СРС 7-8. Аманжолова К. Р
Скачать 21.79 Kb.
|
СРС №7-8: Стиль в широком и узком понимании. Язык и стиль. Стиль и литературный метод. Индивидуальный стиль писателя. Стиль и дискурс Выполнила: Аманжолова К.Р. (РИЛ 3 курс после колледжа) В определении понятия стиль (от лат. stylus – заостренная костяная палочка для письма, манера письма) сегодня выделяются главные, взаимодействующие друг с другом уровни: 1) сложившийся на основании проверенного теорией и практикой исследования и закрепившегося в науке о литературе комплекса представлений; 2) не устоявшийся, изменчивый, нацеленный на новые многообразные аспекты осмысления понятия, вскрывающий еще не явленные в конечных результатах перспективы его развития. Обратимся сначала к уже вошедшим в обиход литературоведения характеристикам стиля, которые, пройдя проверку временем, стали ведущими и отправными в дальнейших исследованиях стиля как теоретической проблемы. Элементы статики и динамики в эволюционирующем представлении о стиле создают предпосылки для возможной аналогии его с отдельными, сменяющими друг друга фазами жизни и в итоге – со всем ее сложноорганизованным единством. Не случайно стиль традиционно включается в раздел "Теории литературы", который именуют "Литературным процессом": место стиля в нем "естественно обусловлено законом необходимого соответствия литературных явлений живым общественным потребностям". Данная аналогия, очевидно, предполагает, что понятие стиля обладает свойствами "целостности" и "единства", "совокупности" и "устойчивой общности" применительно к воплощаемым им сторонам действительности, содержащим "идею стиля" (А. П. Чудаков): нации и региону, эпохе, личности, литературному направлению, научной школе и т.д. Проникновение в самую сущность "общности" и освоение заключенного в ней идейно-тематического содержания выступает ведущим стилеобразующим фактором, побудившим М. Горького заметить: "Человеку ставится задача: найти себя, свое субъективное отношение к жизни, к людям, к данному факту и воплотить это отношение в свои формы, в свои слова". По-иному стремление реализовать себя в слове в такой степени, чтобы соответствие между тем и другим достигло высочайшей степени художественности, выражали и другие писатели, например А. И. Герцен: "Я решительно хочу в каждом сочинении моем видеть отдельную часть жизни души моей; пусть их совокупность будет иероглифическая биография моя, которую толпа не поймет, – но поймут люди"; Л. Н. Толстой: "Нет равного по силе воздействия и по подчинению всех людей к одному и тому же настроению, как дело жизни и, под конец, целая жизнь человеческая. Если бы столько людей понимали все значение и всю силу этого художественного произведения своей жизни!". Для больших писателей проблема произведения творческого и "произведения жизни" во многих отношениях общая, но осмысленная на основе разных бытийственных посылок. "Во всем, почти во всем, что я писал, – признавался Толстой в письме Η. Н. Страхову от 23 апреля 1876 г., – мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится". Само собой разумеется, что "формы, виды, средства и способы словесно-художественного творчества, структурные типы и жанры литературных произведений" – все, что составляет научный инструментарий поэтики, – для разных писателей и произведений литературы (а в расширительном значении – для всех носителей стиля) оказываются различными. Но применительно к конкретной эпохе, роду, жанру, национальной культуре, направлению или течению в искусстве и стиль как категория выделяется при условии "идейно-образной цельности, одновременно единичной и всеобщей, одинаково жизненной и органической", стремящейся в пределе к эстетическому совершенству. В каждом отдельном случае действуют свои законы стиля (их изучает поэтика), но в принципе эти законы неизменны, обеспечивая взаимосвязь внутреннего и внешнего уровней, "полное растворение содержания в форме и формы в содержании". Применительно к поэзии они могут вскрываться, например, следующим образом: "Исключительно, почти мгновенно лирическое настроение поэзии г. Тютчева заставляет его выражаться сжато и кратко, как бы окружать себя стыдливотесной и изящной чертой; поэту нужно высказать одну мысль, одно чувство, слитые вместе, и он большею частию высказывает их единым образом, именно потому, что ему нужно высказаться..." (И. С. Тургенев. "Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева", 1854). Из приведенного примера вытекает, что представление о целостности применительно к стилю складывается не только из его сущностных, органических качеств, но и при участии воспринимающего субъекта – читателя, зрителя, литературоведа-исследователя, в расчете на которых автор и реализует свою потребность в высказывании, предполагая быть "услышанным", поскольку воспринимающее сознание одновременно является и сотворческим по отношению к самобытному созданию искусства. "Каждое творческое создание, – пишет современный исследователь, – каждое его восприятие и каждая интерпретация предстают как необходимый и незаменимый шаг в общем процессе смыслообразования, и каждый человек включается в этот процесс без претензии быть его абсолютным субъектом...". Сам термин "стиль" в применении к литературе имеет целый ряд значений: стиль произведения; стиль творчества писателя, или индивидуальный стиль (скажем, стиль поэзии Н. А. Некрасова); стиль литературного направления, течения, метода (например, стиль символизма); стиль как совокупность устойчивых элементов художественной формы, определяемых общими чертами мировоззрения, содержания, национальных традиций, присущих литературе и искусству в определенную историческую эпоху (стиль русского реализма второй половины XIX в.). В широком значении стиль – это понятие, используемое во многих науках: литературоведении, искусствоведении, лингвистике, культурологии, эстетике. Говорят о стиле работы, стиле поведения, стиле мышления, стиле руководства и т.д. Стилеобразуюшие факторы в литературе – это идейное содержание, компоненты формы, конкретно выражающие содержание; сюда относят и видение мира, что связано с мировоззрением писателя, с его пониманием сущности явлений и человека. Стилевое единство включает и структуру произведения (композицию), анализ конфликтов, их развитие в сюжете, систему образов и способы раскрытия характеров, пафос произведения. Стиль как объединяющее и художественно-организующее начало всего произведения вбирает даже способ пейзажных зарисовок. Все это – стиль в широком смысле слова. Итак, характерные черты стиля языка художественной литературы следующие: Использование как низкой, разговорной, так и высокой, возвышенной, речи в произведениях. Это придает произведению «живой» оттенок, делает его экспрессивнее. Использование языковых средств выразительности в гораздо большем количестве, чем в других стилях литературы. Это могут быть метафоры, эпитеты, фразеологизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы – все то, что подчеркивает стиль художественной литературы и определяет ее. Зачастую, языковые средства в художественных произведениях выражают чувства и эмоции персонажа, однако, смысловой нагрузки не несут. Субъективное авторское выражение чувств и эмоций. В произведениях имеет вес слово самого автора или же автор проявляет свою мысль через какого-либо персонажа. Также сюда можно отнести выражение авторской симпатии или антипатии к тому или иному персонажу (пример – «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Война и мир» Л. Н. толстого, а также многие другие произведения). Выражение идейного замысла иносказательно, неоднозначно. В случае с художественными произведениями никогда нельзя сказать точно, какую идею имеет произведение. Читатель становится соавтором – то есть понимание смысла произведения остается за ним самим, субъективно. Это отличает стиль художественной литературы от другой, например, публицистической. Также, наравне с художественным стилем в литературе существуют еще несколько стилей. Все они различаются по нормам написания и создания тех или иных произведений. Итак, к другим стилям литературы относятся: Научный стиль написания. Этот стиль характеризуется строгими нормами написания, а также узкой специализацией. Чтобы подготовить какую-либо статью в научном стиле обязательно нужно опираться на знания в этой области, на конкретные факты и исследования. Также этот стиль характеризуется использованием определенной терминологии и научных фактов. В нем не допускается выражение мыслей в свободной форме, использование каких-либо языковых средств, а также выражение мыслей автора. Научный текст не может идти от первого лица. Он обязательно определен в рамках одной композиции построения: введение, рассуждение, заключение. Никаких других композиционных приемов не допускается. Речь в научном стиле строго определенная, возвышенная и низкая также не допускаются. Публицистический стиль написания. В публицистическом стиле часто допускаются метафоры, эпитеты, фразеологизмы – однако, в строго определенных количествах. Изобиловать средствами выразительности в публицистическом стиле не стоит. Речь не насыщена терминами, не является ни низкой, ни высокой. Не допускается выражение чувств и эмоций непосредственно автора. Публицистическому стилю также присуща определенная композиция, однако, в ней допустимы некоторые изменения, не меняющие сути текста. Композиция публицистического произведения строится по тому же принципу, что и научного. Официальный стиль. В этом стиле допустимы только официальные (обычно, экономические или политические) термины. Также в нем присутствует строгая композиция, которую нельзя нарушать. Особенностью этого стиля является то, что он отчасти универсален. Этот стиль используется в определенных случаях: на работе, при подаче документов в различные инстанции и тому подобное. В данном стиле не допускается использование языковых средств, речь – официально-деловая. Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, мы выяснили, какими особенностями облают различные стили в литературе и чем они отличаются от художественного стиля. Так, данные стили имеют также характерные для них жанры. К жанрам художественного стиля относится: роман, повесть, рассказ, поэма, басня, стихотворение и многие другие жанры. К жанрам научного стиля может относиться: статья, заметка, доклад, реферат, научная работа, сообщение, проектная работа и тому подобное. К жанрам публицистического стиля относится: статья, заметка, очерк, репортаж, интервью и тому подобные. К жанрам официально-делового стиля можно отнести: акт, накладная, документ, заявление и другие. ВЫВОД. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что несмотря на разнообразие стилей, язык литературы – един. Он подвержен постоянным изменениям, стили трансформируются и могут перетекать друг в друга. Это и есть главная особенность языка литературы. Язык литературы – это достояние и богатство народа, которым следует гордиться. Стиль писателя всегда индивидуален. С наибольшей отчетливостью творческое своеобразие писателя, его стиль проявляется в языке. В узком смысле под стилем понимают манеру письма, особенности поэтического строя языка (лексика, фразеология, изобразительно-выразительные средства, синтаксические конструкции и т.д.). Литературоведческое понятие стиля – это эстетическое единство всех образно-экспрессивных деталей формы произведения, соответствующей его содержанию. Видя в языке литературного произведения первоэлемент, т.е. основу стиля, мы говорим: "язык Пушкина", "язык Тургенева", "язык Маяковского". Например, стиль В. В. Маяковского – ораторский, монументальный, экспрессивный, вполне отвечающий тематике творчества поэта – злободневной, агитационной. Своеобразие стилевой манеры А. П. Чехова в том, что он рисует "мазками" (импрессионистически), описывает не предметы и явления, а чаще всего впечатления, получаемые от них; стиль писателя лаконичен, язык прозрачен и ясен. Сегодня в центр научных дискуссий выдвинулось два термина: стиль и дискурс. Что совсем недавно называлось стилем и относилось к области стилистики, сегодня заменяется термином дискурс и относится к области дискурсологии. Дискурс часто используется как абсолютный синоним термина стиль, дискурс стал модным словом, вытесняющим стиль из активного научного употребления. Поэтому назрела необходимость разграничить понятия стиль и дискурс, осмыслить их и соотнести со сложившейся в стилистике научной традицией. На наш взгляд, доминирование термина дискурс - яркий показатель смены научной парадигмы в современной лингвистике: от системного подхода к изучению языка (когда язык рассматривается как система систем) к коммуникативному исследованию лингвистических феноменов. В традиционной функциональной стилистике особенности каждого функционального стиля рассматриваются в соответствии с ярусами языковой системы (на лексическом, морфологическом, синтаксическом, а для разговорного стиля - и фонетическом уровне). Сама же стилистика позиционируется как межуровневая дисциплина, изучающая стилевые и стилистические закономерности целых законченных произведений (текстов). Русская функциональная стилистика в данном направлении добилась выдающихся результатов. С помощью её научного аппарата и методов исследования был системно изучен и детально описан весь русский литературный язык в его функциональных разновидностях. Подробно был исследован каждый функциональный стиль с учётом его экстралингвистической основы и интралингвистических особенностей, выявлены стилевые нормы, описан субъязык каждого стиля. У истоков русской функциональной стилистики стояли такие корифеи русского языкознания, как В. В. Виноградов, Л. В. Щерба, Г. О. Винокур идр. Необходимо особо отметить роль М. Н. Кожиной в создании и развитии теории функциональных стилей русского литературного языка. Традиционная функциональная стилистика включает в себя 5 функционально-стилевых разновидностей употребления языка, или функциональных стилей. Поскольку речевая практика всё время развивается, постольку функциональную стилистику всё время пытаются реформировать, добавляя в неё всё новые и новые стили. Всё это в своё время позволило горьковскому профессору Ю. М. Скребневу заявить, что системы функциональных стилей нет, раз её можно делить до бесконечности. |