психология. Человек как биологическое существо
Скачать 339.86 Kb.
|
ОглавлениеВведение 1. Человек как биологическое существо 2. Взаимодействие социального и биологического в личности 3. Взгляды (типологии, концепции, подходы) на соотношение биологического и социального в развитии человека Список используемой литературы Введение В этом реферате я бы хотела раскрыть тему взаимосвязи социального и биологического в личности человека. Человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкую гамму сторон жизнедеятельности человека – от физиологической до социальной. Соотношение биологического и социального следует понимать не как рядоположение, а как соподчинение. Изучение человека на стыке биологического и социального – одна из важных проблем науки. Многое в этой области еще не изучено. Требует своего изучения, в частности, вопрос об установлении границ влияния на человека и его развитие биологических, природных факторов и механизмов этого влияния. Человек – существо биосоциальное, то есть одновременно биологическое и социальное, его не следует рассматривать только как явление социальное. Не следует забывать, что он часть природы, ее продукт и является предметом изучения различных отраслей естественных и общественных наук. Хотя специфически биологические признаки опосредованы социальным бытием, это нельзя понимать как отказ от рассмотрения его биологических характеристик, тем более, что они имеют огромное значение в его социальной жизни. Проблема соотношения биологического и социального в личности человека долгое время является предметом ожесточенных споров среди психологов-теоретиков. Например, таких как: Б.Г. Ананьев, А.Адлер, К. Юнг, А.Н. Леонтьев, Н.П. Дубинин, З. Фрейд, К.К. Платонов, А.В. Петровский и многие другие. 1. Человек как биологическое существо Человек, как и любой другой биологический вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимосвязанного действия ее движущих сил. Он вышел из природы, и остается ее частью. Биологическая природа – это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живет его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид "Homo Sapiens", рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Так говорил философ А. Пьерон: "Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека". Рассмотрим понятие индивида. Индивид – термин, впервые введенный древнеримским философом Цицероном, обозначавший отдельно взятого представителя человеческого рода, общества, народа или социальной группы. "Понятие "индивид" выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, и взаимного "слаживания"." {1}. индивид генотипический личность Индивид – это, прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. Онтогенез – процесс развития организма с момента зарождения до конца жизни. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих связях врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения. Под биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным: Наследственные признаки Наличие инстинктов (самосохранения, полового, материнства и др.) Эмоции Биологические потребности (дышать, питаться, спать и др.) Продолжение рода Приспособление к окружающей среде Возможность использовать природные предметы Физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела) Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов. Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) – питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) – синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) – неандерталец (100 тысяч лет) – кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) – человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом – съедал своего ближайшего сородича, предка. Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека – его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек – это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов) Человек как социальное существо Все, что есть в человеке неприродного, исторического, выражается социальным понятием "личность". Личность – социально-психологичсекая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества {2}. Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. В психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представление было обосновано Б.Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования. К их числу были отнесены: Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Индивидуальность – психические и физиологические особенности каждого человека. Она определяет неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида. Индивидуальность: Содействует социальной активности человека; Определяет его поведение в обществе в контексте различных культур; Формирует поведение человека в конкретных социальных и жизненных ситуациях с учетом свойств самого индивида. Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков, но развивается самостоятельно в процессе воспитания и жизни в обществе. Индивидуальные черты человека могут быть врожденными (отпечатки пальцев, идеальный слух, способности) и приобретенными (профессия, религиозные убеждения, материальное положение). Важная особенность индивидуальности – ее развитие и эволюция в ходе самореализации и самоопределения. Развитие индивидуальности создает оптимальные условия для становления личности. С. Кон пишет: "С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения{3}. Социальные особенности характерны исключительно для человека. К ним относятся: Способность производить орудия труда Членораздельная речь Язык Социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь) Духовные потребности (мораль, религия, искусство) Осознание своих потребностей Деятельность (трудовая, художественная и тд.) как способность преобразовывать мир Сознание Способность мыслить Творчество Созидание Целеполагание Такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству, человек обязан обществу. Общество – часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней. Общество представляет собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. По представлениям Карла Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе совместной деятельности. Толкотт Парсонс выделил три компонента общества: Люди, составляющие материальное тело общества Социальная система, определяющая взаимодействие людей Культура, являющаяся результатом взаимодействия людей Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. (Скорая помощь….) Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются нормами, принятыми в данном обществе. Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности. Первичная социализация – стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети. Стадия индивидуализации – стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего "Я". На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения "Я" и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера. Юношеский возраст (18-25 лет) – устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации. Стадия интеграции – стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:1)усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего "Я"; 2)отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все"; 3)конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я", ведущее к обострению внутриличностных противоречий. Трудовая стадия социализации – наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека. Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводить развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности. Стадия послетрудовой деятельности – стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению. Э, Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Социальная среда – все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. (Скорая помощь студенту..) Эриксоном было введено понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа. Но постепенно у него начинается формирование "эгоидентичностного чувства устойчивого своего "Я". Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации. На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального общения с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот – спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях. На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса "автономии" и "стыда". Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда. Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств. На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего "Я", формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра. Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные творческие игры, постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка. На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно. На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни. Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего "Я", получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению. Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое "Я", что приводит к формированию чувства единства с другими. Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию – человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества. Седьмая стадия (зрелость до 50 лет). Фактически центральная Стадия социализации личности, на которой возможно достичь наивысших уровней развития (акме) во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в профессиональной сфере. Это стадия социальной и филологической зрелости, на ней очень велика роль детей и любимой работы, именно в них "зрелая" личность находит подтверждение собственной необходимости в этом мире. Наиболее полно самореализация личности, ее самоутверждение, реализация собственного "Я", происходит в сфере профессиональной деятельности и семье. Если профессиональная деятельность не совпадает с духовными потребностями личности, то Она стремится к самореализации в других сферах жизнедеятельности. Тем самым она стремится к разрешению внутриличностных противоречий. Завершается формирование эгоидентичности. С другой стороны, когда личности не на кого излить свое "Я" (нет любимой работы, семьи, детей, хобби) происходит внутреннее опустошение, наступает психологический плоский и физиологический регресс. Все эти негативные процессы усугубляются, если на предыдущих этапах возникали серьезные проблемы, и они не были разрешены. Восьмая стадия (старость, после 50 лет). Завершенная форма и идентичности на основе всего развития личности. Человек начинает переосмысливать свою жизнь, осознает свое "Я" через призму прожитых лет степень реализации жизненной стратегии. Одновременно убывают физиологические силы, обостряются акцентуации. Ядром этой стадии выступает осознание того, что жизнь неповторима, ее невозможно и не надо переделывать. Происходит принятие "себя и жизни" таковыми, как они состоялись. Если этого не происходит, человек чувствует разочарование, наступает усталость от жизни, теряется к ней вкус, появляется ощущение, что жизнь прошла зря. Возникает глубокий внутриличностный кризис, значительно ускоряющий процесс старения человека. Следует подчеркнуть, что, по мнению Э. Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: "Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала". 2. Взаимодействие социального и биологического в личности Человек – продукт взаимодействия биологический и социальных факторов антропогенеза (антропогенез – часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного), позволившим человеку выделиться из животного мира: К основным социальным факторам относятся: Труд и коллективная деятельность Мышление Язык и общение К основным биологическим факторам, относятся: Прямохождение Развитые руки Большой и высоко развитый мозг Способность к членораздельной речи Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человека и общества – антропосоциогенез. Человек – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстарктно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда {4}. Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его биосоциальным существом. В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений – магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий. В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных. Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами – мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия – цвет кожи, глаз, строение тела. 3. Взгляды (типологии, концепции, подходы) на соотношение биологического и социального в развитии человека В современной психологии нет единой теории формирования и развития личности: Биогенетический подход – основа развития личности, это биологические процессы созревания организма. Социогенетический – структура общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д. Психогенетический – не отрицает ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений. В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. Нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. К месту и не к месту для объяснения психического развития ссылаются на биогенетический закон (закон рекапитуляции), согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Биологизаторы утверждают, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Можно, но такие описания и объяснения получаются очень и очень натянутыми. К сожалению (или к радости?) человек настолько глубоко погружен в общество, в цивилизацию, в культуру, в нас настолько развит разум, что описывать поведение человека через физиологическое – значит крайне упрощать и искажать реальные закономерности такого поведения. В противовес биологизаторским, как уже говорилось, существуют социологизаторские концепции, утверждающие приоритет социального над биологическим. Интересно, что тот же закон рекапитуляции применяется и здесь, но в другом смысле: индивид в своем онтогенезе воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры. Социогенетический подход Г. Адлер показывает значимость не только биологических, но и социальных факторов при формировании человеческого самосознания. В его работах подчеркивалось взаимное влияние человека на общество и общества на человека как непременные слагаемые общественной жизни, которые одновременно формируют личность и определяют пути движения общества. Биологический подход П. Тейяр де Шарден Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития. С.Л. Рубинштейн Он вопреки распространенным в отечественной психологии тенденциям к нивелировке индивидных свойств с избыточным акцентом внимания на модели социально желательной личности, не сбрасывал со счетов значимость врожденных, переданных по наследству от родителей и прародителей особенностей человека в формировании личности. Рубинштейн считал, что индивидуально очерченные свойства опосредованно преломляют (у каждого человека по-своему) информацию об окружающей среде. Список используемой литературы Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 Краткий курс по общей психологии: учебное пособие – 2-е изд. стер. – М.: Издательство "Окей-книга".2012. – 184с. – (Скорая помощь студенту. Краткий курс) Кон И.С. – Социология личности. – М.: Политиздат, 1967 Краткий курс по общей психологии: учебное пособие – 2-е изд. стер. – М.: Издательство "Окей-книга".2012. – 184с. – (Скорая помощь студенту. Краткий курс) И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики – Минск.: Изд-во МИУ, 2010 |