Главная страница
Навигация по странице:

  • Дипломатия Древней Греции Проксения

  • Дипломатия Древнего Рима

  • Римская дипломатия и период республики.

  • Дипломатия древнего Египта

  • авпа. Раздаточный материал №1. Дипломатия Древнего Китая


    Скачать 26.35 Kb.
    НазваниеДипломатия Древнего Китая
    Дата27.11.2022
    Размер26.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРаздаточный материал №1.docx
    ТипДиплом
    #815113

    Дипломатия Древнего Китая

    Первые государственные образования в Восточной Азии, возникшие на среднем течении реки Хуанхэ еще в начале 2 тысячелетия до нашей эры, с течением времени слились в единое большое царство.

    В 1 тысячелетии единое рабовладельческое древнекитайское государство распалось на ряд крупных и мелких царств, которые с 8 в. До нашей эры стали совершенно самостоятельными. Эти государства, то враждуя между собой, то вступая в дружественные переговоры и заключая союзы, находились в тесных взаимоотношениях. Они образовали комплекс культурных областей, окруженных на севере, северо-западе, и юге племенами, находившимися на стадии родового строя.

    Древнекитайские государства неоднократно подвергались опустошительным набегам кочевых племен  центральноазиатских степей (гунны). Для защиты от набегов гуннов правители древнекитайских государств были вынуждены объединяться в союзы, а в середине 6 века до нашей эры заключили соглашение, предусматривающее отказ от разрешения спорных вопросов с помощью военной силы и обязательное обращение обеих сторон к третейскому суду. Это первый из известных в истории дипломатии «договор о ненападении» оказался скоро нарушенным. Правители отдельных китайских государств вновь вступили между собой в напряженную войну, которая в середине 3 века до нашей эры победой Чжэня, повелителя царства Цинь.

    Объединив под своей властью всю центральную часть современной территории Китая по течению рек Хуанхэ и Янцзы, Чжэн, принявший титул Цинь-ши хуан ди, организовал ряд экспедиций для покорения соседних племен и народностей. Однако и осле его смерти на юге бассейна реки Жемчужной и на побережье Южно-Китайского моря еще сохранились независимые от правителей китайской империи рабовладельческие государства. При царях династии Хань китайская рабовладельческая деспотия превратилась в мощное централизованное государство, правители которого располагали крупными военными силами и хорошо организованной системой бюрократического управления.

    Энергичную внешнюю политику проводил император У-ди (140 – 87 гг. до нашей эры). Узнав, что далеко на западе, по другую сторону степей, занятых гуннами, имеются какие-то культурные государство, он решил установить с ними связи и в 138 г. до нашей эры отправил посольство в далекие страны. Возглавлял это посольство Чжань Цань, который был захвачен в плен гуннами и вынужден прожить у них 10 лет. Внешне он принял их традиции и обзавелся семьей, но все еще продолжал путешествие. Потерпев неудачу , китайский посол все же собрал подробные сведения о общественном и государственном строе Средней Азии и Ирана, об их военных силах и торговых путях. И только в 126 г. до нашей эры вернулся на Родину.

    Через несколько лет, использовав полученные сведения, китайские войска разбили гуннов и к концу 2 в. Появились на границе Средней Азии. Тогда же был создан торговый караванный путь из Китая в Западные страны, который функционировал около 300 лет.

    Китайские послы ездили и в южные государства и способствовали их подчинению правителям Китая. Главным объектом внешней политики Китая на юге было государство Нан-Нюэ, столица которого находилась на месте современного Кантона. Подготавливая присоединение этого государства, правители Китая дали задание своему послу разведать наиболее удобные речные пути, по которым можно было бы быстро перебросить войска. По прибытие в Нан-Нюэ посол на одном из празднеств завязал разговор о местностях, где росли редкостные плоды, поданные к столу. Постепенно он выяснил, что верхнее течение реки Жемчужной очень близко от верхнего течения Янцзы, о чем и сообщил в свою столицу. Другой китайский посол сумел вызвать в Нан-Нюэ внутренние междоусобия, в результате которых царица, правившая страной за малолетнего сына, была вынуждена обратиться к Китаю за помощью, благодаря чему китайские войска заняли Нан-Нюэ почти без сопротивления. (111 г. до нашей эры)

    В I в. до нашей эры Китай неоднократно посещали посольства парфянских царей и происходил обмен с Парфией караванами, передвигавшимися по «великому шелковому пути».

    Энергичную деятельность в области международных отношений развил китайский военачальник и дипломат Бан Чао. В конце первого века да нашей эры Бан Чао, назначенный наместником Западных областей, сумел столкнуть различные перемены гуннов между собой и нанести им жесточайшее поражение, раз и навсегда отбросив их от границ Китая.

    Ярковыраженный внешнеполитической идеологией Древнего Китая являются конфуцианцы и легисты. Первые считали Поднебесную центром мира, вселенной и внешнюю политику рассматривали как нечто второстепенное, как всего-навсего продолжение внутренней политики Поднебесной, у иных народов, считали они, в общем учиться нечему. Легисты выступая с тех же китаецентристских взглядов считали возможным учиться у окружающих народов, прежде всего тем вещам, в которых они превосходят китайцев (например, различным аспектам военного дела).

    https://studopedia.ru/8_204622_glava--diplomatiya-drevnego-kitaya.html

    Дипломатия Древней Греции

    Проксения

    Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции была «проксения», т.е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в нем по сравнению с прочими иностранцами известными правами и преимуществами, в отношении торговли, налогов, суда и всякого рода почетных привилегий. Со своей стороны проксен принимал на себя нравственное обязательство по отношению к городу, где он пользовался гостеприимством, во всем содействовать его интересам и быть Посредником между ним и властями своего города. Через проксенов велись дипломатические переговоры; приходившие в город посольства обращались, прежде всего, к своему проксену.

    Институт проксении, получивший в Греции очень широкое распространение, лег в основу всех последующих международных связей древнего мира.

    Все чужестранцы, проживавшие в данном городе, даже изгнанники, состояли под покровительством божества - Зевса-Ксения (гостеприимца).

    Амфиктионии

    Столь же древним международным институтом были и «амфиктионии». Tак назывались религиозные союзы, возникавшие возле святилища какого-либо особо чтимого божества. Как показывает само наименование, в эти союзы входили племена, которые жили вокруг святилища (амфиктионы - вокруг живущие), вне зависимости от их родственных отношений. Первоначальной целью амфиктионии были общие жертвоприношения и празднества в честь почитаемого божества, защита храма и его сокровищ, накоплявшихся от частных и общественных приношений, а также наказание святотатцев - нарушителей священных обычаев.

    В случае необходимости собравшиеся на празднества совещались по общественным делам, представлявшим интерес для всех членов данной амфиктионии. Во время празднеств запрещалось вести войны и провозглашался "божий мир" (иеромемия). Таким образом, амфиктионии превращались в религиозно-политический институт международного характера.


    Дипломатия Древнего Рима

    Организация и структура дипломатических органов античного Рима отражает особенности его политического строя. Если в Греции классического периода, с ее развитой дипломатией, зна­чительную роль во внешней политике играли Народные собра­ния, т. е. собрания граждан, стоявших вне и выше рабов, не имевших гражданских прав, то в Риме классического периода политическим руководителем внешней политики являлся орган римской рабовладельческой знати — Сенат. Посольства в Риме назывались легациями (legationes), а послы — легатами (legati), ораторами (oratores) и жезлонос­цами (caduceatores). В древнейший (царский) период римской истории право посылать посольства принадлежало царю, а послами были фециалы.

    Римская дипломатия и период республики.История римской дипломатии начинается с первых столетий римского государства. Об этом свидетельствуют договоры (федера) города Рима с другими городами, входившими в Римско-Италийскую федерацию, и торговый договор с Карфагеном — конца VI века до нашей эры. Тексты этих договоров сохранились в передаче рим­ских историков и юристов. Подлинных документов официаль­ного характера в Риме сохранилось сравнительно немного. Объясняется это следующим обстоятельством. Материалом, на котором в Риме изготовлялись государственные документы, служили полотно, деревянные, бронзовые и медные доски. Полотно и дерево легко подвергались действию времени. Ме­таллические же доски погибали при пожарах, расхищались во время захватов Рима варварами и переплавлялись в ору­жие или какие-либо иные предметы. Между тем в Греции официальные записи вырезывались на мраморных плитах, почти не поддающихся разрушительному действию времени.

    Переломный момент в истории международных отношений и дипломатии Рима представляет Вторая Пуническая война (Пунт - Карфаген, территория нынешнего Туниса, главный соперник Рима того времени) или война с Ганнибалом (218—201 гг. до нашей эры). С этого времени Рим выходит на широкую международную арену и вступает в более тесные сношения с культурными странами средиземноморского мира. Удлинение радиуса международ­ных связей являлось следствием внутреннего роста и внешнего усиления римского государства.

    Рим — городская республика, начал превращаться в миро­вое государство — Римскую империю. Соответственно расши­рялась и осложнялась внешняя политика Рима; большее зна­чение приобретала и дипломатия как инструмент внешней политики государства. Исход Пунических войн и одновременных с ними войн на греко-эллинистическом Востоке в значи­тельной мере зависел от дипломатической активности воюющих держав. В III—II веках до нашей эры римская дипломатия до­стигла высшей точки развития. Это совпало с наиболее напря­женным периодом борьбы, со Второй и Третьей Пуническими вой­нами и войнами Рима с эллинистическими царствами. Против­ником Рима был карфагенянин Ганнибал — столь же гениаль­ный дипломат, как и стратег. Впервые римская и карфагенская дипломатия резко столкнулись по вопросу о союзниках. Ввиду равенства вооруженных сил Рима и Карфагена уже с само­го начала войны было очевидно, что ее исход в значитель­ной степени зависит от отношения к воюющим державам ней­тральных стран — соседних варварских народностей и в осо­бенности греко-эллинистических государств. Поддержка, оказываемая Ганнибалу его союзниками, — князьями нумидийских, испанских и галльских племен, была недостаточна. При таком критическом положении приходилось искать вы­хода где-либо на стороне, за пределами римско-карфагенского мира. Тогда Ганнибал и устремил свои взоры на Восток, на греко-эллинистический мир.


    Дипломатия древнего Египта
    Обменивались письмами не только цари, но и царицы.
    Египетская и хеттская царицы выражали друг другу радость по поводу «прекрасного мира» и «прекрасного братства», установившегося между двумя могущественными деспотиями.

    «Желаю вам, моя сестра, будет хорошо! Пусть ваши дома, ваши сыновья, ваши армии, ваши кони, колесницы твои, ваши дворяне, и то, что в вашей земле очень хорошо!»

    Нефертари (жена Рамсеса II), активно участвовавшая в политической жизни страны, в тоже самое время была близкой подругой хеттской царицы Пудухепы и даже называла её своей сестрой.

    После смерти египетской царицы политический союз между хеттами и Египтом был скреплен династическим браком — женитьбой Рамсеса на красавице дочери Хаттушиля.

    Маафорнеферура («Зрящая красоту Солнца»,)- хеттская принцесса, старшая дочь Хаттушили III, ставшая женой фараона Рамзеса II.

    Новая супруга великого царя Египта была торжественно встречена на границе обоих царств. На устроенном в честь ее прибытия пиршестве было предложено угощение и египетским и хеттским воинам.
    Царевна стала не одной из второстепенных жен царя, как это обычно случалось с иностранками при египетском дворе, а «великой» супругой фараона.

    Вскоре и сам Хаттушили, вместе с царем соседней области Коди, посетил Египет. При преемнике Рамсеса, его сыне Мернепта, дружественные отношения между двумя державами продолжались: когда в стране хеттов был голод, туда из Египта был послан хлеб на кораблях.

    Вторая дочь Хаттушили III так же стала женой Рамзеса II.

    Сам Рамсес II имел, по крайней мере, семь жён и десятки наложниц, от которых у него было 40 дочерей и 45 сыновей.

    Для истории дипломатии договор Рамсеса с Хаттушилем имеет первостепенное значение. Во-первых, это древнейший из известных нам памятников международного права. Во-вторых, по своей форме он послужил образцом всех последующих договоров, как для царств Древнего Востока, так и для Греции и Рима. Форма международного договора в основном оставалась неизменной на протяжении всей истории древнего мира. Греция и Рим в этом отношении копировали древневосточную договорную практику. Наряду с этим в договоре Рамсеса — Хаттушиля нашла свое отражение характерная черта государственного строя Древнего Востока — полное отождествление государства с личностью носителя верховной власти. Все переговоры велись исключительно от имени царя. Отдельные статьи договора содержат обязательства ненападения и взаимной помощи. Достойно внимания, что эта помощь предусматривается даже в виде обусловленной сторонами обоюдной интервенции для подавления внутренних восстаний. Таким образом, египетско-хеттский договор, имеющий больше чем трехтысячелетнюю давность, являлся в некоторой степени прототипом позднейших международных соглашений.


    написать администратору сайта