Главная страница
Навигация по странице:

  • «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Эссе

  • Список литературы

  • Основы философии.Эссе.. Архетипы в сказках или в художественной литературе


    Скачать 43.11 Kb.
    НазваниеАрхетипы в сказках или в художественной литературе
    Дата20.10.2021
    Размер43.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсновы философии.Эссе..docx
    ТипДокументы
    #251477

    Частное профессиональное образовательное учреждение

    «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    Эссе


    по

    «Основы философии»

    дисциплине


    Тема:

    «Архетипы в сказках или в художественной литературе»










    тема работы





    Выполнил(а) студент(ка)













    фамилия имя отчество

    Идентификационный номер:

































    Пермь 2020
    Сказка – один из жанров фольклора, литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета. Это не продукт фантазии одного конкретного человека, а результат коллективного творчества многих людей, возможно, целого народа. Сказка связана с проблемами не одного человека, а значит, более универсальна по своему содержанию.

    Все сказочные персонажи: колдуны,, драконы, ведьмы и феи – это архетипические образы, существующие в самых глубинных слоях психики. Независимо от того, осознаваемо это или нет, они воздействуют на нас, так как являются психологической реальностью.

    Архетип (изначальный, исконный, архетипический образ) - основополагающий термин аналитической психологии К. Юнга.
    В своей знаменитой работе "Архетип и символ" К. Юнг  разъясняет суть этого понятия: "Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа".
    Исследуя мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, Юнг выявил архетипические символы, лежащие в их основе. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен.

    Архетип древнее, чем культура, он не передается традицией, миграцией или речью. Архетип - априорная форма психики и запускается спонтанным образом. Архетип тесно связан и со структурой мозга и передается индивиду по наследству вместе с мозговой структурой. Он есть психическое выражение структуры мозга, вечная готовность к актуализации тех или иных психических форм. Субъективное переживание тесно связано с архетипами и осуществляется через выраженные символическим образом определенные универсальные мифологические мотивы или архетипические образы. Последние являются основными компонентами любых религий, мифологий, легенд и сказок всех времен и народов.

    Одним из подходов к работе с архетипическими идеями и персонажами коллективного бессознательного является анализирование сказок.

    Интерпретация сказок – это попытка обозначить чрезвычайно глубокие и выразительные послания, скрытые в глубине психики, путем сравнения их с мифами, религиозными идеями и сновидениями. По существу, интерпретация сказок – это указание на то, что современные люди часто не могут увидеть сами, так как сегодня у них в основном заселены верхние этажи психологической структуры, а значит, человек отрезан от своих корней, от своей основы.

    Сказки позволяют по-новому оценить фундаментальные основы психики, хотя, на первый взгляд в них повествуется об общеизвестном, об очень простом и ясном.

    Анализируя сказку, очень близко подходим к разоблачению таких понятий как судьба, карма, рок и т.д. Облекаясь в форму игры воображения, сказка способна проникнуть очень глубоко и отразить, якобы в вымышленных образах и персонажах, самые тайные пружины психики попавшего в затруднение человека. По сути, любое затруднение в жизни человека носит психологический характер и, в каком-то смысле, отражает его внутреннюю борьбу врожденных черт и склонностей. Любое затруднение - это также еще и сигнал о необходимости внутреннего изменения. Фактически, это призыв Самости, некоего ведущего начала глубинной человеческой сущности, к процессу трансформации на пути обретения большей целостности.


    Образ мудрого старца, могущего дать мудрый совет, - изначальный образ, присущий каждому человеку. Но, несмотря на то, что это только фантазия о мудром старце, который реально не существует, эти фантазии имеют большой практический смысл. Дело в том, что в суете поисков мудрого старца (далее "мудрый психолог") можно напрочь забыть, какого рода советы дает этот старец в сказках. Во всех сказках (а чаще в мифах), где присутствует этот образ, следовать совету такого мудрого старца не так уж просто. Хотя, надо заметить, что во многих русских сказках порой герои получают четкие и простые инструкции, которым легко следовать, не затрачивая особых усилий. Или же получают заветное универсальное, волшебное средство. Образ "Емели", который все получает "по щучьему велению", - это также архетипическое выражение нашей мечты.
    И как часто мы ищем в жизни свою щуку или золотую рыбку!
    Если мы не имеем дело со сказкой, где воплощается детская фантазия о легком исполнении всех желаний, а это сказка (или миф) о достижении заветной цели – следует обратить внимание на типичные особенности характера совета, который получает герой сказки или мифа.

    Во-первых, этот мудрый старец (кем бы он ни был, седобородым волхвом, старичком-боровичком, сгорбленной старухой с клюкой или филином) дает совет именно этому герою, пригодный именно для его ситуации и для достижения именно его цели.

    Во-вторых, сам совет такого мудрого старца не очень-то легко понять, а чаще вообще невозможно понять, он даже кажется каламбуром, насмешкой. Только в дальнейшем, в процессе разворачивающихся событий, герой сказки начинает понимать, что же имел в виду его советчик.

    В-третьих, такой совет в сказках (и особенно в мифах), порой, бывает крайне сложен для выполнения, герой сказки затрачивает значительные усилия и преодолевает непреодолимые препятствия, чтобы следовать этому совету, и достичь свой цели.

    То, что человек находит в сказках (и именно в этом привлекательность сказки), в психоанализе называется переносом содержания бессознательного в литературное творчество (всем известная сублимация). Особое значение здесь играет то, что сказки являются плодом коллективного многовекового творчества многих людей - всех рассказчиков сказки (до тех пор, пока сказка не будет записана и не станет "мертвой"). Каждый рассказчик дополнял и уточнял ее фантазийное содержание - поэтому образы сказок универсальны, они отражают суть фантазий любого человека.

    В универсальности содержания сказок (применимости для любого и каждого) – мудрость сказки. Но не конкретная мудрость, которой не существует, - а мудрость метафоры: «сказка - ложь, да в ней намек…»

    Мудрость, привлекательность, можно сказать, сила сказки в ее метафоричности. А использование метафор является одним из основных средств психоанализа.


    Сказку используют как архетипическую метафору в целях: психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы), психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений), психотерапии и психологического консультирования (исцеление с помощью сказки).
    На рубеже XX–XXI вв. на фоне утраты мировоззренческих универсалий и поиска новых базовых констант для преодоления кризисности национального и общечеловеческого самосознания внимание к проблеме архетипа вновь усиливается. К сожалению, многие исследователи ныне отмечают новую волну хаотизации в общемировых процессах развития. Очевиден т. н. кризис идентичности – гендерной, гражданской, цивилизационной, личностной и даже попросту человеческой.

    В данной связи мифологическое мышление, глубинное и целостное осмысление архетипических аспектов бытия вновь, как и тысячи лет назад, становится чрезвычайно актуальным. Все больше людей (не только ученых) задумываются о некоем «твердом» ядре-матрице человеческой жизни, о сущностном его постижении. Вновь явно ощущается не только теоретическая, но и практическая потребность в устойчивых ориентирах развития мирового социума. А, как уже было отмечено выше, мифы, сказки и представленные в них архетипы - это своеобразные инструменты для преодоления и упорядочения хаоса. В каждом архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии и обретаем надежду на гармонизацию всего массива социальной жизни.

     

    Список литературы:
     

    1. Васильева Л. Н., Зиганьшин Р. М. Мифология как эволюция форм социального восприятия // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 2.

    2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тайный шифр женских сказок. – СПб. : Издательство «Речь», 2014.

    3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше семи лет. – СПб. : Издательство «Речь», 2013.

    4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тайный шифр мужских сказок. – СПб. : Издательство «Речь», 2014.

    5. Платон. Диалоги. Т. 3. – М. : Издательство «Эксмо», 2008.

    6. Поройков С. Ю. Архетипические психологические типы. – М. : Издательство «ИНФРА-М», 2012.

    7. Пропп В. Я. Русская сказка. – М. : Издательство «Лабиринт», 2005.

    8. Хиллман Дж. Архетипическая психология. – М. : Издательство «Когито-Центр», 2006.

    9. Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. – М. : Издательство «Прогресс», 2006.

    10. http://www.cka3ka-miks.com


    написать администратору сайта