Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель: показать старшеклассникам конкретное художественное воплощение философских и нравственных проблем романа. Задачи

  • Эпиграфы к уроку

  • Ход урока I.

  • IV. Рефлексивно-оценочный этап Тест

  • .Задание на дом. -Подгот. доклады(опер.задание)

  • -Подгот-ся к поэтич.пятим-ке.

  • Цель показать старшеклассникам конкретное художественное воплощение философских и нравственных проблем романа. Задачи


    Скачать 37.04 Kb.
    НазваниеЦель показать старшеклассникам конкретное художественное воплощение философских и нравственных проблем романа. Задачи
    Дата10.04.2022
    Размер37.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла0004e2dd-97ea15ff5.docx
    ТипДокументы
    #459539

    «Подготовка к сочинению по роману

    М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Цель:

    • показать старшеклассникам конкретное художественное воплощение философских и нравственных проблем романа.

    Задачи:

    • подготовить обучающихся к сочинению в жанре по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,

    • рассмотреть художественное своеобразие как жанра публицистического стиля,

    • способствовать развитию логического мышления учащихся.

    Эпиграфы к уроку:

    Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо

    И. Гёте. «Фауст»

    Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день…

    М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

    Ход урока
    I. Организационный момент

    II.Ориентировочно-мотивационный этап

      • Поэтическая пятиминутка (слайды 4, 5)

    Учитель читает отрывок из стихотворения Л.А. Мея «Отойди от меня, Сатана», дети выписывают в тетрадь ключевые слова и пытаются ответить на вопрос: на каком приёме построено стихотворение.

    На горе первозданной стояли они,

    И над ними, бездонны и сини,

    Поднялись небосводы пустыни.

    А под ними земля - вся в тумане, в тени.

    И Один был блистательней неба:

    Благодать изливалась из кротких очей,

    И сиял над главою венец из лучей.

    А другой был мрачнее эреба:

    Из глубоких зениц вылетали огни,

    На челе его злоба пылала,

    И под ним вся гора трепетала.
    Текст стихотворения построен на параллельном описании двух образов: Мессии – у Него«благодать изливалась из кротких очей» – и Сатаны – у него«из глубоких зениц вылетали огни». Эта стилистическая фигура называется параллелизмом. Борьба света и мрака – основная идея стихотворения.

      • Разминка (слайды 6, 7)

    1. Назовите годы создания романа «Мастер и Маргарита».

    1928 - 1940

    2. В каком журнале впервые появился роман в урезанном виде?

    «Москва»

    3. Как вы определите композицию романа?

    Роман в романе

    4. В чём проявляется своеобразие композиции романа?

    Параллельное развитие трёх сюжетных линий

    5. Каков жанр романа?

    Роман многожанров

    6. Назовите основные темы романа.

    Библейское предание, история двух влюблённых, московские сатирико-бытовые сцены


    • Реализация домашнего задания

    Какие важнейшие философские и нравственные вопросы поставлены Булгаковым в романе? (слайд 8)

    • Это противостояние свободы и личности и несвободы. Разве не этим пронизан весь роман? И зло, в разных его ипостасях, идет, как правило, от несвободы, а добро рождается свободой. В первую очередь, самой главной – внутренней свободой.

    • Тема совести – одна из центральных тем романа. Совесть – это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, нравственная оценка своих поступков.

    • Роман заставляет о многом задуматься: что есть жизнь? Что есть человек? Почему именно человек ответствен за «распорядок жизни на земле»?

    • Мы видим постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни погубить карьеру Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Неужели бесстрашный на поле боя воин, «всадник золотое копье», в самом деле трус?

    • Подлее и страшнее самого зла духовная слабость тех, кто это зло понимает, готов осудит его, способен ему препятствовать, но не делает этого из-за позорного малодушия.

    Вывод. Наше удивление называют слова Иешуа о том, что злых людей нет на свете. С булгаковской точки зрения, Иешуа прав: злых людей действительно нет. Как нет вообще зла как человеческой формы, человеческого начала. Человек начинается там, где кончается зло. Он в шкале нравственных ценностей целиком в зоне добра. «Мастер и Маргарита», таким образом, – роман о всесилии добра.
    III. Операционно-исполнительский этап

    • Чтение эпиграфов

    • Слово учителя

    Ваши размышления, суждения о романе предстоит выразить в сочинении в жанре.

    – Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (Отзыв, заметка в газету, интервью, репортаж, очерк, рецензия, эссе).

    – Ребята, вам предстоит написать по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» сочинение-эссе. Давайте послушаем сочинение и определим, является ли оно образцом жанра.

    Чтение сочинения «Тема Добра и Зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
    Основой творчества Михаила Афанасьевича Булгакова был гуманизм. Писатель не воспринимал ту литературу, которая поднимала страдание абстрактных, нереальных героев, проходя мимо правду жизни. Поэтому в своем последнем романе «Мастер и Маргарита» он завуалировано показал отдаленную надежду на то, что зло будет наказано, а добро победит. Тема борьбы добра и зла – вечная тема.

    И в фольклоре, и в произведениях художественной литературы эта тема занимает одно из ведущих мест. А относительно романа «Мастер и Маргарита» – определить эту тему очень тяжело. Ведь нет четкого распределения героев на положительных и отрицательных. А нужно ли это распределение? Думаю, что нет. Ведь в произведении много условностей, много мистических образов. Много также и того, что нужно увидеть или ощутить, того, что осталось скрытым.

    Устами Мастера Булгаков рассказал о том, что его произведение не понимают. Есть много непонятного в фигурах Мастера и Маргариты, а еще больше – в фигуре Воланда. Воланд у Михаила Булгакова – бессмертный, но открытый страданиям и страстям, а главное, его нельзя однозначно оценить с точки зрения традиционных критериев добра и зла. Воланд и другие бессмертные связаны с человеком, могут контактировать с ним и подчинять своей воле.

    Интересно, почему именно Воланд выполняет волю Иешуа относительно судьбы Мастера? Возможно, еще влияние Старика Завета, где Сатана еще не является врагом Бога и людей, где он выполняет божественное правосудие, является своеобразным наблюдателем, который сообщал Богу о совершенном зле. Итак, что олицетворяет Воланд, добро или зло, когда наказывает Берлиоза за способность доносить на людей, когда приказывает оторвать голову тому, кто ее и так не имеет, когда развенчивает человеческие пороки в варьете, предрекает судьбу буфетчику? Что олицетворяют сторонники Воланда, исполнители его воли? Добро или зло? Ведь это их руками делают все акты так называемого правосудия. А главные герои, Мастер и Маргарита, какие они?

    Маргарита, которая некогда не знала бытовых проблем, но оставалась неудовлетворенной жизнью и в то же время способной на самопожертвование ради любви! Мастер – автор романа о Пилате, человек, который привык доводить начатое дело до конца! Кто же олицетворяет зло в романе «Мастер и Маргарита»? Может, сторонники Воланда? Но они же освобождают Мастера от психиатрической клиники!

    Значит, герои романа не несут в себе зла, хотя и являются противоречивыми фигурами. Автор на протяжении романа подводит нас к мысли, что зло рядом, оно олицетворяет общественный порядок, в котором люди не могут не только высказывать свои мысли вслух, а даже мыслить. Все, кто мыслит нетрадиционно, оказываются в «психушке», становятся жертвами доноса и терпят поругание. Михаил Булгаков воссоздал зло, совершенное обществом, в большей мере в массовых сценах.

    Поэтому так поражают нас размеры этого зла. Возможно, именно поэтому потусторонний мир, созданный автором, воспринимается как действительность. В потусторонний мир отбывает Мастер, чтобы дождаться своего лучшего времени, когда обновленный мир будет нуждаться в мастерах.
    - Автор размышляет о проблемах Добра и Зла, не делая каких-либо выводов, оставляя возможность для спора, дискуссии, диалога.

    - Работу отличает непринужденность повествования.

    - Автору удалось установить доверительный стиль общения с читателем.

    - Можно наблюдать умелое использование «самого современного» знака препинания – тире.

    - Можно отметить наличие риторических вопросов и восклицаний, повторов, инверсии, синтаксический параллелизм.


    • Практическая часть

    – Приступим к работе . Каким может быть начало? Ваши варианты.

    1. Как быстротечно и неуловимо время! Как хрупка и беззащитна человеческая жизнь! Что же является истиной в этом хаотичном мире? Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, как у нищего философа? Или они текут, изменчивы и человеком движет страх перед силой смерти, жажда власти и богатства?

    2. Холод, мрак вечности. Вечности и покоя, который обрел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Душа болит, болит душа, тянется к свету, истине, добру.

    - Какое из них наиболее удачное, на ваш взгляд?

    - Подберите опорные слова, ярко и образно характеризующие размышления о Добре и Зле.

    Примерный ответ учащихся:

    - Сострадательность и всепрощение, идеальны Добра, покой и умиротворение, наказуемость Зла, Бог – мерило совести, очищение от скверны. Что я? Зачем я?
    IV. Рефлексивно-оценочный этап

    • Тест(слайды 17, 18, 19)

    1. Укажите вариант, где указаны жанры только публицистического стиля

    А) отзыв, репортаж, очерк, рецензия, эссе

    Б) заметка в газету, интервью, рассказ

    В) очерк, рецензия, эссе, роман
    2. Что такое эссе?

    А) Прозаическое произведение, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни.

    Б) Прозаическое произведение относительно небольшого объема и свободной композиции.

    В) Это форма повествования, которая ведётся от первого лица.
    3. Выделите жанровую особенность, характерную для эссе.

    А) необычное вступление

    Б) большой объём

    В) автор излагает чужие мысли
    4. Какой стиль изложения используется автором при написании эссе?

    А) эссе присущи строгость, чёткость

    Б) эссе присущи конкретность, разноплановость

    В) эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность
    5. Какая композиция используется при написании эссе?

    А) свободная

    Б) кольцевая

    В) обратная
    6. Сколько тем может содержать эссе?

    А) может содержать много тем

    Б) это ответ на один вопрос

    В) тема эссе неконкретна
    Ответы (слайд 20)











    6


    • Итог урока

    Сегодня мы разобрали над жанром сочинения-эссе, выявили характерные для него смысловые и языковые художественные изобразительные средства.



    • .Задание на дом.

    -Подгот. доклады(опер.задание)

    А.П.Платонов. Жизнь и творчество, судьба писателя. Гуманизм рассказов(«Сокровенный человек», «Третий сын», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире»).
    А.П.Платонов. Романы «Ювенильное море», «Чевенгур» (Обзор).Проблемы счастья и смысла жизни.
    -Подгот-ся к поэтич.пятим-ке.


    написать администратору сайта