Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнил

  • Становление полисной цивилизации в Греции.

  • Сущность греческого полиса.

  • II. Великая колонизация и ее причины.

  • Распространение Великой греческой колонизации.

  • 2. Роль Великой греческой колонизации.

  • III. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира.

  • IV. Греческая культура классической эпохи.

  • Древнегреческая мифология.

  • Архитектура, скульптура, живопись.

  • Зарождение исторической науки.

  • V. Александр Македонский и эллинизм.

  • История. Контрольная работа Всеобщая история Мищенко К.А ИСТ-13. Античная цивилизация. Древняя Греция


    Скачать 41.52 Kb.
    НазваниеАнтичная цивилизация. Древняя Греция
    АнкорИстория
    Дата01.01.2022
    Размер41.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная работа Всеобщая история Мищенко К.А ИСТ-13.docx
    ТипКонтрольная работа
    #322656

    Федеральное агентство связи

    Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

    Межрегиональный учебный центр переподготовки специалистов

    Контрольная работа

    по дисциплине: Всеобщая история

    Тема: Античная цивилизация. Древняя Греция


    Выполнил: Мищенко Кирилл Алексеевич

    Группа: ИСТ-13

    Вариант: 1

    Проверил: методист,

    канд. ист. наук Ломакин К.В.

    Новосибирск, 2021 г.
    Содержание

    Введение ……………………………………………………………….….…... с. 3

    I. Становление полисной цивилизации в Греции ………………….……… с. 4

    1. Сущность греческого полиса …………..……………………...…... с. 5

    II. Великая колонизация и ее причины……...……………………………… с. 7

    1. Распространение Великой греческой колонизации ………..…..... с. 8

    2. Роль великой греческой колонизации…………………………..…. с. 9

    III. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира ………..……………… с. 10

    IV. Греческая культура классической эпохи ……..……………….……..... c. 11

    1. Древнегреческая мифология …………………………….………… c. 11

    2. Греческий театр ……………………………………………….….... c. 12

    3. Архитектура, скульптура, живопись …………….…………..….....c. 13

    4. Философия ……………………………………………………...…... c. 14

    5. Ораторское искусство……………………..………….………….… c. 14

    6. Зарождение исторической науки ………………….……………... с. 15

    V. Александр Македонский и эллинизм …………..…………..………….... с. 15

    1. Сущность эллинизма ..……………………………………………....с. 16

    2. Достижения эллинизма …………...……………………………….. с. 18

    Заключение …………………….…………………………………………….. с. 19

    Список литературы ………………….…………………………………….… с. 20


    Введение.

    Понятие цивилизация многомерно. Ее определяют как сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет об общности менталитета - системы мировидения, которая формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения как отдельного человека, так и социальных групп.

    Цивилизация - это и присущий данному культурно-историческому типу способ организации пространства и времени, формирующий особые черты государственности, социальной жизни, экономики и культуры. При множественности факторов, составляющих цивилизацию, основными принято считать три признака: наличие городов, государства и письменности.

    Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На юге Балканского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н.э. (уничтожено ахейцами); в XVII-XIII вв. до н.э. (уничтожено дорийцами); в IX-VI вв. до н.э. последняя попытка удалась - возникло античное общество.

    Античная цивилизация является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески - это не только мир. Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры – рациональность.

    1. Становление полисной цивилизации в Греции.


    В мировой истории Древняя Греция выделяется и занимает выдающееся место. Здесь на сравнительно небольшой территории закладывается античный мир, возникает и достигает высочайших вершин античная цивилизация с такими ярчайшими проявлениями, как философия, изобразительные искусства.

    Прекрасная природа Эллады, которую много раз воспевали поэты, не была слишком щедрой, особенно для земледельцев.

    Плодородной земли в Греции немного. Климат здесь засушливый, крупных рек нет, и создать оросительную систему, как в речных цивилизациях Востока, было невозможно. Поэтому земледелие стало основной отраслью хозяйства лишь в некоторых областях страны. Причем по мере развития хлебопашества почва стала быстро истощаться. Хлеба, как правило, не хватало на все население, численность которого со временем возрастала. Более благоприятные условия были для садоводства и скотоводства: греки издавна разводили коз и овец, сажали виноград и оливки. Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом. Но, естественно, этого было недостаточно для того, чтобы обеспечить средства к существованию.

    Еще одним богатством Греции было море. Удобные бухты, многочисленные острова, расположенные близко друг от друга, создавали прекрасные условия для мореплавания и торговли. Но для этого нужно было овладеть стихией моря.

    Цивилизация сумела дать достойный "ответ" на "вызов" среды. Став искусными мореплавателями, греки постепенно превратили свою страну в сильную морскую державу.


    1. Сущность греческого полиса.


    Архаический период VIII-VI вв. до н. э. был временем формирования социально - расчлененного общества и государства в форме полисного строя. Это был новый путь развития, отличный от того пути, которым шли в свое время древневосточные общества и древнейшие греческие государственные образования II тысячелетия до н. э.

    Типичный греческий полисбыл крошечным государством, территорию которого можно обойти из конца в конец за один день, с небольшим числом жителей, большинство из которых знали друг друга в лицо, с одним центром, где собиралось Народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов, ремесленные мастерские, проживало основное население. Город стоял или на берегу моря, или в нескольких километрах от морского берега, но на берегу моря имел гавань или порт. Городской центр полиса мог быть окружен кольцом оборонительных стен, но в VI в. до н. э. многие города крепостных сооружений еще не имели. В городском центре была сосредоточена большая часть населения полиса. В городе на центральной площади совершались торговые операции, проводились общеполисные празднества и спортивные состязания. Хотя на территории полиса имелось несколько сельских поселений, но городской центр был один. Именно поэтому полис определяют как город-государство.

    Основой полисной экономики является земледелие. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство.
    Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: господствующий класс, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий.

    С точки зрения государственного управления, греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала Народному собранию, которое состояло из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (как правило, на один год). Постоянного государственного аппарата, за исключением малочисленного штата технических служащих, не существовало. Повторное переизбрание на одну и ту же должность не допускалось. Должностные лица после истечения срока их пребывания в должности отчитывались перед Народным собранием или его органами. Доминирующее значение Народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав гражданина.

    В полисах сформировалась и своя система духовных ценностей. Прежде всего, своеобразное социально-экономическое, политическое и культурное устройство, сам полис греки считали высшей ценностью. В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие гражданина как свободной личности, располагающего совокупностью неотъемлемых политических прав: активное участие в государственном управлении, хотя бы в форме обсуждения дел на Народном собрании, право и обязанность защищать свой полис от врага.

    - описанные выше черты свойственны в той или иной степени каждому полису, однако среди множества греческих городов-государств можно выделить два основных типа:

    -аграрный полис со слабым развитием торговли и ремесел, большим удельным весом труда зависимых работников и, как правило, господством олигархии. Образцом такого типа является Спарта.

    -рабовладельческий город-государство с большим удельным весом ремесленных производств и торговых операций, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство и повседневную жизнь, активным участием граждан в общественной и политической жизни, демократическим устройством. Наиболее ярким примером такого полиса являются Афины.

    Греческий полис стал такой формой античного общества и государства, в рамках которого были созданы благоприятные условия для развития экономики, общественных отношений, политических учреждений, блестящей греческой культуры, открывшей одну из самых ярких страниц в истории мировой цивилизации.
    II. Великая колонизация и ее причины.
    Процесс Великой греческой колонизации обусловлен несколькими группами причин.

    Первая из них - это возникновение относительного перенаселения ряда областей Греции. К началу архаической эпохи в Греции очевиден резкий демографически взрыв, значительный рост численности населения. Поэтому часть жителей уже не могла прокормиться на родине, так как новых земель доступных для обработки, в Греции уже не было. Отсюда - поиск таких земель на чужбине и переселение избыточной массы населения на новые территории.

    Еще одна группа причин Великой греческой колонизации - это причины социального характера. Обедневшие общинники-крестьяне, если не хотели попасть в долговую кабалу к своим разбогатевшим и знатным сородичам вынуждены были покидать заложенные за долги участки земли. Поэтому единственным выходом для них мог быть только отъезд на чужбину.

    Социально-экономическая борьба в метрополиях - еще одна из причин Великой греческой колонизации. В архаический период, во время становления греческих полисов и появления во многих из них тиранических режимов, политическая борьба между различными группировками населения, репрессивная политика тиранов достигали угрожающей остроты. Поэтому перед побежденной группировкой стоял выбор - либо неминуемая смерть, либо бегство в колонии, вынужденная эмиграция.

    По мере роста городов Греции в качестве центров ремесленного производства стала сильно ощущаться необходимость расширения сырьевой базы для изготовления ремесленных изделий. Это сырье поступало в Грецию извне, и в этом процессе колонии со временем также стали играть свою определяющую роль.

    Наконец, следует отметить еще одно обстоятельство. В архаическое время во многих развитых в социально-экономическом отношении областях

    Греции было законодательно запрещено долговое рабство сограждан. Начинаются поиски новых источников пополнения рабов уже на варварской периферии, где и появлялись греческие колонии.


    1. Распространение Великой греческой колонизации.


    Великая греческая колонизация - это не хаотическое движение греков в чужие земли в поисках счастья и лучшей доли. Она носила организованный и управляемый характер, и будущие колонисты представляли себе, куда они могут выехать, какие земли и территории они будут занимать, климатические условия этих мест и т.п.

    В истории Великой греческой колонизации выделяются три направления.

    Первое направление - западное. В результате перемещения греческих переселенцев на запад были освоены побережье Ионического и Адриатического морей к северо-западу от Греции, районы южной Италии, остров Сицилия, южная Галлия, восточное побережье Испании и другие области.

    Второе направление колонизационного движения греков - северо-восточное, благодаря чему греки освоили северное побережье Эгейского моря, районы проливов, берега Черного моря.

    В результате южного и юго-восточного направления колонизации были основаны греческие колонии на южном побережье Малой Азии и на средиземноморском побережье северной Африки (Египет). Главными, ведущими стали два первых направления Великой греческой колонизации.
    2. Роль Великой греческой колонизации.
    Благодаря Великой греческой колонизации в Греции отчасти были сняты экономические, политические и социальные проблемы. Экономика полисов вышла на новый качественный уровень, а греческая торговля приобрела поистине международный характер. Многие греческие колонии стали развитыми экономическими центрами, нередко на много опередившими свои метрополии.

    Прежде всего, колонизация вызвала массовый отток населения, покидавшего родину из-за нехватки земли или частых внутренних усобиц. В результате число недовольных среди свободного населения Греции сокращалось, и это в какой-то степени снимало социальную напряженность.

    Колонизация открыла огромные возможности для торговли, которая ускорила развитие судостроения и всех разнообразных ремесел, с ним связанных. В колониях быстро выросли богатые города: Халкида, Коринф, Мегары, Милет, Эретрия и многие другие. Между ними и метрополией устанавливались прочные торговые связи.

    Во второй половине IV в. до н.э. благодаря походам (334-324 гг. до н. э) Александра Македонского возникла гигантская империя, которая охватывала Малую, Переднюю, частично Среднюю и Центральную Азию до нижнего течения Инда, а также Египет.

    Особые географические условия Греции оказали большое влияние на ход исторического развития цивилизации, на формирование своеобразного типа личности.
    III. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира.
    К началу V века до н. э. в Греции выделилось два наиболее значительных города-государства - Спарта и Афины. Пути развития этих государств были различны.

    Спартанская община носила аграрный, землевладельческий характер, торгово-денежные отношения были здесь развиты слабо. Земля, поделённая на примерно равные участки и находившаяся у отдельных семей спартиатов, считалась собственностью общины, государства в целом, и владеть ею отдельный спартиат мог лишь как член общины. Эти земли обрабатывались трудом бесправного, зависимого и прикреплённого к клерам населения - илотов. В отличие от обычного для Греции типа рабовладения илоты принадлежали не отдельным спартиатам, а всей общине в целом.

    Афины представляли собой иной тип рабовладельческого города-государства. Интенсивный рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием ремесла и морской торговли, привёл к сравнительно раннему разложению общины. В Афинах в результате борьбы, развернувшейся между широкими слоями населения (демос) и родовой аристократией (евпатриды), складывается рабовладельческое государство, получившее довольно сложную социальную структуру.

    Государственный строй Афин и Спарты так же имел существенные  различия.

    Спарта была типичной олигархической республикой. Во главе общины стояли два царя, но власть их была сильно ограниченна советом старейшин. Народное собрание (апелла) хотя и считалось формально верховным органом власти, но фактически большого значения не имело. Мнения же никому кроме царей и геронтов на собраниях высказывать не разрешалось. Народ мог либо одобрить, либо отвергнуть предложение.

    В Афинах в результате преобразований, проведённых в VI веке  Соломоном и Калисфеном, установился строй рабовладельческой демократии. Всё более росла роль афинского народного собрания (экклесия). Основные государственные должности были выборными. Был создан такой демократический орган, как суд присяжных (гелиэя), состав которого пополнялся путём жеребьевки из числа всех полноправных граждан.
    IV. Греческая культура классической эпохи.
    Древнегреческая культура занимает особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация в целом, в особенности культура народов Европы. В сфере эстетической, художественного творчества наследие греков – не только источник современного знания, но и живая, полная обаяния духовная сила. Не только корни европейской культуры лежат в античности, но и античная культура является составной частью современной культуры.

    Знаменательно, что перелом в истории западноевропейского искусства начинается с эпохи Ренессанса, т.е. возрождения античного искусства. Образы античной мифологии получили многочисленные воплощения и толкования в древнегреческой мифологии.


    1. Древнегреческая мифология.


    На протяжении почти всей античной эпохи мифы пользовались огромной популярностью среди населения греческих городов-государств. Без них, без их влияния, без постоянного обращения к их сюжетам и образам сейчас невозможно себе представить ни классическое греческое искусство, ни греческую литературу, ни греческую философию, ни греческую культуру в целом. Нельзя забывать, что мифы были важнейшей частью того культурного наследия, которое оставили грекам их далекие предки. Именно миф был для подавляющего большинства греков наиболее доступным и понятным способом осмысления прошлого – седой старины, воспоминания о которой сохранились лишь в произведениях древних поэтов – создателей греческого эпоса. Нет ничего удивительного в том, что молодая историческая наука в Греции еще долго не могла вырваться из материнских объятий мифологии, в лоне которой она родилась.


    1. Греческий театр.


    Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздника бога Диониса – покровителя сельского хозяйства и виноделия ряд песен в честь Диониса носил веселый, озорной характер. Они положили начало возникновения комедий.

    Обычно песни пелись хором во главе с запевалой, который носил название корифея. Слушатели располагались вокруг небольшого холма, где пел хор. Чтобы зрителям было лучше видно и слышно корифей и ведущие артисты стояли на возвышении – специальном деревянном помосте, а зрители располагались на скамьях, которые шли амфитеатром. Так возникли театральные представления.

    Место, где выступали актеры, называлось сценой (от греч. «скене» - палатка). Около сцены располагался хор; это место получило название орхестры. Затем шли места для зрителей. Греческий театр всегда был под открытым небом. Театры обычно вмещали до 25 тыс. зрителей. Это и неудивительно, т.к. граждане приходили на концерты целыми семьями.

    Театральные представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. В эти дни греки смотрели представления с утра до позднего вечера. Выдающимися авторами того времени были Аристофан, Эврипид, Софол и Эсхил.


    1. Архитектура, скульптура, живопись.


    Ведущими архитектурными сооружениями в Греции классического периода были храмы, театры. В V в. до н.э. возникает планировка городов. Основным архитектурным сооружением оставался храм. Он был прямоугольной формы. Крышу на определенном расстоянии друг от друга поддерживали колонны. Самыми знаменитыми образцами греческой архитектуры являются Фенон и Эрехтейон. Замечательный Перфенон был посвящен богине Афине. Эрехтейон стоит против Парфенона. Его колонны стройны и изящны. Кариатиды – изваяния девушек – поддерживают крышу небольшего портика (навеса) у стен храма.

    Греческая скульптура V в. Представлена именами таких ваятелей как Мирон, Поликлет и Фидий. Мирон – автор скульптурного изображения дискобола. Движение скульптора отражено настолько живо, что зритель как бы видит тот момент, когда юноша бросает диск. Агросский скульптор Поликлет изображал главным образом прекрасных юношей. Особенно известны его статуи «Копьеносец» и «Диодумен». Обе статуи полны изящества и силы. Произведения Фидия прекрасны и величавы. Самой знаменитой была его статуя богини Афины, стоявшая в Перфеноне, сделанная из золота, дерева и слоновой кости. В Олимпии Фидий изваял статую Зевса Олимпийского, сидящего на троне. Он изображал богов и богинь, подчеркивая их совершенство и величие.

    Великим ваятелем IV в до н. э. был Пракситель, изображавший богов и богинь виде красивых, изящных юношей и молодых женщин. Самое известное его произведение Гермес. Выдающимися скульпторами были также Скопас и Лисипп.

    Живопись была широко распространена в древней Греции, но к сожалению, почти не сохранилась до нашего времени. Сюжеты фресок и мозаик составляли сцены из мифологии и семейной жизни. Определенные представления о греческой живописи дают нам краснофигурные и чернофигурные вазы, дошедшие до нас.


    1. Философия.


    Стремление к обобщениям результатов наблюдений за природой и деятельностью людей имело своим конечным результатом расцвет философской мысли. В трудах Гераклита Эфесского нашли завершение изыскания натурфилософов предыдущего времени. Он первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира. Своей вершины материалистическое понимание мира в Греции достигло у Левкиппа и особенно Демакрита. Основная особенность учения Демокрита – соединение атомизма с идеей диалектического развития. Проблемами человека, разума был увлечен Сократ. Он был занят поиском критерия истины. Сократ считал, сто истина познается в споре. Его учение Платон разработал теорию идеального государства.


    1. Ораторское искусство.


    В середине V в. в Афинах наблюдается устойчивый интерес к судебным речам, что было связано со стремлением привить молодежи навыки искусного спора, прений на любые темы. Ораторское искусство IV в до н.э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Выдающиеся афинские ораторы: Лисий, Исократ, Демосфен, Гиперид, Эсхин, Ликурт.

    1. Зарождение исторической науки.


    Два основных истока исторической традиции у греков – поэтические сказания и официальные хроникальные записи, сливших воедино, породили настоящее описание истории, отличавшееся систематичностью рассказа, методическим привлечением и использованием источников. Выдающиеся историки: Геродот, Фукидид, Ксенофонт.
    V. Александр Македонский и эллинизм.
    Развитие греческих полисов на рубеже V-IV вв. привело к социально-политическому и экономическому кризису. Внедрение рабства подрывало единство гражданского коллектива, вело к имущественной и социальной дифференциации. В рамках полисов обострялись взаимоотношения между богатыми и бедными, демосом и аристократией.

    В политической борьбе лидировали разные полисы (чаще всего Афины), но постепенно центр тяжести стал перемещаться на север, в Македонию. Политический строй Македонии отличался от греческих полисов: это была наследственная монархия, несколько ограниченная собранием воинов, советом знати. Вся земля принадлежала монарху, он отдавал ее в пользование, требуя за это военной службы. Землю обрабатывали не рабы, а свободные люди.  

    Ослабление полисной Греции совпало по времени с укреплением политического могущества Македонии. Ее царь, Филипп II, умный и энергичный правитель, не только реорганизовал и усилил армию, но и начал активно вмешиваться в междоусобные войны полисов. Он подчинил себе большинство полисов Эллады и начал готовиться к походу на Восток, против Ахеменидов. Однако, в разгар военных приготовлений в 336 г. Филипп погиб в результате заговора. Македонский престол перешел к его сыну, 20-летнему Александру.

    Войско Александра не знало поражений. К 324 г. до н.э. под властью Александра оказались значительные территории и возникла огромная, невиданная до сих пор империя, включавшая в себя Македонию, большую часть полисов Балканской и островной Греции, области бывшей Персидской державы, часть Северо-Западной Индии. 

    Силой оружия Александр объединил самые различные страны и народы. Эта держава не имела единой экономической базы и представляла собой чисто военное объединение.

    Во время похода завоевание сводилось преимущественно к захвату городов, важных в стратегическом отношении опорных пунктов и дорог и установлению общего контроля - военного, административного и финансового. Кроме того, преследуя военные цели, Александр основывал новые города, видя в них опорные пункты своей власти.



    1. Сущность эллинизма.


    Эллинизм - это насильственное объединение древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся отдельно, в единую систему государств. В результате создалось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого, так и от собственно древневосточного общественного устройства и культуры. Это был синтез древнегреческой и древневосточной цивилизаций, который дал качественно новую общественно-экономическую структуру.

    В состав эллинистического мира входили мелкие и крупные по территории государственные образования:

    1. Египет и Ближний Восток (Восточное Средиземноморье, Сирия, Армения, Вавилония, большая часть Малой Азии);

    2. Средний Восток (Иран, Средняя Азия, северо-западная часть Индии);

    3. Балканская Греция, Македония и западная часть Малой Азии (Пергам);

    4. Великая Греция и Причерноморье.

    Временные рамки эллинистического этапа греческой и древневосточной истории:

    1.  334-281 гг.до н.э. - образование империи Александра Македонского, ее распад в результате войн диадохов; 

    2. 220 г.-сер. II в. до н.э. - период зрелости эллинизма, создание социально-экономической структуры, государственности и культуры эллинизма;

    3. сер. II в.-30 г. до н.э. - поздний эллинизм, разложение эллинистических государств, завоевание их Римом на западе и Парфией на востоке. 

    Эти этапы характерны для эллинизма как для целостной социально-экономической, политической и культурной системы, хотя не все страны прошли через все три этапа развития

    Эллинизм стал новым, более прогрессивным этапом в развитии древнегреческий и древневосточных обществ. Отлив значительной части населения Эллады на Восток разрядил на некоторое время острую социальную ситуацию в греческих городах и способствовал преодолению кризисных явлений в полисах. Образование более значительного территориального единства, установление тесных связей между разными частями эллинистического мира расширило возможности эллинистической экономики в целом, включая Элладу, Македонию, Великую Грецию и Причерноморье.

    Небывалая до того по масштабам колонизация привела к возникновению десятков новых городов, похожих на классические греческие полисы, т.е. являющихся самоуправляемыми территориями. Эти полисы имели автономные формы администрации, а также привилегии и иммунитеты. Через такие поселения в ближневосточный регион проникали элементы греческой культуры, социального и политического строя, экономики и образа жизни греков. Наиболее важной в этом отношении являлась новая столица Египта Александрия.


    1. Достижения эллинизма.


    Расширение территориальных рамок эллинистической ойкумены, более тесное взаимодействие различных ее частей благотворно сказалось, прежде всего, на хозяйственной жизни. Это выразилось:

    -в стремительном развитии торговли и товарно-денежных отношений.Возобновились старые, были открыты новые торговые пути (например, из Александрии в Индию через Нил, Красное море, Баб-эль-Мандебский пролив и аравийское море). Эллинистические цари принимали энергичные меры к поощрению торговых операций (охрана торговых путей, налоговые льготы для купцов, строительство дорог). Развитие торговли сопровождалось массовой чеканкой монет из запасов драгоценного металла, хранившегося в виде слитков в подвалах персидских царей.

    -в интенсивном градостроительстве: в эпоху эллинизма было основано свыше 170 больших и малых городов греческого типа. Вновь основанные города стали крупными ремесленными, торговыми и культурными центрами;

    -в усложнении социально-классовых отношений:в каждой эллинистической стране произошло как бы совмещение отношений развитого полисного типа с традиционной общинной структурой древневосточного типа;

    - в появлении новой формы государственного устройства, пришедшая на смену традиционным типам суверенного греческого полиса и древневосточной деспотии - эллинистическая монархия. Она сочетала в разных вариациях элементы как полисной государственности, так и древневосточных монархических порядков;

    -в развитии культуры: в эпоху эллинизма усилилось перемещение и смешение населения, обогащался умственный кругозор, усиливалось творческое начало каждого человека;

    -в возрастании роли религии. Смешение греческой и восточной культур привело к взаимопроникновению религий, появились новые божества, соединявшие черты древнегреческих и древневосточных божеств

    -в строительстве городов;

    Великие империи Ахменидов и Александра и последовавшая за ними эпоха эллинизма подвели черту под трех тысячелетним развитием цивилизации и государственности на Ближнем Востоке. Эллинизм позволил создать ту Средиземноморскую культуру, порождением которой стала античность – без ближневосточной основы она едва ли могла появиться на свет.

    VI. Заключение.
    Античная цивилизация характеризуется стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

    Основными ценностями античной цивилизации являются следующие:

    1) динамизм, ориентация на новизну;

    2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

    3) индивидуализм, установка на автономию личности;

    4) рациональность;

    5) идеалы свободы, равенства, терпимости;

    6) уважение к частной собственности;

    7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.
    Список литературы.


    1. Бертельс Е. Э. Роман об Александре и его главные версии на Востоке. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948. - С. 9

    2. Курс лекций (А.А. Радугин). История России (Россия в мировой цивилизации). Западный тип цивилизации: античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима.- М.: Центр, 2001. - 352 с.

    3. Васильев Л.С. История Востока. Москва, 2001. том 1

    4. Историография античной истории / под ред. В. И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1980. - 310 с.

    5. История Древнего мира; Краткий курс / Авт.-сост. А Венедиктов. - М.; Дрофа, 1997.

    6. История Древней Греции. Ред. Кузищин В.И. Москва, 2001.

    7. История и культурология. Изд. второе, перераб. и доп.: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В.Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко и др.; Под ред. Н.В. Шишовой. - М.: Логос, 2000.

    8. Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высший школы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

    9. Лосев А. "История Античной эстетики. Поздний эллинизм. М.-1980г.

    10. Маринович Л. П. Время Александра Македонского // Источниковедение Древней Греции. Эпоха эллинизма. - М.:МГУ, 1982. - с. 26

    11. Немировский А.И. История Древнего мира. Античность. Москва, 2000.

    12. Новиков С.В. «Александр Македонский». Большая историческая энциклопедия. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 943 с.

    13. Фор П. Александр Македонский. - М.: Молодая гвардия, 2011. - С. 80

    14. Шифман И. Ш. Александр Македонский. - Л.: Наука, 1988. - С. 170 с.


    написать администратору сайта