Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА

  • Творчество Германа Гессе

  • История создания романа

  • ГЛАВА 2. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА

  • Анализ композиции и сюжета романа

  • Образная система и идейное своеобразие романа

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • P9iXPИдейно_художественные_особенности_романа_Германа_Гессе_Степ. Биография Германа Гессе 6


    Скачать 398.37 Kb.
    НазваниеБиография Германа Гессе 6
    Дата31.03.2023
    Размер398.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаP9iXPИдейно_художественные_особенности_романа_Германа_Гессе_Степ.docx
    ТипБиография
    #1027976





    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ 3

    ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА 6

    1.1.Биография Германа Гессе 6

    1.2.Творчество Германа Гессе 7

    1.3.История создания романа 10

    ГЛАВА 2. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА 13

    2.1.Понятие идейно-художественных особенностей текста 13

    2.2.Анализ композиции и сюжета романа 15

    2.3.Образная система и идейное своеобразие романа 18

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26




    ВВЕДЕНИЕ


    Произведения Германа Гессе (1877–1962) остаются фундаментальной частью немецкой литературы прошлого века. Его больше нет с нами, он скончался более пятидесяти лет назад, но его книги до сих пор печатаются миллионными тиражами по всему миру. В 1946 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. Формулировка Комитета была следующей: «За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

    В первой половине 20 века произошел значительный рост интеллектуальной и философской литературы. Многие авторы написали романы, посвященные различным вопросам, таким как понимание жизни, понимание себя, культурный кризис и многое другое. Эти работы обычно сосредоточены на психологизме, который включает в себя погружение во внутренний мир персонажей и изучение его сложности в интересах читателей. Более того, он отражает истинные эмоции автора, создавая еще более тесную связь с читателями.

    Писатели умеют смотреть на мир шире и глубже. Это часто приводит их к открытию вещей, которые могут показаться незначительными, но могут привести к катастрофическим результатам. Герман Гессе был осведомлен о постоянных и сложных проблемах общества, а не только о мелочах. Сообщение, которое он хотел передать через свой роман, было основано на его собственном опыте - успехах и неудачах жизни, что верно для всех нас. Нюансы определенного периода истории может почувствовать только истинный мастер, «художник эпохи». Они способны понимать и выражать идеи, которые не только верны определенной эпохе, но и актуальны сегодня. Хотя закономерности имеют тенденцию повторяться, интерпретация или мировоззрение каждый раз меняются. Это было особенно верно для «Степного волка» Германа Гессе, который был встречен критикой за его сложную структуру и отсутствие композиционных элементов, когда он был впервые выпущен в 1927 году. В ответ на критику Гессе указал, что структурированная композиция и совершенство романа выше, чем у других его произведений. Кроме того, он заметил, что книга написана в форме сонаты. Роман «Степной волк» получил высокую оценку молодого поколения и был назван «культовой книгой» в 1960-х и 1970-х годах в Соединенных Штатах. Герман Гессе стал широко читаемым автором в США, Японии и ряде других стран — его произведения переведены на 35 языков, а также на 12 индийских диалектов. Что касается русского читателя, то «Степной волк» – является у него одним из самых известных и любимых произведений Гессе.

    Цель работы - осветить образную систему романа.

    Объект исследования — идейно-художественные особенности романа «Степной волк».

    Идейно-художественные элементы текста состоят не только из образа главного героя или его психологических характеристик. Для понимания идейно-художественных особенностей текста выделяются идеи, стоящие за литературным жанром, дизайн сюжета, система персонажей, точка зрения рассказчика, элементы пространства и времени и то, как они используются для передачи сложных идей.

    В данной работе будет проведен идейно-художественный анализ, в котором будут разобраны следующие пункты:

    1. Время написания произведения (дать характеристику этого времени: какие события происходили в стране / мире, взгляд на них общественных деятелей, писателей, других людей искусства). История создания данного произведения.

    2. Жанр произведения.

    3. Сюжетно-композиционные особенности.

    4. Тема / темы произведения.

    5. Проблемы, поднятые в данном произведении.

    6. Характеристика героев произведения.

    7. Идея и пафос произведения.

    8. Язык произведения, его стиль и поэтика.


    ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА


      1. Биография Германа Гессе

    Сын миссионеров, Гессе начал изучать богословие в Маульбронне в 1891 году; однако он прекратил курс через двенадцать месяцев и продолжил карьеру механика и продавца книг. В 1912 году он решил эмигрировать в Швейцарию и в 1923 году получил швейцарское гражданство.

    Герман Гессе добился литературной славы благодаря роману «Петр Камензинд» (1904). Благодаря этому роману Герман получил предложение от Издательства Фишера. Поскольку успех книги позволил ему полностью сосредоточиться на писательстве, он смог сделать успешную карьеру в литературе. [3]

    В 1906 году вышло произведение ‘’Под колесом’’, как и в других своих произведениях Герман оставил частички своей биографии. Также он был критиком и рецензентом.

    Роман Германа Гессе «Демиан» служит для него отправной точкой для изучения герметической традиции, в частности, идеи соединения противоположностей. Затем эта концепция становится центральной темой его произведений. В Демиане Герман Гессе постулирует божественную сущность, известную как Абраксас, воплощающую принципы добра и зла, которые противоречат друг другу. Возможно уже тогда Гессе был знаком с «Семью наставлениями мертвым» Карла Юнга, тем более что достоверно известно, что Гессе проходил психоанализ у ученика К. Г. Юнга Йозефа Лэнга. [9]

    В результате этих учений были написаны два вечных шедевра - "Сиддхартха" и "Степной волк".

    Знаменитая книга Германа Гессе «Степной волк» представляет собой автобиографию, в которой автор рассказывает о том, с чем он столкнулся во время психоаналитического лечения. Кроме того, это отражает борьбу автора в его стремлении найти баланс между спиритизмом и материализмом, а также страха впасть в мещанство.

    В 1960-е годы публикации Германа Гессе пережили всплеск популярности среди молодежи. Его литература послужила духовной движущей силой для многих людей, заставивших отказаться от занятой жизни и отправиться в путешествие внутрь себя на Восток. [17]

    В 1946 году Гессе был удостоен Нобелевской премии по литературе в знак признания его выдающегося вклада в литературный мир.

    В том же году он заслужил почетную награду в виде премии Гёте.

    В 1955 году Герману Гессе была вручена Премия мира, учрежденная немецкими книготорговцами. В следующем году группа поклонников учредила в его честь именную премию Германа Гессе.

    Гессе был женат трижды и имел трех сыновей, которых они воспитали. Первая супруга Мария Бернулли. Была из семьи математиков. С Марией жил до1923 года. Во второй раз был женат на Рут Венгер. Но идеал женщины нашел в супруге Нинон Ауслендер. После опубликования ‘’Игры в бисер’’ Герман все меньше и меньше выпускал рассказов и стихов . Жил в Монтаньола, на окраине Лугано, в домике который построили для него друзья Эльза и Гансом Бодмерами.

    9 августа 1962 года он скончался во сне от кровоизлияния в мозг, находясь в Монтаньоле (Швейцария).

      1. Творчество Германа Гессе

    Произведения Гессе в значительной степени представляют романтизм, и в его ранних работах можно найти свидетельства глубокого влияния классиков немецкой литературы, таких как Гёте, Шиллер, Новалис и др. Современники называли Петера Каменцинда новым Вертером, а друг и биограф писателя Хуго Балль писал в 1927 году: «Герман Гессе — последний рыцарь блестящей когорты романтизма». Во всем его творчестве можно проследить характерные темы и образы этого литературного жанра, такие как герой, противопоставленный окружающей среде, тема путешествия, бегство из тисков общества и поиск себя. [12]

    Еще одним примечательным аспектом произведений Гессе является их высокая степень автобиографичности. Многие персонажи основаны на реальных людях, например, мастер Томас, который отражает Томаса Манна, и отец Джейкоб, основанный на Джейкобе Буркхардте. Главный герой рассказов писателя часто брал за основу самого себя, в том числе использовал собственные инициалы для имени персонажа. Например, Гарри Халлер и Гермина из его книг — мужская и женская вариации Германа, настоящего имени Гессе. Он также изображал жизненные события в своих художественных произведениях, которые аналогичны событиям его реальной жизни. Период обучения писателя в Маульбронне лег в основу романа «Под колесом», отношения с женой Марией воплотились в «Росхальде», многие эпизоды жизни Гессе описаны в «Германе Лаушере».

    Большое влияние на писателя оказало увлечение психоанализом. Возможно, наиболее ярко это отражено в «Демиане», где главный герой Синклер стоит на пути поиска Самости, а друг Гессе психоаналитик Йозеф Ланг предстает в образе Писториуса. Начиная с этого романа, данная психологическая теория раскрывается в последующих работах писателя. Так, в поисках внутренней сущности, Сиддхартха приходит к реке, а Гарри Галлер в «Магический театр».

       А. Г. Березина считает, что интерес писателя к психоанализу больше всего заметен в романах «Демиан» (1919), «Степной волк» (1927), «Нарцисс и Гольмунд».

    Психоаналитическая теория предполагает, что идея «единства противоположностей» проиллюстрирована Галлером и концепцией Абраксаса, божества, которое включает в себя как положительные, так и отрицательные аспекты. Одной из ключевых тем в творчестве Германа Гессе является противостояние человека и общества. Это особенно заметно в таких персонажах, как Галлер, который сопротивляется обычной жизни буржуазии, и Златоуст, который борется против жестких кодексов и законов монастыря. [7, 24]

    Учитывая все вышесказанное, интересно рассмотреть роман Г. Гессе «Степной волк» с точки зрения идей юнговской аналитической психологии.
    Как известно, К. Юнг выделял три ступени души человека:

      1. сознание;

      2. личное бессознательное;

      3. коллективное бессознательное.

    Для понимания сознания важно понятие «Я». Оно включает в себя, во-первых, сигналы органов чувств, которые передают раздражения изнутри и извне, во-вторых, накопленные образы прошлых восприятий. Соединяет эти две составляющие «Я» сознание. То есть «сознание представляется необходимым предусловием «Я». Однако без «Я» немыслимо также и сознание».

            В литературе Германа Гессе можно наблюдать чувство единства восточной и западной культур. Это связано с его личным происхождением, уходящим корнями в христианство и культуру Индии. У Германа Гессе была книжная полка с книгами Ницше и Лао-Цзы. Это отразилось на Йозефе Кнехте, его персонаже-философе, который мог значительно понять как европейскую, так и восточную проницательность. [8]

    Искусство постоянно находится в центре внимания авторской литературы. В «Степном волке» Гессе рассуждает о том, как деградировала музыка из-за общего упадка культуры: Моцарт уступил место Пабло, саксофонисту, играющему для публики, неспособной понять и оценить высшие формы искусства.

    На протяжении всей своей жизни Герман Гессе был озабочен духовными и внутренними исследованиями, в то время как вокруг него происходили глобальные события. К 60-м и 70-м годам он стал культовой фигурой среди мятежной молодежи во многих странах, особенно в Америке и Японии, что принесло ему титул самого читаемого европейского автора.

      1. История создания романа

    Знаменитый роман Германа Гессе «Степной волк» был закончен зимой 1926–1927 годов. Прежде чем углубляться в роман, необходимо вспомнить эпоху, в которую он был написан. Герман Гессе и другие авторы начала 1900-х годов продемонстрировали в своих трудах тенденцию работать над созданием общего образа человечества, представить все человеческое, как нечто единое. Вероятно, это было связано с травмой, нанесенной Первой мировой войной, которая повлияла на многих людей во всем мире. В начале войны Гессе пишет: « Пусть эта злополучная   война   заставит   нас   глубже,   чем   когда   бы   то   ни   было, почувствовать,   что   любовь   –   выше   ненависти,   понимание   –   выше озлобленности, мир – благороднее войны ». Цель объединения разрозненных элементов человека — вот что в конечном итоге вызывает страдания этого поколения. В отличие от типичных неврозов, такие настроения обычно закрепляются у волевых личностей. Это настоящее мучение, когда два периода времени, религии и культуры сталкиваются как одно целое. После войны многие люди оказались в аналогичном затруднительном положении, что неоднократно комментировал Герман Гессе. Многие из них писали ему по поводу «Степного волка», некоторые даже собирались покончить с собой, пока не нашли утешения после прочтения романа. В ответ на книгу читатели написали, выражая свою радость и новообретенное просветление. Однако было исключение — одно письмо отца жертвы самоубийства, возлагавшего ответственность за случившееся на Германа Гессе. [5] Он писал, что «трижды проклятая книга» была среди тех, что лежали на ночном столике сына в его последние дни, и что именно она виновата в случившемся. По словам Гессе, хотя он мог бы поспорить со своим отцом за перекладывание ответственности на воображаемую историю, он предпочел этого не делать. [10]

    Классический роман Германа Гессе «Степной волк» исследует концепцию самопознания и идентичности. Ответ на этот бесконечный вопрос зависит от человека, обстоятельств и психологического фона. У каждого человека есть индивидуальное решение, которое постоянно меняется. Многие современные теоретики литературы признают, что самоанализ и самореализация являются ключевыми факторами долгосрочного успеха этой работы. Молодые люди находятся в вечном поиске чего-то идеального в своих семьях, улицах, фильмах, искусстве и так далее. Несмотря на то, что главный герой Германа Гессе Гарри Халлер уже не в молодости, он все еще борется с теми же проблемами. Многие читатели находят в нем родственную душу, одни аплодируют его действиям, другие критикуют. Невозможно полностью охватить все исследования главного героя в этом романе, но вы должны прийти к собственным выводам. Человеческое изображение, которое изображает Герман Гессе, довольно необычное, но все же родственное. У каждого человека бывают моменты, когда ему нужно выразить свои эмоции и сокровенные мысли или обратиться за советом к другим. Эти проблемы могут варьироваться от повседневных тривиальных вопросов до огромных глобальных проблем.

    Поскольку писатель имел дело со смертью своего отца и тяжелой болезнью сына Мартина, психотерапия была необходима для решения их экзистенциального кризиса. Кроме того, первый брак Гессе был омрачен шизофреническими эпизодами его жены. В 1923 году он развелся и испытал чувство одиночества и уныния, которое отразилось в истории волка.

    Герман Гессе начал писать свой роман, живя в Базеле, и закончил его к тому времени, когда переехал в Цюрих в 1927 году. Только позже в том же году роман был впервые опубликован.

    В книге рассказывается о взаимодействии писателя с Юнг Лангом в 1926 году, а также о его увлечении джазом и ночными танцами. Эти психоаналитические элементы, представленные в романе, подчеркивают собственный опыт и чувства автора по поводу этих тем. Например, зимой 1926 года он брал уроки танцев у Джулии Онеггер, которая послужила источником вдохновения для Гермины в его романе. К тому же писатель не переставал радоваться зрелищу масляничных карнавалов.

    ГЛАВА 2. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА

      1. Понятие идейно-художественных особенностей текста


    Художественный текст – это художественное произведение, в котором автор создает обобщенные образы и выражает свое отношение к описываемым событиям и персонажам. Он отличается от всех других стилей наличием средств художественной выразительности. Это эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. По сравнению с другими типами письма, такими как научные или деловые, эмоциональное письмо более выразительно и эффективно. Вторая особенность образность, обобщения, иносказательность. Третья особенность — это наличие авторской оценки.

    Художественными особенностями называются такие литературные средства, приёмы, которые автор применяет в своих произведениях для придания тексту большей яркости, выразительности. Такими средствами являются антонимы, синонимы, эпитеты, олицетворения, метафоры, лексические повторы, фразеологизмы, лексика устаревшая или профессиональная, диалектная. Их очень много в литературе как в построении предложений, так и в лексике.  [2]

    Особенности произведения художественной литературы учитываются в редакторском анализе.  

    Художественное произведение можно рассматривать с двух точек зрения: смысла, который оно передает (с точки зрения эстетики), и его внешней формы. Намерение, стоящее за творчеством художника в форме произведения, состоит в том, чтобы передать свое понимание мира. Рецензенты или редакторы должны учитывать, как его «семантическую структуру», так и его «объективную точность» при его оценке.

    Художественный объект — это точка взаимодействия смысла и факта искусства. Художественный объект служит средством выражения, художественно отражая окружающую среду и отображая нравственные ценности общества.

    Редакционный анализ текста — продуктивный метод изучения его взаимоотношений с читателями. Оценка работы должна начинаться с сосредоточения внимания на том, как она влияет на человека. Такой подход может быть полезен для понимания и оценки художественного объекта.

    Художественный объект включает три этапа: этап создания произведения, этап его отчуждения от мастера и самостоятельного существования, этап восприятия произведения.

    В качестве исходной точки объединяющего начала произведения художественного процесса в редакторском анализе нужно рассматривать замысел произведения.Именно замысел сливает воедино все этапы художественного объекта. Об этом свидетельствует внимание художника, музыканта или писателя к выбору эффективных средств выражения при создании произведений, предназначенных для передачи замысла создателя.

    Замысел, воплощенный в произведении, в первую очередь воспринимается читателем, управляя процессом понимания художественного творчества. Художественный процесс — это диалогический обмен между художником и тем, кто воспринимает его работу.

    Замысел является неотъемлемой частью общей идеи произведения искусства, его концепция является одним из наиболее влиятельных компонентов, когда речь идет о том, как оно воспринимается. Замысел — это то, что делает произведение искусства мощным в момент его восприятия.

    Таким образом, предмет искусства — не только человек и его связи и отношения с миром. В состав предметной области произведения входит и личность автора книги, оценивающего окружающую действительность.
      1. Анализ композиции и сюжета романа


    Это произведение жанрово-специфическое и ориентировано на реализм прозы. Основной проблематикой реалистичной прозы является изображение противоречивости человеческой природы и размышления о путях ее разрешения. [1]

    Своеобразием романа является то, что в нем оригинальным образом сочетаются такие литературные формы, как историческая хроника, эссе, журналистская рецензия, легенда, притча и философская лирика.

    Композиция произведения создается за счет включения как фреймовых, так и нефреймовых компонентов, которые помогают придать повествованию большее смысловое единство. [4, 14]

    В центре романа Гарри Халлер, изображенный как изолированный интеллектуал, не желающий принимать нормы и условности, принятые окружающими. Автор изображает его одиноким существом, отвергающим принципы, принятые обществом. Кроме того, отличительной чертой Галлера является его конфликт с внешними силами, а также его собственная внутренняя борьба с неуверенностью, проистекающей из примитивной природы его души.

    Борьба героя с силами его собственной внутренней природы мешает ему достичь самореализации и общественной жизни, что в конечном итоге приводит к трагическому финалу, когда Галлер уступает своему аморальному стремлению к разрушению вместо того, чтобы оставаться верным своим более возвышенным духовным устремлениям.

    Сюжетная линия произведения разворачивается в метаниях героя, ищущего выход из нахлынувшего одиночества, и попадающего в магический театр, в который входя разрешается исключительно сумасшедшим, представляющим территорию воображаемого пространства, где могут происходит необычные вещи в виде распада личности, который в театре считается мудростью, а на деле представляет собой проявление болезненной шизофрении. [6]

    Аллегория является эффективным повествовательным приемом, позволяющим писателю проникнуть во внутренний мир главного героя. Он служит отличным инструментом для смешивания реальности с фантазией и использовался многими великими поэтами, композиторами и авторами, такими как Галлер, который убивает свою любимую женщину.

    Интересной особенностью этого романа является использование подзаголовка рядом с заголовком, автоцитата в качестве посвящения и фальшивая цитата для эпиграфа. Эти дополнительные элементы создают диалогический эффект, еще больше углубляющий понимание темы романа. [15, 18]

    Гарри Халлер, также известный как Степной Волк, испытывает противоречивые чувства по отношению к обществу. Он ненавидит пустые принципы и незначительные физические удовольствия, связанные с принадлежностью к среднему классу. Несмотря на его склонность отказаться от такого образа жизни, обстоятельства не позволяют ему полностью от него отмежеваться. Вместо того, чтобы жить в одиночестве, главный герой живет со своей тетей и ведет образ жизни среднего класса. Он также принимает участие в деятельности, регулярно связанной с буржуазией, включая бесцельное чтение, проверку почты и даже работу до начала истории. Презрение Степного Волка к общественному порядку, наряду с его осознанием того, что каждый день будет неотличим от другого, заставляет его задуматься о самоубийстве.

    Степной Волк проходит через два момента самоанализа и роста в тексте. Первый — когда он читает «Трактат о степном волке» и посещает Волшебный театр. Через обе эти трансформации он получает представление о себе и своей ситуации. До этого прозрения Степной Волк считал себя человеком с дуэльными личностями. Степной Волк считает себя комбинацией человека и волка, а его внутреннее «я» постоянно борется за господство. Ему часто трудно найти утешение, чувствуя прилив эмоций при чтении Трактата. «Трактат» вызывает у него массу эмоций.

    У человека и волка с древних времен сложились враждебные отношения. Один рожден, чтобы причинять другому вред, и когда две жизни существуют в одной крови и одной душе, каждая из которых стремится уничтожить другую, жизнь становится невыносимой. [20]

    Степной Волк сразу же убеждается в своей двойственной природе, услышав это заявление, поскольку оно точно описывает его текущую ситуацию. Это подтверждает, что он все время был прав. Далее в трактате говорится, что «Гарри состоит из сотни или тысячи личностей, а не из двух», и в результате Степной Волк чувствует облегчение и освобождение, потому что каждый человек имеет надломленную природу, и это нормально. Наконец, в трактате признается, что «его свобода была смертью и что он стоял один... Ибо теперь не его желанием и не целью было быть одиноким и независимым, а скорее его жребием и его приговором». Согласно трактату, склонность Степного волка к самоубийству проистекает из его крайней изоляции и одиночества.

    Одержимость Степного волка самоубийством так же проблематична, как и его презрение к буржуазному обществу. Степной волк и подобные персонажи, представленные в трактате, позволили буржуазии процветать, из-за чего ему было трудно дистанцироваться от среднего класса. Кроме того, представление о том, что человек и волк состоят из более чем двух душ, предполагает, что дополнительные души, одна, две или сто, принадлежат буржуазии. Это разногласие продолжает существовать и мешает плану Степного Волка покончить с собой. Он не может покончить жизнь самоубийством из-за того, что не может оторваться от буржуазии. Мысль о смерти пугает его, а мысль о повреждении своей физической формы отталкивает. [23]

    Посещение Степным волком Волшебного театра — кульминационный момент его жизни. На протяжении всего текста он сталкивается с различными событиями, раскрывающими грани его личности и позволяющими ему участвовать в театре. Трактат убеждает Степного Волка в правильности его мировоззрения и неизбежности самоубийства. Мария убеждает Степного волка в том, что он может испытывать физическое удовольствие и удовлетворение, чего он никогда не считал возможным. Гермина сообщает ему знания о мимолетных удовольствиях, важности дружеских отношений и радостях обретения родственной души. В Волшебном театре Степной Волк вынужден столкнуться со своими многочисленными душами, своим прошлым и своим будущим через серию причудливых, несколько тревожных, галлюциногенных бурлесков своей жизни. После всего, через что он прошел, Степному Волку говорят, что он слишком серьезно относился к жизни и виноват в этом сам. Получил ли он какое-либо понимание из этого опыта, остается судить читателю.
      1. Образная система и идейное своеобразие романа


    В своем анализе «Степного волка» немецкий литературный критик Ганс Люти утверждал, что основная проблема, затронутая в романе, - это проблема двойственности, или, точнее, противопоставление природы и духа. По мнению Гессе, дух разделяет и отдаляет индивидуум от природы. Это приводит к индивидуальному чувству бедствия и стремлению вернуться к источнику жизни, которым является Природа. Люди хотят быть окружены тем, что исходит от невинности и присуще каждому из них, наряду с самореализацией. Гессе убежден, что жизнь каждого человека – это путь к себе.

    В статье “Немного теологии”, изданной в 1932 году, Гессе излагает свою точку зрения о стадиях жизненного пути, ведущих к познанию своего Я. [21]

    Главный герой «Степного волка» переживает сильные эмоциональные потрясения при переходе от одного этапа формирования своей личности к другому, особенно при переходе от второго этапа к третьему. Гарри Галлер – одаренная творческая личность, страдаюшая от раздвоенности своего Я и от потери Единства с мировой общностью. По словам автора, воссоединение между Галлером и его cсобственным Я может произойти только в том случае, если он сможет получить доступ к своему подсознанию и противостоять хаосу внутри себя. Он должен раскрыть свою личность и понять себя, чтобы восстановить чувство единства. Следовательно, записки Галлера, о которых повествуется в начале романа, — не просто продукт воображаемого и заблуждающегося ума; они — способ противостоять своему состоянию и искать путь через беспорядок духовного царства, через его тьму и отчаяние. Он пытается страдать и преодолевать все зло, чтобы превзойти его. Это стремление к встрече с собой, это путешествие по аду к себе самому, этот процесс индивидуализации и является содержанием книги, которая получила название “Степной волк”. [16]

    Название книги весьма символично и дает представление о ее содержании. Используя это название, Гессе стремился представить идею дикой степи, далекой от любой формы цивилизации. Волк, живущий во враждебной экосистеме, представлялся Гессе одиноким существом, постоянно ищущим пропитания и вынужденным каждый день бороться, чтобы выжить.

    В чужом и незнакомом мире Гарри Халлер, главный герой романа, так же одинок в своем отчаянии, как степной волк, случайно забредший в городские районы. Он очень похож на волка в поисках истины, постоянно ищущий истину, свою личность и баланс между своей духовной и физической природой; взаимодействие человека и животного. Чтобы эффективно примирить дихотомию между духом и природой, формирующую внутреннюю жизнь человека, можно наблюдать двойственное мировоззрение Гессе в действии. Это направление философии возникло под влиянием немецкого романтизма и Гёте, а также древнекитайских верований в то, что все природные явления вызваны сочетанием двух противоположных космических сил – инь и ян. Взаимодействие и сотрудничество противоборствующих сил — это то, что движет всем процессом микрокосма, т. е. людей, и макрокосма, т. е. Вселенной.

    Поняв концепцию единого мира контрастирующих элементов, а также используя такие практики, как психоанализ, Герман Гессе смог распознать конфликт между природой и духом, сознательным и бессознательным. Это просветление было частично связано с его знакомством с психоаналитиком К. Г. Юнгом и его коллегой Джозефом Лангом, с которыми он встречался, находясь на лечении в психиатрической клинике Зоннматт, недалеко от Люцерна. Знакомство Гессе с психоаналитической литературой предоставило ему доступ к тайному внутреннему миру души и позволило ему понять бессознательную деятельность человеческой психики, а также закономерности психической жизни, без знания которых невозможно достижение психического равновесия, к которому так стремится разрываемый антиномиями герой романа Гарри Галлер. [19]

    Основную антиномию природы и духа Гарри переживает в трех формах: во-первых, это внешняя антиномия между творческой личностью и обывателем. В то время как творческая личность в силу своей индивидуальности живет одиноко, на задворках общества, обыватель ищет это общество, нуждается в его поддержке в силу недостаточного развития своей личности. Творческие личности готовы отпустить прошлые достижения, чтобы быть открытыми для нового опыта и идей. Это может быть пугающей перспективой для тех, кто предпочитает стабильность и не хочет рисковать потерей того, что они уже заработали.

    У Гарри есть как внешняя, так и внутренняя жизнь, которые противоположны - он воспринимает себя как две отдельные сущности: одна воплощает идеалы духа и культуры, а другая представляет природу и свободу. [13, 22]

    Помимо главного героя в романе главным образом фигурируют Гермина, Пабло и «Бессмертные».

    Гермина — это не только физическое воплощение главного героя, но и его сокровенные мысли и желания. Она страстный любитель жизни и находит радость во всем, что делает. Джаз, а не классическая музыка, здоровый сон и вкусная еда, а не аскеза. Несмотря на то что Гермина продает свою любовь за деньги, она испытывает к Гарри Галлеру только платонические чувства. Она действует как сосуд для освобождения Галлера и солидарна с ним в защите «инаковости».

    Пабло – наркоман и саксофонист. Пабло передает эфемерность джаза через свои выступления, построенные на импровизации. У него есть особый талант кристаллизовать хаос мира и выражать его через музыку, раскрывая при этом как свою личность, так и делая себя бессмертным. Он знакомит Гарри Галлера с миром магического театра.

    Моцарт и Гёте были двумя фигурами, чье наследие превзошло физическое царство. Их влияние неизменно существует в постоянном состоянии отключения от вселенной, на которое, казалось бы, не влияют тривиальные события. Полностью избавившись от индивидуальной идентичности, они стали бессмертными. Трактат о степном волке написали бессмертные, так как только они были способны дать такое решение.

    Гарри сталкивается со сложной ситуацией из-за противоречивых конкурирующих сил как внешних, так и внутренних. Он оказывается в сбивающем с толку метафизическом состоянии вечности и уязвимости. Гарри чувствует связь с чем-то божественным внутри себя и может видеть это отражение в произведениях Гёте и Моцарта, которых Гессе считает «бессмертными». Однако он также чувствует себя в ловушке собственной смертности и хрупкости существования. Эта загадка достигает своего апогея с чувством безнадежности и запустения. У человека, осознающего тщетность своего состояния, остается два возможных пути — смерть или поиск лекарства через интенсивную трансформацию. Галлер выбирает второй путь после прочтения “Трактата о степном волке”, в котором его ошибочное деление души на волка и человека объявляется “фикцией”, “грубым мифологическим упрощением” и “насилием над действительностью”.

    “Гарри состоит не из двух существ, а из ста, из тысячи. Его жизнь раскачивается не между двумя полюсами – инстинктом и духом, святым и распутником, а между тысячами, между бесчисленными парами полюсов.” [25]

    Западная философия и христианство оспаривали понятие «многогранность души». Когда человек обладает несколькими идентичностями, он подвергается остракизму со стороны общества, и его часто называют больным шизофренией. Таким образом, люди с разнообразным набором интересов оказываются в конфликте с ожиданиями общества. Этот трактат пытается спасти степного волка от его суеверий, которые неразрывно связаны с ранней мифологией и христианскими верованиями, предполагающими единое тело и душу. Восточная философия воспринимает характер человека как совокупность нескольких слоев, подобно представлению о луковице, состоящей из различных шелух. Эта аналогия изображается путем сравнения ее с тканью, изготовленной из нескольких нитей. Выражаясь словами основателя Даосизма Лао Цзы, “Тело человека едино, душа – ни при каких обстоятельствах”. 

    Главным смысловым узлом сюжета становится “Магический театр”, значение которого заключается в противопоставлении двух миров: реального мира лжи, где живут Галлер и Гессе, и сверхреального, непреходящего, светлого мира магии, мира «бессмертных», где дух и все божественное, истинное, предстает без искажений варварской цивилизации. Чтобы понять, что стоит за понятием “Магический театр”, нам представляется необходимым рассмотреть, что значила для Гессе магия как таковая.

    Гессе предполагает, что магия выходит за пределы реальности и стирает ее границы, создавая союз между прошлым и будущим, а также внешними и внутренними факторами. Когда это происходит, создается атмосфера безвременья. Понятие полярных противоположностей имеет равные возможности и не противоречит противоположной точке зрения. В царстве магии дух разрушает любые границы, отделяющие его от внешнего окружения, что приводит к обмену между обоими царствами.

    Человек, связанный рамками времени и пространства, может получить доступ к несравненному царству магии, тем самым постигнув величайшую форму единства. Находясь в этом вневременном и внепространственном мире магии - в Магическом театре, главный герой романа сталкивается с хаосом своей души, он узнает свое отображение в зеркале, которое распадается на бесчисленное множество Гарри Галлеров. “Некоторые из Гарри были моего возраста, другие постарше, там были старики, молодые, юноши, мальчики, школьники, малыши, дети <...> все они были Я...” С этого момента он — чистый лист; все, что вне его, было отделено от него и экстернализировано. У него был шанс перезапуститься, лучше узнать себя, исправить ошибки и сделать бессознательные чувства сознательными, чтобы включить их в свою личность. Используя силу иллюзии, можно бороться со временем и истиной, разбивая существующее ощущение себя на множество компонентов и реконструируя из этих фрагментов новую композицию.

    Но Гарри еще не готов к этому, он путает атмосферу Магического театра с действительностью и из чувства ревности убивает Гермину, а точнее ее зеркальное отображение. Он был привлечен к ответственности за свой акт неуважения к Магии и должен быть приговорен к самому суровому наказанию - вечной жизни.

    Поэтому, убив Гермину в Магическом театре, Гарри убивает, по сути, другую часть своего Я, ту душевную силу, теплоту чувств, любовь и природу, которых так не хватало ему и которые находились на противоположном ему полюсе - в Гермине. В ней заключалась для Гарри возможность встретиться с самим собой, возможность познать и вобрать в себя все то разнообразие душевных функций, которые Гессе характеризует словом “Природа”.

    Это убийство природы и победа духа над природой, показывают Галлеру со всей ясностью, что он не сумел объединить эти две изначальные силы в одно Единство.

    Слова “бессмертного” Моцарта, появившегося после “казни” Галлера – взрыва дикого, потустороннего смеха, имеют глубокий и весьма символический смысл: Моцарт советует Гарри научиться смеяться, ибо только юмор в состоянии превратить диссонанс жизни в гармонию. С этого момента у Гарри открылась дорога к познанию. Он узнал, как важно иметь открытое сердце и разум, принимать жизнь со всеми ее противоречиями и видеть веру даже в самые трудные моменты жизни. [26]

    Галлер надеется, что однажды он освободится от ограничений реальности и времени и сможет смотреть на постоянную битву между божеством и человечеством с юмористической точки зрения. Со временем он научится слушать Всемогущего и различать божественное существование и реальность. В конце концов, он сможет жить в согласии с собой и своим окружением.

    Потому что, посреди мглы и хаоса жизни всегда высвечивается “золотой след”, след божий, который показывает человечеству путь, ведущий к вечным ценностям - в мир “бессмертных” Моцарта и Гете.

    Поэтому последнее предложение, которое является ключом к пониманию романа нужно понимать, как обет, веру и излечение: “Когда – нибудь я научусь лучше играть в игру фигур, когда – нибудь я научусь смеяться.”


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Мной был проведен общий анализ романа “Степной волк”, выяснена его тематика и поставленные автором проблемы, затронуты используемые художественные средства, композиционное строение произведения, выявлена его стилевая доминанта, которой является психологизм.

    В работе был проведен идейно-художественный анализ, в котором была дана характеристика эпохи, в которую жил автор, а также взгляд общественности на его произведения. Была разобрана жанровая специфика произведения, его проблематика, изложены основные события и отмечена завязка, кульминация, развязка. Были описаны персонажи и их роль в романе. А также отмечены особенности языка данного произведения.

    Психологизм романа проявляется по-разному, в зависимости от того, как изображается внутренняя жизнь персонажей — от первого или третьего лица, прямо или косвенно. Психологизм в романе используется в различных формах, чтобы подчеркнуть психическое состояние, рост и трансформацию человека. Это помогает дать ценную информацию о предмете, а также дает читателям возможность интерпретировать его в соответствии со своим собственным пониманием.

    Все описания окружающей обстановки, предметов, явлений, людей в романе содержат психологические детали-символы, вносящие свой вклад в целостное восприятие художественного произведения.

    Роман имеет как художественную, так и культурную ценность. Это одно из самых популярных произведений 20-го века, отображающее все его интеллектуальные и философские аспекты, которые продолжают интересовать современных читателей.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





    написать администратору сайта