Главная страница
Навигация по странице:

  • Церковь Санта Мария ин Космедин

  • Римский Форум

  • Термы

  • Скульптура Древнего Рима

  • Статуя Августа из Прима Порта

  • Особенности культуры Древнего Рима. Античный Рим


    Скачать 1.91 Mb.
    НазваниеАнтичный Рим
    Дата06.12.2021
    Размер1.91 Mb.
    Формат файлаppt
    Имя файлаОсобенности культуры Древнего Рима.ppt
    ТипДокументы
    #292917
    • 900igr.net

    Античный Рим

    • Он дал человечеству настоящую культурную среду. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные города. Впервые в Риме появились арки. Сооружения строились более грациозными.
    • Рим – это синоним доблести, славы, величия, богатства и высокой культуры. В Риме были другие жизненные ценности, чем в Греции. Римляне больше ценили практическую деятельность. Римляне были хорошими инженерами, строителями, администраторами, юристами, доблестными солдатами.

    Боги

    • Римские боги отождествляются с греческими:

    Особенности архитектуры

    • Римская архитектура испытывала сильное влияние греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии. Широко применялись арки, своды и купола.

    Колизей

    • Размерами и красотой выделялся огромный амфитеатр - Колизей, вмещавший около 50 тысяч зрителей. Он состоял из арены эллиптической формы, окруженный выстроенными ярусами рядов сидячих трибун, находясь на которых, многочисленная публика, не подвергая себя риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитные зрелища. Здесь проводились бои гладиаторов и выводили напоказ экзотических диких зверей, чтобы потом на глазах завороженной толпы стравить их друг с другом в смертельной схватке.
    Рим и до постройки Колизея располагал несколькими амфитеатрами, но после грандиозного пожара в 64 году н. э. понадобилось новое сооружение. Римский император Веспасиан, правивший с 69 года н. э., распорядился начать строительство амфитеатра, который должен был носить имя новой императорской династии и превзойти все предшествовавшие невиданными прежде размерами и красотой. Амфитеатр поначалу называли флавиевым. Он был возведен на дне искусственного водоема, вырытого при предшественнике Веспасиана, императоре Нероне, для его знаменитого роскошного Золотого дома. Подобный выбор места был весьма выгоден не только с технической, но и с политической точки зрения, как бы демонстрируя разрыв с прежней декадентской роскошью. Веспасиан разрабатывал планы строительства с не меньшим, чем Нерон, размахом, но это было строительство для общественных нужд, а вовсе не для ублажения личных капризов императора. По иронии судьбы Нерон впоследствии как бы отомстил Веспасиану за столь откровенное пренебрежение: с VIII века Флавиев амфитеатр получает название Колизей (от латинского colosseus - громадный) и есть основания полагать, что этим именем он обязан колоссальной статуе Нерона, которая стояла неподалеку. В окружности Колизей достигает почти 500 метров, в высоту - 48,5 метра. Колизей построен из травертина, туфа и кирпича. Он был торжественно освящен в 80 году н. э. уже наследником Веспасиана, императором Титом, причем на этой церемонии публике было показано 5000 диких зверей. Но и тогда, несмотря на официальное открытие, строительство еще не было полностью закончено. Последняя, верхняя трибуна для зрителей была достроена лишь при преемнике Тита, императоре Домициане. Отличительная особенность этого сооружения - большое число ярусов. Его архитектура показывает, сколь гениально-просто можно упорядочить и направить движение несметных людских скопищ. Сложная система лестничных маршей и проходов обеспечивала беспрепятственный и легкий доступ на трибуны к сидячим местам. Но еще более важной задачей было устройство пути, по которому на арену доставлялись звери. Создатели Колизея сконструировали хитроумную систему проходов и подъемников, по которым дикие, разъяренные звери, выпущенные из своих клеток в подземелье, попадали прямо на арену. Многие компоненты этой сложной системы сохранились до наших дней, равно как тумбы и консоли на последнем, четвертом этаже. Когда-то на них держались опорные мачты, на которых при необходимости над всей ареной амфитеатра натягивалась огромная парусиновая крыша. Хитроумный механизм, состоявший из парусов, канатов и подъемных блоков, приводили в действие приставленные к нему моряки. Благодаря столь богатой технической оснащенности и четкой организации размещения зрителей, Колизей приобрел славу архитектурного сооружения, намного опередившего свою эпоху. Конструктивные принципы его постройки поражают и поныне.

    Триумфальная арка

    • Арка Была воздвигнута в 203 году в ознаменование побед, одержанных Септимием Севером в двух сражениях с парфянами - в 195 и 197 годах. На аттике крупными буквами сделана надпись с посвящением Септимию Северу и его сыну Каракалле. Изначально арка была увенчана квадригой с императорами. Построенная из травертина и кирпича, она облицована мрамором. По ее фасаду идут четыре выступающие колонны, стоящие на декорированных плитах с барельефами, изображающими римских солдат и парфянских пленников. Декоририровкой являются также рельефы двух "Побед", летящих над "Гениями Времен года" и украшающих центральный пролет арки; "Олицетворения рек" составляют боковые арочные обрамления, над которыми идут небольшие фризы с изображениями "Триумфального шествия императоров". На четырех панелях, помещенных над боковыми арками, изображены наиболее значительные эпизоды сражений с парфянами

    Храм Сатурна

    • Это один из древнейших храмов Рима. Он был воздвигнут в 497 году до нашей эры. Возведение его связано с наиболее критическим моментом в истории Рима: длительные неурожаи, голод, эпидемии и глубокий экономический и торговый кризис характеризуют те годы. И в попытке избежать несчастий город поспешно начинает окружать себя плотным кольцом храмов. Строительство храма Сатурна было данью богу Сатурну, которого римляне отождествляли с греческим богом Кроносом и почитали его способность избавлять город от бедствий. Здесь хранилась статуя бога Сатурна, которую носили во время процессий по случаю триумфальных торжеств

    Арка Константина

    • Это одна из самых огромных арок, когда-либо построенных в Риме. Высота ее достигает 21 метра, почти 36 метров составляет ее ширина, а толщина ее стен превосходит 7 метров. Построена арка в 315 году на основании декрета Сената и Римского народа в честь празднования десятой годовщины правления Константина и победы, одержанной им в 312 году в битве при Понте Мильвио против Максенция. Для украшения этой арки использовано множество барельефов и скульптур, снятых с других памятников. На обоих больших устоях арки находятся по четыре колонны, восходящих к эпохе правления Траяна; над колоннами возвышаются восемь статуй даков из белого с фиолетовыми прожилками мрамора Малой Азии.

    Палатин

    • Это самый знаменитый холм Рима, связанный с его древнейшей историей. Именно здесь появились первые хижины квадратного в плане города, который затем стал распространяться на соседние холмы. Палатин был выбран для строительства наиболее важных гражданских и церковных зданий, а также домов для частных лиц, таких как Цицерон, Красс, Тиберий Гракх. Впоследствии здесь стали строить свои резиденции римские императоры. Так появились Домус Августина, Домус Флавиа, Домус Тибериана, развалины которых дошли до наших дней. В последующую эпоху на этом холме появились замки готских королей, а также многочисленных пап и императоров. В средние века здесь возводились церкви и монастыри, а в XVI веке большая часть холма была занята великолепным ансамблем Виллы и садов Фарнезе.

    Церковь Санта Мария ин Космедин

    • Церковь была воздвигнута в VI веке на развалинах древнего сооружения времен правления Флавиев, обнесенного портиком, несколько сохранившихся колонн которого органично вошли в структуру нового здания. Отданная грекам, спасавшимся от преследований иконоборцев во времена понтификата Адриана I, церковь претерпела ряд переделок, затронувших в основном декорировку. Во время реставраций IX и XII веков был построен новый портик, обрамляющий центральный портал.
    • Реставрационные работы XVIII-XIX веков восстановили интерьер церкви в стиле VIII века. Было восстановлено трехнефное базиликальное деление с помощью античных колонн и пилястров и трехапсидное завершение нефов. К корпусу здания добавилась Часовня с хорами и Сакристия.

    Римский Форум

    • Римский Форум (лат. Forum Romanum) — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиции (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции.
    • Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.

    Термы

    • Первые термы выстроил в Риме Агриппа (25-19 гг. до н.э.), завещавший их в бесплатное пользование римскому населению. Здесь же раcполагается Национальный Римский музей. Термы строились и на территории римских провинций, например императорские термы в Трире. Лучше всего сохранились термы Каракаллы, которые уже в V в. н. э. считались одним из чудес Рима.
    • Внутри императорские термы были выполнены из мрамора, украшены мозаикой, скульптурами и мраморными колоннами, окна и двери были из бронзы. В термах находились следующие помещения: одежду оставляли в раздевалке затем посетитель мог заняться спортом или смазать тело маслами. Банная "программа" начиналась с купания в холодной воде во frigidarium, затем в чуть теплой воде в tepidarium, и потом в caldarium, с теплой водой.

    Храм Фортуны Вирилис.

    • Святилище построено в честь божества Фортуна , покровителя Тибрского порта , складские помещения которого , находились в этой зоне. Возобновленный в I-II в.до Р.Х. храм в IX в. преобразован в церковь Св.Марии Египетской.

    Пантеон

    • ПАНТЕОН (греч. храм, посвященный всем богам), единственное сохранившееся в Риме (высотой 43 м), величайшее античное купольное сооружение. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. Во внутреннее помещение свет проникает  через отверстия в куполе. Пантеон был построен в 115—125 гг. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. уничтоженного ударом молнии. С VII в. находится во владении папы и является христианской церковью (Санта Мария Ротонда). В ней среди прочих находится гробница Рафаэля. В честь Пантеона в 1791 г. классицистическая церковь св. Женевьевы, покровительницы Парижа, была переименована во Французский Пантеон (с тех пор — храм почета). В подражание Пантеону часто строили подобные храмы, например Пантеон в Потсдаме.

    Особенности Пантеона

    • От первоначальной постройки Агриппы остался передний портик (паперть) с шестнадцатью гранитными колоннами в три ряда (8-4-4), в глубине которого в правой и левой нише стояли статуи Августа и Агриппы. На фронтоне уцелела надпись: “М. Агриппа в свое третье консульство соорудил” (то есть в 27 г. до н.э.). Высота колонн около 13 м. Следующая часть, круглое здание (ротонда) около 45 м диаметром и высотой, реставрировано Адрианом, Септимием Севером и Каракаллой — из кирпича, богато отделанного белым и цветным мрамором и золоченой бронзой (кровля), с наборным, штучным полом из цветного мрамора. В настоящее время наружная обшивка и многие из внутренних украшений не сохранились.
    • Купол здания, сравниваемый еще в древности с небесным сводом (Пантеоном), сведен без замка, вместо которого оставлено круглое окно около 8,5 м в поперечнике, проливающее мягкий и приятный свет во внутреннее помещение. Оно разделено по окружности на семь ниш, попеременно круглых и четырехугольных, где стояли когда-то кумиры богов (в главной нише против входа – кумир Юлия Цезаря): в настоящее время по бокам главного алтаря в ближайших нишах — гробницы Рафаэля и первого короля “Нового Рима” Виктора-Эммануила (1878 г.).

    Строение Пантеона

    • В 125 году было закончено сооружение Пантеона, одного из величайших шедевров римского зодчества. Пантеон — “храм всех богов” — был в 27 году до н.э. построен консулом Агриппой, зятем Августа, но сгорел вскоре после постройки и затем неоднократно перестраивался.
    • В 110 году при большом пожаре Рима Пантеон опять сгорел и был заново возведен Адрианом на старом фундаменте. Храм сравнительно хорошо сохранился. Он представляет собой круглое в плане здание, диаметром в 43,5 м, высотой в 42,7 м, перекрытое купольным сводом. Купол Пантеона по своим размерам превосходит все купольные своды мира, сооружавшиеся в последующее время. В центре свода — круглое окно — “глаз Пантеона”, диаметром в 9 м. К цилиндрической части храма примыкает глубокий портик с двускатной крышей и фронтоном, который поддерживают монолитные колонны коринфского ордера. Портик является, очевидно, добавлением времени Адриана; стилистически он не связан с конструктивной ясностью форм ротонды. Наружные стены Пантеона отличаются простотой отделки, внутреннее же его убранство значительно более сложно и пышно. Пантеон неоднократно ремонтировался и обновлялся еще в древние времена. Внутренняя его отделка относится к III веку н.э. Среди яркой красочности современного Рима монументальные серые колонны портика и его строгий почерневший от времени фронтон производят впечатление суровой мрачности. Переступая порог Пантеона, посетитель ждет торжественного полумрака, но внутренний облик Пантеона поражает своим светлым простором, создающим жизнерадостное настроение. Свет, льющийся сверху из “глаза Пантеона”, наполняет весь храм. В качестве строительного материала Пантеона применялись камень, кирпич и бетон; отделка стен выполнена из цветного мрамора. Полусферический потолок свода разделен глубокими кессонами, внутри которых ранее помещались бронзовые розетки. Золоченые розетки вместе с большей частью других бронзовых украшений были сняты по приказанию римского папы в XVII веке.
    • Внутри храма стены разделены на два яруса. Нижний ярус расчленен глубокими нишами с колоннами коринфского ордера. Второй ярус украшен пилястрами и ложными окнами. В нишах стояли статуи богов. Постройка Пантеона явилась своеобразным завершением того, что было достигнуто гением римских зодчих в эту эпоху.

    Купол Пантеона

    • Пространство в целлах периптеральных храмов обычно расчленялось рядами колонн; в Пантеоне же благодаря тому, что купол опирался непосредственно на стены, огромное по объему внутреннее пространство, не нарушаемое никакими дополнительными опорами, приобретает исключительное единство и целостность, а центрическая форма ротонды и полусферическое перекрытие придают ему черты гармонической завершенности. При этом внутреннее пространство храма не изолировано от внешнего мира: сквозь большое (диаметр 9 м) круглое отверстие в центре купола — единственный источник освещения — видно голубое небо; через это же отверстие в храм проникают солнечные лучи, образующие сноп света, перемещающийся в соответствии с движением солнца. Таким образом, грандиозное купольное сооружение, само по себе образно выражающее идею царящего над землей небесного свода, становится связанным с движением небесного светила. Тектоническое построение храма отличается чрезвычайной ясностью. Снаружи огромный барабан ротонды расчленен горизонтальными тягами на три яруса, причем два нижних соответствуют членениям стены в интерьере. Плоский купол опирается на верхнюю часть третьего яруса, которому внутри здания соответствуют два нижних ряда кассет, удлиняющих купол и придающих ему вид правильной полусферы***. Внутри храма стена делится на два яруса. Нижний ярус в целях пространственного обогащения интерьера и выявления тектонической структуры опорной части здания симметрично расчленен шестью высокими нишами, фланкированными пилястрами и отделенными от подкупольного пространства коринфскими колоннами (седьмая, самая большая ниша находится против входа и не отделена колоннами). В нишах и в эдикулах между ними помещались статуи. Колонны и пилястры поддерживают антаблемент, отделяющий нижний ярус стены от верхнего. Этот верхний ярус был расчленен мелкими пилястрами и небольшими нишами в форме глухих окон. Над антаблементом верхнего яруса возвышается купол, разделенный пятью кольцевыми рядами глубоких кассет, перспективно уменьшающихся по направлению к центру купола. Кассеты создают у зрителя ощущение массы и толщи купольного перекрытия и вместе с тем облегчают его.

    Скульптура Древнего Рима

    • Большинство из 250 существующих портретов Августа драматично идеализируют его. Беспрецедентная продолжительность его правления, популярность в течение жизни и обожествление после смерти, а также подражание ему последующих императоров – вот причины изобилия портретов этого человека. Эта статуя, находящаяся сегодня в Ватиканских музеях, вероятно была создана после 27 г. до н.э., но продолжала вдохновлять многочисленные копии и подражания ей по всей Ранней империи и представляет наиболее популярный из четырех типов портрета.
    • Отличительная особенность этого типа – положение локонов волос поперек лба. Но этот портрет – едва ли точная копия, это – полностью измененная копия статуи из Прима Порта. Над правым глазом помещены дополнительные локоны и лицо кажется более скудным и менее идеализированным. Римляне часто вносили изменения, когда хотели показать статуи в симметрической композиции (зеркальное изображение). Непонятно, как они намеревались использовать эту статую, но учитывая небрежную обработку задней части головы, она должна была находиться, по всей видимости, в нише у стены. Это предположение подтверждается необычным отсутствием волос за левым ухом. Следовательно, оптимальное положение для головы – при повороте немного налево.
    • Высота: 31 см. Мелкозернистый белый мрамор. Поверхностные особенности, смягченные тяжелым наклоном. Части обоих ушей, носа и больших фрагментов от короны и левой стороны головы отсутствуют. Длинная шея сломана наискосок. Скульптура не реставрировалась.

    Статуя Августа из Прима Порта

    • Статуя сделана из мрамора около 20 века до н. э.

    Погребальные обряды

    • Погребальные обряды ясно показывают, что, опуская покойника в гробницу, древние римляне верили, что кладут туда нечто живое. Вергилий заканчивает рассказ о погребении Полидора следующими словами: "Мы заключаем душу в могилу". Это же самое выражение встречается и у Овидия, и у Плиния Младшего. Это, конечно, не значит, что оно соответствовало представлениям этих писателей о душе; но дело в том, что оно с незапамятных времен увековечилось в языке, свидетельствуя о древнейших народных верованиях. Существовал обычай в конце похорон звать душу умершего именем, которое он носил при жизни. Ей желали счастливой жизни под землей. Трижды говорили ей "будь здорова" и прибавляли "пусть земля будет тебе легка!" Так велика была вера в то, что погребенный продолжает жить под землей и сохраняет способность чувствовать счастье и страдание. На могиле писали, что здесь "покоится" такой-то человек; выражение, которое пережило соответствующие ему верования и, переходя из века в век, дожило до нашего времени. Еще мы употребляем его, хотя никто теперь не думает, будто в могиле покоится бессмертное существо. Но в древности так твердо верили, что там живет человек, что никогда не забывали похоронить вместе с ним и те предметы, которые, по их мнению, были ему нужны: одежду, сосуды, оружие. На могиле разливали вино, чтобы утолить его жажду, ставили пищу, чтобы насытить его. Убивали лошадей и рабов, думая, что эти существа, заключенные вместе с покойником, будут служить ему в могиле так же, как они это делали при его жизни...
    • Чтобы душа прочно утвердилась в этом подземном жилище, которое приспособлено было для ее второй жизни, нужно было, чтобы тело, с которым она оставалась связанной, было покрыто землей... При этом недостаточно было зарыть труп в землю; необходимо еще соблюсти установленные обычаем обряды и произнести определенные формулы. У Плавта мы находим историю одного выходца с того света: это душа, которая вынуждена блуждать, потому что тело ее положено было в землю без соблюдения обрядов. Историки рассказывают, что когда хоронили тело Калигулы, погребальная церемония осталась неоконченной, и вследствие этого душа его стала блуждать и являться живым до тех пор, пока не решились вынуть труп из земли и снова похоронить его по всем правилам... Существо, жившее под землей, не настолько было свободно от человеческого естества, чтобы не чувствовать потребности в пище. Ввиду этого в известные дни ежегодно приносилась пища в каждую могилу. Было бы ошибочно думать, что эта печальная трапеза представляла собой просто поминки. Пища, которую приносили родные, действительно предназначалась для покойника, исключительно для него. Это подтверждается тем, что молоко и вино лились на самую могилу, что в ней рыли отверстие, чтобы твердая пища дошла до покойника, что если приносилась жертва, то все мясо сжигалось, чтобы никто из живых не мог съесть его, что при этом произносились известные формулы, приглашающие покойника есть и пить, что, если при этой трапезе присутствовала вся семья, никто из ее членов не прикасался к кушаньям; наконец, уходя, непременно оставляли немного молока и несколько пирогов в сосудах. Считалось страшным грехом, если кто-нибудь из живых прикоснется к этим припасам, предназначенным для удовлетворения потребностей покойника.

    Культ мёртвых

    • Покойники считались священными существами. Древние наделяли их самыми почтительными эпитетами, которые только могли найти: называли их добрыми, счастливыми, блаженными. Они относились к покойникам со всем почтением, какое только может чувствовать человек к божеству, которое он любит или которого боится. По их мнению, всякий покойник был богом. И это обоготворение не было привилегией великих людей: между умершими не делали различия. Цицерон говорит: "Наши предки хотели, чтобы люди, покинувшие эту жизнь, считались в числе богов". Римляне называли покойников: боги манны. "Воздайте должное богам маннам, – продолжает Цицерон, – это люди, которые покинули жизнь; считайте их за божественные существа". Могилы были храмами этих божеств, поэтому на них и была священная надпись: Dis Mambus. Здесь обитал погребенный бог. Перед могилами стояли алтари для жертвоприношений, как и перед храмами богов.
    • Как только покойникам переставали приносить пищу, они тотчас же выходили из своих могил: и люди слышали в ночной тиши вопли этих блуждающих теней. Они упрекали живущих за небрежность и старались наказать их; они посылали болезни и поражали почву бесплодием. Они не оставляли живых в покое до тех пор, пока те снова не начинали приносить на могилы пищу. Жертвы, принесение пищи и возлияния заставляли тени вернуться в могилу, восстановляли их покой и божественное свойство. Тогда человек был в мире с ними.
    • С другой стороны, покойник, которому воздавали поклонение, являлся божеством-покровителем. Он любил тех, кто приносил ему пищу. Чтобы помогать им, он продолжал принимать участие в человеческих делах и часто играл в них заметную роль. Хотя он был и мертв, но умел делаться сильным и деятельным. К нему обращались с мольбами, просили его поддержки и милости.


    написать администратору сайта