Авторская песня как песенный монотеатр 60. Авторская песня как песенный монотеатр 6080х годов
Скачать 17.31 Kb.
|
Авторская песня как песенный монотеатр 60–80-х годов . Значит, цель нашего урока – представить авторскую песню, её место в истории литературного процесса А как понимаете слово “монотеатр”? Этот театр одного человека, т.е. и слова, и музыка, и исполнение в лице одного человека, который является как бы режиссёром своей песни. Авторскую песню относят к произведениям синкретического искусства, т.е. это искусство, соединившее в себе Слово и Музыку. Заметьте, на первом месте – Слово, следовательно, предпочтение в авторской песне отдается стихам. Что же такое авторская песня, когда она возникла, причины её возникновения – об этом расскажет нам … 2. Выступление учащихся с докладом “Авторская песня как литературный факт”. Вопросы по докладу: 1. Так в чём же особенность авторской песни? Что главное в авторской песне? 2. Есть ли будущее у авторской песни? Или она исчерпала себя? Обобщение ответов учащихся, подведение их к мысли о том, что авторская песня будет жить. Пример тому – Грушинский фестиваль. Рассказ учителя о Грушинском фестивале. В 1968 г. на Волге, в Куйбышевской области, состоялся первый областной фестиваль самодеятельной туристской песни. Он был посвящен памяти студента Куйбышевского авиационного института Валерия Грушина, который за год до этого погиб, спасая тонувших детей. Со временем Грушинский фестиваль стал всесоюзным. Он и сейчас собирает под Самарой многие тысячи любителей авторской песни. Фестиваль проводится в форме туристического слета, в условиях палаточного лагеря. Главная концертная площадка фестиваля — плавучая сцена в форме гитары. Зачитываю слова Высоцкого: “Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчёт в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут и скребут по нервам несправедливости и горе людское. Короче говоря, всё рассчитано на доверии. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и моё желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать”. Авторскую песню ещё называют бардовской. Зачитываю с доски слова М.Ангарова: “Бардовская песня – продукт витаминный, но чтобы он принёс пользу, его нужно пережевать и переварить. Это не супчик так какой-то протёртый, который проглотил, и довольно. Тут нужно потрудиться, но зато польза от этого – ощутимая”. Прошу учащихся прокомментировать эти слова. А кто же такие барды? Расскажу вам одну притчу. Давным – давно, ещё до Рождества Христова, жили люди, которые своих мудрых учителей называли друидами. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение, избранный назывался - Бард. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, нести Свет и Истину. Значит, для того чтобы стать бардом, надо иметь большой житейский опыт, мудрость, знания. Бардовская песня требует большой работы – работы ума, души, чувств, сердца. А что мы видим сейчас на современной эстраде? Непонятные телодвижения, световые и спецэффекты, лишь была бы рифма. Это песни - однодневки, песни для развлечения. Ребята, а каких бардов вы знаете? 3. Далее – работа по газете. Краткое сообщение о творчестве бардов Высоцкого, Кима, Галича, Розенбаума или просто эпизод из их жизни. Например, можно вспомнить приезд Высоцкого в г.Набережные Челны в 1974 г. Так как мы с вами, ребята, живём в Татарстане, я расскажу вам об одном из казанских бардов Александре Фролове. Рассказ учителя о студенте КГУ, активном участнике экологической компании против строительства под Казанью биохимзавода. Чтение стихотворения Фролова “Когда на часах замыкается круг”. В Казани ежегодно проходят литературно-музыкальные фестивали “Галактика звезд”, “Пересмешники”. Ну что ж, ребята, с авторской песней мы с вами, пожалуй, разобрались. 4. Теперь поговорим о творчестве Б.Окуджавы Когда во всех концах державы, Магнитной лентой шелестя, Возникли песни Окуджавы, Страна влюбилась в них, хотя … Какая брань, какие клички Тем песня выпали в свой срок! … Но прежде чем говорить об этом человеке, давайте послушаем его голос. Прослушивание песни “Я пишу исторический роман”. Беседа с учащимися. Какие слова передают смысл этой песни? (каждый пишет, как он слышит, как он дышит). Что это значит? (Искусство должно быть свободным, автор пишет не по указке сверху и не заказу, а о том, что накопилось у него в душе, он делится своими чувствами и переживаниями со слушателями). Ребята, сегодня нам придется быть и биографами, и портретистами, и актерами, и певцами, и литературоведами. Слово предоставляется биографу. Ученик рассказывает биографию Окуджавы. Дальше выступает Литературовед. Он говорит об особенностях поэзии Окуджавы. Затем – Портретист. Один из учеников описывает портрет Окуджавы. Слово предоставляется Актерам. Учащиеся читают наизусть стихотворения Окуджавы. Вопросы к учащимся: Почему вы выбрали именно это стихотворение? О чём оно? Чем оно вам понравилось? 5. Домашнее задание творческого характера. Если бы вы были издателями, какую книгу о Окуджаве вы издали бы? Презентация книги. Выступление ученика. Эта книжечка – коллективный труд нашего класса. Называется “Булат Окуджава. Избранное”. На первой странице – портрет Окуджавы. Его рисовал Домнин Сергей. На второй странице – обращение к читателям. Его составляла Шакирова Ф. Затем идёт список наиболее известных и понравившихся нам стихотворений. Подборкой стихотворений занималась Макарова Н. Далее идёт анализ одного стихотворения (“Песенка об Арбате”). Анализировал стихотворение Домнин С. Наша книжечка проиллюстрирована. Иллюстрации рисовал Елистратов И. 6. Слово учителя. Песней мы начали своё выступление о Окуджаве, давайте песней и закончим. Учащиеся исполняют под гитару песню “Давайте восклицать” (“Пожелание друзьям”). Вопрос ученикам: Что нужно, чтобы написать хорошую бардовскую песню? (Нужно отдать ей частичку своей души). Выступление учителя. Ну что ж, я думаю, что наша презентация в той мере, насколько нам позволяло время и наши возможности, всё – таки состоялась. 7. Далее – обобщение учителя, выставление оценок. Слова историка Эйдельмана: “Пройдут десятилетия, нас не будет, историю нашего времени напишут по мемуарам, по газетам, по архивам. Если захочется потомку … познать не только факты и логику, но и дух, нерв отлетевшей эпохи, тогда, точно знаю, включит правнук магнитофон … и услышит “Не оставляйте надежду, маэстро…” |