Главная страница
Навигация по странице:

  • Общее понятие архитектуры

  • Архитектура и эстетика

  • Виды архитектуры

  • Архитектурные стили

  • Список литературы

  • Архитектура как вид искусства. Архитектура как вид искусства


    Скачать 2.87 Mb.
    НазваниеАрхитектура как вид искусства
    Дата19.12.2022
    Размер2.87 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАрхитектура как вид искусства.docx
    ТипРеферат
    #852911



    Кафедра философии
    Р Е Ф Е Р А Т

    По дисциплине: «Профессиональна этика и эстетическая культура»

    Тема: «Архитектура как вид искусства»
    Выполнила:

    г. Москва 2016 год

    Содержание


    1. Введение;

    2. Общее понятие архитектуры;

    3. Архитектура и эстетика;

    4. Виды архитектуры;

    5. Архитектурные стили;

    6. Заключение;

    7. Список литературы.


    Введение
    Зародившиеся в глубокой древности и первоначально неразрывно слитые с материально-практической деятельностью человека, эстети­ческие отношения сформировали у него чувство прекрасного и приве­ли к зарождению специфической духовной потребности - эстетической потребности, т.е. потребности в прекрасном. Не ограничившись в удов­летворении этой потребности тем, что ему дано в готовом виде природой или было создано им для удовлетворения первичных материальных потребностей, человек стал "создавать" красоту, расширив тем самым область эстетического, а впоследствии дополнив ее и специфически эстетической формой деятельности - художественным творчеством, или искусством.

    Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.

    Архитектура - искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей. Она окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда, в которой человек существует, но среда искусственно созданная, которая противостоит природе, но в, то, же время всегда связана с окружающим пространством. Архитектура должна удовлетворять практическим нуждам человека, но она ещё и способна вызывать эстетическое волнение, завораживать и удивлять. Этим и интересна архитектура.

    Общее понятие архитектуры
    Архитекту́ра, или зо́дчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека. Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями. В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза), технические (прочность, долговечность) и эстетические (красота) свойства объектов.

    Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей.

    Предметом работы с пространством является и организация населенного места в целом. Это выделилось в отдельное направление — градостроительство, которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства.

    Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия, присуждаемая ежегодно за наиболее выдающиеся достижения в области архитектуры.

    Архитектура и эстетика
    Термин "архитектура" обычно широко употребляется в двух основных значениях: искусственно созданная (или организованная) материально-пространственная среда жизнедеятельности человека и челове­ческая деятельность по созданию самой этой среды. Между средой и деятельностью по ее созданию существуют сложные причинно-следственные связи. В ходе своей общественно-практической деятельности чело­век преобразует окружающий материальный мир - естественную (природную) среду своего обитания. В результате этого преобразования формируется искусственная среда. Как объективная реальность искусственная среда становится неотделимой частью естественного окружения и, тем самым, исходным пунктом, определяющим условием и объектом практической деятельности по преобразованию материального мира.

    Игнорирование этих связей даже в самом определении архитектуры представляет это явление односторонним, лишает его целостности.

    Однако нельзя ограничить содержание термина "архитектура" только деятельностью по созданию среды. Такое ограничение превращало бы эту деятельность в самоцель, лишало бы ее конкретного содержания. Не существует особого вида операций, которые были бы присущи только архитектурной деятельности и отличали, выделяли ее среди других аналогичных ей форм. Специфика архитектурной деятельности не в тех или иных операциях, а в объекте этих операций, т.е. архитектуре как осо­бым образом организованной материально-пространственной среде.

    Видимая сложность идентификации понятия "архитектура" с одним из двух общепринятых значений употребления этого слова - среда и деятельность - свидетельствует о том, что оно характеризует какое-то третье явление, включающее в себя и среду, и деятельность, но не своди­мое ни к среде, ни к деятельности.

    Производство есть единство целенаправленной деятельности (труда) с вещными элементами этой деятельности - ее предметными формами (средствами) и результатами (продуктом). При рассмотрении архитектуры как общественного явления становится очевидной глубокая аналогия с производством. Как и производство, архитектура есть единство энергетических (функциональных, деятельностных) элементов - архитектуры как деятельности - и вещных (предметных, телесных) элементов - архи­тектуры как среды, единство, реализованное в процессе.

    Архитектура есть процесс взаимодействия человека с природой, в ходе которого деятельность человека (архитектурная деятельность) преобразует окружающую его естественную (природную) среду и потребляет ее в виде искусственной (архитектурной) среды.

    Архитектура как процесс. Архитектура зародилась и сформировалась как специфическое общественное явление и специфическая область общественно-человеческой практики в связи с особым характером взаи­модействия человека с окружающей его природной средой.

    При всей сложности современной архитек­турной практики ее сущность остается неизменной - превращать "вещи в себе" - природный материальный мир - в "вещи для нас" - искусственную материальную среду. Иными словами, архитектура по своей сущности была и остается процессом познания и преобразования ма­териального мира.

    Последовательность ступеней процесса архитектурного познания и преобразования материальной среды обществом в целом воспроизводит закономерный исторический путь познания человеком действительности. Вместе с тем эта последовательность характерна и для каждого единич­ного творческого акта "архитектурный замысел - проект - реализация проекта" по отношению к отдельно взятым зданиям, сооружениям, комплексам. Поэтому основные ступени архитектуры как процесса познания можно рассмотреть на примере такого единичного творческого акта, условно представив себе при этом архитектора как единственного производителя и потребителя отдельного здания (сооружения).

    Познание и преобразование материального мира начинается с живо­го созерцания этого мира, который с этого момента становится объек­том деятельности, противостоящим архитектору как ее субъекту. Материальный мир в совокупности природных и искусственных форм властно воздействует на человека через ощущение этих форм как внешних раздражителей его органов чувств, вызывая в сознании человека ряд восприятий - цвет, форма, размеры, фактура поверхности и т.д. Эти восприятия осознаются и закрепляются в сознании как представления пространства и массы, ограждения и проемов, элементов конструкций и элементов декора, перерастают в более сложные восприятия - здание, улица, город - и откладываются в памяти человека в виде представлений об архитектурной среде. К ним присоединяются представления о предметах и формах архитектуры, которые человек получает из книг, фотографий, кино, телевидения и других средств коммуникации, образуя в своей совокупности тот первоначальный объем знаний об объекте, который осмысливается в архитектуре на второй ступени познания.

    Вторая, высшая ступень познания - абстрактное мышление - начинается уже в процессе чувственного созерцания. Познавая мир, архитек­тор оперирует всеми без исключения формами абстрактного мышления через систему суждений и умозаключений, он представляет себе в своем воображении определенную пространственную форму, которая, по его мнению, сможет обеспечить материальные и духовные потребности процесса, организованного этой формой. Создаст ли в действительности задуманная форма необходимые условия, т.е. будет ли соответствовать вообще, и, если будет, то в какой степени, реальная действительность выраженному в проекте предположению, может полностью определиться только после осуществления проекта, в процессе его эксплуатации. В общем процессе познания архитектурный замысел (проект) представ­ляет собой гипотезу, истинность или ложность которой может быть определена только последующей практикой человеческой деятельности.

    Сформированный архитектурный замысел-гипотеза как результат абстрактного мышления делает возможным переход к третьей ступени познания - практике.

    Так же, как трудно указать границу между живым созерцанием и абстрактным мышлением, трудно точно указать и момент перехода от абстрактного мышления к практике. Разработка проектной документации, хотя и является практической деятельностью и воплощает в себе определенную часть труда, в том числе физического, затраченного на создание того или иного произведения архитектуры, есть только форма абстрактного мышления. Архитектор В. И. Баженов считал началом практики макет здания. Действительно, макет качественно отличается от чертежей своей трехмерной пространственной формой и веществен­ностью. Но макет отличается и от подлинного воплощения архитектур­ного замысла - размерами, невозможностью его функционального ис­пользования и т.д.

    Чтобы почувствовать отсутствие четкой границы между абстрактным мышлением и практикой в архитектуре, достаточно представить себе следующую цепочку: архитектурный замысел (проект) - макет (изобразительный) - действующая уменьшенная модель (например, арочный мост Кулибина) - макет в натуральную величину (например, макеты квартир на выставке) - экспериментальный дом, квартал, район - массовое строительство, сложившийся город. Имея на одном конце цепочки проект (результат абстрактного мышления), а на другом - город (результат практики), можно условно выделить в качестве перехода к третьей ступени познания начало реализации архитектурного замысла в материалах, размерах и формах, соответствующих представлению о качественной определенности будущего здания (сооружения), т.е. на­чало строительства.

    В строительстве проверяется истинность представлений о строитель­ных материалах, прочностных характеристиках, гидрогеологических условиях и пр., т.е. представлений об окружающей нас материальной среде вне связи ее с социальными процессами. Истинность же представлении о социальных процессах и соответствии им сформированной нами искусственной среды проверяется только в ходе потребления среды, в ходе функционирования сооружений. Поэтому можно утверждать, что так же, как изображение на бумаге еще не здание, так и выстроенное здание еще не произведение архитектуры, а только некое новое мате­риальное тело. Лишь в процессе потребления здания (сооружения комплекса), т.е. при осуществлении в нем соответствующих процессов построенное здание превращается в произведение архитектуры. Жизнь и деятельность людей в пространстве, организованном зданием, составляющие вместе с ним единый функционирующий организм, замыкая опре­деленный цикл архитектурного познания мира, одновременно становят­ся началом нового цикла этого процесса.

    Завершающий этап процесса познания - практика архитектуры, представляющая собой материальное воплощение архитектурного замыс­ла в виде его физического осуществления и функционирования, служит критерием истинности архитектурного абстрактного мышления. Спецификой архитектурного процесса познания и преобразования мира является то, что результаты этого познания, воплощенные в зданиях и сооружениях, продолжают свое реальное бытие не только в случае истинности гипотезы, но и в случае ее частичной или полной ложности. В любом случае, подтверждается ли гипотеза или нет, практика наряду с чувственным созерцанием делает непрерывным процесс архитектуры.

    Эстетика архитектуры - наука об эстетических отношениях человека к архитектурной среде, развивающаяся и углубляющаяся система знаний об эстетической реальности, эстетических отношениях и эстетическом сознании в их связи с архитектурой как процессом познания, преобразования и функционирования материальной среды жизнедеятельности человека. Являясь частью общей эстетики и одним из разделов теории архитектуры, эстетика архитектуры относится и к общей эстетике, и к теории архитектуры, как конкретно-научная дисциплина к общенаучной.

    Как и любая другая наука, эстетика архитектуры отражает закономерности предметов, свойств, отношений объек­тивного мира в системе понятий и категорий. Понятия и категории выступают связующим звеном между эстетикой архитектуры как наукой и эстетикой архитектуры как объективной эстетической реальностью.

    Понятия и категории эстетики архитектуры играют в эстетическом познании и преобразовании мира тройную роль. Во-первых, как все научные понятия, они выражают результаты познания объективной реальности и представляют собой ступеньки такого познания, узловые пункты в сети явлений природы, выявление которых позволяет человеку, выделяющему себя из природы, познавать ее и овладевать ею. Во-вторых, они служат инструментом эстетического формирования архитектурной среды, позволяя формулировать цели и задачи эстетического творчества и оценивать его результаты. И, наконец, в-третьих, понятия и категории эстетики архитектуры выступают формой мысленной или вербальной оценки архитектурной среды при ее восприятии.

    Виды архитектуры
    Различают три основных вида архитектуры:


    • А рхитектура объемных сооружений.

    Архитектура объемных сооружений включает жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и другие) промышленные сооружения (заводы,

    фабрики, электростанции и др.)


    • Л андшафтно-парковая архитектура.

    Этот вид архитектуры связан с организацией садово-паркового пространства. Это скверы, бульвары и парки с малой архитектурой - беседками, мостиками, фонтанами, лестницами.


    • Г радостроительство

    Градостроительная деятельность - деятельность в градостроительном планировании организации и развития территорий и населенных пунктов, определении видов градостроительного использования территорий, комплексном проектировании городских и сельских населенных пунктов, включающая творческий процесс формирования градостроительного пространства, создания новых городов и поселков и реконструкцию старых городских районов.

    Архитектурные стили
    Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

    Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.

    Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко).

    Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит.

    Существуют такие стили (например, модерн), которые в различных странах именуются по-разному.

    В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.

    Несмотря на указанные недостатки, стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры, поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли. Принято выделять архитектурные стили глобального значения:


    1. П ервобытная архитектура.

    Именно в эту эпоху появляются первые мегалиты (огромные камни высотой до 20 метров). Постройки из этих камней делятся на три группы: менгиры, дольмены и кромлехи. Менгир - это отдельно стоящий камень, дольмен - это домик из камней. Еще его называют камерой. И кромлех - это сооружение из камней, поставленных по кругу. Это священные постройки.



    1. Античная архитектура. VIII век до н. э. — V век н. э.

    К огда говорят об античной архитектуре, прежде всего, имеют в виду искусство Древней Греции. Над созданием самого известного античного ансамбля Древней Греции - Акрополя – с 6 века до н.э. трудились архитекторы Калликрат, Иктин, Архилох, Мнесикл. С 447 г. до н.э. строительством руководил скульптор Фидий. В конце 19 века были проведены реставрационные работы, в ходе которых был частично восстановлен облик Акрополя, заново возведен храм Ники Аптерос. Архитектура античности явилась образцом, которому подражали зодчие Римской империи, Ренессанса, классицизма. Древние греки преуспели в развитии многих наук, в том числе геометрии, применив ее законы для определения пропорции, оценивая с ее помощью гармоничность объекта.

    Основным достижением архитекторов античной архитектуры Древней Греции стало открытие ордерной системы. Были созданы дорический (Парфенон), ионический (храм Ники Аптерос), коринфский ордер (Олимпейон в Афинах).


    1. Романский стиль. X—XII века.

    Р ома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона.

    Романская архитектура сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов, но также внедрила очень много своих специфических элементов. В Южной Франции, Испании и Италии существовала преемственность в архитектуре от поздней античности, однако романский стиль стал первым направлением в искусстве, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Самый яркий пример архитектуры Романского стиля — Замок Лиде в Южной части Германии.

    1. Готика. XII—XV века.

    Г отический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

    В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии).

    Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.


    1. Возрождение. Начало XV — начало XVII века.

    А рхитектура Возрождения — время развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении Эпоха Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации Классического искусства.

    Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Архитектура снова становится ордерной.

    Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Важно отметить, что движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Известно немного мастеров, построивших произведения в романском стиле, так же, как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления.

    Первым представителем данного направления можно назвать Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции, городе, наряду с Венецией, считающимся памятником Возрождения. Затем оно распространилось в другие итальянские города, во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны.


    1. Барокко. Конец XVI — конец XVIII века.

    О сновными признаками барокко считается повышенная и подчеркнутая монументальность, представительность, которые в какой-то мере являлись самодовлеющими качествами и достигались нередко искусственными средствами. Стремясь создать впечатление монументальности, репрезентативности, живописности, динамики форм, вызвать ощущение необычности и неожиданности при восприятии архитектуры, зодчие исходят прежде всего из внешнего пластического облика сооружений (имея в виду и экстерьер и интерьер).

    В барокко отмечались:

    - усложненность объемов и пространства, взаимное пересечение различных геометрических форм,

    - преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений,

    - чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей

    - активное применение скульптурных и архитектурно-декоративных мотивов;

    - неравномерное распределение архитектурных средств;

    - создание богатой игры светотени, цветовых контрастов

    - динамичность архитектурных масс.

    1. Рококо. Начало XVIII — конец XVIII века.

    Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

    О тбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil, Zopfstil).


    1. Классицизм. Середина XVIII — XIX век.

    Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

    А рхитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

    К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715—1774) в Париже возводились градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774—1792) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.


    1. Эклектика. 1830-е — 1890-е годы.

    ормы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль Константина Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.




    1. Модерн. 1890-е — 1910-е годы.

    Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

    К ак и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы — лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

    Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко. В конце XIX в. Луис Салливен в Чикаго, Генрик Петрус Берлаге в Амстердаме, Анри ван де Вельде в Бельгии и Отто Вагнер в Вене одновременно выдвинули свои требования, протестуя против подражания, и их протест против историзма не остался без внимания.



    1. Модернизм. Начало 1900-х годов — 1980-е годы.

    А рхитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

    Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20—30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах СССР, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко-стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

    Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.


    1. Конструктивизм. 1920-е годы — начало 1930-х годов.

    В 1922—1923 годах в Москве, начавшей восстанавливаться после Гражданской войны, были проведены первые архитектурные конкурсы (на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос»), в которых принимали участие архитекторы, начавшие творческий путь ещё до революции — Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и др. Многие проекты были наполнены новыми идеями, позднее положенными в основу новых творческих объединений — конструктивистов и рационалистов. Рационалистами было создано объединение «АСНОВА» (Ассоциация новых архитекторов), идеологами которого были архитекторы Николай Ладовский и Владимир Кринский. Конструктивисты же объединились в ОСА (Объединение современных архитекторов) во главе с братьями Весниными и Моисеем Гинзбургом. Ключевым отличием двух т ечений стал вопрос о восприятии архитектуры человеком: если конструктивисты придавали наибольшее значение функциональному назначению здания, которое и определяло конструкцию, то рационалисты считали функцию здания второстепенной и стремились учитывать прежде всего психологические особенности восприятия.

    Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.


    1. Постмодернизм. С середины XX века.

    Ф ункционализм модернизма, его стереотипность форм и идей исчерпали себя. Чрезмерный рационализм модернистских решений создавал атмосферу уныния. Время требовало внесение струи оригинальности в каждое творение, созрело отрицание машинности массовых жилищ, в которых формирование внешнего облика здания стало так же рационально детерминированным.

    Назрела идея вернуть образность и оригинальность. Постмодернисты занялись поиском уникальности в создании новых форм. Они задались идеей гармонизировать архитектуру в соответствии с окружающими искусственной и естественной средами. Был отринут модернистский аскетизм в дизайне, конвейерный подход к созданию облика жилищ и отказ от восприятия классического наследия. Их архитектурные решения преследуют учёт особенностей существующей городской среды при строительстве здания.

    Во внешней отделке зданий постмодернисты стремились к симметрии и пропорциональности, к выразительной образности строений. Активно внедрялись (возрождались) декорирование стен, барельефы, росписи и пр., заимствованные зачастую из исторических архитектурных традиций. Во главе угла поставлена эстетика, для создания которой архитекторы-постмодернисты не стеснялись заимствовать у исторических стилей, вплоть до принципов построения композиции.


    1. Хай-тек. С конца 1970-х годов.

    Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность. Практически все архитектурные критики, вслед за Дженксом, архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — к идее «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.

    О сновные черты:

    • Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.

    • Использование прямых линий и форм.

    • Широкое применение стекла, пластика, металла.

    • Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания.

    • Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

    • Широкое использование серебристо-металлического цвета.

    • Высокий прагматизм в планировании пространства.

    • Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).

    • В виде исключения жертвование функциональностью в угоду дизайну.



    1. Деконструктивизм. С конца 1980-х годов.

    Деконструктиви́зм — направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Другим источником вдохновения деконструктивистов является ранний советский конструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

    В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. (работы Питера Айзенмана и Даниэля Либескинда). Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. Дальнейшее развитие они получили в периодических изданиях Рема Колхаса. Манифестами деконструктивизма считаются пожарная часть «Витра» Захи Хадид (1993) и музей Гуггенхейма в Бильбао Фрэнка Гери (1997).


    1. Кинетическая архитектура. С начала XXI века.

    Кинетическая архитектура — это такое направление архитектуры, в котором здания сконструированы таким образом, что их части могут двигаться относительно друг друга, не нарушая общую целостность структуры. По-другому кинетическую архитектуру называют динамической, и относят к направлению архитектуры будущего.

    В озможность подвижности структуры здания может быть использована для усиления эстетических свойств, ответа на условия воздействия окружающей среды и выполнения функций, которые были бы несвойственны для здания со статической структурой.

    Возможности практического применения кинетической архитектуры резко возросли в самом конце двадцатого века благодаря достижениям в областях механики, электроники и робототехники.
    Заключение
    Архитектура и как материально-практическая деятельность, и как эстетическая деятельность прежде всего должна решать стоящие пе­ред ней социальные задачи превращения городов в рационально организованные комплексы производственных зон, жилых районов, сети общественных, культурных и учебно-воспита­тельных учреждений, торговых и бытовых предприятий, спортивных сооружений, общественного транспорта, обеспечивающие наилучшие условия для труда, быта и отдыха людей. Эти "рациональ­но организованные комплексы" должны представлять собой целост­ную эстетическую среду, удовлетворяющую все возрастающие мате­риальные и духовные потребности советского человека. Не усиление художественной образности предметно-пространственных форм, не превращение зданий и сооружений в произведения искусства, а горо­дов и сел - в музеи под открытым небом для эпизодического на­слаждения красотой должно стать задачей архитектора. Его задача - всемерная гармонизация всего мира, окружающего человека, всемер­ная эстетизация среды его повседневной жизни во всех ее проявлени­ях. И здесь архитектура принимает на себя функции ведущей формы эстетического освоения мира, объединяющей дизайн, изобразительное искусство, цвет, звук, слово в подлинно человеческий мир простран­ства и времени.

    Утверждая архитектуру как эстетическую деятельность, обладаю­щую огромной силой воздействия на широкие массы, необходимо ориентировать развитие строительства не назад - к архитектуре как искусству, а вперед - к архитектуре как архитектуре. Только обре­тая и осознавая собственную сущность, архитектура может идти в но­гу со временем, способствуя совершенствованию отношений, идеалов, образа жиз­ни. И, как это ни парадоксально, лишение архитектуры ее мифическо­го художественного ореола, отдаление архитектурных форм от про­изведений искусства, осознание эстетики архитектуры как эстетики реальной жизни объективно ведут к расцвету архитектуры как вы­сокого искусства подлинно человеческого преобразования материаль­ного мира, искусства гармонизации самой человеческой жизни.

    Список литературы


    1. Бычков В.В. Эстетика. М., Гардарики, 2002. С. 556.

    2. Бычков В.В. Эстетическое в системе культуры: Мир культуры // Труды Государственной академии славянской культуры. Вып. II. М., 2000. С. 92 - 106.

    3. Мардер А.П. Эстетика архитектуры: теоретич. проблемы арх. творчества. - М., Стройиздат, 1988. - 213 с., ил.

    4. Мартынов Ф.Т. Философия, эстетика, архитектура: Учеб. Пособие. - Екатеринбург: Архитектон, 1998. - 534 с.

    5. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. - М., 1996.

    6. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. - М., 2000.

    7. Аполлон: Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. ред. А. М. Кантора. — М.: Эллис Лак, 1997. — 736 с.

    8. Всеобщая история искусств / Под общ. ред. А. Д. Чегодаева. — М.: «Искусство», 1956

    9. Искусство: Энциклопедический словарь школьника / Сост. П. Кошель. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — 446 с.

    10. История мировой культуры: Справочник школьника / Сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. — М.: «Слово», «АСТ», 1996. — 610 с.

    11. История русской архитектуры: Краткий курс. — М.: Гос изд. литературы по строительству и архитектуре, 1951.

    12. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. — М.: Олимп, «АСТ», 1999. — 816 с.


    написать администратору сайта