Главная страница
Навигация по странице:

  • Исмаил Гаспринский

  • Бехбуди, Авлони, Мунаввар Кары

  • Школа

  • Мунаввар-кары Абдурашидхонов (1878-1931)

  • Абдурауф Фитрат (1886-1938)

  • Абдулла́ Кадыри́ 1894 — 1938

  • Абдулхамид Чулпан (1897-1938)

  • “Халил — искусник”

  • ПЕРВЫЕ ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ ТУРКЕСТАНА

  • 15 наименований газет и журналов

  • Востоке

  • презентация Джадиды. Джадиды. Джадиды просветители узбекского народа


    Скачать 2.07 Mb.
    НазваниеДжадиды просветители узбекского народа
    Анкорпрезентация Джадиды
    Дата15.02.2022
    Размер2.07 Mb.
    Формат файлаppt
    Имя файлаДжадиды.ppt
    ТипДокументы
    #363012

    Джадиды – просветители узбекского народа

    • История Узбекистана

    Джадиды

    • В развитии узбекского просветительства важное место занимают идеологи местной элиты – джадиды, представляющие прогрессивную часть интеллигенции

    Этимология слова

    • Джадиди́зм (от араб. جديد‎‎ jadīd — «новый»,) — общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских (преимущественно тюркских) народов в Российской империи конца XIX — начала XX века.

    Джадиды

    Основатель движения

    • Исмаил Гаспринский
    • Родился в селе Авджикой
    • Ялтинского уезда Таврической губернии[2] (ныне Бахчисарайский район Крыма) в семье офицера русской службы Мустафы Али-оглу Гаспринского и его жены Фатма-Султан Темир-Гази-кызы (девичья фамилия Кантакузова). Мустафа Али-оглу был уроженцем расположенного на южном берегу Крыма аула Гаспра, и потому взял себе фамилию Гаспринский. 19.04.1854 г. семью утвердили в дворянском достоинстве. Исмаил Гаспринский получил образование домашнее, в начальной школе (мектебе), в Симферопольской казенной мужской гимназии, в воронежском военном учебном заведении, а затем во 2-й Московской военной гимназии.

    Исмаил Гаспринский

    • 1879 году Исмаил Гаспринский предпринимал неоднократные попытки создать собственное издательство газет на общетюркском языке

    Исмаил Гаспринский

    • С 10 апреля 1883 Гаспринскому разрешили издавать и редактировать первую российскую тюрко-славянскую газету «Переводчикъ-Терджиманъ».
    • Газета просуществовала почти 35 лет и была закрыта 23 февраля 1918 года.

    Образование

    • С именем Исмаила Гаспринского связано основание и развитие просветительского движения народов исламского Востока — джадидизм (новый, более светский метод обучения), которое радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер.
    • До новометодных школ учились дети в школах заучивая наизусть Коран таким способом ученик мог начать читать только в 4-5 классе а именно суры из священного писания заучивались на слух (учитель произносил ученики повторяли). Гаспринский составил букварь на основе своей системы благодаря чему дети (и не только) могли быстро овладеть чтением.
    • . Им была написана и издана серия учебных пособий для национальных новометодных школ. Наиболее известным из них стал учебник «Ходжа и субъян» («Учитель детей»).

    Джадиды

    • Подвижниками этого движения были просвещенное духовенство интеллигенция и состоятельные люди вскоре из джадидов выходят классики узбекской литературы Бехбуди, Авлони, Мунаввар Кары о многие другие.
    • Джадиды начинают выпускать собственные газеты «Таракки» «Шухрат» «Хуршид» через них они знакомят читателей с событиями которые происходили в Туркестане и во всей Российской империи и мире. Они хотели лучшей доли для своего народа а добиться этого можно было благодаря хорошему образованию. Через образование к прогрессу и они начали работать с самым «податливым» слоем населения – молодежь.

    Школа

    • 14 декабря 1884 г. в доме Ташкентского купца Саид Азимбая открылась первая новометодная школа только для представителей коренной национальности (бесплатно) в этом же году таких школ было открыто 14 а в 1911 г. их было 89.

    Джадиды

    • Пытались привить местному населению элементы европейской культуры так отправляли на учебу в Россию и Европу. В 1910 г. стали открываться театры в Ташкенте и других городах Ср.Азии пьесы для этих театров писали такие люди как Бехбуди, Авлони, Фитрат, Хамза. На сцене высмеивались предрассудки религиозных лиц , государства. Имели острою социальную направленность бичевали коррупцию влияния мусульманской интеллигенции обрядов и обычаев.

    Мунаввар-кары Абдурашидхонов (1878-1931)

    • Мунаввар-кары Абдурашидхонов (1878 — 1931) — Отец «джадидов» Ташкента пользовался большим авторитетом среди интеллигенции. Неустанный борец, политический деятель и просветитель, беспощадно разоблачавший царскую колониальную политику

    Абдурауф Фитрат (1886-1938)

    • В истории узбекской литературы были писатели, которые своим творчеством подняли ее на небывалую высоту. Их произведения до сих пор считаются важной вехой в развитии отечественной литературы.

    Фитрат

    • автор еще нескольких поэтических сборников, таких как “Искра”, “Стихи. Поэма”, “Моя ночь”. Основной мотив его стихов - любовь к Родине, красота и неповторимость родного края. Поэт-патриот искренне желает видеть свою Родину свободной и счастливой,

    Абдулла́ Кадыри́ 1894 — 1938

    • известный узбекский советский писатель. Являясь культовым писателем в среде современной узбекской интеллигенции
    • работал в Ташкенте в узбекском сатирическом журнале «Муштум» («Кулак»). Где печатались его сатирические рассказы и фельетоны, пользовавшиеся большим успехом у читателей. Романы и повести Кадыри посвящены жизни ташкентских и кокандских узбеков в XIX веке

    Абдулхамид Чулпан (1897-1938)

    • Абдулхамид Сулейман (1897-1938), подписывавший свои произведения главным образом тахаллусом Чулпан (“утренняя звезда”). Это была довольно одаренная личность, которая оставила заметный след в истории отечественной литературы.
    • , в 1917 году он пишет драму “Халил — искусник”, а спустя три года — пьесу “Яркиной”, которая долгие годы не сходила со сцен драматических театров Туркестанского края.

    Махмудходжа Бехбуди 1875г 1919 г

    • Бехбуди был основателем газеты “Ойна” (“Зеркало”), издававшейся в Самарканде.
    • Махмудходжа Бехбудий был автором более 200 публикаций, которые вышли как на узбекском, так и на таджикском языках. В частности, “Мунтахаби жугрофияи умумий” - “Кискача умумий жугрофия” (1903), “Китоб-ул-атфол” - “Болалар учун китоб” (1904) и мн. др.
    • Вершиной писательского мастерства Бехбуди является драма на узбекском языке “Падаркуш” (Отцеубийца) вышедшая в Самарканде в 1911 году. Пьеса Бехбуди была поставлена на сценах театров Самарканда, Бухары, Ташкента. Являясь первым произведением узбекской драматургии, пьеса оказала большое влияние на создание последующих произведений.
    • В 1913 году Бехбуди начал выпуск газеты «Самарканд» на узбекском и таджикском языках.

    ПЕРВЫЕ ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ ТУРКЕСТАНА

    ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ ТУРКЕСТАНА

    • Туркестанские джадиды проявили истинный героизм при создании органов периодической печати в крае накануне Первой мировой войны. За короткий период они выпустили 15 наименований газет и журналов.

    ПРИЗЫВ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ЖЕНЩИН

    • Важной исторической заслугой туркестанских джадидов является и то, что впервые на Востоке они призывали к освобождению женщин, которое должно открыть для них широкий путь социального прогресса, научного знания и просвещения. Ярким свидетельством этому служит ряд статей и стихов, появившихся в газете «Садои Туркистон».

    ЖЕНЩИНЫ ВОСТОКА

    Итоги:

    • джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин.


    написать администратору сайта