Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • Был ли труд решающим фактором. 2207_Евдокимова. Был ли труд решающим фактором в формировании Homo sapiens


    Скачать 12.87 Kb.
    НазваниеБыл ли труд решающим фактором в формировании Homo sapiens
    АнкорБыл ли труд решающим фактором
    Дата29.05.2021
    Размер12.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2207_Евдокимова.docx
    ТипДокументы
    #211279


    Был ли труд решающим фактором в формировании Homo sapiens?
    Проблема возникновения человека – это проблема появления человека разумного, то есть вида, отличного от прочих животных видов. Проблема антропосоциогенеза это проблема возникновения сознания [1]. Первая сигнальная система – это способ обмена информации, способ корреляции, способ упорядочивания обмена между существом и средой, общения с ней (это набор средств, с помощью которых регулируется связь между животным и окружающей средой – на основе инстинктов).

    Деятельность животных не орудийна, не разумна, для того чтобы деятельность стала подлинно орудийной в человеческом смысле, необходимо орудие производства сделать самому, т.е. произвести. Сознание и речь возникают только тогда и там, где возникает насущная необходимость создавать орудия искусственным образом, которых в природе в готовом виде не существует. Вторая сигнальная система – это основанная на целеполагании связь между живым существом и природной средой, при которой живое существо получает возможность оперировать содержанием вещей природы не с помощью лап, хвоста, зубов, а с помощью нового класса предметов (орудия), которые будут удовлетворять потребности человека.

    Вторая сигнальная система – это еще способность оперировать содержанием предмета, оставляя его в физическом покое (это анализирующе-синтезирующее слово, речь, а следовательно, сознание, так как речь – это сознание; язык – это всегда продукт общественно-исторической практики) [2]. В тот момент, когда появился первый уровень искусственно созданных предметов, появилась необходимость выработать искусственный способ обозначения (этим искусственным обозначением искусственных предметов является язык). Дело в том, что превращение обезьяны в человека – это долгий процесс, который кончился в эпоху расцвета кроманьонской культуры, детьми которой мы и являемся. В результате человеческое тело перестает биологически изменяться, тогда и начинает развиваться социокультурная часть, а именно сознание. Решающим фактором стало первое жестокое оледенение, в условиях которого первым людям необходимо было выживать и спасаться от холода (это был фильтр, через который человеческий род прошел). Резко увеличивается потребность в энергии, а значит в мясе, которое превращает охоту в первичное общественное производство (здесь же зачаток того, что мы будем называть общественными отношениями). От процесса производства нужно было переходить к процессу распределения (кооперированная деятельность приводит к необходимости коммуникации, организации; мужчина был просто сильнее, мускульнее женщины, поэтому именно они были зачинателями разумной цивилизации). На основе всего этого возникает язык как символический обмен, следовательно мышление, так как это одно и то же. Возникает парная семья, где возникает обычное право, где мужчина является главой семьи, где появляются традиции, из которых вырастает мораль (норма, традиция и мораль – это одно и то же). И поскольку во главе становится сильный по праву, то дети начинают идентифицировать себя с отцом.

    Сущность самого сознания состоит в том, что оно особое свойство мозга - свойство давать идеальное отражение реального мира. Продукты же сознания идеальны и поэтому противоположны материи. Сознание отлично от психики, поскольку психика - это еще и бессознательное. Отличной же чертой психики человека является самосознание, то есть осознания собственного «я» как противостоящей остальной действительности. И оно отнюдь не сразу появляется, поскольку лишь имея понятийное мышление, возможно выделить себя из окружающего мира, животное же, например, к этому неспособно. Отражение имеет материальную природу, но это не простые объекты, а так скажем некоей информацией. Но не совсем, поскольку информация материальна, она есть совокупность сигналов, знаков, в то время как отражение есть объективное значение этих знаков. Как уже было сказано, у человека есть мышление, мышление же это осуществляется с помощью понятий, слов. Отсюда же видно отличие от животных – это наличие языка и абстрактного мышления, об свидетельствует вторая сигнальная система. И слово – это как бы материальная оболочка слова, а понятие – его идеальное содержание слова. Здесь же происходит диалектическое взаимодействие языка и мышления, вследствие чего развитие мышления подталкивает развитие языка, обогащение языка же в свою очередь способствует прогрессу познания.

    Произошло это во многом благодаря развитию труда, вследствие скачка от биологической формы движения материи к социальной происходит качественное изменение и материального субстрата (то есть возникает вид homo sapiens), формы движения (развитие мозга и появление второй сигнальной системы и языка) и самого отражения как психического, идеального свойства (появление абстрактного мышления) [3]. И ведущая роль здесь отдается труду как новому способу деятельности. Отсюда же мы можем сказать и то, что мышление человека и дальше будет развиваться, по мере покорения природы и стихийных сил общественного развития.

    Возражения на трудовую теорию могут быть следующие. Во-первых, не все животные, которые прибегали к орудийной деятельности, вышли из животных на высшую ступень – ступень человека. Во-вторых, если мы выводим появление мышление из появление труда, то мы не можем объяснить ту целевую деятельность, которую перед собой ставил человека для того, чтобы появилось мышление, поскольку целеполагание – способность только человеческая.

    Кроме того, одним из важных противоречий является то, что труд находится в природе, поскольку это необходимо для того, чтобы появился человек. Но труда нет в самой природе, поэтому он не мог бы быть предпосылкой появления человека.
    Список литературы


    1. Кравченко А.И. Антропосоциогенез - начало социетальной социализации // Социология. 2018. №3.

    2. Муллагалиева Л. К. Онтологическое снятие первой сигнальной системы второй сигнальной системой // Вестник Башкирск. ун-та. 2012. №1.

    3. Бурьков Владимир Васильевич, Шипелик Ольга Васильевна Эволюция труда в антропогенезе // Манускрипт. 2016. №12-2 (74).



    написать администратору сайта