Теория литературы. Теория Литературы 13.11. Анализ стихотворения А. С. Пушкина Песнь о вещем Олеге
Скачать 28.5 Kb.
|
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» Летописное предание, лёгшее в основу стихотворения. Какими дополнительными источниками пользовался поэт? В период Южной ссылке внимание Пушкина привлек курган, о котором шла молва: это древняя могила самого князя Олега! Впечатлившись легендой, великий гений обратился к «Истории государства Российского» пера Карамзина, где и прочитал о жизни и смерти древнерусского правителя и полководца. Многие исследователи утверждают, что поэт был знаком с «Повестью временных лет», в которой тоже есть этот сюжет. Причины обращения Пушкина к глубокой древности. Пушкин был настоящим ценителем истории. Его произведения о «делах давно минувших дней» весьма многочисленны. В Олеге он увидел прежде всего героя, способного объединить Русь, поднять патриотические чувства. Во время написания «Песни о Вещем Олеге» поэт находился в южной ссылке за свои вольнолюбивые стихи. Я думаю, что в это время его волновали вопросы собственной несвободы, невозможности повлиять на судьбу человека, сосланного в ссылку. *Наследие греко-римской древности является одним из основных и постоянных компонентов творчества Пушкина. Античность неизменно привлекала поэта как идеалом высокогуманизма, так и гармоничным единством формы и содержания. Именно в древнем искусстве Пушкин видел идеал гармонии, пропорциональности, симметрии, поэтической пластичности и скульптурности изображения. Античность несла с собой идеал прекрасного человека, гармоничное сочетание чувственного и духовного, идеальную пропорциональность формы. История создания произведения Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге» в 1822 году, в период Южной ссылки. Находясь в изгнании, поэт посещал знаменитые места чужбины, в том числе и Киев. Однажды его внимание привлек курган, о котором шла молва: это древняя могила самого князя Олега! Впечатлившись легендой, великий гений обратился к «Истории государства Российского» пера Карамзина, где и прочитал о жизни и смерти древнерусского правителя и полководца. Многие исследователи утверждают, что поэт был знаком и с «Повестью временных лет», в которой тоже есть этот сюжет. Заголовок и жанровая специфика стихотворения. Олег назван «вещим» в «Повести временных лет» потому, что он - прорицатель. Он предсказал Киеву: «Да будет это мать городам русским». Пушкин называет Олега «вещим» в начале произведения, подчеркивая его мудрость, рассудительность и осторожность. Рассудительность, мудрость Олег проявляет, когда, получив предсказание, решает выбрать другого коня. Однако узнав о гибели боевого товарища, князь приходит к выводу, что пророчество не сбудется, и совершает необдуманный поступок — идет на место, где находятся кости коня. Неосторожность князя оборачивается трагедией — он погибает от укуса змеи, спрятавшейся в черепе. Жанр – баллада, хотя можно увидеть и элементы исторической песни, да и сам автор именно так определяет свое произведение – «песнь». Основные персонажи и конфликт между ними. Центральных персонажей всего двое, и они активно противопоставляются друг другу: Кудесник – проницательный, все знающий, действительно уверенный в себе. Олег – обычный человек, внешне такой же спокойный, как и волхв, но в душе испытывающий глубочайшие волнения, переживания. Пушкин относится к нему с сочувствием, рисуя образ талантливого полководца, доброго, заботливого хозяина, пусть и поддавшегося минутной слабости. Бояться смерти – нормальная реакция любого человека, если только он не пророк, который общается напрямую с Богом и видит мир совершенно иначе. *Образ коня представляется трогательным. Рисуется в воображении верный и преданный боевой друг. Одновременно это и пугающий образ – от коня суждено умереть Олегу. * Змея тоже представляет особенный интерес для понимания сути произведения. Прежде всего, это глубоко символичный христианский образ, а Пушкин был все-таки человеком верующим. Змея хитра, коварна, более того, это воплощение Люцифера, сумевшего пробраться даже в райский сад, обернувшись пресмыкающимся. Основной конфликт произведения – конфликт человека и его судьбы, невозможность противостоять высшим силам. Человеку не уйти от судьбы, что бы человек ни сделал, как бы не стремился защитить себя. Есть еще и другой конфликт, тесно связанный с первым. Трудный выбор делает князь Олег, удаляя от себя дорогого верного друга – боевого коня. В этот момент он сильно конфликтует с собой. Олег выбирает собственную безопасность, но эта жертва не приводит к его спасению. Олег все равно погибает. Сюжет и композиция. Сюжет интересен и мистичен. Олег, собираясь в очередной поход с дружиной, неожиданно встречается с кудесником. Он просит старца предсказать судьбу, а точнее – назвать, когда смерть заберет великого князя. Взамен Олег обещает достойную награду. Однако волхв – истинный пророк, не нуждающийся ни в чем, живущий по иным законам и боящийся только одного: Перуна. Кудесник перечисляет заслуги полководца, хвалит верного коня, а затем неожиданно заканчивает речь, говоря: … Но примешь ты смерть от коня своего. В ответ князь усмехается, но в душе он напуган. Великий полководец призывает своих слуг, отдает им верного коня и прощается с ним, наказывая заботливо ухаживать за животным. Проходит какое-то время, Олег устраивает пир. Читатель видит, что он уже сед. Значит, миновало много лет с момента прощания с боевым конем. Вдруг Олег вспоминает про славного товарища и просит о встрече с ним. Но ему отвечают:…на холме крутом. Давно уж почил непробудным он сном. Конечно, князь внутренне возмущается и недоумевает. Почему же предсказание не сбылось? Он желает увидеть кости животного и идет к кургану, где почил конь, наступает на череп, из которого выползает змея и кусает князя. Только тогда вещий Олег понимает, что гибелью ему угрожали кости, а не живой конь. Композиция линейная. Экспозиция – рассказ о целях похода Олега. Завязка – момент встречи с кудесником и княжеская просьба о предсказании. Затем следует развитие действий, в котором волхв говорит, что смерть придет от коня, и Олег, внимая этим словам, отрекается от животного навсегда. Идут года, на одном из пиров полководец вспоминает давние события и желает увидеть верного боевого друга. Однако узнает, что тот давно мертв. Олег идет посмотреть на кости коня. Кульминацией можно назвать момент, когда князь видит змею и понимает суть слов кудесника. Развязка – смерть вещего Олега. Тема «Песни о вещем Олеге». Есть ли в ней намёки на современность? Центральная тема стихотворения – неотвратимость воли случая, судьбы. Человек не в силах повлиять на свою судьбу, изменить ее течение. Касаемо современности, на мой взгляд, сегодняшнему человеку гораздо легче повлиять на ход событий своей жизни, изменить ту самую волю рока, предоставить ее самому себе. 8. Идейный смысл произведения. Основная идея заключается в том, что судьба выбирает человека, а не наоборот. Человек проходит тот путь, который ему предназначен. 9. Лексические средства и их художественная функция А) Употребление глаголов в настоящем времени и их соответствие задаче, поставленной автором: на мой взгляд, употребление глаголов в настоящем времени в произведении раскрывает тему неотвратимости судьбы еще сильнее, ведь как бы он не старался что-то изменить, это не получится, следовательно, наилучшее решение – жить сегодняшним днем. Б) Употребление архаизмов и историзмов: употребление историзмов и архаизмов в стихотворении погружает читателя в колорит времен, в которые происходят события произведения. Например, «хазары»– кочевой тюркоязычный народ юго-восточной Европы. Например, «ныне» – что означает «сегодня». В) Замена собственного имени эпитетами: на мой взгляд, Пушкин сравнивает образ кудесника в произведении с образом поэта, то есть заменяет так свое имя. По его мнению, поэт схож с кудесником, так как его устами говорит сам Бог. Причем тот не боится никого, даже «могучих владык». 10. Синонимия и антонимия; их роль в раскрытии художественных образов и идейного смысла произведения. Антонимы «волны-суша» в строчке «И волны, и суша покорны тебе» раскрывают могущество князя Олега, говорят о его многочисленных завоеваниях. 11. Содержательность стихотворного строя произведения А) стихотворение написано в трех- и четырехстопном амфибрахии. Произведению присуща напевность, неторопливость с приступающей на фоне торжественностью и приподнятостью звучания. Б) для первых четырех строчек строфы характерна перекрестная рифма, а для последних двух – смежная (парная) В) каждая строфа состоит из шести строк г) аллитерация 12. Выводы «Песнь о вещем Олеге» помогает понять отношение автора к року и к месту поэта в этом мире. Она открывает важные аспекты творчества великого русского гения. Произведение актуально до сих пор. Многие современные люди считают, что любой дар дается свыше. Тот, кто умеет творить, – особенный человек, видящий и воспринимающий мир иначе. Кроме того, роковая неотвратимость жизненных событий тоже остается животрепещущей темой. Мне нравится пушкинская баллада, потому что она интересная, оригинальная и наполнена мистическим духом. Я думаю, что это произведение учит прислушиваться к намекам или сигналам судьбы, но вместе с тем пытаться реагировать на них правильно. Поэтический язык стихотворения В. Маяковского «Необычайно приключение, быв-шее с Владимиром Маяковским летом на даче» 1. Разговор с фининспектором Стихотворение иронично, но так же демонстрирует точку зрения Маяковского на роль поэта в обществе. Его поэзия экспериментальна, как и форма стиха. Он часто использует характерный для него тонический стих, при котором предполагается одинаковое число ударных слогов в пределах одной строки, но произвольное число слогов безударных. Он также использовал и вполне традиционные приемы и художественные средства: Эпитеты – “деликатное свойство”, “пустующая касса”, “честное слово”, “небывалые рифмы”. Метафоры – “мелочишка суффиксов и флексий”, “касса склонений и спряжений”, “в копеечку влетают слова”, “город на воздух строфой летит”, “словесная руда”. Сравнение – “рифма – вексель”, “рифма – бочка с динамитом”. 2. Идея Написано оно в 1926 году в форме “диалога”, что позволяет наиболее полно передать эмоции и мысли лирического героя, возмущенного несправедливостью. Маяковский выражал свое возмущение банальности и приземленности требования, чтобы поэты платили налоги 3. Заголовок Название тоже играет большую роль в стихотворении. Маяковскому было важно, что лирический герой произведения - это он сам, что и подчёркнуто в заголовке. Также характерной чертой Маяковского является несколько сниженный стиль. Для него поэзия - не высокое искусство, оторванное от реальности. Именно поэтому уже с названия, упоминая лето на даче, автор показывает, что речь пойдет об обычном человеке с его бытовыми проблемами. 4. Тема и идея Основная тема произведения – роль поэта и его произведений в обществе. Лирический герой общается на эту тему с финансистом – человеком, максимально далёким от мира литературы. Отсюда комичность ситуации: герой пытается доказать абсолютно ничего не понимающему человеку, сложность своего труда. Настроенческий пафос произведения весьма трагический. Он насквозь проникнут такими эмоциями, как: ненависть, отчаяние и непонимание. Именно их испытывает поэт во время разговора с финансистом. В стихотворении последовательно развивается высказанная лирическим героем мысль, что труд поэта невероятно сложен. Поэтический труд важен не ничуть не меньше, чем труд рабочего или служащего. Поэтому, не следует его обесценивать. Также Маяковский доносит до читателей идею о том, что каждый труд нуждается в индивидуальном подходе. А, значит, то, что применимо к труду рабочего, не применимо к труду поэта 5. Сюжет стихотворения таков: В завязке Маяковский разозлился на солнце за то, что у того слишком простая жизнь. Бросив свои дерзкие обвинения светилу, герой пригласил его на чай. И солнце действительно пришло. Сначала лирический герой испугался, но услышав слова поддержки и узнав, что и солнцу приходится много работать, подружился с ним. В конце чаепития солнце предложило Маяковскому сиять вместе: солнце светом, а поэт стихами – это кульминация. В качестве развязки мы узнаем о новом жизненном кредо Маяковского: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца! 6. Для создания более полных образов персонажей Маяковский использует различные средства художественной выразительности. При описании самого себя: Гиперболы: · «И так однажды разозлясь, что в страхе все поблекло» – чтобы передать всю силу своих чувств · «не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!» – чтобы читатель прочувствовал всю сложность трудовых будней поэта Сниженная лексика: · «Слазь! довольно шляться в пекло!» · «Дармоед!» - чтобы показать простой, открытый и грубоватый характер героя Риторические восклицания: «Что я наделал! Я погиб!» - чтобы усилить эмоции Просторечие: «Про то, про это говорю, что-де заела Роста» - чтобы диалог выглядел реалистичнее Окказионализмы и гипербола в строках «Вдруг — я, во всю светаю мочь — снова день трезвонится» - чтобы это стремление светить звучало ярче При описании солнца: Эпитеты: «солнце ало», «златолобо» Окказионализм во фразе «раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле» - благодаря слову луч-шаги солнце становится одушевленным Солнце тоже разговаривает просторечно: · «Чаи́ гони, гони, поэт, варенье!» · «идешь — и светишь в оба!» - это делает солнце более живым и понятным читателю Также Маяковский использует средства художественной выразительности для лучшего развития идеи произведения. Сначала, когда герой осуждает солнце за безделье, использован такой каламбур: «чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы», построенный на игре слов «солнце заходит – заходить на чай» В строках «Стена теней, ночей тюрьма под солнц двустволкой пала» есть сразу несколько метафор. Они нужны для создания переносного смысла – ведь речь идет не только о том, как солнце освещает темноту, но о победе вообще света над тьмой, добра над злом, энергии над косностью. И снова автор осуждает ночь (которая является аллюзией на лень), используя эпитет «тупая сонница» 7. Говоря о новаторстве Маяковского, нужно подчеркнуть его идеи словотворчества. Поэт провозглашает за собой право создавать новые слова, если они нужны для более точной передачи смысла. Самыми яркими примерами неологизмов в данном стихотворении являются: Луч-шаги Взорим – глагол, образованный от слова «заря» - означает «будем светить, будем как зори» День трезвонится – звенит Наравне с новыми словами поэт использует слова устаревшие, взятые из народного творчества: «златолобо» - похоже на эпитет из русско-народной сказки «шагает солнце в поле» - напоминает фразу из былины Сама по себе идея обращения героя к солнцу напоминает русско-народные песни и сказки 8. В основе композиции стихотворения лежит антитеза света и тьмы, деятельности и лени. На основе этого противопоставления построен весь конфликт произведения. И это противоречие так и остается нерешенным. Единственное, что кардинально меняется в течение стихотворения – отношение лирического героя к солнцу. Сначала он думает, что солнце на стороне безделья, но к концу стихотворения видит в солнце своего друга и соратника, вместе с которым поэт борется с тьмой. 9. (а) Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Этот размер делает его похожим на торжественный и четкий марш. Однако ритм не всегда остается одинаковым. В некоторых строках не хватает слогов. Например, в четверостишии «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи́ гони, гони, поэт, варенье!» в 3 строке не хватает одного безударного слога. Благодаря этому ритмическому перебою речь солнца кажется более простой, человеческой, реалистичной. (б) В стихотворении использована перекрестная рифмовка. Рифмы у Маяковского не всегда точные, однако это даже играет на руку поэту, делая его стихотворение еще более ярким, простым, задевающим читателя. (в, г) Интересно, что в этом стихотворении Маяковский вообще отказался от деления стихотворения на строфы. Зато поэт использует графику – свою особую запись стихотворения, когда одна звуковая строка может быть разделена на несколько строк на бумаге. Например, для записи этих двух фраз Маяковскому понадобилось целых 5 строк: И день за днем ужасно злить меня вот это стало. Благодаря парцелляции, поэту удается лучше передавать свои эмоции, в данном случае – раздражение. Также графика позволяет Маяковскому передать свою манеру речи, то, как это стихотворение должно звучать. Взглянув на слова солнца: «Ты да я, нас, товарищ, двое! Пойдем, поэт, взорим, вспоем у мира в сером хламе. Я буду солнце лить свое, а ты — свое, стихами». легко представить себе, как оно должно быть прочитано – четко, торжественно, выделяя каждое слово. Важно отметить и звукопись. Стихотворение на слух очень четкое, в нем много согласных. Причем Маяковский специально подбирал слова так, чтобы рядом скапливалось как можно больше одинаковых звуков. Например: «сто сорок солнц» - аллитерация звука С; «кривился крыш корою» - К и Р. |