Анализ эпизода «Первая встреча городничего и Хлестакова». анализ эпизода гоголь. Анализ эпизода Первая встреча городничего и Хлестакова
Скачать 18.43 Kb.
|
Анализ эпизода «Первая встреча городничего и Хлестакова» (По явлению 8-му 2-го действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Комедия «Ревизор» - глубоко новаторское драматическое произведение. Действие в нем строится не на традиционном столкновении героев, а на недоразумении, путанице, которые хорошо понятны читателям и зрителям. Кроме того, в комедии не один главный герой, а два: городничий и ревизор, поэтому в ней можно обнаружить соответствующие сюжетным линиям этих героев две экспозиции, завязки, кульминации и развязки. Единство комедии обеспечивается развитием действия и наличием немой сцены. Явление 8-ое второго действия, где происходит впервые личная встреча Хлестакова и городничего, - очень важный сюжетный узел, связывающий в единое целое две сюжетные линии и начинающий действие комедии. К этому моменту мы узнаем о положении дел в городе и можем представить себе страх высшего чиновника перед ревизором, зрителям и читателям также известно истинное лицо Хлестакова и ситуация, в которую он попал, задержавшись в городе N. Эти истины известны нам, но не участникам сцены. Городничий Сквозник-Дмухановский, по характеристике Гоголя, прожженная бестия, он дальновиден и сообразителен, поэтому, несмотря на свой страх, отправляется в гостиницу для личной встречи с ревизором. Он понимает, что этой встречи все равно не избежать, а встреться с ревизором в гостинице под благоприятным предлогом заботы о проезжающих будет не только полезно для его репутации, но и необходимо, чтобы понять, что собой представляет ревизор и как с ним поступить, чтобы приручить его. По дороге в гостиницу он перебирает в уме разные «трудные случаи» из богатого опыта своих злоупотреблений и способы, помогавшие ему выйти сухим из воды. Чувства Хлестакова к моменту встречи с городничим более разнообразны и менее определенны, так как он не затрудняет себя разобраться в своих ощущениях: здесь и неутоленный голод, и недовольство окружающими людьми, и чувство превосходства столичного франта перед провинцией, и страх перед неизвестностью будущего. В тот момент, когда Хлестаков и городничий оказываются друг перед другом, ими безраздельно владеет одно чувство – страх. На этом обоюдном чувстве страха основан комизм сцены: и городничий, и Хлестаков видят перед собой противника, облеченного властью, и ждут от этой встречи решения своей судьбы. Их страх и замешательство автор подчеркивает ремаркой: «Оба в испуге несколько минут смотрят один на другого, выпучив глаза». Их дальнейшее поведение абсолютно соответствует их характерам. Умный и опытный городничий изумлен и сбит с толку, увидев Хлестакова, настолько необычен вид ревизора, но стоит, демонстрируя преданность, неподвижно. С большим трудом, как бы насильно разжимая челюсти, он произносит: «Желаю здравствовать». Чиновник предполагает, что ревизор ведет тонкую игру, что правительство проявило высшую степень хитрости, отправив к нему в город такого необыкновенного инспектора. Хлестаков же заикается от страха и, стремясь защитить себя от тюрьмы, жалуется на трактирщика. Он и в этой сцене человек пустейший, потому что не слышит слов городничего, не видит его состояния. Комизм этой сцены заключается в том, что каждое слово городничего, которым он пытается смягчить гнев «ревизора», еще более усиливают страх Хлестакова и заставляют его активнее обороняться. Городничий пытается овладеть положением: говорит почтительно, держа руки по швам, лепечет о жене и маленьких детях, дрожа, признается во взятках и применении физических наказаний, а сам лихорадочно думает, как подступиться к необычному ревизору. О его внутреннем состоянии свидетельствуют не только авторские ремарки, но и реплики в сторону, которые показывают его многолетнюю привычку говорить одно, делать другое, а думать при этом третье, привычку лицемерить и приспосабливаться ради личной выгоды. У Хлестакова нет ни одной реплики в сторону, но это тоже не характеризует его положительно, наоборот, это говорит о его легкомыслии, о неумении думать и анализировать: у него, что на уме, то и на языке. Не зная, как подступиться к такому необычному ревизору, Сквозник-Дмухановский решает рискнуть и использовать против него давно испытанное средство – дать взятку. Он осторожничает, боится, что Хлестаков, сказав о своих денежных затруднениях, лишь проверяет его, но, не видя другого выхода, предлагает деньги. Этот момент – кульминация сцены: положение каждого персонажа отчаянное, деньги сразу делают ситуацию более спокойной. Облегченно вздыхает городничий, весело и радушно звучит голос Хлестакова, пересчитавшего деньги. Дальнейший разговор Хлестакова и городничего строится на несоответствии видимого и мнимого. Страх затмил разум городничего, он слушает откровения Хлестакова и видит в них тонкую игру такого же хитрого, как и он сам, человека. Гоголь использует старую сюжетную коллизию, основанную на недоразумении и путанице, но использует ее новаторски: он показывает, как страх чиновника превращает на глазах у зрителя ничтожного Хлестакова в грозную фигуру ревизора. Эпизод первой встречи Хлестакова и городничего помог глубже понять героев. Они раскрылись вполне в своих неприглядных качествах: привыкший гнуть в дугу слабых и гнуться перед сильными городничий и Хлестаков, преглупый петербургский неудачник, смотрящий, тем не менее, свысока на других и уверенный в своем праве «срывать цветы удовольствия». В этом эпизоде принимают участие бессловесные Бобчинский и Добчинский. Один из них на протяжении всего разговора городничего и Хлестакова стоит навытяжку, всем своим видом выражая страх и почтение. Другой то и дело заглядывает в дверь, не справляясь со своим любопытством, и тут же в испуге прячется. Эти городские сплетники расширяют границы эпизода и показывают, насколько глубоко сидит в русском человеке страх перед начальством, ведь помещикам Бобчинскому и Добчинскому не может быть вреда от ревизора: они нигде не служат. Этот эпизод задает направление дальнейшему развитию действия: с него начинается триумфальный успех «ревизора» Хлестакова, которому все будут оказывать почет и уважение. Эпизод первой встречи Хлестакова и городничего, являясь началом развития действия, предвещает достаточно напряженный ход дальнейших событий: ведь хоть и удалось городничему «ввернуть вместо двухсот рублей четыреста», он все-таки полон опасений насчет ревизора и обдумывает план, как «узнать, что он такое и в какой мере нужно его опасаться». В. Г. Белинский говорил о том, что в «Ревизоре» «нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собой единое целое». И все же эпизод первой встречи Хлестакова и городничего кажется особенно важным. Он позволяет увидеть, как нечистая совесть, страх за свою карьеру, привычка хитрить и приспосабливаться, чинопочитание, доходящее до божественного ужаса перед начальством, приводят к тому, что за идеал человека принимают пустышку, сосульку, тряпку. В этом, на мой взгляд, непреходящее идейное значение комедии. «Повесть о капитане Копейкине» — вставной эпизод в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя, посредством которого автор вводит в произведение тему взаимоотношений «маленького человека» и верховной власти. Капитан Копейкин «после кампании двенадцатого года... вместе с ранеными прислан был...». Оставшись инвалидом после войны («ему оторвало руку и ногу»), капитан остался без средств к существованию. Отдавший много лет своей жизни служению Родине, Копейкин стал не нужен даже собственной семье: «Наведался было домой к отцу, отец говорит: «Мне нечем тебя кормить, я... сам едва достаю хлеб» ». Солдат готов работать, но не может: «только рука-то у него... левая». Остается у него последняя надежда на государя, на его «монаршую милость». Приехав в Петербург, он идет на прием к вельможе, который обнадеживает Копейкина и просит прийти на днях. Этот вельможа — само олицетворение власти, достатка. С неприкрытой иронией Н. В. Гоголь описывает дом, в котором проживает генерал: «Избенка... мужичья: стеклушки в окнах... полуторасаженные зеркала, так что вазы и все, что там ни есть в комнатах, кажутся как бы внаруже... драгоценные мраморы на стенах, металлические галантереи, какая-нибудь ручка у дверей, так что нужно... забежать наперед в мелочную лавочку, да купить на грош мыла, да прежде часа два тереть им руки, да потом уже решишься ухватиться за нее,— словом: лаки на всем такие — в некотором роде умапомрачение». А уж как «уважают» вельможного чиновника! «Все, что ни было в передней, разумеется, в ту же минуту в струнку, ожидает, дрожит, ждет решенья, в некотором роде, судьбы». Но все дело в том, что генералу безразличны судьбы людей, обращающихся к нему за помощью. Ему не понять Копейкина, который уже голодает и перебивается селедкой или огурцом соленым да хлебом. Оголодавший, Копейкин решается «во что бы то ни стало пролезть штурмом» и, дождавшись вельможу, осмеливается на «грубость»: «Но, ваше высокопревосходительство, я не могу ждать.... Как хотите, ваше высокопревосходительство, ...не сойду с места до тех пор, пока не дадите резолюцию», вследствие чего рассерженный генерал отправляет его домой «на казенный счет». Почтмейстер говорит о том, что, куда делся Копейкин, неизвестно, но с некоторых пор «появилась в рязанских лесах шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был... не кто другой...».... Рассказ ему не удается закончить, но читатель догадывается, что предводителем этой шайки стал капитан Копейкин. Наверняка она состоит из бедных крестьян, которые грабят богатых на дорогах. Можно ли осуждать Копейкина за это? Я думаю, нет. Ведь он просил помощи у государственных чиновников, но они ему отказали, заботясь лишь о своих собственных интересах, с удовольствием, а иногда и обходя закон, помогая только себе подобным (Чичикову, например). Русский народ терпелив и может вынести самые тяжелые испытания, но если довести его до крайности — он способен на многое! Доказательством тому может служить случай, описанный автором в девятой главе поэмы, когда мужики убили заседателя Дробяжкина. Н. В. Гоголь задумал показать все темные стороны российской жизни в первом томе «Мертвых душ». Одной из таких «темных сторон» является произвол и бездушие государственных чиновников. Самое страшное, что с подобным мы встречаемся и по сей день, а бюрократизм современных российских чиновников стал притчей во языцех. |