. Лирический герой Блока потрясен переживанием бурной земной страсти, дурманящим запахом духов и туманов.

    Поэтому в период «Нечаянной Радости» резко и неожиданно меняется общий облик лирики Блока. Здесь большое место занимают стихотворения о городе, о природе, где нет ни образа лирического героя, ни мотивов любви. С другой стороны, полностью меняется характер лирического переживания: вместо рыцарского. поклонения Даме - земная страсть к «многим», к «незнакомке», встреченной в мире большого города. Новый облик любовной темы вызван многими причинами: общемировоззренческими (исчезновение высокой веры в «Деву, Зарю, Купину»), социальными (рост интереса к городской жизни, к «низам» города), биографическими (сложность и драматизм отношений Блока с женой). Мотивы дикой страсти находят вершинное выражение в цикле «Снежная маска» (1907). Не менее ярко «стихия» воплощается и в других дуновениях жизни: в теплоте и прелести «низменной» природы (стихотворения 1904-1905 гг., позже составившие цикл «Пузыри земли»), в опьяняющем водовороте городских событий. «Здесь и теперь» оказывается не только главной темой, но и высшей ценностью блоковской лирики этих лет. В иррациональной дисгармонии вечно движущейся, материально воплощенной «стихии» поэт обнаруживает красоту, силу, страстность, динамизм и праздничность.

    Апология «стихий» имела и еще одну важную особенность. Начав с интереса к «низшей» природе («Пузыри земли»), Блок постепенно все чаще изображает «людей природы», наделенных притягательными чертами стихии. Не случайно героиня лирики этих лет всегда - прямо или опосредованно - связанная с блоковским поэтическим идеалом, - это зачастую пламенная и страстная дочь народа («Прискакала дикой степью...»). Впоследствии Блок начинает относиться к своему творчеству периода «антитезы» весьма настороженно, порой пронзительно ощущая «бездны», подстерегающие человека на путях пассивной самоотдачи «стихиям».

    Блок постоянно ощущает тревожную необходимость искать какие-то новые пути, новые высокие идеалы.

    И именно эта неуспокоенность, скептическое отношение к универсальному скепсису, напряженные поиски новых ценностей отличают его от внутренне самодовольного декадентства. В знаменитом стихотворении «Незнакомка» (1906) лирический герой взволнованно вглядывается в прекрасную посетительницу загородного ресторана, тщетно пытается узнать, кто перед ним: воплощение высокой красоты, образ «древних поверий», или Незнакомка - женщина из мира пьяниц «с глазами кроликов»? Миг - и герой готов поверить, что перед ним - просто пьяное видение, что «истина в вине».

    Но, несмотря на горькую иронию заключительных строк, общий эмоциональный строй стихотворения все же не в утверждении иллюзорности истины, а в сложном сочетании преклонения перед красотой, волнующего чувства тайны жизни и неутолимой потребности ее разгадать.

    И медленно, пройдя меж пьяными.

    Всегда без спутников, одна,

    Дыша духами в туманами,

    Она садится у окна.

    И веют древними поверьями

    Ее упругие шелка,

    И шляпа с траурными перьями,

    И в кольцах узкая рука.

    И странной близостью закованный,

    Смотрю за темную вуаль,

    И вижу берег очарованный

    И очарованную даль.

    Новое мироощущение породило изменения в поэтике. Тяга назад, в гармонический мир Прекрасной Дамы, совмещается в творчестве Блока этих лет с резкой критикой соловьевского утопизма и мистики, а влияния европейского и русского модернизма - с первыми обращениями к реалистической традиции (Достоевский, Гоголь, Л. Толстой).

    Разрушение поэтического мифа о мистической красоте, спасающей мир, заметно расшатывает систему блоковских символов Мир предстает теперь перед лирическим героем как смена хаотических впечатлений, смысл которых сложен и порою непостижим. Стремление показать сложность мира иногда вызывает нарочитое нагромождение образов, связанных не внутренним сходством, а внешним пространственно-временным соседством.

    Стены фабрик, стекла окон,

    Грязно-рыжее пальто,

    Развевающийся локон

    Все закатом залито.

    Появляются характерные черты импрессионистической поэтики. Идее сложной «несимметричности» мира соответствует обилие метафор, оксюморонов, полемическое соотнесение образов «Нечаянной Радости» с образами «Стихов о Прекрасной Даме».

    В годы революции отходит в прошлое вера поэта в «золотой век», в тот «рай», где жили только двое. Мир «Нечаянной Радости» многолик и многолюден, это царство многообразных персонажей и не связанных друг с другом сюжетов. Блоковской лирике суждено было пройти через этот мир релятивной множественности, прежде чем поэт вновь обрел чувство единства жизни, ее связи с высоким идеалом человечности.

    2.2 «Постреволюционный» Александр Блок

    Блок - поэт, потрясенно воспринимавший мир. Неудивительно, что опыт революции 1905 г. не только не прошел для него бесследно, но и отразился наиболее заметно в творчестве первых лет столыпинской реакции.

    Поэт создает в эти годы такие яркие циклы, как «Вольные мысли» (лето 1907), «Фаина» (1906--1908), «На поле Куликовом» (1908). Но не менее существенно его стремление отодвинуть лирику на второй план, обратившись к драме («Песня Судьбы») и к прежде далекой ему публицистике (статьи о народе и интеллигенции).

    В 1906-1907 гг. Блок испытывает кратковременное, но сильное чувство к актрисе театра Комиссаржевской - Н. Н. Волоховой. Это чувство он сам по-прежнему ощущает как стихию. Однако если в первом «волоховском» цикле - «Снежная маска» речь шла, как и в предшествующей лирике, о «стихиях души» лирического героя, о прекрасной, но губительной страсти, то в цикле «Фаина» стихия - это народная сущность героини, любовь к которой является одновременно приобщением лирического героя к национальной жизни. Не случайно «хмельная» страсть неотделима здесь от образов хоровода, от интонаций русской плясовой или частушки:

    Гармоника, гармоника!

    Эй, пои, визжи и жги!

    Эй, желтенькие лютики,

    Весенние цветки!

    С ума сойду, сойду с ума,

    Безумствуя, люблю,

    Что вся ты - ночь, и вся ты - тьма,

    И вся ты - во хмелю...

    Иначе, но во многом сходно решается образ стихии в «Вольных мыслях». Яростная любовь к жизни и радости земного бытия переполняют душу героя цикла, удаленного здесь от мистического миропонимания; они противостоят воспеванию смерти в творчестве Ф. Сологуба и ряда других символистов:

    Хочу,

    Всегда хочу смотреть в глаза людские,

    И пить вино, и женщин целовать,

    И яростью желаний полнить вечер,

    Когда жара мешает днем мечтать

    И песни петь! И слушать в мире ветер!

    Образы ветра, метели прошли через всю поэзию Блока, став в ней своеобразными опорными символами динамизма жизни.

    Цикл «На поле Куликовом» - высшее поэтическое достижение поэта 1907-1908 гг. Пронзительное чувство родины соседствует здесь с особого рода «лирическим историзмом», способностью увидеть в прошлом России свое, интимно близкое - сегодняшнее и «вечное». Для блоковского художественного метода этих и дальнейших лет примечательны и попытки преодолеть символизм, и глубинная связь с основами символистского видения мира.

    2.3 Новый поворот

    Новый - с весны 1909 г. - поворот в творчестве Блока наступает с кажущейся неожиданностью. Внешним толчком стали тяжелые переживания, связанные со смертью (на восьмой день после рождения) усыновленного Блоком ребенка Л. Д. Блок. Ощущение бесконечно тяжелой, «глухой ночи» столыпинской реакции, конечно, было знакомо поэту и раньше. Но теперь оно на какое-то время становится господствующим настроением, заглушая недавнее восхищение революцией - юностью «с нимбом вокруг лица», веру в ее неотвратимость.

    Весной 1909 г. измученные Блоки уезжают в Италию. Эта поездка вызвала появление цикла «Итальянских стихов» - яркого выражения настроений нового трехлетия. Щемящие ноты тоски, «безысходность печали» сливаются с мыслями о современной европейской цивилизации как давно мертвом мире.

    И виноградные пустыни,

    Дома и люди - все гроба.

    Лишь медь торжественной латыни

    Поет на плитах, как труба.

    Ощущение сложности и противоречивости искусства как выявления «многострунности» мира составит важную черту блоковского мировосприятия 1910-х гг., хотя и наполнится во многом иным, чем в предшествующий период, содержанием.

    Это время вершинного расцвета дарования Блока, создания им таких итоговых произведений, как поэмы «Возмездие» (1910-1921) и «Соловьиный сад» (1915), драма «Роза и Крест» (1913). Подспудные истоки поэзии этих лет-ощущение конца реакции, охватившее русское общество. «Есть Россия, которая, вырвавшись из одной революции, жадно смотрит в глаза другой, может быть, более страшной»-пишет Блок. Вера в близкие грандиозные потрясения резко меняет эмоциональный тонус его творчества: пессимизм уступает место «мужественному» отношению к миру. Поэт начинает живо интересоваться отвергавшимися им ранее «политикой» и «социальностью», возвращается к мыслям о том, что реальность ценнее мечты и что «талантливое движение, называемое „новым искусством", кончилось; т. е. маленькие речки, пополнив древнее и вечное русло чем могли, влились в него».

    Вместе с тем отношение к миру у Блока и сейчас противоречиво. Новым символом, отражающим восприятие мировой субстанции, становится «Дух музыки». Это - ключевой символ зрелого блоковского творчества, родственный универсальным символам «Душа мира» и «стихия» и вместе с тем глубоко от него отличный. Образ этот восходит к немецким романтикам, Шопенгауэру, Ницше и Вагнеру, связываясь с представлением о мире как эстетическом феномене, об интуитивно-творческом постижении мира как наиболее глубоком и о музыке как высшем искусстве. Образы «музыки» были широко распространены в культуре начала XX в., как символистской (Белый, Вяч. Иванов и др.), так и соприкасавшейся с символизмом. В отличие от более ранних символов, «дух музыки» наиболее ярко реализуется, по Блоку, в истории, современной действительности и культуре. В отличие от «стихии» становление «духа музыки» не только развязывает элементарные силы природы и души, но и создает мир все более сложный, «гармонизированный». Гармонии «Стихов о Прекрасной Даме» и хаосу «Нечаянной Радости» противостоят теперь образы бытия, стройного и буйного одновременно. Не без основания Блок определял этот период своей эволюции как «синтез».

    В 1910-е гг. почти одновременно создаются стихотворения различного эмоционального пафоса. Темные, страшные стороны действительности обрисованы в циклах «Страшный мир» (1909- 1916) и «Возмездие» (1908-1913). «Страшный мир»-это царство тьмы, зла, социальной несправедливости, где «богатый зол и рад», а бедный «вновь унижен»,-обречен на гибель.

    Человек, живущий в «страшном мире», и сам становится игрушкой в руках темных, «демонических» сил. В душе его развязаны «дикие страсти», превращающие самое светлое начало жизни - любовь - в губительную страсть, горькую, «как полынь» (3, 8). В цикле «Страшный мир» (как и ранее в цикле «Город») Блок рисует современную ему - преимущественно городскую -действительность, униженных обитателей земного ада, а также тех «демонов» и живых мертвецов, в которых силы зла воплотились наиболее явно.

    Но «страшный мир» - и более широкое понятие, это изображение состояния души лирического героя с ее предчувствием гибели, с ее духовной опустошенностью и смертельной усталостью.

    Земное сердце уставало

    Так много лет, так много дней.

    Земное счастье запоздало

    На тройке бешеной своей

    В стихотворном цикле «Возмездие» главной темой станет тот же «страшный мир», отраженный в душе лирического героя. Прекрасный от природы человек искажен «жизни суетой» и сам становится частью страшной действительности. И все же поэт знает, что «в тайне - мир прекрасен» и жизнь, история, совесть несут отступнику Прекрасного неизбежное возмездие Облик и судьбы главного персонажа блоковской лирики неотделимы от облика и судеб современного человека, от путей России. Тема возмездия была распространена в литературе 1910-х гг., но в творчестве Блока она приобрела свою особую окраску, свою особую интонацию.

    Однако не только гнетущие картины «глухой ночи» созданы Блоком в 1910-е гг. Для лирики этих лет ключевыми становятся бунтарская непримиренность поэта и вера его в грядущее счастье человечества. С ними связан пафос цикла «Ямбы» (1907--1914) и новые стихи о России.

    Я верю: новый век взойдет

    Средь всех несчастных поколений

    Недаром славит каждый род

    Смертельно оскорбленный гений.

    Пусть день далек - у нас всё те ж

    Заветы юношам и девам:

    Презренье созревает гневом,

    А зрелость гнева - есть мятеж

    Такое отношение к будущему предполагает, что многие его черты воплощены уже в настоящем. Разрозненное мелькание «знаков» будущего сливается в блоковской поэзии в образ России, который заметно усложняется. Сквозь бытовой, нищий облик Родины поэт видит ее идеальную и неизменную («ты все та же») сущность.

    2.4 Поздняя лирика Александра Блока

    Художественный метод Блока весьма выразительно проявился в его итоговой работе - в подготовке к печати в издательстве «Мусагет» «Собрания стихотворений» Поэт осмысляет свою лирику как единое произведение, как «трилогию», посвященную «одному кругу чувств и мыслей», которому он «был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни».

    В первый том этой «трилогии» включена лирика 1898- 1904 гг. (основное место в нем занимают «Стихи о Прекрасной Даме»); во второй входят стихотворения 1904-1908 гг., а в третий - произведения конца 1900-начала 1910-х гг. Над этой «трилогией» Блок работал до конца своей жизни, дополняя ее новыми стихами.

    Основным мотивом, связующим разрозненные произведения и во многом определяющим композицию «Собрания стихогворений», является «идея пути»,осмысление поэтом собственного развития, собственной эволюции. В то же время Блок воспринимает свой путь как путь современного человека и уже - как путь интеллигента нового столетия. В связи с этим для его «трилогии лирики» очень существенна ориентация на социальный роман XIX в. и прежде всего на «Евгения Онегина», по аналогии с которым он называет свою «трилогию» романом в стихах.

    Поэзия первого тома (в центре здесь - «Стихи о Прекрасной Даме») повествует о начале духовного становления героев. Это прекрасное царство юности, мир первой любви, идеализированного восприятия окружающего. Но неумолимая сила всеобщего движения разрушает первозданную гармонию «синего берега рая». Второй том посвящен изображению «низвержения» героев с вершин одинокого счастья в «страшный мир» действительности (в основе этого тома лежат сборник «Нечаянная Радость» и цикл «Снежная маска»). В третьем томе звучит мелодия «прошлого», благословение мира первой любви, мира юности.

    И вижу в свах твой образ, твой прекрасный, Каким он был до воли злой и страстной, Каким являлся мне. Смотри:

    Все та же ты, какой цвела когда-то, Там, над горой туманной в зубчатой, В лучах немеркнущей зари

    Поэт вспоминает старый дом, духовную родину лирического «я», голубой и розовый мир неба и закатного солнца, мир веселья и музыки, гармонии «Стихов о Прекрасной Даме». В этих воспоминаниях порою явно звучат автоцитаты из ранней лирики (ср.: «Там, над горой Твоей высокой, Зубчатый простирался лес»). Теперь этот мир ушел безвозвратно. Однако память о прошлом - не только печаль о невозвратимом, но в та высокая норма, к которой стремится герой.

    Эта юность, эта нежность

    Что для нас она была?

    Всех стихов моих мятежность

    Не она ли создала?

    Под роковым воздействием «страшного мира» в лирическом «я» выявляются черты «демона», предателя - «Иуды» и даже «вампира» (цикл «Черная кровь»). Эти его облики подчеркивают мотив личной ответственности за царящее в мире зло. В «трилогии» возникает тема трагической вины человека. Одновременно «я» предстает и как «нищий», «униженный»» обреченный на гибель («Поздней осенью из гавани...» ).

    Герою во многом родствен образ «инфернальной» героини, которая появилась в лирике 1903-1906 гг. Она, как и лирический герой, - «падшая»,-«униженная», но и в ней просвечивает ее прежний облик «Души мира». Встречи героя и демонической женщины, предельно искажающие идеалы «вечной» первой любви, завершаются гибелью либо женщины («Черная кровь»), либо героя («Из хрустального тумана...»). Однако гибель- лишь один из возможных вариантов завершения пути героя.

    Мысль героя о вине личности за зло современной ему действительности повлекла за собою вторжение в содержание второго и особенно третьего «тома» толстовского «исповедального» пафоса, но при этом изображение самой действительности пронизано диалектическим мироощущением. Жизнь не только страшна, но и прекрасна своей сложностью, динамизмом чувств и страстей.

    В легком сердце - страсть я беспечность,

    Словно с моря мне подан знак..

    Над бездонным провалом в вечность,

    Задыхаясь, летит рысак.

    Снежный ветер, твое дыханье,

    Опьяненные губы мои...

    Валентина, звезда, мечтанье!

    Как поют твои соловьи...

    Идея трагической вины сменяется в «трилогии» важным для творчества Блока мотивом осознанного, мужественно-волевого выбора пути. В «третьем томе» герой предстает и в героическом, и в жертвенном облике. Это все как бы части души лирического «я». Но в восприятии поэта переход от настоящего к будущему связан с иным героем-воином, борцом «за святое дело». Образ этот играет особенно важную роль в «трилогии». И как бы ни было глубоко порою в блоковской поэзии «последнее отчаяние», в ней живет отмеченная уже вера в грядущее.

    2.5 Смерть поэта

    После Октябрьской революции жизнь поэта пошла на спад, как в духовном, так и физическом отношении. Перегруженный разной работой и не принадлежащий сам себе, он стал часто болеть.

    У него появилась астма, сердечно сосудистые болезни, а также начались психические расстройства. В 1920 г. Блок заболел цингой.

    7 августа 1921 г., из-за бесконечных болезней и финансовых трудностей, Александр Александрович Блок умер в своей санкт-петербургской квартире. Причиной смерти поэта стало воспаление сердечных клапанов. Блок был захоронен на Смоленском православном кладбище.

    Незадолго до своей смерти, он старался получить разрешение на выезд за границу для лечения. Однако выхлопотать разрешение, которого добивался сам Максим Горький, так и не получилось.

    Александр Блок считается одним из самых значимых фигур в русской поэзии, внесший весомый вклад в культурное наследие своего народа.

    Заключение

    Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем - все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.

    Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, - и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, - “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым .последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.

    Список литературы

    1. Михайлов А.А. Изучение творчества А.А.Блока. М.: Молодая гвардия, 1988 г.

    2. Абрамов А.С. Блока А.А. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г.

    3.Просвирина И.Ю. Блок А.А. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988 г.

    4. Блок А.А. Избранное. М., Молодая гвардия, 1988 г.

    5. Павлов П.В. Писатель Блок. М., Молодая гвардия, 1988 г.

    6. Чуковский К.И. Александр Блок как человек и поэт: Введение в поэзию Блока. - М.: Русский путь, 2010

    7. Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели. СПб.: Искусство, 2000. - 784 с.


    написать администратору сайта