Зарубежная литература, произведение Бранта Корбаль Дураков. корабль дураков. Что представляет собой Корабль дураков Бранта смысл названия, куда отправляется корабль, какие пороки описывает Брант привести примеры в виде цитат из текста
Скачать 18.05 Kb.
|
Что представляет собой «Корабль дураков» Бранта: смысл названия, куда отправляется корабль, какие пороки описывает Брант – привести примеры в виде цитат из текста. Произведение С. Бранта «Корабль дураков», впервые изданное на немецком языке в 1494 г., представляет собой острую сатиру, беспощадно обличающую и высмеивающую различные недостатки и пороки современников автора. Она повествует о более сотни разновидностей человеческой глупости. Всех дураков — людей порочных — автор собирает на корабле, который в конце произведения терпит крушение. Все это находит отражение в названиях глав произведения, например: «О дурном родительском примере», «О соблазнах глупости», «О самовлюбленности», «О злых женах» и др. Брант утверждает центральную идею поэмы — обличение глупости как корня всех зол. Желая представить на страницах своего произведения всевозможные типы дураков, Брант представляет читателю не просто фантастический корабль, населенный глупцами всех сортов, но огромную флотилию разнородных судов: «Галеры, шхуны, галиоты / Баркасы, шлюпки, яхты, боты //» , среди которых оказывается и сухопутный транспорт («Собрал я также экипажи / Фургоны, дроги, сани даже». В предисловии к своему «стихотворному кораблю», как его именует сам автор, Себастьян Брант раскрывает основную цель написания «Корабля»: «Ради пользы и благого поучения, для увещевания и поощрения мудрости, здравомыслия и добрых нравов, а также ради искоренения глупости, слепоты и дурацких предрассудков и во имя исправления рода человеческого» В свою картину нравов Брант, среди прочих, мастерски вписал семь смертных грехов, которым с упоением предаются пассажиры его флотилии. Начав с алчности, Брант обличает похоть, затем бичует обжорство, устраивает отповедь лени, гневу и гордыни и завершает обвинительной речью в адрес зависти. Также населяют корабль модники, негодные воспитатели, слуги двух господ, болтуны, ревнивцы, непослушные больные, врачи-шарлатаны, танцоры, нищие, злые жены, астрологи, охотники, хвастуны, игроки. О моде: «А ныне, кроме деревенщин, Не отличишь мужчин от женщин: На всех помада и румяна (Раб Моды — та же обезьяна!), И шея вся обнажена, В цепях и в обручах она» Писал и в адрес зловредных жен: «Брань не смолкает и в постели: Супруг несчастный терпит еле, Внимая проповеди в час, Когда сам пастырь спит у нас. Тянуть с женой веревку станешь – Знай – никогда не перетянешь!» О ДУРНОМ РОДИТЕЛЬСКОМ ПРИМЕРЕ: «Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них все то, чему их учит» О хвастовстве: «Тех, кто себя так превозносят, Не любят люди, не выносят. Любой хвастун, надутый чванством — Болван, прославленный болванством Поэма Себастьяна Бранта, мастерски иллюстрированная гравюрами Альбрехта Дюрера, стала первым значительным произведением западноевропейской литературы, в котором образ Корабля дураков получил свое художественное осмысление. Изображения наглядно иллюстрируют содержание главы, в качестве примера возьмем иллюстрацию к главе 18 «О слугах двух господ». На ней изображен держащий в руках охотничий рожок и копье дурак, позади которого два зайца убегают в противоположных направлениях. Охотничья собака гонится за одним зайцем, но смотрит в сторону другого. В самой главе речь идет о то, что не стоит пытаться служить двум господам сразу или выполнять два дела одновременно «К двум господам слугой наняться — За парой зайцев сразу гнаться: Полезно в глупости сознаться!» «Кто много должностей имеет — Ни на одной не преуспеет» В случае, если рассматривать повествовательную ткань брантовской флотилии как плавание величайшего корабля глупости, то каждая из глав, лаконично названная автором по имени порока, в ней высмеиваемого, может быть воспринята как новый причал, следующая остановка на пути к познанию человеком собственной натуры («Признавший сам себя глупцом / Считаться вправе мудрецом» - , нравственному просветлению и достижению конечного идеала — мудрости («За то, что мудр был в этой жизни / Вкусит он благо в той отчизне //» Предзавершающая глава содержит в себе извинения поэта. Он пишет «Я знаю, за мои писанья Не избежать мне наказанья» Всех вас я об одном прошу: Пускай все то, о чем пишу, Добру послужит и вреда Не порождает никогда» Глава, завершающая брантовское под названием «Мудрец», еще раз подчеркивает значимость самокритики, которая единственная, по мнению автора, способна возвеличить человека и является наивысшей людской добродетелью: «Так взвешивает вновь и снова / Он дело каждое и слово / То — хвалит, то — хулит, скорбя // Так мудрый муж ведет себя… Кто так к себе при жизни строг / Того по смерти взыщет бог //» Автору действительно не безразлично, куда идет страна, куда идут люди. Многого он не понимает, его бюргерское мировоззрение во многом ограничено и даже подчас консервативно, но он искренне желает, чтобы свет разума воссиял наконец над миром и чтобы как можно больше людей плыло в гавань Мудрости. И мы верим поэту, когда он заявляет, что не ради славы или денег, но «на благо миру» предпринял он свой труд А коль столь уж плачевно сложились дела в стране, то стоит предложить дуракам устроить «лентяйский край – обетованный рай, где и создать отечество от всех вдали», чтобы добрые люди смогли бы вздохнуть свободно. Вот к какому печальному выводу пришел университетский профессор и народный поэт Себастьян Брант, который предпочел создать панораму человеческих пороков и высмеять их, чем бесплодно продираться сквозь тернии религиозной теологии, на которые человечество потратило так много времени . Поэт решил посвятить свою жизнь мудрости и простоте. |