Главная страница
Навигация по странице:

  • Архитектура Нидерландов .

  • Архи. Арх_01_Реферат_Галимова. Архитектура Нидерландов


    Скачать 1.65 Mb.
    НазваниеАрхитектура Нидерландов
    Дата24.04.2022
    Размер1.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАрх_01_Реферат_Галимова.doc
    ТипРеферат
    #493837


    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФГБОУ РФ

    КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра информационных технологий

    РЕФЕРАТ на тему: «Архитектура Нидерландов»

    Выполнил: студент

    группы 0ИС01

    Галимова З.Р.

    Проверил: доцент

    Мустафин И.И.


    Казань, 2022 г.

    Оглавление


    Введение 3

    Разграничение понятий и общие характеристики 4

    1. Доготика, готика и «пламенеющая» готика 6

    2. Нидерландские Возрождение и классицизм (1500-1800) 8

    3. XIX век: поиск национального стиля 11

    4. от 1900 до настоящего времени: модернизм и постмодернизм 13

    5. Рейксмузеум 16

    6. Королевский дворец в Амстердаме 18


    Введение


    Архитектура Нидерландов. Развитие архитектуры на территории современного западно-европейского государства Нидерланды как составляющая искусства Нидерландов началось и активно продолжалось во 2-м тысячелетии н.э., пройдя в той или иной степени все этапы европейской архитектуры, а также во многом повлияло на общеевропейское развитие жилищного и промышленного зодчества.

    Однозначного ответа относительно определения нидерландского национального стиля в архитектуре нет, но бесспорным остается факт, что именно нидерландская готика имеет наибольшую историческую преемственность на территории страны, ее больше использовали строители-искатели и последователи историзма и XIX веке; своеобразными на нидерландских землях были ренессанс и классицизм. Так, считается, что период наивысшего развития архитектуры Нидерландов совпал с политическим триумфом государства - так называемым «золотым веком» Республики Соединенных провинций, и в частности XVII веком, когда в стране активно застраивались города, осуществлялись амбициозные градостроительные проекты, в частности строились многочисленные каналы, как в Амстердаме (см. каналы Амстердама), тогда же в стране творили известные местные архитекторы, во многом в это время сформировался современный архитектурный облик нидерландских городов. Архитектура Нидерландов ХХ века - это творческие поиски, оригинальность, новаторство, нередко в мировом масштабе.

    Разграничение понятий и общие характеристики


    Будучи частью искусства Нидерландов, архитектура страны имеет общую историю с этой художественной школой. В этой связи следует разграничить понятия архитектура Нидерландов и нидерландская архитектура. Первое понятие имеет синонимичную замену - голландская архитектура; второе же понятие значительно шире, ведь нидерландская архитектура в Средневековье развивалось на территории исторических Нидерландов. До Нидерландской буржуазной революции XVI века архитектурные школы голландская и фламандская (см. Архитектура Бельгии) развивались совместно, затем - как отдельные. Хотя, бесспорно, основы различий в архитектуре Нидерландов и Бельгии были заложены как раз в Средние века.



    Архитектура Виллемстада - оригинальное «прочтение на месте» нидерландской архитектуры

    Среди факторов, которые привели к этим процессам, - как сугубо объективные (географическое положение, разные природные условия, близость к воздействиям соседних государств и т.п.), так и субъективные (разницы в развитии образовательных центров, наличие архитекторов и строителей школ и т.д.). Кроме того, географическими Нидерландами нидерландская архитектура не ограничивалась и после образования Республики Соединенных провинций, ведь будучи колониальной метрополией, Нидерланды насаждали свои администрацию, культуру, язык и архитектуру в том числе в колониях, в частности, в больших колониальных ячейках Индонезии, на ряде карибских островов - к примеру, историческое ядро Виллемстад на Кюрасао, что представляет удивительно яркое «прочтение на месте» нидерландской

    архитектуры, именно благодаря оригинальности занесен в Всемирного наследия ЮНЕСКО.



    Роттердам (октябрь 2009) - современная «архитектурная столица» Нидерландов. На переднем плане - Мост Эразма

    К общим характеристикам архитектуры Нидерландов, присущим ей на протяжении всей истории, принадлежат ее открытость и способность абсорбировать иностранный опыт и выработать собственный стиль. Бесспорно, на развитие зодчества на территории современных Нидерландов имели огромное влияние ранняя урбанизация, высокая (исторически одна из самых высоких в мире) плотность населения и постоянная борьба за землю (осушки земель, строительство каналов); также на архитектуру влияло общее историческое развитие - войны, иностранное господство, Реформация, экономические подъемы и стагнации.

    К сущностных характеристик архитектуры Нидерландов в ХХ веке добавилось ее новаторство - среди современных нидерландских архитекторов не только последователи, а в первую очередь зачинатели, теоретики и проводники таких современных художественных, и в том числе архитектурных течений, как функционализма («международный стиль»), деконструктивизма, неопластицизма.

    1.Доготика, готика и «пламенеющая» готика


    На территории Нидерландов сохранились мегалитические сооружения эпохи неолита, кельтское поселение (1-е тыс. до н.э., древнеримские здания (I-III вв.)



    Базилика святого Серватия, Маастрихт

    Со времен господства Каролингов на территории исторических Нидерландов начали возникать и строиться города. У них в период так называемого «Каролингского Возрождения» возводили церкви-базилики - например, Базилика святого Серватия в Маастрихте (Х - XVI века), что является старейшим действующим храмом Нидерландов и редким образцом романского стиля; реже возводили центрические капеллы (капелла дворца Валкгоф в Неймегене, что происходит, вероятно, с VIII - IX вв, нынешний вид - XI в.). Романский стиль складывался под влиянием рейнских областей, Ломбардии и Северной Франции, царившем на Нижних землях в XI - середине XIII веках. Центрами его были долины рек Мааса - т.е. приграничье современных Нидерландов и Бельгии.

    В XIII веке архитектурными центрами стали также Брабант, приморская Фландрия. Убранства храмов (по французским образцам) характеризовалось символичностью содержания, условностью формы (капители церквей в Маастрихте, на рубеже XII-XIII вв.)



    Утрехтский собор (XIII-XVI вв.) - первый и долгое время единственный кафедральный собор в Нидерландах

    В ХIII-XV веках выросли города вокруг замков и рыночных площадей с домами гильдий и цехов, городской башней и ратушей; преобладала радиально-кольцевая планировка. Строились городские стены с мощными башнями и воротами, укрепленные мосты, деревянные и каменные дома с узкими фасадами, обычно в несколькими (чаще с 3) этажами с фронтонами, нередко довольно красочно оформленными. Скупость и традиционность планирования с одной стороны, богатое убранство и сложный декор с другой, явственно свидетельствовали о сочетании черт романского стиля и готики. Однако господствующей в нидерландских городах неотвратимо становилась готика (замок Риддерзаал, Гаага XIII века; Аудекерк, Делфт, XIII-XIV вв.) В Северных Нидерландах с их болотистыми грунтами и нехваткой природного камня получила значительное развитие так называемая «кирпичная готика», были разработаны облегченные покрытия, в том числе деревянные своды (Синт-Якобскерк, Гаага; Аудекерк, Амстердам).

    В XIV - первой трети XVI века возводились зальные церкви (Утрехтский собор, XIII-XVI вв.) Одновременно на юге современных Нидерландов - в Брабанте расцвела поздняя, ​​«пламенеющая» готика, которая все же является более присущей для Бельгии, в Нидерландах же она представлена ​​единичными образцами в Алкмаре, Мидделбурге (Мидделбургская ратуша, 1452-1520, архитекторы - семья Келдермансов, более известная по творчеству в Бельгии) и т.д. По сути пламенеющая готика свидетельствовала о наступлении Возрождения в нидерландской архитектуре.

    2.Нидерландские Возрождение и классицизм (1500-1800)


    В XVI веке из Италии и Франции в архитектуру Нидерландов проникают классические принципы Возрождения, нидерландские архитекторы начинают приобретать профессиональное образование, писать теоретические сочинения. Первым нидерландским теоретиком архитектуры был живописец и гравер Питер Кук ван Альстом (1502-1550). Ему принадлежат переводы Витрувия (изданы в 1539 г.) и трактатов Серлио ( 1540-е гг).



    «Мясные ряды», Харлем, 1600 (де Кей)

    Интересно, что это перенимание (не заимствование) ренессансного искусства, в том числе и в архитектуре, было косвенным, ведь итальянцы или французы не работали в нидерландских городах, как скажем в Германии, т.е. абсорбция нового происходила на местной почве силами местных же строителей, что неизбежно вело к трансформации архитектурных форм итальянского Ренессанса в нидерландской архитектуре. Формы эти, воспринимаемые извне и основательно переработанные, использовались для декоративного убранства, не затрагивая старой, привычной готической конструкции зданий. Ордерные элементы, ренессансные тяги, карнизы наносились на обычные, по сути средневековые, здания, результатом чего стало значительное изменение «классических» пропорций. Очень высокие фронтоны зданий сохраняли ступенчатую форму, на фасадах по-прежнему выделялись эркеры. Типичными в этом отношении являются многочисленные здания ратуш, цехов, купеческих корпораций, весов и т.п.

    На архитектуру Нидерландов этого периода так называемого северного (или нидерландского) Возрождения значительно повлияли внешние и внутренние

    политические, экономические и религиозные факторы. Так, подъем экономики и политики вел к обогащению и росту нидерландских городов, их развитию, и первую очередь, строительству светских сооружений (ратуши, склады, торговые ряды и др.), обособлению национальных художественных, в том числе и архитектурных традиций; Реформация привела к возведению новых - протестантских храмов, которые уже не несли в себе значительный готический элемент, а были ренессансными (Зюдеркерк, Амстердам, 1603 - 11 , первая реформистская церковь в городе; арх. Хендрик де Кейзер).

    В светских сооружениях этого времени был создан новый, очень живописный стиль, где все же готическая традиционная основа-структура сочеталась (когда органично, когда не очень) с огромным количеством ренессансных архитектурных мотивов. В отдельных местах сложилась традиция кирпичной кладки («Мясные ряды», Харлем, около 1600), в том числе с белокаменными классическими деталями (городская канцелярия, Леуварден).



    Застройка XVII-XVIII вв на канале Кейзерсграхти, Амстердам

    Выдающимися архитекторами Голландии, творившими в этот период, были Якоб ван Кампен (Jacob van Campen, 1595-1657), Ливен де Кей (Lieven de Key, около 1560-1627) и Хендрик де Кейзер (Hendrik de Keyser, 1565-1621). Всего нидерландская архитектура Ренессанса оказала значительное влияние на зодчество других стран, прежде всего Германии и Англии.

    XVII век стал также периодом разработки и возведения многочисленных каналов в нидерландских городах (см. Каналы Амстердама) - как с целью осушения земель, защиты, так и в транспортных целях. По берегам каналов в XVII- XVIII веках активно строились и реконструировались дома купцов и богатых бюргеров.



    Вид здания Амстердамского театра в стилен классицизм, около 1885 (сгорело в 1892 году и было перестроено)

    В этот период в Нидерландах ощутимым стало проникновение европейского (французского) классицизма как в общественной и жилой, так и в сакральной архитектуре - от переходных форм к чистому подражанию (Амстердамская ратуша, 1648 - 55; Нивекерк, Гаага, 1649 - 56; дворец Гюгетан, Гаага, 1734 - 36).

    3.XIX век: поиск национального стиля


    Хотя традиционно XIX век в нидерландской архитектуре искусствоведами обозначается как «проходное» время, когда не создавались выдающиеся архитектурные памятники, в действительности утверждать это однозначно было бы совершенно ошибочным.

    Ведь нидерландские города, как и большинство исторических европейских, обязаны в большой степени своему архитектурному лицу именно деятельности строителей XIX века. Это было время, когда активно росли города, развивалась промышленность (заложены основы промдизайна), происходило культурный и образовательный подъем, строились и реконструировались городские очаги культуры - музеи, театры, публичные библиотеки). Общеевропейский романтизм, пустив корни и в Нидерландах, в области архитектуры выдал на гора яркий и осязаемый результат - был определен нидерландский национальный стиль.



    Рейксмузей, Амстердам (1876—85),фотография ок. 1895

    Еще до середины XIX века в Нидерландах строили преимущественно по французским (в основном в стиле классицизм) образцами, в дальнейшем начало появлялись немало эклектических зданий, но именно нидерландская неоготика, дополненная неоренессансными деталями, в исполнении ведущих зодчих страны понимается как нидерландский национальный архитектурный стиль.

    В этот период (вторая пловина XIX века), в частности, «столпами» нидерландской архитектуры, спроектировавшими и построившими яркие сооружения, были Адольф Леонард ван Гендт (Концертгебау, новое здание Городского театра, оба - Амстердам) и Питер Кейперс (Рейксмузей; Центральный вокзал в Амстердаме). Последний, будучи главной фигурой архитектурного историзма в Нидерландах, также осуществил колоссальное влияние в области изучения и исследования, реставрации, реконструкции, а иногда и перестройке культовых сооружений в Нидерландах, нередко строил новые неоготические церкви (Собор св. Йозефа, Гронинген, 1886).

    Без понимания архитектуры Нидерландов XIX века трудно понять тот настоящий голландский архитектурный «бум», который проходил в 1910—1930 годах, поскольку, например педагогом функционалиста Я. Ауда был тот самый традиционалист Питер Кейперс, а в бюро его племянника Эдуарда оформилось ядро Амстердамской архитектурной школы.

    4.от 1900 до настоящего времени: модернизм и постмодернизм


    В ХХ веке голландские зодчие сыграли важную роль в развитии современной архитектуры. Уже в начале века основы рационалистического взгляда на возведение полифункциональных помещений закрепил Хендрик Берлаге (Гаагский муниципальный музей).



    Дом Шредер, Утрехт, 1924 (Геррит Ритвельд)

    В 1920—1930 годах в Нидерландах архитектура стала одним из видов искусства развивавшихся динамично. В стране возникло множество арт-групп, которые продвигали свои взгляды на развитие искусства, в частности и архитектуры.

    Так, архитекторы-экспрессионисты Мишель де Клерк и Пит Крамер были тесно связаны с «Амстердамской школой». Другая группа состояла из более функционалистских зодчих - Март Стам (Mart Stam), Лендерт ван дер Флюгт (Leendert van der Vlugt) и Иоганнес Дейкер (Johannes Duiker). Ярым приверженцем рационализма в архитектуре Нидерландов был также И. А. Бринкман (завод Неллефабрик, Роттердам, 1931 ).

    Выдающимся явлением в нидерландском искусстве стала работа членов арт-группы «Стиль», которые, начав с создания собственного стиля неопластицизма, наконец, присоединились к функционализму - Геррит Ритвельд (Дом Шредер, Утрехт, 1924) и Якобус Ауд, который был главным архитектором Роттердама, где построил много жилых комплексов и концептуальные дома.


    Кубические дома, Роттердам (1984)

    Вторая мировая война и последующее восстановление обеспечили Роттердаму удивительное разнообразие стилей. Нынешний архитектурный стиль в городе широко представлен многочисленными небоскребами (наивысшим является башня Маас, 164,75 м), всемирно известными «кубическими домами» (1984, арх. Пит Блом), бизнес-сооружениями (штаб-квартира «Unilever NL»), а также символом города - мостом Эразма.

    В послевоенную эпоху, в 1950-60 -х годах нидерландские архитекторы молодого поколения А. ван Эйк (Aldo van Eyck), Я. Б. Барем и Г. Герцбергер (Herman Hertzberger; Министерство общественных дел и занятости, Гаага), известное как «Форум поколение» (Forum generation, по названию программного журнала), обеспечило интернационализацию голландской архитектуры.

    Начиная с 1960-70 -х годов архитектура Нидерландов тесно связана с дизайном (аэропорт Схипхол в Амстердаме, 1963 - 67 , арх. М. Ф. Дейнтьер).



    Дом WoZoCo , Амстердам

    С 1980-х и до настоящего времени Рем Колхас и его архитектурное бюро (OfficeforMetropolitanArchitecture (OMA)) является ведущей силой в мировой архитектуре, которое формирует новое, постмодернистское поколение нидерландских архитекторов.

    Современная архитектура в Нидерландах характеризуется многообразием форм, практичностью, экологической направленностью и оригинальностью - это в частности касается отдельных проектов. Молодым архитекторам предоставляется возможность экспериментировать при строительстве и расширении городов. Государство оказывает свое влияние на архитектуру, выступая в роли заказчика. Последними примерами являются модернистское здание Министерства жилищного обеспечения, планирования пространства и охраны окружающей среды (архитектор Хоохстад) и постмодернистское здание Министерства здравоохранения, благосостояния и спорта (архитекторы Хравес) и Сутерс. Из самых современных работ голландских архитекторов - проекты архитектурного бюро MVRDV - название образовано от инициалов создателей компании: Винни Мааса, Якоба ван Рейса и Натали де Врис ,1965 ), которое воплощает свои идеи по всему миру и отличается оригинальным подходом, который уже повлиял на современную архитектуру в целом.

    5.Рейксмузеум


    Авторами проекта перестройки стали испанцы Cruz y Ortiz, дизайн экспозиции выполнил Жан-Мишель Вильмотт, а за реставрацию отвечало бюро Van Hoogevest Architecten. Задачей архитекторов было приспособить громоздкое здание в русле эклектизма, построенное в 1885 Петрусом (Пьером) Кёйперсом, под нужды музея 21 века. Пышные интерьеры отвлекали внимание от экспонатов, не хватало места как для выставок, так и для сопутствующей им программы, постоянную экспозицию было невозможно разместить по единой системе, и так далее.


    Рейксмузеум - реконструкция

    Т
    еперь же все экспонаты от 12 до 20 века расположены в строгом хронологическом порядке, по этажам снизу вверх, хронология поддержана цветовым решением: краска стен постепенно светлеет при движении вверх, в залах современного искусства достигая почти белого цвета. Все произведения расположились по-новому, за исключением самого главного – «Ночного дозора» Рембрандта, вернувшегося на свое прежнее место в «Галерее почета», где выставлены произведения Золотого века голландского искусства.


    Рейксмузеум - реконструкция


    Архитекторы по уже устоявшейся в музейном строительстве схеме перекрыли два двора здания стеклянными кровлями, а также углубили их до уровня -1 этажа, предварительно убрав занимавшие их позднейшие пристройки. Затем расположили под одним двором аудиторию, под другим – музейный магазин и кафе. Сами же дворы превратились в просторные общественные пространства, куда можно попасть даже без покупки билета. Их стены образуют дворовые фасады музея, а новые поверхности облицованы светлым камнем. Антонио Крус и Антонио Ортис учли ошибку Нормана Фостера, в чьем дворе Британского музея любой звук хорошо слышен и даже отдается эхом, поэтому в Рейксмузеуме шумы приглушены подвешенными к перекрытиями белыми решетками со звукопоглощающим материалом.
    Но главной проблемой для архитекторов стало объединение двух дворов в единое целое. В историческом здании по центру фасада расположен коридор для пешеходов и велосипедистов, позволяющий быстро пройти сквозь здание. Проект реконструкции предусматривал превращение его в главный вход в музей, объединяющий оба двора, но горожане взбунтовались, и сейчас коридор сохранен в прежнем виде, в музей можно попасть через четыре малых входа, а под ним проложен подземный проход, соединяющий дворы друг с другом.
    Музей закрыли на реконструкцию в 2003 и собирались открыть уже в 2008. 10-летний срок работ объясняется тем, что для устройства подземных ярусов в напоенной водой почве Амстердама пришлось приложить титанические усилия, а также для такого сложного проекта никак не находился подрядчик. Инженеры Arcadis сделали новые подземные части здания конструктивно независимыми от исторической постройки, так как она медленно оседает. Поэтому расположенные над подземным проходом между дворами наземный коридор и «Галерея почета» теперь превращены в нависающий над ним «мост». Вырытые котлованы тут же наполнились водой, поэтому их заливали специальным бетоном для подводных работ, а процесс контролировали ныряльщики.


    6.Королевский дворец в Амстердаме


    Королевский дворец в Амстердаме часто именуют восьмым чудом света. Он был построен буквально на болоте, а поддерживают его многочисленные сваи и платформа, стоящая на них. Стены дворца были возведены прямо на платформе, что в то время считалось необычным и новым. Внутри дворца располагается огромный просторный зал (Гражданский зал) почти 27 метров в высоту, 37 в длину и 19 в ширину, который символизирует космос. На полу зала расположены карты мира с изображением небесных сфер. Они были нарисованы в 18 веке и на них легко просматриваются Западное и Восточное полушария, где детально отмечены места успешной колониальной политики Амстердама.



    У одной из стен установлена скульптура мифологического титана Атланта, который держит земной шар на своих плечах. Главным украшением дворца является его огромный купол. На самом верху купола расположен флюгер, имеющий форму старинного судна когга, символа города Амстердам. Сквозь его небольшие окна раньше наблюдали за тем, какие как корабли приходили и уходили из городского порта. Все помещения здания имеют мраморную и позолоченную отделку. Один из самых знаменитых голландских поэтов – Йост Ван ден Вондел, пожалуй, сумел удивительно точно описать гордость жителей Амстердама, когда назвал здание дворца «невестой, находящейся в центре внимания в день своей свадьбы».


    Первая ратуша

    В 1400 году в небольшом поселение под названием Амстердам на площади, которая сегодня носит название площади Дам, была построена первая ратуша. В 1452 году ратуша была уничтожена большим пожаром, а затем снова перестроена, но уже с особым местом, отведенным под судебные дела. Отсюда вершил свои дела главный судья города. В 1652 году снова случился пожар. На этот раз здание оставалось заброшенным некоторое время. Постройке нового здания на месте старого постоянно кто-то или что-то мешало.

    Мэрия города собиралась снести жилые здания в центре города для постройки дворца, но местные жители были категорически против этого. Когда вопрос с мирными жителями все же был решен, оказалось, что из-за войны с Испанией денег в стране нет, и строительство невозможно. Через несколько лет было решено построить на том же месте административное здание, но уже в несколько раз больше.



    Правительство страны долго вели споры о бюджете и размерах будущей ратуши. В конце концов, ратушу построили в стиле строго классицизма и светлых тонах. К тому же при планировке и строительстве здания были использованы многочисленные аллегории и ссылки на глубокие философские идеи. Именно это помогло осуществить проект ратуши. Так как большинство не хотело тратить большие суммы денег на внутреннее убранство ратуши и украшения, однако сторонники проекта говорили, что все украшения, рельефы и картины призваны показать людям убранство мира. В итоге с этой идеей согласились, и ратуша была построена согласно идеям и в пропорциях, которые использовались Богом при сотворении мира.

    Ратуша несколько лет считалась самой крупной ратушей во всей Европе. Когда в начале 19 века к власти пришел брат Наполеона Бонапарта – Луи Бонапарт, он сделал из ратуши личную резиденцию, и с тех пор здание стало считаться именно дворцом. Луи Бонапарту было 27 лет, когда он приехал в бедную и разоренную страну, какой была Голландия в то время. Даже, несмотря на то, что старший брат запрещал всякую торговлю с Англией, которую он хотел полностью изолировать от всей остальной Европы, Луи все равно разрешал жителям Нидерландов вести с ними торговлю.



    Специально к приезду Луи Бонапарта из ратуши выселили все правительство, однако банк пришлось оставить, учитывая сложившуюся на тот момент не слишком благоприятную ситуацию в стране. По сути это является единственным моментом в истории, когда банк находился непосредственно в здании королевского дворца. Также, специально для Луи, во дворец была заказана уникальная в своем роде коллекция мебели, выполненная в стиле ампир, включая деревянные, обтянутые дорогой тканью, кресла, латунные светильники и гобелены.

    Все это и сейчас можно увидеть, посетив дворец. В 1813 году на тот момент, еще будущий король Вильгельм, передал королевский дворец городу. Тем не менее, вскоре после коронации он понял, что собственная резиденция в городе ему все же необходима. Поэтому правительство города по его просьбе все же отдало бывшую ратушу в распоряжение короля. В 1936 году бывшая ратуша была продана мэрией Амстердама правительству Нидерландов.

    После долгих дискуссий правительство города все-таки признало, что здание больше не подходит на роль ратуши столицы Нидерландов, да и кроме того, зданию была необходима очень серьезная реставрация, для того, чтобы восстановить его в былой красоте и величии. В 1938 году здание было местом проведения церемонии в честь сорокалетней годовщины правления королевы Вильгельмины.








    написать администратору сайта