Басни и Баснописцы. Целью данной работы является узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней. Для достижения этой цели необходимо решить следующее задачи
Скачать 65.5 Kb.
|
Содержание Введение…………………………………………………………………………………..3 1. Басня, ее особенности…….………………………………………………………….... 2. Баснописцы Эзоп (VI-V вв. до н.э.) Жан де Лафонтен Дмитриев И.И. Крылов И.А. Михалков С.В. Заключение……………………………………………………………………………….. Список литературы………………………………………………………………………. Введение Басня – один из наиболее старейших жанров литературы. Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". В литературе XVII–XVIII веков античные сюжеты подверглись обработке. К жанру басни обращаются писатели разных стран и разных эпох. Но несмотря на это, жанр басни имеет свои отличительные особенности, повторяющихся героев и направлен на осмеяние практически одних и тех же людских пороков. Целью данной работы является узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней. Для достижения этой цели необходимо решить следующее задачи: Изучить жанр басни, определить особенности; Познакомиться с баснописцами разных времен и разных стран; Создать сборник «Басни и баснописцы». Гипотеза: можно предположить, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена. Басня, ее особенности Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы. Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа. В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращенная к читателю Следует выделить такие особенности басни: а) мораль Мораль - начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. б) аллегория Аллегория - иносказательное изображение предмета, явление для того ,чтобы наглядно показать его главные черты. Волк - жадность, злоба, разбой, несправедливость (например, басня Эзопа «Волк и Ягнёнок»). Ворона - глупость (например, басня Крылова «Ворона и Лисица»). Журавль - символизирует порядочного, справедливого человека, зачастую несправедливо обиженного (например, басня Крылова «Волк и Журавль»). Заяц - беззащитность, иногда трусость (например, басня Дмитриева «Заяц и Перепелиха»). Змея - мудрость, предостережение (например, басня Крылова «Мальчик и Змея»). Козёл, козлёнок - легкомыслие (например, басня Михалкова «Хочу бодаться»). Комар - сила, не зависящая от величины (например, басня Дмитриева «Лев и Комар»). Кот - хитрость, наглость, воровливость (например, басня Крылова «Кот и Повар», басня Михалкова «Коты и мыши»). Крыса - осторожность, трусость (например, басня Крылова «Мышь и Крыса») мещанство, домовитость (например, басня Михалкова «Подруги»). Лев - сила, царственность, мощь и вместе с тем злобность и хитрость (например, басня Эзопа «Лев и Лисица»), несправедливость (например, басня Лафонтена «Мор зверей», Крылова «Лев на ловле»). Лиса - ум, хитрость, коварство (например, басня Эзопа «Лев и Лисица», Лафонтена «Ворон и лисица»). Лошадь - трудолюбие, надёжность (например, басня Крылова «Собака и Лошадь»). в) типичность описываемой ситуации; г) характеры-персонажи; д) осмеяние человеческих пороков и недостатков. По своей проблематике басни можно поделить на следующие группы: Исторические Философские Социальные Бытовые Баснописцы Эзоп (VI-V вв. до н.э.) Эзоп - полумифический древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э. Его считают основоположником жанра басни; по его имени названа иносказательная манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, - эзопов язык. Сегодня доподлинно неизвестно, существовал на самом деле такой автор басен или же они принадлежали разным лицам, а образ Эзопа - собирательный. Сведения о его биографии носят зачастую противоречивый и исторически не подтвержденный характер. Впервые об Эзопе упоминает Геродот. По его версии, Эзоп служил рабом, а его господином был некто Иадмон с острова Самос, который позднее даровал ему свободу. Жил он, когда правил египетский царь Амасис, т.е. в 570-526 гг. до н. э. Его убили дельфийцы, за что потомки Иадмона получили впоследствии выкуп. Популярные басни Эзопа «Ворон и лисица» - Басня уместна против человека неразумного. В басни мы наблюдаем двух персонажей ворона и лисицу. Мы привыкли считать ворона мудрой птицей, но данная басня нам показывает, что хитростью можно обмануть даже умных выставив их действие неразумными. Эта басня высмеивает лесть и хвалу, которую так любят люди. «Муравей и жук» - Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия. Главные герои басни муравей и жук. Здесь мы видим, что не всегда думаем о завтрашнем дне. Басня высмеивает лень и воспевает трудолюбивых людей. «Волк и ягненок» - Басня показывает: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят. Герои басни волк и ягненок. Если человек задумал что-то плохое, он хочет найти оправления своим действиям, но злое дело не может быть оправдано. «Олень и лев» - Так часто в опасностях те друзья, которым мы не доверяли, нас спасают, а те, на которых надеялись, - губят. Главные герои олень и лев. В самых сложных и безвыходных ситуациях нам помогают те на кого мы обычно не рассчитываем. Может такие ситуации нам даются специально, чтобы понять кому можно доверять. «Лев и мышь»- Главные персонажи лев и мышь, такие разные и противоречивые, но в сложный момент маленький помог большому. Из басни мы вынесли, что добро сделанное ранее принесет пользу в дальнейшим. «Путник и медведь»- Главные герои человек и медведь. Басня показала истинную цену дружбы. Настоящий друг в беде не бросит. «Воры и петух»- Главные персонажи петух и человек. Если говорить о петухе, то можно сказать, что для одного хорошо, то для другого плохо, а если рассматривать воров, то мы видим, если человек что-то для себя решил, то никакие аргументы не помогут. Жан де Лафонтен Жан де Лафонтен-французский поэт и баснописец, родился 8 июля 1621 года в Шато-Тьерри. Писать Лафонтен начинает в возрасте 33 лет. Литературный дебют автора – комедия «Евнух», опубликованная в 1654 году. Первое издание басен «Басни Эзопа, рифмованные Лафонтеном», опубликованное в 1668 году включало в себя 6 книг, а издание 1693 года включало в себя уже 12 книг басен. Умер Жан де Лафонтен 13 апреля 1695 года в Париже. Популярные басни Лафонтена: «Карман» - Мы к собственным порокам слепы, а для грехов чужих имеем рысий взгляд. Всех на один и тот же лад. Нас мастер вылепил: свои изъяны, подолее от глаз мы прячем, в задние карманы , грехи же ближнего мы носим напоказ. «Ворон и лис» - У Лафонтена действие происходит как будто в придворном кругу, его герои изъясняются изысканным литературным языком. Лисица выставлена лгуньей, которая пускает в ход свое красноречие и лесть только для того, чтобы добиться всего, чего она хочет. «Дуб и тростник» - Лафонтен представляет падение гордыни и спеси (Дуб) и торжество красоты и смирения (Тростник): Дуб держится, к земле. Тростиночка припала, бушует ветер, удвоил силы он . Взревел - и вырвал с корнем вон того, кто небесам главой своей касался и в области теней пятою упирался. «Волк и Ягнёнок» - Лафонтен осуждает насилие сильного над слабым , злобность и жестокость волка, говорит о том, что правда всегда на стороне силы, что несправедливо. «Петух и Жемчужное Зерно» - Лафонтен смеется над невежеством и глупостью Петуха, нашедшего и не оценившего жемчужину, считавшего себя при этом очень важным и проницательным: Невежды судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк. «Лев и Мошка» - Лафонтен осуждает гордость и спесь Льва, который, не оценив маленького противника, не подумал о том, что порой самые наши маленькие враги оказываются самыми страшными. Автор говорит нам о том, что не стоит смеяться над бессильным и обижать слабых, а нужно уважать каждое живое существо, а в любом человеке видеть его человеческое достоинство: Бессильному не смейся И слабого обидеть не моги! Мстят сильно иногда бессильные враги: Так слишком на свою ты силу не надейся! Дмитриев И.И. Дмитриев Иван Иванович (1760 - 1837), русский поэт. Дмитриев выпустил несколько сборников стихов, песен, переводил с французского басни Лафонтена, был известен, как сатирик. Немало сделал Иван Иванович для развития русского литературного языка. Он стремился избавить его от архаичных громоздких конструкций, сделать более изящным и легким. Последней работой поэта стали мемуары, опубликованные через сорок лет после его смерти. Крылов И.А. Крылов Иван Андреевич - русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы «Почта духов» (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова «…книгой мудрости самого народа». Популярные басни Крылова «Музыканты» - С прекрасным поведеньем, но главное умение, которое они должны продемонстрировать – петь, к сожалению, не могут. Они взялись не за своё дело. Не владеешь ремеслом – не берись, не смеши людей. «Ларчик» - да вот только реквизит открыть он так и не смог. Поворачивал его мудрец-мастер с разных сторон, изображая бурную деятельность, да вот только результата не видно. А в деле, главное, не слова — а результат. «Ворона и лисица» - Мораль басни заключается в том, лесть - опасная вещь, против которой очень трудно устоять. Чтобы защитить себя от хитрых льстецов, нужно самому трезво оценивать свои способности, внешние данные и т.д. Тогда человек не сможет легко сбить вас с толку и воспользоваться вашим доверием. Важно помнить, что хитрые, непорядочные люди могут использовать лесть в своих целях. Большинство людей любят получать комплименты, однако нужно уметь различать наглую, неприкрытую лесть и легкий, ненавязчивый комплимент. «Свинья под дубом» Мораль басни заключается в том, что невежественные люди порой ругают науку и образование и якобы не видят в них смысла, но при этом пользуются всеми благами цивилизации, сами того не замечая. «Слон и Моська» Иногда достаточно только казаться смелым и сильным, а не быть. «Ворона и Курица» Исследователи предполагают, что в заключительных стихах басни речь идет о Наполеоне «Собачья дружба». Безуспешные попытки Венского конгресса составить проект Мирного договора (1815 год). Михалков С.В. Сергей Владимирович Михалков – писатель, поэт, драматург, председатель Союза писателей России, автор гимнов СССР, политический деятель. Окончив школу, юный поэт возвратился в столицу. Он работал в нескольких местах до тех пор, пока, наконец, не стал сотрудником газеты «Известия», пусть даже внештатным. В то время в биографии Сергея Михалкова его стихи печатались в самых известных газетах и журналах страны. Например, в «Огоньке», «Правде», «Комсомольской правде», «Известиях» и т.д. Однако после печати поэмы «Дядя Степа» еще более прославился. В 1935 (год выхода поэмы) Михалков начинает учебу в Литературном институте. А уже в 1937 году он входит в «Союз писателей СССР». Буквально за несколько лет поэт Сергей Михалков стал известен по всему Союзу. Популярные басни Крылова «Зеркало» - Нет ничего смешного и в высоком росте жирафа, и в неспособности летать Страуса, и в длинном хоботе слона. Такими этих животных создала мудрая природа, и их внешняя непривлекательность сторицей им воздаётся своей необходимостью в жизни. «Грибы» - Михалков словно предлагает читателю примерить модное одеяние Мухомора и скромное рубище Белого Гриба, решая, что ему ближе: наглое пустословие либо молчаливая мудрость. Человеку важно понять, что он сам из себя представляет, красив ли он душой, или его прекрасные одежды скрывают нравственное уродство, отталкивающее и пугающее всех, кто оказывается рядом. «Ромашка и роза» - Роза, считавшая себя цветком наивысшего порядка, пренебрегает ценным предостережением ромашки лишь потому, что она ей не ровня. Михалков уверен, что такое поведение является неоправданным, ведь побуждения ромашки чисты и невинны, она искренне желает добра красавице Розе. В сообщении Ромашки Роза могла бы услышать неподдельную тревогу за её здоровье, если бы не кичилась собственной статью. «Как старик корову продавал» - Стихотворение учит читателей тому, что даже нечестная реклама сможет привести к нужному результату. Старик, продающий корову, сам смог поверить словам парня, что животное еще пригодно для получения молока и другой выгоды. Покупатель в стихотворении выглядит глуповато. Ведь покупатель видит, что он собирается купить. Однако слова парня заставляют его усомниться в том, что он видит своими собственными глазами. Он видит эту старую корову, но верит продавцу и хочет ее купить. Заключение В ходе нашего исследования с помощью информационных источников мы выяснили, что такое басня, её особенности в литературном жанре, самых известных баснописцев во все времена. Басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов. В основу становления мировой басенной культуры легли басни Эзопа, которые разбрелись по всему свету. Они явились тем богатым источником, из которого черпали мотивы и сюжеты многие последующие баснописцы: Жан де Лафонтен, И.А. Крылов, С.В. Михалков и многие другие. Обобщая факты, полученные в ходе нашего исследования, мы решили создать сборник «Басни и баснописцы», в котором можно разместить всех изученных баснописцев и время, в которое они творили, а также наиболее популярные их басни. Данный продукт (сборник) можно использовать на уроках литературы при изучении басен. Все поставленные задачи нашего исследования были решены. Гипотеза нашего исследования подтвердилась, мы пришли к выводу, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена. |