общая психзологния 3. Доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией) Биологическая природа психики. Психика человека
Скачать 27.97 Kb.
|
Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией): Биологическая природа психики. Психика человека – это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира; в построении субъектом неотчужденной от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Психика, начиная от самых примитивных форм и кончая человеческой является механизмом приспособления организма к внешней среде и последней – к его потребностям. Основными механизмами психики являются: психическое отражение, психическое проектирование, психическое опредмечивание. Психическое отражение как психический процесс включает в себя: восприятие внешней и внутренней (исходящей из самого организма) информации; передачу ее в соответствующей (биологической) форме по нервным проводникам в те мозговые системы, в которых она воспроизводится в изоморфном (адекватно отражающем действительность) виде. Психическое отражение имеет особые свойства, среди которых необходимо выделить: - активность (человек отражает мир, активно воздействуя на него. В ходе этого воздействия изменяется и сам человек, происходит дальнейшее совершенствование его психической деятельности); - правильность (благодаря психике получаем правильное, верное отражение мира, проверяемое и подтверждаемое общественно-исторической практикой людей); -субъективность (отражение объективной действительности, при котором любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся индивидуальные особенности человека, его психическое состояние в данный момент. Это приводит к тому, что одно и то же внешнее воздействие может по разному отражаться разными людьми и одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях); - образность (благодаря психике появляется возможность оперирования не с самими предметами, а с их отображением, с образами этих предметов); - опережающее отражение (опираясь на память и остальные свои свойства, психика отражает жизненный опыт, позволяя на основе этого опыта строить образы близкого или отдаленного будущего, предвосхищать события, планировать и т.д.); -системность (характеризует обусловленность психического отражения совокупными, весьма сложными, неоднозначными, многоуровневыми, многоэлементными условиями). Психическое проектирование – это упорядочение и гармонизация содержания отражения соответственно цели действий или деятельности человека. Процесс проектирования – это совокупность и последовательность умственных или психомоторных действий, в результате которых создаются образы, схемы или знаковые системы. При этом информация становится доступной для собственного обозрения, сравнения и осмысления. Психическое опредмечивание – элемент сознательной и целесообразной деятельности человека, процесс преобразования и воплощения душевных человеческих сил и способностей из умственной формы, образа в свойства предмета, что в итоге позволяет установить необходимые взаимоотношения организма с внешней средой. Психическое опредмечивание имеет три основных формы: - материальную – производство, труд, в процессе которых человек преобразует и создает материальный продукт своей деятельности; - психическую – производство и интерпретация содержания отражения, операции ума, переживания и т.д.; - творение самого себя – развитие душевных и духовных потенций. Таким образом, содержанием психики являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий, т.е. образы объективного мира. Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрения и т.д. Именно поэтому в самом общем виде можно дать определение психики как субъективного образа объективного мира. Основными функциями психики являются: - инструментальная – психика как источник активности, движения; - отражательная (сигнальная, познавательная) – способность в форме образа воспроизводить предметный мир; ориентировать организм в свойствах окружающего мира; - регулятивная – обеспечивает адаптацию организма к изменяющимся (физическим и социальным) условиям внешней среды; обеспечивает гармонию внутреннего мира человека; III. Теоретическое задание (выбрать и выполнить одно из заданий): Представьте отличие психики человека от психики животных. Отличие психики животных и человека состоит так же в эмоциональной сфере. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями. И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек. С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных. Биологические исследования человеческого организма и животных многократно продемонстрировали, что человеческая физиология почти полностью подобна таковой у некоторых видов животных (например, приматов). Вместе с тем с точки зрения развития природы человек является принципиально новым по сравнению с животным миром видом. Уникальность человека как природного вида определяется его психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют аналогов ни у одного из животных видов даже с наиболее развитым интеллектом. По меткому выражению М. Шелера, человек «не знает, что он такое и знает, что он этого не знает». Личность отдельного человека складывается из собственно самого индивида и его положения в обществе других людей. Индивид представляет собой биологическое тело, возникающее и развивающееся по законам развития природы. Развитие его психики и определяющийся им социальный статус человека зависят от законов развития общества. В свою очередь, общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики. Очевидно, что, познав ее устройство, присущие ей причинно-следственные взаимосвязи и обусловленные ими мотивы поведения людей, можно научиться успешно решать многие психологические и социальные задачи в повседневной жизни. Но почему мы, люди, бываем так беспричинно жестоки и агрессивны? Почему иногда людей, которые не любили работать руками, да и не умели, тянет на дачу, поближе к свежему воздуху и тишине. И меняются люди. А инстинкт собственности – один из самых мучительных для детей человека. Ребенок может быть добрым, не жадным, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Может быть, человек еще не совсем отделился от природы, и ответы нужно искать у предков людей и у животных, наших братьев, так как вышли мы все из природы. Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, речь). Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных – и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. – с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов. Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям. Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие — предметностью, константностью, осмысленностью, а память — произвольностью и опосредственностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению. Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений. Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами. Любая группа, для того чтобы выжить, должна обладать средством, которое позволяло бы ее членам общаться между собой, направлять и координировать действия каждого из них. Почти у всех видов животных имеются способы передачи информации, с помощью которых каждая особь может сообщать другим представителям своего вида об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Эти сигналы, однако, всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией. По-видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к данному моменту. Только человеческие существа могут при помощи слов возвращаться в прошлое, делая доступным познание давних событий, а также сообщать заранее о некоторых событиях или действиях, предстоящих в будущем, или необходимых шагах для их осуществления [2]. Исследователи еще не пришли к единому мнению о том, в какой именно момент возник язык. Некоторые авторы считают, что это произошло очень давно, возможно 2 млн. лет назад, в эпоху, когда Нотo habilis изготовлял свои первые орудия. Разнообразие этих орудий и передача соответствующих навыков были бы невозможны без языка. Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют и особенности их «речи». Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков. Имеем ли мы в этом случае процесс, похожий на речевое общение человека? Некоторое внешнее сходство между ними несомненно существует. Внутренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, а как на отраженную в речи реальность. Голосовое общение животных в корне отличается от нее. Легко доказать, что животное отвечает на голос сородича вне зависимости от того, что отражает данный ключевой сигнал: он имеет для него лишь определенный биологический смысл. Или, например, у птиц, живущих стаями, существуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана. При этом совершенно безразлично, что действует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме. Следовательно, эти крики связаны с теми или иными явлениями действительности, сходством объективного отношениях ним животного. Иначе говоря, упомянутые крики животных лишены устойчивого объективного предметного значения. То есть общение животных и по своему содержанию и по характеру осуществляющих его конкретных процессов также полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности. Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоции генных ситуациях. У высших животных – антропоидов – и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам. Человек тоже скалит зубы при сильном страхе или гневе. Оказаться адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется. Но у программы показа зубов есть еще два куда более мягких варианта. Первый - заискивающая улыбка. Так улыбается человек, вступая в контакт с тем, кого побаивается. Второй - это широкая улыбка. Так улыбается другому спокойный уверенный в себе человек. В сущности, он тоже показывает вам, что вооружен и готов за себя постоять и в вашем снисхождении не нуждается. Но эта форма демонстрации настолько мягкая, что не только не вызывает у вас страха, а напротив, действует приветливо и умиротворяюще. Давно замечено: когда человек, всю жизнь проживший при тоталитарном режиме, попадает в страну, где люди чувствуют себя свободно, его поначалу удивляет, почему окружающие все время улыбаются друг другу и ему тоже. Путешественник, привыкший, что вокруг никто не улыбается, а если и улыбается, то заискивающе, в первые дни думает, что от него чего-то хотят. Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий [3]. Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивацииповедения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком. Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно не решаемым, т.е. спорным. Это – потребности в общении (контактах c себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор неизвестно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации. У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это - духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей. Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие – подчиненными [4]. Таким образом, человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое. До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение. IV. Практические задания. 1) Заполнить пробелы: 1. Согласно Ч. Дарвину, естественные процессы привели к отбору….. признаков, наиболее …приспособленных……. к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям. 2. Труд Дарвина, опубликованный в …1859.. г. и вызвавший ожесточенные споры, назывался … «Происхождение видов» …. 3. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными …генетики .. и открытием законов наследственности…… 4. Последовательность событий, в результате которой информация от …мозга….. передается в нервную систему и вызывает автоматическую реакцию, называется …когнитивная…. 5. Присущие данному виду сложные …стереотипные.. формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют …инстинктивным……. поведением. 6. У некоторых животных наблюдается ……. – создается глубокая привязанность к первому ……. предмету, который они увидели после появления на свет. 7. Способность к …….. – это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем, чтобы найти решение данной проблемы. В эволюционном ряду животных она появляется у ………. 8. Вертикальное положение тела создало также возможность для развития ……. во всех направлениях, а тем самым и для увеличения …… головного мозга. 9. Главные особенности социальной организации человека – ….. пищи со своими сородичами и образование постоянных …….. |