21. Ногайцы на Кубани.. Цель Познакомить учащихся с кочевыми ногайскими племенами, появившимися на Кубани в конце xv века. Задачи
Скачать 22.54 Kb.
|
Ногайцы на Кубани. Цель: Познакомить учащихся с кочевыми ногайскими племенами, появившимися на Кубани в конце XV века. Задачи: 1. Обучающая. Дать представление о тюркоязычных ногайских племенах, проживавших на территории родного края в конце XV – начале XVII веков. 2. Развивающая. Продолжить развитие способностей учащихся на основе исторического анализа различных источников информации осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма. Планируемые результаты: Личностные: ценить культурное многообразие мира, уважать культуру других народов и своего, проявлять толерантность. Металопредметные: уметь организовывать и регулировать свою учебную деятельность, проводить сравнительный анализ, делать выводы. Предметные: знать историю происхождения ногайцев, характеризовать особенности жизни ногайского кочевья. Объяснять значение новых терминов и понятий. Основные термины и понятия: мурзы, беи, уздени, чагары, беки, улусы. Учебное оборудование. 1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов. Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2016 ТСО: мультимедийное оборудование Тип урока: комбинированный. План урока (фазы). I. Вызов. II. Осмысление (реализация). Происхождение ногайцев. Ногайцы - тюркоязычный народ на Северном Кавказе.Собирательное имя «ногаи» известно уже с XV века. Ногайцы имеют сложное происхождение. Ногайский этнос образовалcя в результате слияния ряда тюркоязычных (канглы, кыпчаки, булгары, балкалы, алаши и др.) племен, постепенно ассимилированных тюрками. В длительном процессе складывания ногайской общности приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. — XIII в. н. э. (саки, сарматы, гунны, уйсуни, канглы, кенегесы, асы, кыпчаки, уйгуры, аргыны, кытай, найманы, кереиты, конграты, мангыты и др.). Окончательное оформление ногайской общности с произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногаи оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, — Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде. Однако основным компонентом собственно ногайского этноса стали уже тюркоязычнные мангыты-население улуса золотоордынского темника Ногая (13 в.). В самом конце 14 века, при хане Эдиге, этот улус выделился из Золотой Орды с образованием самостоятельного государства Ногайской Орды. Первоначальной и основной территорией кочевья орды был район р. Яик. У ногайцев существовали родоплеменные отношения. Исследователи насчитывают несколько десятков родо-племенных объединений. Таких как: аз, бадай, байулы, кангалы, кипчаки, мангыт, найманы, сарай, уйшун, уйгуры. Ногайцы исповедовали мусульманскую религию. Их духовенство относилось к привилегированным слоям общества Занятия населения. Ногайские племена вели в основном кочевой образ жизни и занимались скотоводством, которое являлось главным в их хозяйстве. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. А. Олеарий пишет: «Их скот велик и силен… У овец имеются большие толстые хвосты из чистого сала, висящие иногда от 20 до 30 фунтов (1 фунт – 0,5 кг)… Лошади их невзрачны, но сильны и очень выносливы. У них имеются и верблюды, но редко с одним, а обыкновенно с двумя горбами на спине. Коровы славятся размерами и удоями». Важным подспорьем для скотоводства были охота и рыболовство. Земледелие y них играло вспомогательную роль. Отчасти практиковали земледелие, выращивая бахчевые и просо. Известны факты добычи ногайцами соли. Ремеслом практически не занимались. Мужчины обрабатывали кожи, изготавливали обувь, делали седла, плотничали. Женщины пряли шерсть, ткали ткани, выделывали овчины. Существовали торговые связи между ногайцами и русскими. Самым привлекательным ногайским товаром были лошади. Известны были ногайские тулупы, которые широко раскупались. Кожи, шерсть, мясо, масло, сало обменивались на изделия из железа, на лес, соль, зерно, табак. Одним из самых ранних рынков был посад Холопий в окрестностях Углича. Привлекательной была Казань, затем, после присоединения к России - Москва. В среде ногаев встречалась и торговля людьми. Разоряясь, ногайцы продавали своих детей, жен, братьев, сестер. Сбыт шел на азиатские рынки Кафу и Стамбул, в Среднюю Азию. Повседневная жизнь регулировалась нормами обычного права. Непременным условием женитьбы был выкуп невесты – калым. Кровными родичами считались люди, имеющие общего седьмого предка. Браки между ними запрещались. Женитьба между родственниками имела место в случае потери мужчины-кормильца. Для сохранения хозяйства, воспитания детей. Погребальный обряд был таков: в присутствии мулы хоронили в деревянном гробу, в могиле с двумя камушками. Девушкам в ноги и изголовье клали яркие ленты и цветы. Насыпали курганы, чтобы помешать разрыть трупы зверям. Фольклор: сказки и легенды. Ногайский героический эпос. Исторический путь ногайского народа оставил глубокие следы в фольклоре. В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры, ритуальные проклятия, заклинания. Ими занимались колдуны, прорицатели, волшебники, знахари, прорицатели, ворожеи. Заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни, сопровождавшие ногайцев от рождения до смерти. Среди них широко распространены песни колыбельные, детские, игровые, трудовые, лирические, песни-назидания, частушки, казацкие, исторические. Обрядовая поэзия ногайцев представлена свадебными и похоронными песнями, а также широко бытующими песнями-здравицами (алгыс) и песнями-проклятиями (каргыс). Большой, популярностью пользовались у ногайцев сказки, легенды, преданиям «хабары» — рассказы о реальных событиях, лицах и «таварых»— народные прозаические повести с элементами художественного вымысла. Широко распространены бытовые сказки. Герои бытовых сказок — обыкновенные люди, действующие с помощью не волшебных предметов и всесильных помощников, а реальных положительных личных качеств — ловкости, смекалки, ума, храбрости. Врагами положительных героев также являются вполне реальные представители эксплуататорских классов — ханы, баи, кулаки, ростовщики. В большинстве ногайских бытовых сказок («Одинокий парень», «День — месяцу родня», «Охотничья овца», «Старик Женали» и др.) восхваляют ум, трудолюбие, мастерство, верность в дружбе, осуждается жадность, трусость, жестокость и другие пороки. Для многих волшебных сказок характерен такой зачин: «В давно прошедшие времена, когда была четырехлетняя коза, когда дочь хана была судьей, когда были деревянное сито, каменное корыто, был, оказывается, некто, кто, вскипятив чистую воду, снимал сливки, муравьев превращал в овец... Вот тогда же был сандрнби». Зачин других» сказок следующий: «В древние времена, когда на льду росла пшеница, когда с гиком её жали серпом, когда грач был судьей, а дочь хана была колдуньей, жил-был бай...». III. Рефлексия/саморефлексия учащихся. VI. Домашнее задние. Фаза урока ВЫЗОВ. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу/проверка домашнего задания. III. Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ. Рефлексия содержания учебного материала. 2 . Саморефлексия учащихся. 3. Подведение итогов учителем. VI. Домашнее задание. Параграф № 20, стр. 94-96 Выполнить задания № 1,2,4,5, стр. 96 Подготовить сообщения по теме: « Турецкие янычары». |