Чокан Уалиханов. ИК. Чокан Чингисович Валиханов
Скачать 0.95 Mb.
|
Чокан Чингисович Валиханов(ноябрь 1835 – 10 апреля 1865) «Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения» (Н. Веселовский)ПланВведение Этапы жизни Вклад в науку и культуру: Изучение языка и фольклора Экспедиция в Кашгарию Валиханов как художник Развитие публицистики Идеология и взгляды:Идеология и взгляды: Тема этнической идентификации Социально-политические идеи «Записка о судебной реформе» Отношение к религии Вывод ВведениеИмя при рождении: Мухамме́д-Хана́фия Род деятельности: учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель Чингизид, правнук знаменитого хана Аблая Этапы жизни1853 — Окончил кадетский корпус в Омске, где учился и дружил с будущим известным ученым и путешественником Г. Н. Потаниным. Поступил на службу в Сибирское линейное казачье войско, назначен к исправлению должности адъютанта при командире Отдельного сибирского корпуса Густаве Гасфорте. 1854 — Знакомство со ссыльными «петрашевцами» писателем Ф. М. Достоевским и поэтом С. Ф. Дуровым. 1856 — Экспедиция в Семиречье и на Иссык-Куль. Поездка в Кульджу. Знакомство с ученым-путешественником Семёновым-Тян-Шанским. За отличие на службе произведён в поручики. 1857 — Избран в действительные члены Императорского русского географического общества. 1858, 28 июня — Под видом купца присоединился к каравану, направляющемуся из Семипалатинска в Кашгар. 1859, 12 апреля — вернулся с караваном в укрепление Верное. 1860 — В начале года приехал в Петербург. Доклад в Географическом обществе, интенсивная научная, общественная и литературная деятельность. Произведён в штабс-ротмистры, награждён орденом Св. Владимира. 1860 — краткая поездка в Лондон и Париж. 1862 — Выбран на должность старшего султана Атбасарского округа, но не утверждён генерал-губернатором. 1863 — Участие в комиссии по сбору народных мнений о судебной реформе. 1864, март — июнь — Участие в походе М. Г. Черняева против Кокандского ханства. Подаёт в отставку и уезжает в Семиречье. 1865, 10 апреля — Скончался в урочище Кочен-Тоган от туберкулёза. Вклад в науку и культуруИзучение языка и фольклораСобрал большой по объёму материал для словаря киргизского языка Открыл учёному миру и широкой общественности величайшего памятника киргизского устного творчества, насчитывающего полмиллиона строк, — эпос «Манас» Экспедиция в КашгариюВ 21 год отправился в рискованную экспедицию в Кашгарию. Китайские власти запретили под угрозой смертной казни поездку в Кашгарию европейцев. По итогам экспедиции он написал отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малый Бухарин) (1858—1859)». Валиханов как художникЧокан Валиханов был первым казахским художником в западном понимании. Исполнил большое количество этнографически точных жанровых, портретных и пейзажных зарисовок, иллюстрировавших его научные и путевые дневники. Создавал также станковые рисунки и акварели («Казахи Большой Орды», «Сартай из рода Сары Багиш» и др.). Развитие публицистикиЧокан Валиханов стал одним из основоположников казахской демократической публицистики. Первым в Казахстане Валиханов обратился к жанру очерка. Валихановская публицистика дала толчок к зарождению, развитию и углублению нашей публицистики и специализированной отрасли - научно-познавательной журналистики. Сила и новаторство публицистических произведений Валиханова заключаются в том, что он впервые в истории казахского народа подошел к освещению действительности с точки зрения общенациональных интересов. «... Интересы целой нации по строгой справедливости должны предпочитаться выгодам отдельного сословия». Идеология и взглядыТема этнической идентификацииЧерез призму частных биографий, благодаря источникам, выделил в целом контуры государственной идеологической доктрины Казахского государства. Потанин писал: «Он говорил, что, прежде всего, любит свой киргизский народ, потом Сибирь, потом Россию, потом все человечество; одна любовь заключена была у него в другую» Научный подвиг Ш. Валиханова заключается в пропаганде национальной культуры, презентации истории Казахстана и Центральной Азии, государств и обществ Востока европейскому читателю, в глубоком внимании к истокам государственности народов региона и популяризации их культурного наследия. Социально-политические идеиПолитика – это власть и способы ее устройства Глубокая сущность философского осмысления политики Валиханова состояла в обоснование органической связи политики с властью и способом ее устройства Любая власть – европейская, российская или азиатская – страдает вопиющими злоупотреблениями и не останавливается перед попранием законов, ею же принятых и ею же охраняемых. Это заложено в природе самой власти. Сумел убедительно доказать, что политико-правовая система азиатских стран в вопиющем противоречии с принятыми в цивилизационном мире принципами демократических форм организации политической и правовой жизни общества. Общественное устройство Средний Азии характеризовал как патологический кризис развития, как результат дикости и невежества народов. «Записка о судебной реформе»Валиханов считал, что при проведении социальных реформ надо учитывать национальную специфику казахов. Он, к примеру, замечает: «У киргиз телесные наказания никогда не существовали. А законы родовые, по которым члены рода ответствуют за своего родича, при родовых отношениях приносят много практической пользы». Предлагал сохранить суд биев.Предлагал сохранить суд биев. Выдвигал мысль о возрождении казахской традиции выборности чиновников. «Самый капитальный недостаток Оренбургского степного управления, — пишет он, — конечно, заключается в том, что ордынские чиновники назначаются там не по выборам народа, а по усмотрению пограничного начальства». Отношение к религииВ работе «О Мусульманстве в степи» писал: «Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Она грозит нам разъединением народа в будущем» Считал, что в степи происходит период двоеверия – внедрение ислама и коренное язычество (шаманизм) «О Мусульманстве в степи»«Что же может ожидать свежая и восприимчивая киргизская народность от татарского просвещения, кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувства» Предлагал:Отделить Киргизскую степь от ведомства оренбургского муфтия как народ, различествующий от татар по исповеданию веры Утвердить в звании мулл только коренных киргиз или киргизских ходжей, если будут настоятельные просьбы о том со стороны народа Не дозволять ишанам и ходжам жить в кочевьях киргизов без определенных занятий и иметь строгое наблюдение, дабы они не образовали между киргизами дервишских и мистических обществ Ишан - глава и наставник мусульманской общины, обычно принадлежащей к одному из мистических (дервишских, суфийских) орденов. Ходжа – почетный титул мусульманина Вывод:Выдающийся ученый-просветитель, отважный путешественник, художник, фольклорист, этнограф, публицист, человек необычайной эрудиции и «взглядов истинно гуманных» — таким сохранился Ч. Валиханов в памяти современников, таким он вошел в историю Казахстана и России. Спасибо за внимания ! ! ! |