Архитектурных стилей
Скачать 76.42 Kb.
|
"Композиции на тему архитектурных стилей". Автор: Наумова К.Т., преподаватель МБОУ ДОД ДХШ г. Ярцево г. Ярцево 2015 год. Серию графических работ на тему архитектурных стилей учащиеся ДХШ выполняют на уроках композиции в первом полугодии в 5 классе при обязательном 4-летнем курсе обучения. Работа может быть полезна для профориентации учащихся. Актуальность предложенной темы состоит в закреплении знаний об архитектурных стилях, полученных на занятиях по истории искусства, их творческого осмысления и применения на практике. Выполнение заданий стало возможным благодаря знаниям учащимися композиционной грамоты, опыту по стилизациям природных форм, преобретённому на занятиях по батику, и достаточно высокому уровню знаний в области истории искусства, на изучение которого в нашей школе отводятся два часа в неделю . Задания по композиции проиллюстрированы работами учащихся ДХШ разных лет. Для работы над заданиями преподаватель предлагает учащимся папки с материалами, собранными по конкретным стилям, книги со шрифтами и шрифтовыми композициями, работы учащихся прошлых лет по данной теме из методического фонда школы. Учащиеся могут использовать свои конспекты по истории искусства. Все работы выполняются в одинаковой последовательности: с начала дети работают с творческими источниками и самостоятельно выбирают архитектурный стиль, затем делают несколько форэскизов и обсудив с преподавателем, лучший по замыслу эскиз переносят на лист заданного формата. Готовый линейный рисунок, согласованный с преподавателем выполняется в материале. Все законченные работы выставляются на полу, проводится коллективное обсуждение. Преподаватель анализирует сделанные ошибки и оценивает работы, начиная с главного- идеи и целостности, обращает внимание учащихся на использование приёмов композиции и качество исполнения работы. Самостоятельная часть работы учащегося заключается в подготовке короткого доклада о творчестве выдающегося архитектора , дизайнера или художника, произведения которого он намерен использовать в качестве творческого источника. Работа тушью требует внимательности и аккуратности, ошибки и неточности трудно исправляются, требуется много времени для выполнения задания , поэтому часть работы в материале дети делают самостоятельно. В графических работах используются акварельная и тонированная бумага , ватман формата А4 и формата А3, поделённый вертикально на 2 части; чёрные тушь и акварель, кисть, перо, линеры. Задание 1. Выполнить графическую моно - композицию на тему архитектурного стиля (романский, готика, классицизм, ампир, барокко, модерн, конструктивизм…- по выбору учащегося). В процессе создания композиции может быть применена «сетка», напоминающая ту, которую используют дизайнеры для рисования орнаментов или архитекторы для композиций из пересекающихся геометрических тел, чтобы исключить хаотичное использование диагоналей. Художественно - декоративный образа стиля должен быть узнаваем. Фон (белый или чёрный) выбирается исполнителем в зависимости от графической целесообразности. Для составления композиции можно использовать изображения любых артефактов, относящиеся к выбранному стилю (архитектурные элементы, мебель, одежда, скульптура, орнаменты, символы, изображения животных, растений, вызывающих у автора ассоциации с выбранным стилем). Изображения должны быть переведены в плоскость, стилизованы, трансформированы, не соразмерны между собой - в соответствии с замыслом. Необходимо найти правильное соотношение площади изображаемого предмета и площади фона. Задание 2. Выполнить декоративную графическую плоскостную моно-композицию «Ампир» (любой стиль по выбору). Нарисовать контур здания с основными архитектурными элементами, заполнить внутреннее пространство линейными рисунками офисных канцелярских предметов (скрепки, булавки, зажимы для бумаги, кнопки, скобы, перья, карандаши…) или буквами, словами, фразами. Внутреннее пространство может быть полностью заполненным или разреженным. Заполнение плоскости, заключённой внутри силуэта здания, не должно быть хаотичным. Линии, вдоль которых располагаются предметы, должны подчёркивать характерную пластику элементов фасада. Для выделения разных по значимости элементов, использовать заливки и разную толщину линий. Выбранные слова и фразы должны соответствовать теме. Желательно воспользоваться словарём архитектурных терминов и словарём Даля. Шрифты должны участвовать в формировании образа. Задание 3. Выполнить 2 композиции: А. Графический плоскостной коллаж, составленный из наслаиваемых изображений предметов и их фрагментов, символов…, которые ассоциируются исполнителем с выбранным архитектурным стилем. Б. Формальная композиция из геометрических фигур и цифры или буквы на основе композиции А. Самостоятельно ознакомиться с работами художников русского авангарда. Композиционным центром должна быть архитектурная деталь. Свободный выбор графических средств (точка, линия, штрих, пятно). Задание 4. Выполнить иллюстрацию к стихотворению А. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье» или А. Блока «Ночь улица, фонарь, аптека….», или Анри Волохонского «Под небом голубым есть город золотой…»- по выбору учащегося. Самостоятельно ознакомиться с выбранным произведением. Применить законы и правила композиции. Передать характеристики персонажей, эпохи, среды; точно передать стиль здания и элементов благоустройства, подробности костюма героев. Использовать особенности графических материалов для создания состояния природы и свет как выразительное средство композиции. Задание 5. Выполнить графическую моно - композицию «Дом-животное». Самостоятельно познакомиться с работами испанского архитектора Антонио Гауди, художника, учёного, архитектора Леонардо да Винчи, художников сюрреалистов. Найти примеры объектов, для создания которых названные авторы использовали природные формы. Сохранить образную первооснову. Выбранный «объект» животного мира должен вызывать ассоциации с домом. Использовать графические средства: пятно, точку, линию, штрих и природные фактуры. Пластика линий должна соответствовать выбранному архитектурному стилю и образу животного. Список литературы: 1.Виталий Манин, "Аристарх Лентулов", М. ИЗД. Слово/Slovo",1996. 2.Голубева, О.Л. Основы композиции: Учебное пособие- 2-е изд.М.: Изд. Дом "Искусство", 2004. 3.Вильфрид Кох. Энциклопедия архитектурных стилей. Изд. Бертельсман Медиа Москау 2005. 4.Йоханнес Иттен "Искусство формы"1975. 5.Энтони Уайт, Брюс Робертсон. Архитектура. Формы. Конструкции. Детали.Иллюстрированный справочник. Изд. М.: Астрель,2005. 6.А.Д. Сарабьянов, "Неизвестный Русский авангард", М. ,изд. "Советский художник", 1992. |